- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рундина Е.М. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Культура речи как составляющая
коммуникативной компетенции»
10 класс
Количество часов: 17
Автор: Рундина Е.М.,
учитель русского языка
Пояснительная записка
Одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в высшем обществе. Светское общество XXI века составляют публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной культурой, занимающие высокое социальное и материальное положение. Однако в современную систему школьного речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения, которыми должны овладеть выпускники для профессионального и социального успеха.
Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.
Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.
Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь - показатель их общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности.
Социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.
Суждение К.И.Чуковского о том, что «засилье чужеязычных речений не вредит нашему языку», вполне справедливое еще недавно, ныне, к сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить великое множество оправданных и неоправданных заимствований (эксклюзив, преференция, саммит…) и разного рода плеоназмов (другая альтернатива, важнейшие приоритеты, согласительный консенсус и т.п.).
Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации современного языка. Издаются и читаются произведения современных авторов, откровенно ориентированные на вульгарно-сниженную, а то и просто инвективную речь. «Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную систему.
«Основательное изучение» родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью следует понимать, с одной стороны, усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и правил их построения (как условия понимания и конструирования высказывания), с другой стороны - знание системы языка.
Речевая (коммуникативная) компетентность - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) - стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке к Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса.
Рассчитан на 17 часов.
Основная цель курса - повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;
- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;
- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.
Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.
На занятиях курса «Культура речи» учащимся предоставляется возможность выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.
Программа включает в себя:
теоретический материал,
упражнения практического характера,
контрольные вопросы,
тесты,
творческие задания.
Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной литературы.
Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач.
Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов ЕГЭ по русскому языку.
Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся, позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала.
Основные формы организации занятий - лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Планируемые результаты элективного курса.
Учащиеся:
Ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учащиеся будут уметь:
Правильно подбирать лексические понятия;
Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
создавать собственные высказывания;
сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Учащиеся приобретут навыки:
работы над благозвучием собственной речи;
составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях;
результаты выполнения предложенных заданий;
анализ промежуточных творческих работ;
создание собственных проектов.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.
Содержание курса
1. Основы культуры речи:
а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;
в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений.
Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и предложений.
Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой).
Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.
2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:
а) слова ограниченного и неограниченного употребления;
б) многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник-фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.
Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).
Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства языка, которые делают нашу речь выразительной.
Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений; использовать в речи эмоционально-экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.
3. Точность словоупотребления:
а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология (речевая избыточность);
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты- "словесное топтание" на месте;
Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов - свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности.
Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов; знать, что засоряет нашу речь.
Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.
4. Язык и культура общения сегодня:
а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.
Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных ситуаций в деловом общении.
Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.
Требования к умениям: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Кол-во часов
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
Раздел 1. Основы культуры речи.
Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи.
Тема 2. Нормы произношения.
Тема 3. Ударение в словах.
Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
Раздел 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь.
Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления.
Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова.
Тема 3. Неиссякаемый источник-фразеология.
Тема 4. Что делает речь яркой и образной.
Раздел 3. Точность словоупотребления.
Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).
Тема 3. Правильный выбор синонимов.
Тема 4. Речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты- "словесное топтание" на месте.
Раздел 4. Язык и культура общения сегодня.
Тема 1. Речевой этикет.
Тема 2. Этикет деловой речи.
Зачетная работа по курсу.
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Учебно - тематический план
РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи.
№
п/п
Название
тем курса
Всего
часов
Формы и методы обучения
Контрольные
вопросы
1
Что такое культура речи. Основные качества речи.
1
Беседа
1)Что такое культура речи и каковы ее составляющие?
2
Нормы произношения
1
Лекция
Практикум, тренировочные задания из ЕГЭ
1) Дайте определение понятия «норма литературного языка».
2) Послушав друг друга, определите, есть ли у кого-либо из членов группы отклонения от норм произношения?
3)Чем отличаются нормы правописания от норм произношения?
3
Ударение в словах.
1
Практикум
Работа с худ. текстами.), тренировочные задания из ЕГЭ (А2),
тренажер на компьютере
1)Что вы узнали о колебаниях в ударении?
2)Расскажите о стилях произношения
4-5
Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
2
Урок-практикум
Задания из ЕГЭ (А4, А5, А6)
1)Перечислите характерные особенности нормы.
2)Что означает «точность» речи?
3)Употребление каких синтаксических конструкций вызывает у вас затруднения?
Раздел II. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь.
6
Слова ограниченного и неограниченного употребления.
1
Лекция
Практикум
(работа со словарями, выполнение практических упражнений)
1)Как вы относитесь к словам, которые находятся за пределами русского литературного языка? Употребляете ли вы их и в каких случаях?
2) Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов.
4)Назовите основные способы толкования терминов
3)Что такое «общепонятность»,
«общедоступность» речи?
7
Многозначные термины и иностранные слова.
1
Лекция
Практикум
(анализ художественных текстов, упражнения в выразительном чтении, критические выступления-анализы)
1) Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании?
8
Неиссякаемый источник-фразеология.
1
Практикум (исследование текстов разных стилей, работа в группах «Аукцион фразеологизмов», сочинение-миниатюра, используя фразеологизмы)
1)Какие изменения происходят во фразеологии русского языка?
2) Что такое фразеологизмы?
3) Что такое фразеологический оборот?
9
Что делает речь яркой и образной.
1
Лекция с элементами беседы,
практикум
1)Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражен
РАЗДЕЛ III. Точность словоупотребления
10-11
Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
.
2
Лекция с элементами беседы, практикум
(задания из ЕГЭ А3)
1)Употребление каких морфологических форм вызывает у вас затруднения?
12
Плеоназм и тавтология (речевая
избыточность).
1
Лекция с элементами беседы (сообщения учащихся)
1)Что такое плеоназм?
2)Что называется тавтологией?
Приведите примеры.
13
Правильный выбор синонимов
1
Беседа, практикум
1) Расскажите об использовании в речи синонимов.
14
Речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты- "словесное топтание" на месте.
1
Лекция с элементами беседы
1)Какие требования предъявляются к речи выступающего со стороны ее звучания?
2)Какие недостатки проявляются чаще всего в речи выступающего? Как избавиться от них?
РАЗДЕЛ IV. . Язык и культура общения сегодня.
15
Речевой этикет.
1
Лекция
Практикум
(деловая игра «Заседание клуба любителей русского языка»распределение ролей, разыгрывание сценок, выполнение упражнений, анализ текстов различных стилей, устный журнал)
1)Что такое речевой этикет?
2)Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.
3)Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.
4)На какие группы делятся формулы речевого этикета?
16
Этикет деловой речи.
1
Лекция, практикум
1) Что называется деловой речью?
17
Зачетная работа по курсу.
1
Турнир знатоков
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998
Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.,1989
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000
Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002
Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989
Приложение 1
Результаты Итоговой Государственной аттестации по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ)
Год
Класс
Количество
5
4
3
2
Успеваемость
Качество знаний
Средний балл
2006-2007
11а
28
4
17
7
-
100%
75%
3,8
2006-2007
11б
24
3
8
12
1
95,8%
45,8
3,5
2007-2008
11а
17
1
11
5
-
100%
70,5
3,7
Учащиеся хорошо справились с заданиями части А:
2007г
Задания
части А
11А
% выполнения
11 Б
% выполнения
А-2
68
79
А-3
86
71
А-4
61
50
А-5
82
67
А-6
93
67
А-12
82
75
2008г
Задания
части А
11А
% выполнения
А-2
94
А-3
88
А-4
76
А-5
82
А-6
59
А-12
100
Процент выполнения заданий ЕГЭ - 2006 ( задания на орфоэпические, лексические, морфологические, и грамматические нормы)
2006г
А2
А3
А4
А5
А6
А28
В8
ТСОШ №1, 11А
39
61
72
39
55
28
5
ТСОШ№1, 11Б
76
86
86
66
71
57
33
ТСОШ№2, 11А
41
65
94
29
53
29
20
ТСОШ№2, 11Б
38
84
77
31
46
38
4
ТСОШ№3, 11А
47
95
74
63
80
52
21
ТСОш№3, 11Б
35
75
90
55
75
45
22
ТСОШ№4
47
88
76
59
47
41
17
ССОШ, 11А
50
75
56
56
62
56
34
ССОШ, 11Б
42
74
79
47
47
16
5
УМСОШ
28
86
43
43
57
57
28
ИСОШ
33
66
55
55
44
44
16
2007г
А2
А3
А4
А5
А6
А28
В8
ТСОШ №1, 11А
60
85
40
75
70
75
37
ТСОШ№2, 11А
68
86
45
59
82
59
25
ТСОШ№2, 11Б
56
50
75
44
75
56
12
ТСОШ№3, 11А
68
86
61
82
93
82
41
ТСОш№3, 11Б
79
71
50
67
67
75
23
ССОШ, 11А
64
73
41
77
82
64
32
ССОШ, 11Б
61
69
33
77
92
85
46
УМСОШ
50
66
75
25
58
75
12
ИСОШ
50
80
40
70
60
70
25
2008
А2
А3
А4
А5
А6
А28
В8
ТСОШ №1, 11А
36
82
75
54
39
57
9
ТСОШ№2, 11А
56
78
74
56
35
52
2
ТСОШ№2, 11Б
94
88
76
82
59
82
32
ТСОШ№3, 11А
71
88
96
75
54
83
35
ССОШ, 11А
79
68
68
58
37
84
37
УМСОШ
44
78
89
55
44
67
50
ИСОШ
50
62
50
62
12
87
0