Урок-обобщение по теме Имя прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Имя прилагательное. Повторение по теме.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

Задачи:

обучающая - закрепить навыки правописания прилагательных, продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи;

развивающая - развивать память, речь учащихся;

воспитательная - воспитывать интерес к языку, прививать учащимся способность в решающую минуту собраться, уметь высказать свои знания в ясной, доступной форме.

Тип урока: повторительно - обобщающий

Вид урока: урок-путешествие

Методы обучения: словесный, наглядный

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: слайды, карточки-задания

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, давайте определим ваше настроение. У вас на партах лежат солнышки и тучки. Покажите с их помощью ваше настроение. Если хорошее - солнышко, плохое - тучка.

Психологический настрой. А теперь все закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, я уверен в себе».

Откройте глаза. Мы к уроку готовы, начинаем работать.

II. Определение задач урока (определяют учащиеся)

Сегодня я хочу вам предложить путешествие в страну Морфологию, в край Прилагательное. Но перед тем, как отправиться, давайте мы определим, что же сегодня мы должны сделать.

(повторить …, вспомнить …)

III. Итак, мы отправляемся в путь.

  1. Первая наша станция «Правила страны Морфологии» (слайд)

- Скажите, что такое имя прилагательное?

- Как изменяется прилагательное?

- Какие разряды имени прилагательного вы знаете?

- Чем прилагательное является в предложении?

Ну вот, можно отправляться дальше.


  1. Станция «Синтаксическая» (слайд)

(выполняется синтаксический разбор предложения у доски)

Ласковый ветерок приносит приятный аромат. (повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

Итак, мы едем дальше.


  1. Станция «Угадай-ка» (слайд)

Послушайте текст и определите, о какой птице идёт речь.

Живёт у нас в лесу птица. Это птица с пестринками , а на затылке у неё пёрышки. У птицы клюв.

- Что это за птица? Угадали?

- А если я прочитаю так.

Живёт у нас в лесу интересная птица. Это чёрная птица с белыми пестринками, а на затылке у неё красивые пёрышки. У птицы сильный острый прямой клюв.

- А теперь угадали? Это … дятел.

- А что помогло вам угадать? (прилагательные). Запишите по памяти несколько словосочетаний с прилагательными из текста.

- Скажите, ребята, какую же роль играют прилагательные в речи?

- Какой была бы наша речь без прилагательных?

Итак, мы едем дальше. И наша следующая станция ….


  1. Станция «Найди пару» (слайд) ( «веер» полосок со словами). Учащиеся вытягивают полоски и ищут пару.

яркий - ярче осень - осенний

тёмный - темнее бабушкины - очки

птица - птичий

- По какому правилу вы искали пару?

- Какие прилагательные являются относительными? притяжательными? качественными?

- Как образуется сравнительная степень имени прилагательного? (слайд)

5. Станция «Оздоровительная» (слайд) (физкультминутка)


  1. Станция «Что-то лишнее» (слайд) («веер» полосок бумаги со словами). На полосках учащиеся должны зачеркнуть «лишнее» слово.

  1. чёрный, добрый, тёплый, мамин

  2. птичий, воробьиный, бабушкин, туманный

  3. осенний, глиняный, железный, громкий

  4. лисий, медвежья, волчья, учебный

- По какому правилу вы исключали лишнее слово? Запишите в тетрадь то, что у вас осталось на карточках, и обозначьте разряд этих прилагательных.


  1. Станция «Орфографическая» (слайд) (работа в парах)

- У вас на столах лежат карточки под номером 5. Вам нужно вставить пропущенные буквы. А чтобы это правильно сделать, необходимо вспомнить правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Карточка № 5. С хорош…м человеком, хвойн…е дерево, из-за больш…го снега, на чуж…й земле, у чуж…го дома, в колюч…м кустарнике.

- Давайте проверим ваши работы. Объясните выбор гласных в окончаниях прилагательных.


  1. Станция «Острое ухо» (слайд)

- Поработаем устно. Я буду называть вам полные прилагательные, а вы должны очень быстро назвать мне краткую форму. Не забывайте про особенность некоторых прилагательных.

Тёмная - трескучий -

Белое - ночной -

Осенний - колючий -

Внимательный - узкий -

Зубная - деревянный -

- Почему не у всех прилагательных есть краткая форма? Какие это прилагательные?

- В чём особенность кратких прилагательных?

- Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

- Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

Запишем предложение. Старый дуб высок и могуч.

- Определите синтаксическую роль кратких прилагательных, объясните написание.


  1. Конечная остановка. (рефлексия)

- Наше путешествие было долгим и, я думаю, интересным. Мы проехали много станций. Во время поездки вы много видели и много слышали. Скажите, ребята, какова же роль прилагательных в речи? Нужны ли они нам? Может и без них можно обойтись?

- А теперь я попрошу показать мне ваше настроение. Не изменилось ли оно во время поездки?

IV. Домашнее задание. Ребята, дома вы должны будете написать сочинение-миниатюру о своём любимом домашнем питомце, конечно, употребив прилагательные.

Спасибо за урок!

Самоанализ урока русского языка в 5 классе

«Имя прилагательное. Повторение по теме»

учителя русского языка и литературы Грязновой А.И.

Общие сведения.

Урок русского языка в 5 классе. Урок по плану, рассчитан на 45 минут, является последним в данной теме (всего 17 часов). На уроке присутствовало 5 человек. Из них 4 с достаточным уровнем, 1 - слабая.

На уроке решались следующие задачи:

обучающая - закрепить навыки правописания прилагательных, продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи;

развивающая - развивать память, речь учащихся;

воспитательная - воспитывать интерес к языку, прививать учащимся способность в решающую минуту собраться, уметь высказать свои знания в ясной, доступной форме.

Тип урока: повторительно - обобщающий

Вид урока: урок-путешествие

Методы обучения: словесный, наглядный

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование: слайды, карточки-задания

В соответствии с поставленными задачами урок строился по следующим этапам:

1. Организационный момент. Психологический настрой (солнышко - тучка)

2. Устный опрос (повторение теоретического материала).

3. Путешествие-повторение

4. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

5. Дано домашнее задание.

Для достижения цели и решения задач урока я выбрала именно такой вид урока, потому что все дети, наверное, любят путешествовать. И мне кажется, что с каждой станцией интерес учащихся возрастал.

1-я станция - фронтальный опрос (повторение признаков прилагательного)

2-я станция - повторение синтаксической роли прилагательного

3-я станция - развитие памяти, воображения учащихся. Определение важности прилагательных в речи.

4-я станция - согласно правилам учащиеся «ищут пару» слову по определённым признакам. Развитие умения доказывать свою правоту.

5-я станция - физкультминутка

6-я станция - исключение «лишнего» слова. Задания такого характера позволяют определить, насколько дети усвоили разряды прилагательных.

7-я станция - повторение написания гласных в окончаниях прилагательных. Работа в парах иногда создаёт ситуацию спора, что заставляет того или другого учащегося доказывать правоту. Это даёт тоже неплохой результат.

8-я станция с интересным названием «Острое ухо». «Работа» на этой станции развивает внимательность и некую осознанность в действиях. Нужно не просто быстро образовать краткую форму, но и сообразить, существует ли такое слово вообще.

Я считаю, что те формы и методы обучения, которые я применила на данном уроке, соответствовали задачам. Для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Общий результат урока:

План урока выполнен, цель реализована. Учащиеся повторили признаки прилагательного, его синтаксическую роль, особенность краткой формы.

Домашнее задание соответствует норме. Я считаю, что с ним справятся все дети, потому что тема для них довольно интересная.


© 2010-2022