Урок по русскому языку для 7 класса Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:

Рахимжанова Ботакоз Шаймерденовна

Место работы, должность:

СШ №7, учитель русского языка и литературы

Класс:

7 класс (с казахским языком обучения)

Предмет:

Русский язык

Тема урока:

Имя числительное

Цель урока: знакомство учащихся с именем числительным как частью речи, расширить знания учащихся о жизни и творчестве Малика Габдуллина.

Задачи учебного занятия:

1. Образовательная:

познавательная задача: - познакомить учащихся с обозначением числительного одним и несколькими словами, их правописанием

практическая задача: - сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные

- определять тему и основную мысль текста

2. Развивающая: развивать интерес к жизни и творчеству нашего земляка Малика Габдуллина, развивать образное мышление детей, словесно-логическую и слуховую память, учить сопоставлять языковые факты, рассуждать - доказывать правильность своего ответа.

3. Воспитательная: воспитывать уважение к старшему поколению, их героизму, привлечь внимание детей к выразительности русской речи, убеждать в необходимости соблюдать языковые нормы; формировать уважительное отношение к собеседнику - учим внимательно слушать товарищей.

Результаты:

Предметные: усвоение основ научных знаний о языке.

Метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе: 16

Используемое оборудование:

Компьютер, программное обеспечение Power Point.


Краткое описание:

Данный урок разработан по технологии развития критического мышления. Первый урок темы «Имя числительное как часть речи», на изучении темы отводится 6 ч (5+1КД). Урок изучается в разделе «Люди, годы, жизнь». Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, т.к. изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно-деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Урок построен с использованием «тактики сотрудничества». Чтобы вовлечь ребят в работу, я использовала такие приёмы, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Использование методов и приёмов ТРКМТ повысило мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока. Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали содержанию учебного материала, уровню сформированности универсальной учебной деятельности учащихся. На протяжении всего урока использовала стадии осмыслении- практические, на стадии вызова - логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету. Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми: - фронтальная (на стадии осмысления) - индивидуальная (работа с таблицей «Верное и неверное утверждение») - работа в парах ( развития сотрудничества среди учащихся, составление схемы денотатного графа). При изучении лексической темы использовала отрывок текста из произведения Малика Габдуллина «Будни войны», текст из статьи Смагула Рахимбека «Рожденный для подвигов». Учащиеся знакомы с жизнью и творчеством Малика Габдуллина, благодаря экскурсии в музей. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности. Контроль УУД учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами самоконтроля и корректного контроля со стороны учителя.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Стадия вызова:

(5мин.)

-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен 100-летию со дня рождения известного литературоведа, доктора филологических наук, профессора, академика Педагогической Академии наук СССР, Героя Советского Союза, заслуженного научного работника Казахской ССР Малика Габдулинна. На уроке мы коснемся жизни и творчества нащего великого земляка.

Мы с вами продолжаем знакомится с частями речи, но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим, что мы знаем об имени прилагательном.

Учащиеся делятся на группы. Прием «Смешайся и замри»

1) Опрос домашнего задания:

- что называется именем прилагательным?

- какие имена прилагательные называются качественными? Относительными и притяжательными?

( Выход на тему урока).

На (слайде № 1 ) ряды слов:

Пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк.

- Посмотрите на слайд и выполните задание: обобщите слова каждого ряда, а затем найдите «лишние». Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными). Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.) Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий. Ученики дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.

- Определите принадлежность этих слов к какой-либо части речи.

(В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.)

-Да, ребята. Эти «лишние» в рядах слова - слова другой части речи. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать данным словам, чтобы узнать их получше.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Как изменяются?

- Чем являются в предложении?

И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.

- Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как же называется наш урок?

Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи) (Слайд № 2)

Запись числа и темы урока в тетради. Сегодня мы поговорим о значении числительных, их разрядах.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.





Учащиеся под музыку «смешиваются», при остановке музыки «замирают» и отвечают на вопрос.


Высказывают мнения по заданию, находят черты сходства и различия.

Ученики предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко):

Формулируют тему урока, записывают ее, работают со словами.



Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.

Делаем вывод: чем отличаются числительные от других частей речи?

- Их можно записать и цифрами и словами, а другие части речи только словам

Коммуникативные:

-владение всеми видами речевой деятельности.

Личностные:

сформированность ответственного отношения к учению.

Познавательные:

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Прием «верные и неверные утверждения».(3 мин.)

- Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них - номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

(Слайд № 3)

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4….все числительные можно записать цифрами;

5. числительные имеют общие признаки с существительными;

6…они имеют общие признаки с прилагательными;

7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

8….числительное не может состоять из 3 слов.

- Мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

Учащиеся работают с таблицей.

Познавательные:

- сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

(8-10 мин.)

Прием «денотатный граф»

- Помогать знакомиться с именами числительными нам будет прием денотатный граф. В переводе с латинского «деното»= обозначаю, с греческого «графо»= пишу, это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия, точный выбор глагола, связывающего их. (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

- Имя числительное.

- Сейчас нашим помощником станет учебник. (с.235-238). Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении? Слова какой части речи будут помогать нам?

- Глаголы нам помогут выделить главное в этой части речи.

- Прочитав материал учебника, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в парах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

Учащиеся работают парами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но, не вмешиваясь в творчество.

- Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.

Слайд № 4

Описание содержания денотатного графа

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает - число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает - на вопросы «сколько?, который?»

Делится - на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется - по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является - любым членом предложения.

Сочетается - с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется - в устной и письменной речи (документы).

- Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.

Учащиеся в парах читают материал учебника с карандашом, делая пометки в тексте, выбирают глаголы, (чтение «про себя» с выделением ключевых позиций), заполняют граф.

Вносят коррективы в таблицу












От каждой группы по одному ученику обобщают изученное, например: Числительное - часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.

Регулятивные:

- учитывать установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте. (6 мин.)

Работа с карточками в группах

Цель задания: формирование умений: находить числительные в тексте, определять их разряд. (Слайд № 5)

Выполнение:

1-ая группа

1941 год. Октябрь месяц. Гитлеровцы предприняли наступление на Москву. Политрук 1-ой роты автоматчиков 1075 полка 8-ой гвардейской дивизии, сформированной в Алматы, Малик Габдуллин с солдатами закрепился на берегу реки Руза. Перед этим в тяжелом бою погиб командир роты и Малик Габдуллин взял на себя командование подразделением. Рота Малика несколько раз отбивала атаки фашистов, рвавшихся к Москве, нанося врагу ощутимый урон в живой силе и технике.

2-ая группа
В начале ноября командир 1075 полка И.В. Карпов отправил роту автоматчиков Малика в тыл противника. Закрепились близ села Ширяево. 13 ноября фашисты предприняли мощную атаку по нашим войскам. После продолжительной артиллерийской подготовки вперед выдвинулись танки с пехотой. Рота Малика Габдуллина вступила в бой с 5-ю тяжелыми танками и следовавшими за ними немецкими пехотинцами. Как потом выяснилось, рота автоматчиков противостояла части самого кровожадного и беспощадного фашистского полка «Мертвая голова» под командованием бригаденфюрера Эйке.

3-я группа
В том бою автоматчики Малика уничтожили 10 танков, около 100 солдат противника. Придя в себя, фашисты с танками и оставшимися бойцами бросились в отчаянную атаку. Завязался ожесточенный бой. Вооружившись бутылками с зажигательной смесью, Малик лично уничтожил 2 вражеских танка. Автоматчики бились самоотверженно. И враг был повержен. Некоторое время спустя, рота Малика разбила в селе Бородино противостоящий немецкий гарнизон. Бойцы Габдуллина подожгли еще два танка, уничтожили 25 автомашин, 2 горюче-смазочных склада противника. Взяли в плен несколько солдат и полковника фашистской армии.

Лексическая работа.(Слайд № 6)

Подразделение - воинское формирование, имеющее постоянную организацию и входящее в более крупное подразделение или воинскую часть.

Урон -потеря.

Пехота - род войск, действующих в пешем строю.

Слово учителя. (Слайд № 7)
В тот год известный писатель Борис Полевой так писал в газете «Правда»: «Совершить нападение на немецкий гарнизон, в четыре раза превосходивший численностью роту, к тому же находившийся за надежным бетонным укреплением, мог только веривший в своих бойцов, талантливый и мужественный командир, как Малик Габдуллин».

Учащиеся работают в группе с карточкой.


Вид работы: каждая группая работает над своей карточкой .

Задача к выполнению: Выписать предложения, содержащие числительные.

Определите разряд числительных. Обозначить простые, сложные и составные числительные.








С каждой группы выходит один учащийся и работает у доски, остальные учащиеся работают в тетради.





Коммуникативные:

-точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

Познавательные:

- строить логическую цепь рассуждений;

- перерабатывать и систематизировать извлеченную информацию.

Задание по развитию связной речи. (5 мин.)

Учитель читает отрывок из произведения «Будни войны» (глава «Певец из Баян аула»)

- Перед вами отрывок из произведения Малика Габдуллина. Прочитайте его «про себя». Определите тему и основную мысль текста. (Слайд № 8)

Текст.

Мы сели в кружок. Ертай, меланхолически перебирая своими гибкими, трепетными пальцами струны домбры, восторженно рассказывал нам про свои родные края, а потом,как-то совсем незаметно, перевел разговор на песню. Его чистый, сильный, прозрачный голос действительно можно было сравнить с родниковым ручьем - так он звенел и переливался под глухой аккомпанемент домбры. Мы слушали эту песню с полузакрытыми глазами и снова мысленно видели перед собою чудесную панораму Баян-Аула, жемчужное сияние его окрестных озер и парчу ковылей, покрывающих степь. Ертай пел о девушке, и мы видели эту девушку, скачущей на коне по степи, слышали глухой топот конских копыт, ощущали, кажется, даже запах чудесных, темных как ночь, ее волос, заплетенных в тяжелые, увешанные серебряными монетами косы.

Лексическая работа.(Слайд № 9)

Панорама - вид открывающийся с высоты, с открытого места.


  • Расскажите с каким чувством вы слушали и читали это текст?

  • Какое у вас было настроение?


Учащиеся работают в группе.

.

Личностные:

-сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками

3. РЕФЛЕКСИЯ

(5 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности,

повторить способ нового знания.

Закрепив наши знания на практике, вернемся к таблице «верные и неверные утверждения»

- Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

Учащимся дается домашнее задание, объявляются оценки.(Слайд № 10)

-Ребята, выскажите свое впечатление об уроке, используя начало фраз, представленных на слайде.

Слайд №11

Сегодня я узнал…, понял….

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Я научился…

Спасибо за урок!

Учащиеся обобщают изученный на уроке материал, высказывают свое впечатление от урока.

Регулятивные:

- сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение

Познавательные:

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форм;

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

действий.


Список использованной литературы


  1. Габдуллин М. Будни войны. - Алма-ата: Жазушы, 1968

  2. Габдуллин М. Мои фронтовые друзья. - Алма-ата: Казогиз, 1949

  3. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.

  4. Мирсеитова С. Обучение как поиск и поиск для обучения. - Караганда: КазАЧ, 2011

  5. Жанпеисова У.А. Русская речь. Учебник для 7-го класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. - Алматы: Атамұра, 2012

  6. Рахимбек С. Рожденный для подвигов. Блог BAQ.KZ














© 2010-2022