Гуманистическая направленность технологии обучения, погруженного в общение

Успешность деятельности школьника равнозначна успеху становления его личности. Успех выражается в чувстве удовольствия и радости. Неуспех, вызывающий неудовлетворенность и огорчение, должен сопровождаться сопереживанием неудачи, рассматриваемой как приближение к намеченной цели, как индивидуальные неизбежные задержки, вызванные необходимостью совершенствования знаний и опыта, способов деятельности, определенных умений.    Действительно, современная школа сегодня нацелена на создание условий пере...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Табат Ирина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №14»

с. Надежда Шпаковский район

Ставропольский край

Гуманистическая направленность технологии обучения,

погруженного в общение

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

В.А. Сухомлинский

Гуманизм в образовании непрерывно связан с ориентацией на решение проблем формирования «человеческих» качеств в человеке.

В соответствии с взглядами Ш.А. Амонашвили на личностно - гуманную основу педагогического процесса, концепцию гуманистической направленности образования составляют следующие пять теоретических положений:

1. Ребенок - растущая личность, целостность которой определяется системой потребностей, мотивов, установок, ориентации, убеждений. Обучение становиться смыслом жизни учащегося, если оно управляется с его же позиции, которая включает в себя разносторонние тенденции к развитию, самостоятельности, самоутверждению, познанию и т.д.

2. Образование личности эффективно проходит в комфортной, здоровьесберегающей, диалогической среде.

3. Познавательные силы ребенка стремятся к развитию, которое мыслится как процесс /потребность/ преодоления все более усложняющихся препятствий. Потребность школьника возбуждает не просто активную деятельность в виде усвоения, заучивания, запоминания, повторения, а скорее экспансивную, выражающуюся в формах присвоения, овладения, добывания, распознавания. Экспансивные формы деятельности способствуют формированию жизненного

, личностного смысла обучения.

4. В силу общественной значимости результатов учебно - познавательная деятельность, основной функцией которой является стремление к новому, имеет для школьника огромный личностный смысл. Успешность деятельности школьника равнозначна успеху становления его личности. Успех выражается в чувстве удовольствия и радости. Неуспех, вызывающий неудовлетворенность и огорчение, должен сопровождаться сопереживанием неудачи, рассматриваемой как приближение к намеченной цели, как индивидуальные неизбежные задержки, вызванные необходимостью совершенствования знаний и опыта, способов деятельности, определенных умений.

5. Ребенок стремится к свободной активности своих познавательных сил, ему необходимо чувство свободного выбора и педагогическая поддержка. Свободное функционирование познавательных сил в процессе обучения обеспечивается:

а) установлением атмосферы взаимного доверия и уважения;

б) управление учебным процессом в формах «со…» педагога и школьника;

в) создание условий для свободного выбора педагогически однозначных /с одной и той же учебной задачей/, но субъективно /для школьника/ разнообразных учебных материалов;

г) удовлетворение потребности в экспансивной учебно - познавательной деятельности и обеспечение развития всех познавательных сил;

д) пробуждение, формирование и поощрение творческой и созидательной самостоятельности учебно - познавательной деятельности.

Действительно, современная школа сегодня нацелена на создание условий перехода от простого познания действительности учащимися к открытиям и прогнозам разной общественной значимости, на предоставление школьникам возможности выступать в роли исследователя, инициативной личности, способной работать над собой.

Поэтому творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке с детства, но не каждый может ощущать ее присутствие.

Задача современного учителя - создать условия для творческой самореализации детей. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело захватывает, увлекает. Творческий труд - это гармония всех способностей человеческого существа.

Основным средством воздействия на школьника был и остается урок и слово учителя, приглашающее к раздумью. Только педагог в постоянном общении с ребенком остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления, духовного роста и развития творческих возможностей, интеллектуальных задатков необходимо работать.

Проблема общения детей, подростков и взрослых людей - одна из самых важных проблем сегодня в самых различных областях деятельности человека, и учебная деятельность - не исключение.

Школьник испытывает огромную потребность в общении друг с другом, преподавателем, родителями. Но организация его жизни предполагает постоянное погружение в учебную деятельность, а не реализацию потребности в общении. Поэтому просто необходимо, чтобы решение учебно - воспитательных задач на современном развивающем уроке способствовало развитию сферы общения школьников.

Для этого в процессе обучения должны проявляется все три стороны общения:

- информативная /передача и сохранение информации/;

-интерактивная /организация взаимодействия в совместной деятельности/;

- перцептивная /восприятие и понимание человека человеком/.

Педагог, проводящий занятия, должен владеть приемами учебного диалога, который способствует созданию атмосферы сотрудничества, сооуправления, взаимодействия на уроке: учитель и ученик выступают в роли собеседника и сотрудника.

Существуют вербальные приемы учебного взаимодействия на уроке:

- постановка «открытых» вопросов /т.е. таких, которые заранее ориентируют не на единый - «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме/;

- определение собственной позиции во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что дает учащимся возможность высказывать на уроке и «правильные» и «неправильные» точки зрения без боязни, что их остановят;

- анализ и самоанализ урока /что, как и почему происходило/;

- ведение заметок, помогающих отслеживать течение урока, его кульминацию, результативность;

Важную роль играют невербальные приемы учебной коммуникации на уроке:

- визуальные /выражение лица (заинтересованное - равнодушное), зрительный контакт (взгляд на собеседника - избегание прямого взгляда), позы, движения (располагающие к собеседованию и угрожающие и пр.)/;

- акустические /интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы/;

- тактильные /расстояние между говорящими (далекое - близкое, способствующее контакту - препятствующее), прикосновения (одобряющие - агрессивные и пр.)/.

Опытный педагог - профессионал стремится на уроке умело использовать технологии, позволяющие сочетать гуманное обучение и общение.

К методам интерактивного обучения в общении относятся те, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний.

Использование на уроке таких форм обучения как учебная дискуссия, учебный диалог, игровое моделирование, «дебаты», «сократические диалоги» позволяет каждому школьнику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другую точку зрения, увидеть многомерность задачи…

С психологической точки зрения подобные занятия позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, обратиться за помощью к товарищу, педагогу. Происходит перенос знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Самоуправление своей учебно - познавательной деятельности на уроке процесс не простой, он под силу не каждому. Только организуя групповые взаимодействия между детьми на уроке, учитель способен выработать у школьников навыки сотрудничества.

Работа учащихся в микрогруппах предусматривает индивидуальный поиск ответов на учебную задачу, работу в парах, принятие группового решения.

Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение. В процессе учения школьнику предоставляется возможность общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, учиться оценивать чужую и, конечно, свою речь, поддерживать беседу, устанавливать контакт, передавать информацию…

Использование такой формы работы на уроке особенно эффективна и полезна для застенчивых, стеснительных, замкнутых детей, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа.

Микрогруппы - микромиры благотворно влияют на самооценку таких детей и подростков.

Исходя из вышесказанного, под гуманистической направленностью современного урока можно понимать проявление, воспроизведение, учет в обучении сущностных человеческих качеств, направленность на удовлетворение как социально, так и индивидуально обусловленных потребностей, бережное обращение при обучении к внутреннему миру индивида, к его развитию, потенциальной духовности, культуре, преимущественное использование здоровьесберегающих технологий, субъект - субъектное взаимодействие участников образовательного процесса /обучаемого, обучающего и образовательной среды/.

То, в связи с чем человек изменяется, составляет его истинную образовательную среду, состоящую как из внешних так из внутренних условий, которые поддерживают или сдерживают, стимулируют или пресекают характерные действия обучающих и обучающихся.

Школа, педагоги должны таким образом построить образовательную среду, чтобы она предоставила ученикам все возможные средства и условия для самообучения, выстраивала «помогающее» поведение. Такое поведение сводиться к организации помощи ребенку открыть в себе то положительное, что в нем уже есть, к стимулированию развития ученика, его духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия, к овладению навыками, необходимыми для достижения интеллектуально - нравственной свободы, личной автономии и счастья.








Гуманистическая направленность технологии обучения, погруженного в общение

© 2010-2022