Изучение агиографии на практических занятиях по истории древнерусской литературы

Житийные тексты как художественные произведения Древней Руси  изучаются на уроках литературы в 8 классе средней школе. Изучение агиографии со школьниками в наше время вызывает самые разнообразные затруднения. Во-первых, большинство современных детей слабо представляют себе основы православной культуры, без знания и понимания которых жития святых просто непонятны в необходимой мере. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками житийных текстов – эстетического характера. Эстетика древн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.Ю. Толоконникова

Изучение агиографии на практических занятиях по истории древнерусской литературы

Житийные тексты как художественные произведения Древней Руси изучаются на уроках литературы в 8 классе средней школе. Изучение агиографии со школьниками в наше время вызывает самые разнообразные затруднения. Во-первых, большинство современных детей слабо представляют себе основы православной культуры, без знания и понимания которых жития святых просто непонятны в необходимой мере. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками житийных текстов - эстетического характера. Эстетика древнерусского средневековья весьма специфична и сложна для восприятия учеником 8 класса, который не только не знает специфики литературного этикета Древней Руси, но и психологически не в состоянии воспринять его. Поэтому древнерусские произведения часто воспринимаются учеником без помощи учителя как примитивные, неинтересные, даже смешные.

Однако древнерусские тексты, и в том числе жития, изучаются в школах России. Стандарт основного общего образования по литературе при ознакомлении с разделом «Древнерусская литература» предполагает преподать учащимся следующие историко-литературные сведения: «Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение)» [2]. Как видим, задача предлагается непростая: при наличии довольно ограниченного времени необходимо сообщить ученикам значительные по объему сведения при их видимой теоретической сложности. Современные учителя школ решают эту проблему по-разному. Нередко при создании уроков по древнерусской литературе они обращаются к форме интегрированного урока с использованием ИКТ (чаще всего в виде презентаций). Такой тип урока зачастую предполагает эвристический характер.

Во многом такая методика знакомства с древнерусскими текстами подходит и для вузовского преподавания. Изучение житийной литературы в высшем учебном заведении происходит на 1 курсе, студенты которого по своим знаниям и эмоционально-психологическому складу не слишком сильно отличаются от старших школьников.

Существует много направлений для изучения агиографии с будущими учителями. Один из них - рассмотрение жанрового канона и особенностей его развития в древнерусской литературе на протяжении 11-17 веков. Во время проведения практического занятия на эту тему студентам предоставляется возможность не только накопить необходимый для будущей работы в школе теоретический материал, не только познакомиться с разными научными методами исследования художественного текста, но и освоить некоторые методические приемы и формы преподнесения сложной и разнообразной теоретической информации.

Предлагаем следующий вариант изучения агиографии на практическом занятии со студентами I курса филологического факультета.

Тема занятия: «Особенности агиографического канона в древнерусской литературе»

Задачи занятия: дать понятие агиографии, рассмотреть основные агиографические жанры (житие и патерик) и их признаки; изучить особенности агиографического канона на примере нескольких разновременных и разноплановых с жанровой точки зрения житийных текстов; изучить жанровое своеобразие некоторых «пограничных» агиографических текстов.

В процессе проведения занятия предполагается формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции:

- уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения, улаживать разногласия и конфликты; уметь организовывать свою работу;

- проявлять способность к деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; познавать духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; усваивать культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека;

- обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью понимать значение литературы и культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; обладать готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Общепрофессиональные компетенции:

- грамотно и логично излагать учебный материал, вести дискуссию, формулировать свое отношение к проблеме; самостоятельно работать с учебной литературой и источниками в сети Интернет, обрабатывать ее для подготовки к выступлениям на семинарах и подготовке творческих работ;

- в области культурно-исторических компетенций: уважительно и бережно относиться к национальным культурному и литературному наследию и традициям, а также при этом толерантно воспринимать социальные, культурные и литературные различия; понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии и многовариантности культурно-исторического процесса.

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- использовать полученные знания для экспертной оценки явлений культуры и произведений искусства; классифицировать культурные и литературные ценности;

- иметь навыки поисков социального и культурного взаимодействия, религиозной терпимости, толерантности; использовать полученные знания, умения, навыки для их передачи и преподавания.

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

- использовать свои знания в области информационных технологий для создания презентаций выступлений и творческих работ; корректно участвовать в дискуссиях со смежными специалистами в области гуманитарного знания; доказывать обоснованность своих суждений в области литературы;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию и вести диалог по проблемам, касающимся ценностного отношения к мировой и отечественной литературе, приобрести опыт культурного консенсуса;

- обладать способность логически верно строить устную и письменную речь; демонстрировать готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией; иметь способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Специальные компетенции:

- демонстрировать готовность к анализу основных направлений литературного развития в Древней; обладать знаниями о специфике возникновения основных агиографических жанров русской литературы, этапах и формах их развития в 11-17 веках;

- иметь представление творчестве авторов изучаемого периода, о их месте в национальной и мировой литературе; знать программные произведения литературы Древней Руси (в данном случае - жития и патерики), уметь их анализировать, используя современную литературоведческую терминологию и демонстрируя знания современных литературоведческих концепций.

Тексты

Житие Бориса и Глеба

Житие Феодосия Печерского

Житие Сергия Ражонежского

Житие Стефана Пермского

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

ПЛАН

Понятие агиографии. Основные агиографические жанры и их признаки: житие и патерик.

  1. Особенности агиографического канона.

  1. Житийный герой (характеристика, судьба, деяния, смерть) [на примере "Жития Феодосия Печерского"]. Сюжетная форма жития.

  2. Особенности и назначение житийной фантастики [на примере "Жития Стефания Пермского" или "Жития Сергия Радонежского"].

  3. Связь жития с повестью и древнехристианской книжностью [на примере "Жития Бориса и Глеба"].

  1. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: сочетание признаков житийного жанра с элементами устнопоэтического творчества и беллетристики.

  2. Агиографические традиции и новаторство в "Житии протопопа Аввакума": сочетание признаков жития и автобиографии; языковые и стилистические новшества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. - М., 1980.

  2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. - Л., 1973.

  3. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970.

  4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1971.

  5. Федотов Г. Святые Древней Руси. - М., 1990.

  6. Ржига В.Ф. литературная деятельность Ермолая-Еразма. - М., 1978.

  7. Гусев В.Е. Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писатель XVII века // Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное. - М., 1960.

  8. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. - М., 1963.

  9. Панченко А.М. Аввакум как новатор // Русская литература. - 1982. - №4. - С. 142-152.

  10. Грихин В.А. Древнерусские княжеские жития // Русская речь. - 1980. - №2. - С. 106-110.

  11. Гладышева Е., Нерсесян Л. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству // gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Glad/index_dict.php

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ.

Понятие агиографии еще на лекции необходимо преподнести студентам как в диахроническом, так и в синхроническом аспектах. Отдельно следует рассмотреть историко-культурный контекст зарождения и развития жанра, особенности переводной агиографической литературы, западноевропейские, византийские и восточноевропейские традиции житийного канона [см. об этом: 1, с. 23-28, 36-42, 112-124 и др.].

Этот синтетический путь рассмотрения проблемы таит в себе опасность «размывания» теоретической информации, опасность получения эклектичных, несистематизированных знаний. Поэтому каждый студент, приступая к практической работе с текстами древнерусских житий, должен поставить перед собой сверхзадачу: понять, чем византийский житийный канон отличается от римского, как (и почему именно так) византийская агиографическая традиция преломилась на русской почве. Для достижения этой цели подготовка к каждому пункту плана практического занятия предполагает значительные историко-культурные экскурсы.

Подготовку к занятию можно начать с повторения терминологии: сюжет и его структурные элементы, композиция, литературный памятник и его списки, литературный герой, литературный стиль, фантастика, панегирик.

Далее целесообразно вспомнить летописные сведения о крещении Руси и появлении первых русских святых, об убиении Бориса и Глеба, строительстве на Руси первых монастырей. Такое начало обусловлено тем, что студентам именно на историко-культурном фоне будет более отчетливо видна логика развития житийного канона на древнерусской почве.

В конце этого этапа работы над темой можно задать студентам следующие контрольные вопросы.

• Когда появились на Руси первые агиографические тексты?

• Кто были первые русские святые и за что они канонизированы?

После этого можно приступать к следующему шагу - чтению текстов житий и подробному изучению житийного канона и жанра жития.

Первый вопрос Плана

Первый вопрос практического занятия - ознакомительно-теоретический. Подготовка ответа на него знакомит студентов с теорией агиографических жанров и общей историей их развития. Желательно, изучив необходимую учебную и дополнительную литературу (см. список к Плану), составить тезисный макет ответа на первый вопрос, не забывая, что это может пригодиться в школьной практике. Здесь можно рекомендовать следующее задание для студентов: «Выпишите, пользуясь словарем-указателем по древнерусскому искусству, определения терминов «агиография», «канон», «минея», «патерик». Определите сходства и отличия между каноническим житием и рассказом из патерика. Дайте историческую справку о возникновении Киево-Печерского монастыря».

В ходе работы студенты могут сделать выводы о том, как словесное житие связано с иконой. Для этого преподаватель может дать задание нескольким студентам подготовить презентации, посвященные русской православной иконе (с обязательным использованием слайдов с ликами Феодосия Печерского, Бориса и Глеба, Сергия Радонежского).

Используя материалы учебных пособий и специальной литературы, студенты далее отвечают на следующие вопросы.

• Что такое агиография?

• Какие жанровые разновидности житий вам известны?

• Кем и как был создан Киево-Печерский патерик?

Второй вопрос Плана

Второй вопрос Плана занятия предполагает, во-первых, более подробное знакомство с особенностями агиографического канона в его развитии. Для этого следует прочитать монографии Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы» и Г. Федотова «Святые Древней Руси».

Далее студентам нужно подробно рассмотреть вопрос о житийном герое: каковы его черты, в чем заключается сущность благодати и святости, какова типичная жизнь святого. Ответ на этот вопрос готовится студентами на основе анализа «Жития Феодосия Печерского», в котором необходимо подчеркнуть типические и индивидуальные черты жизни и личности героя.

На примерах «Жития Сергия Радонежского» и «Жития Стефана Пермского» студенты должны рассмотреть феномен христианской фантастики как обязательного житийного компонента. При подготовке ответа на этот вопрос им надо определить назначение и роль в повествовании житийного чуда.

При рассмотрении «Жития Бориса и Глеба» студентам следует обратить особое внимание на то, с помощью каких внесенных позже компонентов автор создал агиографический текст из летописной повести. Для этого целесообразно будет выписать из жития в рабочую тетрадь фрагменты и примеры из произведения, соответствующие летописной повести, и те, которые характерны для древнехристианской книжности. В дальнейшем подготовленный конспект можно будет использовать как при устном ответе на данный вопрос, так и при подготовке к школьному уроку по житиям этих святых.

Контрольные вопросы.

• Каковы канонические черты жития?

• Каковы принципы изображения человека в житии?

• С какими жанрами изначально синтезировался жанр жития на русской почве?

Третий вопрос Плана

При подготовке ответа к нему студенты должны, во-первых, уяснить для себя причины изменения древнерусского житийного канона в 14-15 веках. Далее необходимо изучить с точки зрения проблемы трансформации житийного жанра работы Д.С. Лихачева, Г. Федотова, А.Н. Робинсона и др. (можно подготовить при этом выборочные конспекты глав), сравнить их и сделать их краткий реферат для использования при ответе на занятии. Особое внимание здесь студентам следует обратить на социокультурный контекст развития христианской книжности в частности и древнерусской литературы в целом в этот период. Далее нужно обратиться к вопросу об истории создания и исторической основе «Повести о Петре и Февронии» и о том, как с помощью привнесения в текст житийного элемента он приобретает агиографические черты. Также в соотнесении студенты должны установить фольклорные и беллетристические элементы в тексте. В конце подготовки ответа на вопрос студентам следует сделать вывод о том, как в 14-15 веках меняется житийный канон в литературе Древней Руси.

Контрольные вопросы.

• Как меняется житийный герой в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

• Какова динамика житийного канона в повести?

• Какова композиция памятника?

• Прокомментируйте эпилог произведения.

Четвертый вопрос Плана

Для начала студентам нужно ознакомиться с историческими сведениями о движении и литературе раскола в Древней Руси и с исторической справкой о протопопе Аввакуме. Последнее невозможно без внимательного чтения жития Аввакума, написанного им самим. Читая его с карандашом в руках, студенты подчеркивают или выписывают примеры следующих характеристик текста:

а) черты романного жанра (новые понятия о времени, стремление к изображению психологических состояний, всестороннему изображению человека, «населенность» жития);

б) двойная сущность героя (объединение в образе высокого и низкого начал, героического и человеческого);

в) новый тип конфликта.

Этот материал может быть использован при проведении на занятии дискуссии на тему «Аввакум: мученик или бунтарь?».

Попутно студенты размышляют о причине обращения автора к жанровой форме жития, выявляют признаки житийного канона в тексте, отмечают отступления от его традиций.

Особое внимание при подготовке к ответу на вопрос о жанровой природе «Жития протопопа Аввакума» необходимо уделить стилевым особенностям памятника: выписать отдельно все найденные в тексте памятника приметы древнехристианской книжности; обратить внимание на характерные для окказионального стиля Аввакума просторечия, вульгаризмы и прочие стилевые единицы, не свойственные для жития. Особенного внимания от студентов потребует выявление примеров иронии и самоиронии в повествовании, которые окончательно убеждают в том, что «житие» Аввакума - это образец новой светской автобиографической литературы с признаками житийного канона. Этот вывод будет исходным для решения вопроса о жанровой сущности произведения.

Контрольные вопросы.

• Как сам автор в своем тексте определяет жанр будущего произведения? Что он говорит о себе как о писателе и как о герое?

• Что вам известно из произведения о судьбе Аввакума? С какой целью написано житие?

• Почему для автора оказалось возможным совместить агиографические традиции и чуждые им стилевые и повествовательные элементы в одном тексте?

• Приведите примеры символики в «Житии» Аввакума, объясните ее назначение.

Из методических пособий при подготовке к занятию по древнерусской агиографии можно порекомендовать следующие.

1. Петренко Е.В. Авторская программа по литературе «Духовно-нравственное развитие школьника через изучение духовной и древнерусской литературы» // festival.1september.ru/articles/588193/

2. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. - М., 1988.

Литература

  1. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. - Л., 1973.

  2. teacher-edu.ru/wmc/standarts/sschool/1080037722

© 2010-2022