Сценарий мастер-класса на тему

В сценарии мастре-класса освещается теория вопроса о технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся, представлен фрагмент урока "Защита проектов": "Речевое общение в современном обществе", "Засоряют ли sms-сообщения русскую речь?", " О современной стихотворной рекламе" из моего опыта организации проектно-исследовательской деятельности на уроке русского языка по развитию речи. Проблемную среду на уроке создаю разными формами- беседой, "мозговым штурмом",работой в группах, ролевыми иг...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

отдел образования администрации муниципального района

Хайбуллинский район.



Мастер - класс:

« Организация проектной деятельности

на уроках русского языка и литературы»

Провела на заседании Клуба молодого учителя:

учитель русского языка

и литературы

первой категории

МБОУ СОШ села Татыр-Узяк

Сидоренко И.М.



Мастер-класс " Опыт организации проектно - исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»"

Цель мастер-класса: поделиться своим опытом организации проектно - исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация мастер-класса, раздаточный материал, выставка практических проектов.

Задачи: 1) познакомить с теорией вопроса о технологии проектно-исследовательской деятельности;

2) с помощью фрагмента урока «Защита проектов : «Речевое общение в современном обществе», «Засоряют ли SMS- сообщения русскую речь?», «О современной стихотворной рекламе», представить свой опыт организации проектно-исследовательской деятельности на уроке русского языка по развитию речи в 8 классе;

1. Выступление Сидоренко И.М. «Проектная деятельность» (5-7 мин.)

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать , сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Методика организации проекта такова:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

Создаю проблемную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола , групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю "Правила успешной проектной деятельности", которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых "спящих" партнеров.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте".

План действий учащихся в проекте

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. ( Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы ).

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. ( Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы ).

Выбираем метод. ( Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

Анализируем результаты. ( Сравниваем полученные с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме - плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.

Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку и литературе: Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как "Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам",важно дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания - проекты.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.

"Мозговой штурм" применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры "мозгового штурма": 5 кл. - предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 9 кл. - предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.

2. Приступаем к фрагменту урока «Защита проектов: «Речевое общение в современном обществе», «Засоряют ли SMS -сообщения русскую речь?», «О современной стихотворной рекламе».

Мы хотим продемонстрировать организацию проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8 классе по развитию речи. Основная проблема, которую учащиеся должны были изучить - это низкий уровень культуры общения в современном обществе. Учащиеся работали в группе, паре и индивидуально. Предоставим им слово.

  1. Групповой проект «Речевое общение в современном обществе» .

А/ Сообщение Баймурзиной Розалии; (5 мин.)

Б/ Сообщение Омардибировой Джамили;(4 мин.)

В/ Сценка «Телефонный разговор современной Эллочки» с сурдо переводом. Исполняют Ахмадеева Гульсина, Султанова Азалия, Касьянова Оля;(1 мин.)

Г/Сообщение Ишкильдина Вильдана «Правила общения по мобильному телефону»; («2 мин.)

Д/ Сценка «Телефонный экспромт». Исполняют Баймурзин Ильдар, Айдашева Тансулпан ( 1 мин.)

  1. Индивидуальный проект Сидоренко Анны на тему: «Засоряют ли SMS- сообщения русскую речь?» с презентацией.(3 мин.)

  2. Парный проект « О современной стихотворной рекламе …» Лазарева Ксения и Рыбальченко Леонид с презентацией собственной рекламы « Приходите учиться в нашу школу». ( 4 мин.)

  3. Сценка «Реклама решебника». Исполняют Чейпеш Саша и Бикбов Гайнулла.

3. Практическая часть мастер-класса.

Краткосрочные проекты - составление рекламного модуля с использованием эпитетов или стихотворений с готовыми рифмами на темы: «Русский язык», «Школа», «Учитель» , «Урок».

(2 мин.) (Участники мастер-класса используют карточки с готовыми рифмами).

Итог. Что нового для себя вы узнали, работая самостоятельно над своими проектами? Полезна ли для вас была эта работа?

Рефлексия.

© 2010-2022