Программа элективного курса по русскому языку

Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации. На занятиях курса «Культура речи» учащимся предоставляется возможность выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок. Программа включает в себя: теоретический материал, упражнения практического характера, контрольны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Культура речи как составляющая

коммуникативной компетенции»

10 класс

Количество часов: 17

Автор: Рундина Е.М.,

учитель русского языка


















Пояснительная записка

Одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в высшем обществе. Светское общество XXI века составляют публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной культурой, занимающие высокое социальное и материальное положение. Однако в современную систему школьного речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения, которыми должны овладеть выпускники для профессионального и социального успеха.

Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).

Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь - показатель их общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности.

Социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.
Суждение К.И.Чуковского о том, что «засилье чужеязычных речений не вредит нашему языку», вполне справедливое еще недавно, ныне, к сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить великое множество оправданных и неоправданных заимствований (эксклюзив, преференция, саммит…) и разного рода плеоназмов (другая альтернатива, важнейшие приоритеты, согласительный консенсус и т.п.).

Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации современного языка. Издаются и читаются произведения современных авторов, откровенно ориентированные на вульгарно-сниженную, а то и просто инвективную речь. «Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, все­гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, вырази­тельнее.
Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную систему.
«Основательное изучение» родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью следует понимать, с одной стороны, усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и правил их построения (как условия понимания и конструирования высказывания), с другой стороны - знание системы языка.
Речевая (коммуникативная) компетентность - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) - стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке к Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса.

Рассчитан на 17 часов.

Основная цель курса - повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

Программа направлена на достижение следующих задач:

- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;

- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;

- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;

- пользование нормативными словарями и справочной литературой.

В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.

На занятиях курса «Культура речи» учащимся предоставляется возможность выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.

Программа включает в себя:

теоретический материал,

упражнения практического характера,

контрольные вопросы,

тесты,

творческие задания.

Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной литературы.

Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач.

Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов ЕГЭ по русскому языку.

Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся, позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала.

Основные формы организации занятий - лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

Планируемые результаты элективного курса.

Учащиеся:

Ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Учащиеся будут уметь:

Правильно подбирать лексические понятия;

Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Учащиеся приобретут навыки:

работы над благозвучием собственной речи;

составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

наблюдение за активностью на занятиях;

результаты выполнения предложенных заданий;

анализ промежуточных творческих работ;

создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

Содержание курса

1. Основы культуры речи:

а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;
в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений.

Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и предложений.

Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой).

Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.

2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:

а) слова ограниченного и неограниченного употребления;
б) многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник-фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.

Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства языка, которые делают нашу речь выразительной.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений; использовать в речи эмоционально-экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.

3. Точность словоупотребления:

а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология (речевая избыточность);
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты- "словесное топтание" на месте;
Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов - свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности.

Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов; знать, что засоряет нашу речь.

Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.

4. Язык и культура общения сегодня:

а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.

Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных ситуаций в деловом общении.

Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.

Требования к умениям: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во часов

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10-11

12

13

14

15

16

17

Раздел 1. Основы культуры речи.

Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи.

Тема 2. Нормы произношения.

Тема 3. Ударение в словах.

Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Раздел 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь.

Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления.

Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова.

Тема 3. Неиссякаемый источник-фразеология.

Тема 4. Что делает речь яркой и образной.

Раздел 3. Точность словоупотребления.

Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).

Тема 3. Правильный выбор синонимов.

Тема 4. Речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты- "словесное топтание" на месте.

Раздел 4. Язык и культура общения сегодня.

Тема 1. Речевой этикет.

Тема 2. Этикет деловой речи.

Зачетная работа по курсу.

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Учебно - тематический план

РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи.


п/п

Название

тем курса

Всего

часов

Формы и методы обучения

Контрольные

вопросы

1

Что такое культура речи. Основные качества речи.

1

Беседа

1)Что такое культура речи и каковы ее составляющие?

2


Нормы произношения

1

Лекция

Практикум, тренировочные задания из ЕГЭ

1) Дайте определение понятия «норма литературного языка».

2) Послушав друг друга, определите, есть ли у кого-либо из членов группы отклонения от норм произношения?

3)Чем отличаются нормы правописания от норм произношения?

3

Ударение в словах.

1

Практикум

Работа с худ. текстами.), тренировочные задания из ЕГЭ (А2),

тренажер на компьютере

1)Что вы узнали о колебаниях в ударении?

2)Расскажите о стилях произношения

4-5

Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

2

Урок-практикум

Задания из ЕГЭ (А4, А5, А6)

1)Перечислите характерные особенности нормы.

2)Что означает «точность» речи?

3)Употребление каких синтаксических конструкций вызывает у вас затруднения?


Раздел II. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь.

6

Слова ограниченного и неограниченного употребления.

1

Лекция

Практикум

(работа со словарями, выполнение практических упражнений)

1)Как вы относитесь к словам, которые находятся за пределами русского литературного языка? Употребляете ли вы их и в каких случаях?

2) Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов.

4)Назовите основные способы толкования терминов

3)Что такое «общепонятность»,

«общедоступность» речи?

7

Многозначные термины и иностранные слова.

1

Лекция

Практикум

(анализ художественных текстов, упражнения в выразительном чтении, критические выступления-анализы)

1) Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании?

8

Неиссякаемый источник-фразеология.

1

Практикум (исследование текстов разных стилей, работа в группах «Аукцион фразеологизмов», сочинение-миниатюра, используя фразеологизмы)

1)Какие изменения происходят во фразеологии русского языка?

2) Что такое фразеологизмы?

3) Что такое фразеологический оборот?

9

Что делает речь яркой и образной.

1

Лекция с элементами беседы,

практикум

1)Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражен

РАЗДЕЛ III. Точность словоупотребления

10-11

Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

.

2

Лекция с элементами беседы, практикум

(задания из ЕГЭ А3)

1)Употребление каких морфологических форм вызывает у вас затруднения?

12

Плеоназм и тавтология (речевая

избыточность).

1

Лекция с элементами беседы (сообщения учащихся)

1)Что такое плеоназм?

2)Что называется тавтологией?

Приведите примеры.

13

Правильный выбор синонимов

1

Беседа, практикум

1) Расскажите об использовании в речи синонимов.

14

Речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты- "словесное топтание" на месте.

1

Лекция с элементами беседы

1)Какие требования предъявляются к речи выступающего со стороны ее звучания?

2)Какие недостатки проявляются чаще всего в речи выступающего? Как избавиться от них?


РАЗДЕЛ IV. . Язык и культура общения сегодня.

15

Речевой этикет.

1

Лекция

Практикум

(деловая игра «Заседание клуба любителей русского языка»распределение ролей, разыгрывание сценок, выполнение упражнений, анализ текстов различных стилей, устный журнал)

1)Что такое речевой этикет?

2)Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.

3)Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.

4)На какие группы делятся формулы речевого этикета?

16

Этикет деловой речи.

1

Лекция, практикум

1) Что называется деловой речью?

17

Зачетная работа по курсу.

1

Турнир знатоков




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998

Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.,1989

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000

Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999

Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002

Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989








Приложение 1

Результаты Итоговой Государственной аттестации по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ)

Год

Класс

Количество

5

4

3

2

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл

2006-2007

11а

28

4

17

7

-

100%

75%

3,8

2006-2007

11б

24

3

8

12

1

95,8%

45,8

3,5

2007-2008

11а

17

1

11

5

-

100%

70,5

3,7

Учащиеся хорошо справились с заданиями части А:

2007г

Задания

части А

11А

% выполнения

11 Б

% выполнения

А-2

68

79

А-3

86

71

А-4

61

50

А-5

82

67

А-6

93

67

А-12

82

75

2008г

Задания

части А

11А

% выполнения

А-2

94

А-3

88

А-4

76

А-5

82

А-6

59

А-12

100


Процент выполнения заданий ЕГЭ - 2006 ( задания на орфоэпические, лексические, морфологические, и грамматические нормы)

2006г

А2

А3

А4

А5

А6

А28

В8

ТСОШ №1, 11А

39

61

72

39

55

28

5

ТСОШ№1, 11Б

76

86

86

66

71

57

33

ТСОШ№2, 11А

41

65

94

29

53

29

20

ТСОШ№2, 11Б

38

84

77

31

46

38

4

ТСОШ№3, 11А

47

95

74

63

80

52

21

ТСОш№3, 11Б

35

75

90

55

75

45

22

ТСОШ№4

47

88

76

59

47

41

17

ССОШ, 11А

50

75

56

56

62

56

34

ССОШ, 11Б

42

74

79

47

47

16

5

УМСОШ

28

86

43

43

57

57

28

ИСОШ

33

66

55

55

44

44

16


2007г

А2

А3

А4

А5

А6

А28

В8

ТСОШ №1, 11А

60

85

40

75

70

75

37

ТСОШ№2, 11А

68

86

45

59

82

59

25

ТСОШ№2, 11Б

56

50

75

44

75

56

12

ТСОШ№3, 11А

68

86

61

82

93

82

41

ТСОш№3, 11Б

79

71

50

67

67

75

23

ССОШ, 11А

64

73

41

77

82

64

32

ССОШ, 11Б

61

69

33

77

92

85

46

УМСОШ

50

66

75

25

58

75

12

ИСОШ

50

80

40

70

60

70

25

2008

А2

А3

А4

А5

А6

А28

В8

ТСОШ №1, 11А

36

82

75

54

39

57

9

ТСОШ№2, 11А

56

78

74

56

35

52

2

ТСОШ№2, 11Б

94

88

76

82

59

82

32

ТСОШ№3, 11А

71

88

96

75

54

83

35

ССОШ, 11А

79

68

68

58

37

84

37

УМСОШ

44

78

89

55

44

67

50

ИСОШ

50

62

50

62

12

87

0


© 2010-2022