- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-обобщение по теме Имя прилагательное
Урок-обобщение по теме Имя прилагательное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Грязнова А.И. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Имя прилагательное. Повторение по теме.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме.
Задачи:
обучающая - закрепить навыки правописания прилагательных, продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи;
развивающая - развивать память, речь учащихся;
воспитательная - воспитывать интерес к языку, прививать учащимся способность в решающую минуту собраться, уметь высказать свои знания в ясной, доступной форме.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Вид урока: урок-путешествие
Методы обучения: словесный, наглядный
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: слайды, карточки-задания
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, давайте определим ваше настроение. У вас на партах лежат солнышки и тучки. Покажите с их помощью ваше настроение. Если хорошее - солнышко, плохое - тучка.
Психологический настрой. А теперь все закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, я уверен в себе».
Откройте глаза. Мы к уроку готовы, начинаем работать.
II. Определение задач урока (определяют учащиеся)
Сегодня я хочу вам предложить путешествие в страну Морфологию, в край Прилагательное. Но перед тем, как отправиться, давайте мы определим, что же сегодня мы должны сделать.
(повторить …, вспомнить …)
III. Итак, мы отправляемся в путь.
-
Первая наша станция «Правила страны Морфологии» (слайд)
- Скажите, что такое имя прилагательное?
- Как изменяется прилагательное?
- Какие разряды имени прилагательного вы знаете?
- Чем прилагательное является в предложении?
Ну вот, можно отправляться дальше.
-
Станция «Синтаксическая» (слайд)
(выполняется синтаксический разбор предложения у доски)
Ласковый ветерок приносит приятный аромат. (повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
Итак, мы едем дальше.
-
Станция «Угадай-ка» (слайд)
Послушайте текст и определите, о какой птице идёт речь.
Живёт у нас в лесу птица. Это птица с пестринками , а на затылке у неё пёрышки. У птицы клюв.
- Что это за птица? Угадали?
- А если я прочитаю так.
Живёт у нас в лесу интересная птица. Это чёрная птица с белыми пестринками, а на затылке у неё красивые пёрышки. У птицы сильный острый прямой клюв.
- А теперь угадали? Это … дятел.
- А что помогло вам угадать? (прилагательные). Запишите по памяти несколько словосочетаний с прилагательными из текста.
- Скажите, ребята, какую же роль играют прилагательные в речи?
- Какой была бы наша речь без прилагательных?
Итак, мы едем дальше. И наша следующая станция ….
-
Станция «Найди пару» (слайд) ( «веер» полосок со словами). Учащиеся вытягивают полоски и ищут пару.
яркий - ярче осень - осенний
тёмный - темнее бабушкины - очки
птица - птичий
- По какому правилу вы искали пару?
- Какие прилагательные являются относительными? притяжательными? качественными?
- Как образуется сравнительная степень имени прилагательного? (слайд)
5. Станция «Оздоровительная» (слайд) (физкультминутка)
-
Станция «Что-то лишнее» (слайд) («веер» полосок бумаги со словами). На полосках учащиеся должны зачеркнуть «лишнее» слово.
-
чёрный, добрый, тёплый, мамин
-
птичий, воробьиный, бабушкин, туманный
-
осенний, глиняный, железный, громкий
-
лисий, медвежья, волчья, учебный
- По какому правилу вы исключали лишнее слово? Запишите в тетрадь то, что у вас осталось на карточках, и обозначьте разряд этих прилагательных.
-
Станция «Орфографическая» (слайд) (работа в парах)
- У вас на столах лежат карточки под номером 5. Вам нужно вставить пропущенные буквы. А чтобы это правильно сделать, необходимо вспомнить правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Карточка № 5. С хорош…м человеком, хвойн…е дерево, из-за больш…го снега, на чуж…й земле, у чуж…го дома, в колюч…м кустарнике.
- Давайте проверим ваши работы. Объясните выбор гласных в окончаниях прилагательных.
-
Станция «Острое ухо» (слайд)
- Поработаем устно. Я буду называть вам полные прилагательные, а вы должны очень быстро назвать мне краткую форму. Не забывайте про особенность некоторых прилагательных.
Тёмная - трескучий -
Белое - ночной -
Осенний - колючий -
Внимательный - узкий -
Зубная - деревянный -
- Почему не у всех прилагательных есть краткая форма? Какие это прилагательные?
- В чём особенность кратких прилагательных?
- Каким членом предложения являются краткие прилагательные?
- Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?
Запишем предложение. Старый дуб высок и могуч.
- Определите синтаксическую роль кратких прилагательных, объясните написание.
-
Конечная остановка. (рефлексия)
- Наше путешествие было долгим и, я думаю, интересным. Мы проехали много станций. Во время поездки вы много видели и много слышали. Скажите, ребята, какова же роль прилагательных в речи? Нужны ли они нам? Может и без них можно обойтись?
- А теперь я попрошу показать мне ваше настроение. Не изменилось ли оно во время поездки?
IV. Домашнее задание. Ребята, дома вы должны будете написать сочинение-миниатюру о своём любимом домашнем питомце, конечно, употребив прилагательные.
Спасибо за урок!
Самоанализ урока русского языка в 5 классе
«Имя прилагательное. Повторение по теме»
учителя русского языка и литературы Грязновой А.И.
Общие сведения.
Урок русского языка в 5 классе. Урок по плану, рассчитан на 45 минут, является последним в данной теме (всего 17 часов). На уроке присутствовало 5 человек. Из них 4 с достаточным уровнем, 1 - слабая.
На уроке решались следующие задачи:
обучающая - закрепить навыки правописания прилагательных, продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи;
развивающая - развивать память, речь учащихся;
воспитательная - воспитывать интерес к языку, прививать учащимся способность в решающую минуту собраться, уметь высказать свои знания в ясной, доступной форме.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Вид урока: урок-путешествие
Методы обучения: словесный, наглядный
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.
Оборудование: слайды, карточки-задания
В соответствии с поставленными задачами урок строился по следующим этапам:
1. Организационный момент. Психологический настрой (солнышко - тучка)
2. Устный опрос (повторение теоретического материала).
3. Путешествие-повторение
4. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
5. Дано домашнее задание.
Для достижения цели и решения задач урока я выбрала именно такой вид урока, потому что все дети, наверное, любят путешествовать. И мне кажется, что с каждой станцией интерес учащихся возрастал.
1-я станция - фронтальный опрос (повторение признаков прилагательного)
2-я станция - повторение синтаксической роли прилагательного
3-я станция - развитие памяти, воображения учащихся. Определение важности прилагательных в речи.
4-я станция - согласно правилам учащиеся «ищут пару» слову по определённым признакам. Развитие умения доказывать свою правоту.
5-я станция - физкультминутка
6-я станция - исключение «лишнего» слова. Задания такого характера позволяют определить, насколько дети усвоили разряды прилагательных.
7-я станция - повторение написания гласных в окончаниях прилагательных. Работа в парах иногда создаёт ситуацию спора, что заставляет того или другого учащегося доказывать правоту. Это даёт тоже неплохой результат.
8-я станция с интересным названием «Острое ухо». «Работа» на этой станции развивает внимательность и некую осознанность в действиях. Нужно не просто быстро образовать краткую форму, но и сообразить, существует ли такое слово вообще.
Я считаю, что те формы и методы обучения, которые я применила на данном уроке, соответствовали задачам. Для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Общий результат урока:
План урока выполнен, цель реализована. Учащиеся повторили признаки прилагательного, его синтаксическую роль, особенность краткой формы.
Домашнее задание соответствует норме. Я считаю, что с ним справятся все дети, потому что тема для них довольно интересная.