- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Изучение агиографии на практических занятиях по истории древнерусской литературы
Изучение агиографии на практических занятиях по истории древнерусской литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толоконникова С.Ю. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
С.Ю. Толоконникова
Изучение агиографии на практических занятиях по истории древнерусской литературы
Житийные тексты как художественные произведения Древней Руси изучаются на уроках литературы в 8 классе средней школе. Изучение агиографии со школьниками в наше время вызывает самые разнообразные затруднения. Во-первых, большинство современных детей слабо представляют себе основы православной культуры, без знания и понимания которых жития святых просто непонятны в необходимой мере. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками житийных текстов - эстетического характера. Эстетика древнерусского средневековья весьма специфична и сложна для восприятия учеником 8 класса, который не только не знает специфики литературного этикета Древней Руси, но и психологически не в состоянии воспринять его. Поэтому древнерусские произведения часто воспринимаются учеником без помощи учителя как примитивные, неинтересные, даже смешные.
Однако древнерусские тексты, и в том числе жития, изучаются в школах России. Стандарт основного общего образования по литературе при ознакомлении с разделом «Древнерусская литература» предполагает преподать учащимся следующие историко-литературные сведения: «Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение)» [2]. Как видим, задача предлагается непростая: при наличии довольно ограниченного времени необходимо сообщить ученикам значительные по объему сведения при их видимой теоретической сложности. Современные учителя школ решают эту проблему по-разному. Нередко при создании уроков по древнерусской литературе они обращаются к форме интегрированного урока с использованием ИКТ (чаще всего в виде презентаций). Такой тип урока зачастую предполагает эвристический характер.
Во многом такая методика знакомства с древнерусскими текстами подходит и для вузовского преподавания. Изучение житийной литературы в высшем учебном заведении происходит на 1 курсе, студенты которого по своим знаниям и эмоционально-психологическому складу не слишком сильно отличаются от старших школьников.
Существует много направлений для изучения агиографии с будущими учителями. Один из них - рассмотрение жанрового канона и особенностей его развития в древнерусской литературе на протяжении 11-17 веков. Во время проведения практического занятия на эту тему студентам предоставляется возможность не только накопить необходимый для будущей работы в школе теоретический материал, не только познакомиться с разными научными методами исследования художественного текста, но и освоить некоторые методические приемы и формы преподнесения сложной и разнообразной теоретической информации.
Предлагаем следующий вариант изучения агиографии на практическом занятии со студентами I курса филологического факультета.
Тема занятия: «Особенности агиографического канона в древнерусской литературе»
Задачи занятия: дать понятие агиографии, рассмотреть основные агиографические жанры (житие и патерик) и их признаки; изучить особенности агиографического канона на примере нескольких разновременных и разноплановых с жанровой точки зрения житийных текстов; изучить жанровое своеобразие некоторых «пограничных» агиографических текстов.
В процессе проведения занятия предполагается формирование следующих компетенций.
Общекультурные компетенции:
- уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения, улаживать разногласия и конфликты; уметь организовывать свою работу;
- проявлять способность к деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; познавать духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; усваивать культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека;
- обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью понимать значение литературы и культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; обладать готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
Общепрофессиональные компетенции:
- грамотно и логично излагать учебный материал, вести дискуссию, формулировать свое отношение к проблеме; самостоятельно работать с учебной литературой и источниками в сети Интернет, обрабатывать ее для подготовки к выступлениям на семинарах и подготовке творческих работ;
- в области культурно-исторических компетенций: уважительно и бережно относиться к национальным культурному и литературному наследию и традициям, а также при этом толерантно воспринимать социальные, культурные и литературные различия; понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии и многовариантности культурно-исторического процесса.
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
- использовать полученные знания для экспертной оценки явлений культуры и произведений искусства; классифицировать культурные и литературные ценности;
- иметь навыки поисков социального и культурного взаимодействия, религиозной терпимости, толерантности; использовать полученные знания, умения, навыки для их передачи и преподавания.
Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
- использовать свои знания в области информационных технологий для создания презентаций выступлений и творческих работ; корректно участвовать в дискуссиях со смежными специалистами в области гуманитарного знания; доказывать обоснованность своих суждений в области литературы;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию и вести диалог по проблемам, касающимся ценностного отношения к мировой и отечественной литературе, приобрести опыт культурного консенсуса;
- обладать способность логически верно строить устную и письменную речь; демонстрировать готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией; иметь способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Специальные компетенции:
- демонстрировать готовность к анализу основных направлений литературного развития в Древней; обладать знаниями о специфике возникновения основных агиографических жанров русской литературы, этапах и формах их развития в 11-17 веках;
- иметь представление творчестве авторов изучаемого периода, о их месте в национальной и мировой литературе; знать программные произведения литературы Древней Руси (в данном случае - жития и патерики), уметь их анализировать, используя современную литературоведческую терминологию и демонстрируя знания современных литературоведческих концепций.
Тексты
Житие Бориса и Глеба
Житие Феодосия Печерского
Житие Сергия Ражонежского
Житие Стефана Пермского
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
ПЛАН
Понятие агиографии. Основные агиографические жанры и их признаки: житие и патерик.
-
Особенности агиографического канона.
-
Житийный герой (характеристика, судьба, деяния, смерть) [на примере "Жития Феодосия Печерского"]. Сюжетная форма жития.
-
Особенности и назначение житийной фантастики [на примере "Жития Стефания Пермского" или "Жития Сергия Радонежского"].
-
Связь жития с повестью и древнехристианской книжностью [на примере "Жития Бориса и Глеба"].
-
Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: сочетание признаков житийного жанра с элементами устнопоэтического творчества и беллетристики.
-
Агиографические традиции и новаторство в "Житии протопопа Аввакума": сочетание признаков жития и автобиографии; языковые и стилистические новшества.
ЛИТЕРАТУРА
-
Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. - М., 1980.
-
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. - Л., 1973.
-
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970.
-
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1971.
-
Федотов Г. Святые Древней Руси. - М., 1990.
-
Ржига В.Ф. литературная деятельность Ермолая-Еразма. - М., 1978.
-
Гусев В.Е. Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писатель XVII века // Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное. - М., 1960.
-
Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. - М., 1963.
-
Панченко А.М. Аввакум как новатор // Русская литература. - 1982. - №4. - С. 142-152.
-
Грихин В.А. Древнерусские княжеские жития // Русская речь. - 1980. - №2. - С. 106-110.
-
Гладышева Е., Нерсесян Л. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству // gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Glad/index_dict.php
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ.
Понятие агиографии еще на лекции необходимо преподнести студентам как в диахроническом, так и в синхроническом аспектах. Отдельно следует рассмотреть историко-культурный контекст зарождения и развития жанра, особенности переводной агиографической литературы, западноевропейские, византийские и восточноевропейские традиции житийного канона [см. об этом: 1, с. 23-28, 36-42, 112-124 и др.].
Этот синтетический путь рассмотрения проблемы таит в себе опасность «размывания» теоретической информации, опасность получения эклектичных, несистематизированных знаний. Поэтому каждый студент, приступая к практической работе с текстами древнерусских житий, должен поставить перед собой сверхзадачу: понять, чем византийский житийный канон отличается от римского, как (и почему именно так) византийская агиографическая традиция преломилась на русской почве. Для достижения этой цели подготовка к каждому пункту плана практического занятия предполагает значительные историко-культурные экскурсы.
Подготовку к занятию можно начать с повторения терминологии: сюжет и его структурные элементы, композиция, литературный памятник и его списки, литературный герой, литературный стиль, фантастика, панегирик.
Далее целесообразно вспомнить летописные сведения о крещении Руси и появлении первых русских святых, об убиении Бориса и Глеба, строительстве на Руси первых монастырей. Такое начало обусловлено тем, что студентам именно на историко-культурном фоне будет более отчетливо видна логика развития житийного канона на древнерусской почве.
В конце этого этапа работы над темой можно задать студентам следующие контрольные вопросы.
• Когда появились на Руси первые агиографические тексты?
• Кто были первые русские святые и за что они канонизированы?
После этого можно приступать к следующему шагу - чтению текстов житий и подробному изучению житийного канона и жанра жития.
Первый вопрос Плана
Первый вопрос практического занятия - ознакомительно-теоретический. Подготовка ответа на него знакомит студентов с теорией агиографических жанров и общей историей их развития. Желательно, изучив необходимую учебную и дополнительную литературу (см. список к Плану), составить тезисный макет ответа на первый вопрос, не забывая, что это может пригодиться в школьной практике. Здесь можно рекомендовать следующее задание для студентов: «Выпишите, пользуясь словарем-указателем по древнерусскому искусству, определения терминов «агиография», «канон», «минея», «патерик». Определите сходства и отличия между каноническим житием и рассказом из патерика. Дайте историческую справку о возникновении Киево-Печерского монастыря».
В ходе работы студенты могут сделать выводы о том, как словесное житие связано с иконой. Для этого преподаватель может дать задание нескольким студентам подготовить презентации, посвященные русской православной иконе (с обязательным использованием слайдов с ликами Феодосия Печерского, Бориса и Глеба, Сергия Радонежского).
Используя материалы учебных пособий и специальной литературы, студенты далее отвечают на следующие вопросы.
• Что такое агиография?
• Какие жанровые разновидности житий вам известны?
• Кем и как был создан Киево-Печерский патерик?
Второй вопрос Плана
Второй вопрос Плана занятия предполагает, во-первых, более подробное знакомство с особенностями агиографического канона в его развитии. Для этого следует прочитать монографии Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы» и Г. Федотова «Святые Древней Руси».
Далее студентам нужно подробно рассмотреть вопрос о житийном герое: каковы его черты, в чем заключается сущность благодати и святости, какова типичная жизнь святого. Ответ на этот вопрос готовится студентами на основе анализа «Жития Феодосия Печерского», в котором необходимо подчеркнуть типические и индивидуальные черты жизни и личности героя.
На примерах «Жития Сергия Радонежского» и «Жития Стефана Пермского» студенты должны рассмотреть феномен христианской фантастики как обязательного житийного компонента. При подготовке ответа на этот вопрос им надо определить назначение и роль в повествовании житийного чуда.
При рассмотрении «Жития Бориса и Глеба» студентам следует обратить особое внимание на то, с помощью каких внесенных позже компонентов автор создал агиографический текст из летописной повести. Для этого целесообразно будет выписать из жития в рабочую тетрадь фрагменты и примеры из произведения, соответствующие летописной повести, и те, которые характерны для древнехристианской книжности. В дальнейшем подготовленный конспект можно будет использовать как при устном ответе на данный вопрос, так и при подготовке к школьному уроку по житиям этих святых.
Контрольные вопросы.
• Каковы канонические черты жития?
• Каковы принципы изображения человека в житии?
• С какими жанрами изначально синтезировался жанр жития на русской почве?
Третий вопрос Плана
При подготовке ответа к нему студенты должны, во-первых, уяснить для себя причины изменения древнерусского житийного канона в 14-15 веках. Далее необходимо изучить с точки зрения проблемы трансформации житийного жанра работы Д.С. Лихачева, Г. Федотова, А.Н. Робинсона и др. (можно подготовить при этом выборочные конспекты глав), сравнить их и сделать их краткий реферат для использования при ответе на занятии. Особое внимание здесь студентам следует обратить на социокультурный контекст развития христианской книжности в частности и древнерусской литературы в целом в этот период. Далее нужно обратиться к вопросу об истории создания и исторической основе «Повести о Петре и Февронии» и о том, как с помощью привнесения в текст житийного элемента он приобретает агиографические черты. Также в соотнесении студенты должны установить фольклорные и беллетристические элементы в тексте. В конце подготовки ответа на вопрос студентам следует сделать вывод о том, как в 14-15 веках меняется житийный канон в литературе Древней Руси.
Контрольные вопросы.
• Как меняется житийный герой в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
• Какова динамика житийного канона в повести?
• Какова композиция памятника?
• Прокомментируйте эпилог произведения.
Четвертый вопрос Плана
Для начала студентам нужно ознакомиться с историческими сведениями о движении и литературе раскола в Древней Руси и с исторической справкой о протопопе Аввакуме. Последнее невозможно без внимательного чтения жития Аввакума, написанного им самим. Читая его с карандашом в руках, студенты подчеркивают или выписывают примеры следующих характеристик текста:
а) черты романного жанра (новые понятия о времени, стремление к изображению психологических состояний, всестороннему изображению человека, «населенность» жития);
б) двойная сущность героя (объединение в образе высокого и низкого начал, героического и человеческого);
в) новый тип конфликта.
Этот материал может быть использован при проведении на занятии дискуссии на тему «Аввакум: мученик или бунтарь?».
Попутно студенты размышляют о причине обращения автора к жанровой форме жития, выявляют признаки житийного канона в тексте, отмечают отступления от его традиций.
Особое внимание при подготовке к ответу на вопрос о жанровой природе «Жития протопопа Аввакума» необходимо уделить стилевым особенностям памятника: выписать отдельно все найденные в тексте памятника приметы древнехристианской книжности; обратить внимание на характерные для окказионального стиля Аввакума просторечия, вульгаризмы и прочие стилевые единицы, не свойственные для жития. Особенного внимания от студентов потребует выявление примеров иронии и самоиронии в повествовании, которые окончательно убеждают в том, что «житие» Аввакума - это образец новой светской автобиографической литературы с признаками житийного канона. Этот вывод будет исходным для решения вопроса о жанровой сущности произведения.
Контрольные вопросы.
• Как сам автор в своем тексте определяет жанр будущего произведения? Что он говорит о себе как о писателе и как о герое?
• Что вам известно из произведения о судьбе Аввакума? С какой целью написано житие?
• Почему для автора оказалось возможным совместить агиографические традиции и чуждые им стилевые и повествовательные элементы в одном тексте?
• Приведите примеры символики в «Житии» Аввакума, объясните ее назначение.
Из методических пособий при подготовке к занятию по древнерусской агиографии можно порекомендовать следующие.
1. Петренко Е.В. Авторская программа по литературе «Духовно-нравственное развитие школьника через изучение духовной и древнерусской литературы» // festival.1september.ru/articles/588193/
2. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. - М., 1988.
Литература
-
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. - Л., 1973.
-
teacher-edu.ru/wmc/standarts/sschool/1080037722