Конспект урока по русскому языку на тему Имя прилагательное как самостоятельная часть речи

Данный урок построен в соответствии ФГОС.  Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного,                       его синтаксической роли в предложении. Задачи урока: образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в 4 классе;            обобщить материал как систему знаний; развивающие: развивать интерес к предмету, к творчеству поэта-вологжанина Н. М. Рубцова;                            развивать навык безошибочн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределения.

2

Мотивация учебной деятельности.

-Прочитайте цитату французского философа Пьера Буаста: Образование - клад, труд - ключ к нему. (слайд №1)

Объясните смысл высказывания.

Фронтальная работа.

- Дают объяснения.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные:

общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3

Проверка домашнего задания.

-Я уверена, что и сегодня на уроке вы добросовестно потрудитесь, добывая знания.

-Класс был поделён на 2 группы, каждой из которой предложено своё домашнее задание. Проверим его. 1)Работа на карточках на правило О-Е после

По одному из группы работают у доски, выделяют орфограммы.

В это время с остальными проводится игра «Найди ошибку» (если согласны с утверждением, то встают).

После члены группы дополняют выступающих у доски.

Регулятивные: волевая саморегуляция, коррекции. Познавательные:

общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;логические- построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: управление поведением партнёра.


шипящих и ц в окончаниях существительных. 2)Работа на карточках на правило употребление ь на конце существительных после шипящих.

4

Использование мотивирующего приёма.

Постановка цели.






-Прочитайте отрывок из стихотворения. Из какого он стихотворения? Слова какой части речи пропущены? (слайд №2-отрывок из «Тихая моя родина» Н. Рубцова)

-Верно. Прочитаем восстановленный вариант. (слайд №3)

-Попробуем сформулировать тему урока.

(слайд №4)

Выдвигают версии. Определяют, что пропущены имена прилагательные.



Формулируют тему урока

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; логические- умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.

5

Актуализация имеющихся знаний.

-Как изменился текст?

Встречались мы с именами прилагательными раньше?

Что вы знаете о них?

( на доску помещаются таблички)

Работают в паре. Сообщают свои знания о части речи.

Познавательные: общеучебные: поиск необходимой информации; логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6

Постановка учебной задачи.

-Опираясь на записи, определим цель и задачи урока.

(слайд №5)

(учитель направляет детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы)


Выдвигают версии.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; логические-построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.

7

Динамическая пауза

Проводит разминку для глаз.

Один обучающийся проводит физминутку.

Личностные: Ориентация в социальной роли.

8

Применение знаний при решении практических задач.

1)Закрепление умений определять морфологические признаки имени прилагательного.

-Я говорю словосочетание, вы должны определить род, число, падеж прилагательного.

По цепочке выполняют работу у доски, выделяют окончания прилагательных. Дают оценку каждой работе.

Познавательные: общеучебные- поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические- анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений.


(Об интересной лекции, спелому яблоку, позднюю осень, золотая рожь)

Определите род, падеж и число имени существительного. Что скажете об этих же морфологических признаках прилагательного?

-Вновь обратимся к творчеству Н. М. Рубцова. Выпишите словосочетания с именами прилагательными. (Карточки)

- Попробуйте определить род имён существительных: тюль, толь, шампунь, кофе. Прочитайте словосочетания их с прилагательными. Какой вывод сделаете? (Карточки)

2)Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.



Знакомит с книгой «Пословицы русского народа».


Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными.

Выписывают словосочетания из строф (по вариантам). Работают в паре. Проверяют по образцу.


Выводят правило о роли имени прилагательного.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества- определение функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, владение монологической речью.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, саморегуляция, оценка результатов работы.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.


-(Упр. 574)

3) Загадки.

Имена прилагательные активно используются и в фольклоре.

*Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
(Термос)

*На нежном склоне

Черные кони.

Стоят в ряд,

С нами говорят.

(Буквы)

* Гладкое, полосатое,
Мягкое и лохматое.
Всегда ты со мною,
Когда руки мою.
(Полотенце)

4) Повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.

Проверяют, зачитывая свои предложения.

Отгадывают загадки, называют прилагательные.



- Разберите предложение по членам на карточке со стихотворением.

Работают в паре, подчеркивают части речи.

Один обучающийся разбирает предложение у доски.

.

9

Рефлексия деятельности.

-Смогли ли мы решить поставленные задачи?

-Дадим ещё раз определение имени прилагательному.

Попробуйте изобразить имя прилагательное в рисунке.

Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

- Как его понимаете?

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.

Рисуют, объясняют.


Анализируют слова писателя.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

10

Домашнее задание

Предлагаю на выбор два упражнения (574, 575). Объясняю задание.

Записывают выбранное упражнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: выбор способа действия

Коммуникативные: постановка вопросов; способы взаимодействия с учителем.

11

Оценивание.

Оценивает учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.

Задают вопросы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Список использованной литературы


  1. В мире слов/ Н. М. Шанский.-М., 1985.

2. Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение. 2009.

3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку/ Т. В. Раман.-М.: Издательство «Экзамен».

4. Уроки русского языка в 5 классе/ Е.И. Никитина- М.: Просвещение, 2003.

5. Планы грамматических разборов/ Шклярова Т.В. М.: Грамотей, 2002.


© 2010-2022