Урок-суд. Обобщающее значение образов помещиков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Распределение ролей:

Секретарь - Женя Бояркина,

Судья - Лена Аркайкина,

Манилов - Надя Бояркина,

Коробочка - Оля Пискайкина,

Ноздрёв - Вася Пиянзин,

Чичиков - Коля Паулов,

Собакевич - Сергей Тулкин,

Плюшкин - Сергей Пиянзин,

Защитник - Дина Жандарова,

Обвинитель - Эля Фахретдинова,

Свидетельница - Ира Бояркина.

Тема урока: «Обобщающее значение образов помещиков»


Цель:

1) Формировать умение анализировать художественное произведение, умение делать обобщающие выводы по прочитанному;

2) Развивать способность глубоко мыслить и убедительно говорить;

3) Воспитывать нравственные качества и патриотические чувства.

Оформление класса: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, плакаты: «Боже, как грустна наша Россия» (А.С. Пушкин); «Произведение Гоголя - «крик ужаса и стыда» (А.И. Герцен).

Ход урока.


Ребята, обобщающий урок по поэме «Мёртвые души» пройдет у нас сегодня в необычной форме. Это будет импровизация или инсценированный урок-суд над помещиками.

Открыли тетради, запишем число, тему: «Обобщающее значение образов помещиков».

Каковы же цели, которые мы ставим на этот час работы (зачитываю на доске).

Эпиграфом к уроку предлагаю слова А.С. Пушкина «Боже, как грустна наша Россия». Запишем и его. Почему же так печально отозвался великий писатель о своей Родине.

Я думаю, что лучше ответить на это немного позже.

Готовясь к этому уроку, мы предварительно распределили роли, но работа будет непростой. За импровизированным процессом суда будет наблюдать строгая Фемида. Кто она? Давайте вспомним.

- Верно, международный символ правосудия.

- Как вы думаете, почему на ее глазах повязка?

- Да, она должна только слышать и слушать, невзирая на лица, их должность и посты.

Итак, чья чаша в ее руке перевесит покажет завершение суда.

Я с удовольствием передаю вам слово, ребята.

(Выходит судья и секретарь).

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:

Манилов - в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;

Коробочка - в жадности и косности;

Ноздрев - в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве;

Собакевич - в грубости и чрезмерном чревоугодии;

Плюшкин - в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания каждого из вышеперечисленных помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь падения.

Помещик Манилов, Вам предоставляется слово.

Манилов: Я - уважаемый отец семейства; имею на попечении двух отроков - Фемисток - люса и Алкида, верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в ... (Приказчик, сколько душ?) ... в двести душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества. Имею дом, стоящий на эдаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую беседку под названием «Храм уединенного размышления», в которой я предаюсь отрадным мечтаниям.

Защитник: Позвольте, о чем же Вы мечтаете?

Манилов: Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.

Защитник: Прошу покорнейше господ судей учесть хозяйственные способности моего подзащитного, его радение о своих крепостных.

Обвинитель: Но ведь эти радения только в мечтах, а на деле?! Крестьяне живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего деревца, ни другой какой зелени. А сколько умирает у Вас крестьян от голода, от болезней?

Защитник: Я протестую! Люди умирали и умирать будут, при чем же здесь господин Манилов? Ответьте на мой вопрос, подзащитный. Много ли Вы читаете?

Манилов: На этот вопрос я отвечу с превеликим удовольствием. Я очень много читаю, проглядываю «Сын отечества», и, заметьте, с превеликим удовольствием.

Обвинитель: А как Вы объясните тот факт, что закладка в книге два года покоится на четырнадцатой странице?

Манилов: Да, Вы знаете, семейные заботы, благоденствие деток, Маниловки, размышления о судьбе отечества - все это занимает очень много времени ...

Судья: А как Вы объясните показания свидетеля N: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Чёрт знает что такое!» - и отойдешь подальше, если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертную?»

Манилов: Господин N? Не понимаю ... Это не племянник нашего многоуважаемого полицмейстера?

Что ж, очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу, паренье мыслей эдакое, но отчего же он так изволил отозваться обо мне? Отчего скука? Отчего? чёрт знает что такое ... Не понимаю, господа.

Судья: А еще о Вас говорят: «человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селефан».

Манилов: Это, кажется, из пословицы ... Как же изволите понимать такое изречение? Не пойму, такое глумление ...

Судья: Успокойтесь, господин Манилов. Успокойтесь. Садитесь, подсудимый.

Секретарь: Суд продолжается, господа!

Судья: Помещица Коробочка, расскажите суду о Вашей жизни.

Коробочка: Я - старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, и свёкла ... А за огородами, напротив свиного хлева, - избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят.

Судья: Вы торгуете?

Коробочка: Торгую понемногу, господи помоги. И пенькой, и салом, и крестьянами, коли бог пошлет.

Судья: Вопросы к подсудимой имеются?

Защитник: Какие вопросы, и так ясно, что это хорошая хозяйка.

Обвинитель: У меня вопрос. Как это Вы можете торговать живыми людьми, будто вещами? Разве возможно такое в наш просвещенный век?!

Свидетельница N: Прошу слова. Ну, полно Вам, батюшка. Что же тут страшного?! Все торгуют, крепостные - хороший товар, ходовой. Намедни мне госпожа Коробочка продала двух девок по сто рублей каждая. Какие вышли славные работницы, сами салфетки ткут.

Обвинитель: Вспомните, как проходила торговля мертвых душ с господином Чичиковым?

(Разыгрывается глава III поэмы «Мёртвые души» - сценка «Продажа «мёртвых» душ»).

Судья: Садитесь, подсудимая, садитесь. Садитесь и Вы, господин Чичиков. Прошу, господин Ноздрев, встаньте. Расскажите о себе суду.

Ноздрев: Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихая, охотник погулять, в картишки перекинуться ... А ярмарки ... люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как! Я за обед только шампанского 17 бутылок выпил.

Судья: Ладно, ладно. Вы женаты?

Ноздрев: Был когда-то, да жена умерла, царство ей небесное.

Судья: Ну, а дети есть?

Ноздрев: А как же! Хотя ... не до них, брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазливая, черт!.. А вот псарня, господа, это я вам скажу такое дело ... Там я - отец родной. Я тебе, Ваше превосходительство, могу щенка подарить, а лучше давай поменяемся ... Да хоть на твою трубку, а?

Судья: Благодарю покорно. Вы лучше скажите: за что Вас называют «историческим человеком».

Ноздрёв: А это от того, что я все время попадаю в истории.

Чичиков (с места): Позвольте добавить, господин судья. Весьма неприятные истории приключаются с подсудимым. Недавно и мне пришлось оказаться свидетелем пренеприятнейшей истории. Хотел я заключить сделку, весьма выгодную для обеих сторон ... Что? Какую?.. Да это неважно

Ноздрев: Нет, брат, ты скажи, скажи какую. Суду будет интересно узнать об этом, свинья ты эдакая.

Чичиков: Прошу прощения, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай меня спас от самоуправства господина Ноздрева. Ведь он извините, хотел меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.

Ноздрев: Ах, ты жук! Я вам такую историю поведаю про него, пальчики оближете.

Судья: Хватит. С нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика ... э ... Медведева то есть Собакевича. Извините. Расскажите как живете, чем занимаетесь.

Собакевич: Владенья у меня добрые (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, свой двор, дом.

Защитник: У господина Собакевича все на века. Не только постройки - березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин!

Судья (Собакевичу): Чем же Вы занимаетесь?

Собакевич: Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить - слабость, извините.

Судья: Ваша цель в жизни?

Собакевич: Сытно поесть. Осетринку, поросенка с хреном, бараний бок с кашей - эх! Уважаю.

Обвинитель (передразнивает): «Бок с кашей!» Обжорство - вот его цель, смысл и суть жизни.

Судья: Как Вы относитесь к председателю дворянского собрания?

Собакевич: дурак, какого поискать.

Судья: А губернатор?

Собакевич: Сам разбойник и рожа воровская.

Обвинитель: да Вы же грубиян.

Защитник: Зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.

Обвинитель: Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет - они же его собственность.

Секретарь: Суд продолжается.

Судья: Помещик Плюшкин! Вам слово. Барыня, я же звал Плюшки ... Прошу прощения, господин Плюшкин.

Плюшкин (гадким голосом): Что вам сказать, господа. Беднею я. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.

Защитник: Хочу сказать - ведь господин Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, прядильни, плуги, молоты, косы. Приветливая хозяйка, его жена, славилась хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь тоже умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своем горе.

Обвинитель: Все это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как он мог докатится до такого?

Судья: А сколько у Вас душ?

Плюшкин: С тысячу было. да в прошлом году от мора померло, да в бегах которые.

Обвинитель: От такого убежишь!

Судья: Как же Вы думаете жить дальше?

Плюшкин: Как это священники-то не обращают внимания? Сказал бы поучение: ведь против слова божия-то не устоишь.

Обвинитель: Ну Вы, я думаю, устоите!

Секретарь: Слово господину судье.

Судья: Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание господин Гоголь: «один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого».

Суд приговаривает вышеперечисленных помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

После «приговора» судьи предлагают всем «участникам» процесса занять свои места.

- Ребята, завершая изучение поэмы и анализ галереи помещиков, я хотела бы от вас услышать рассуждение-ответ на один очень важный вопрос: «Как вы думаете, почему, рисуя портретно-нравственную выставку помещиков, Гоголь композиционно повел нас, читателей, в гости к господам-помещикам в следующем порядке: сначала мы вместе с Чичиковым гостили у Манилова, затем волею судьбы героя побывали у помещицы - Коробочки, потом героиня, вымышленная автором, вталкивает нас в объятья необузданного Ноздрева, и потом встреча с Собакевичем, от которого мы отбываем с главным героем в 6 главе - к Плюшкину.

- Итак, почему лестницу знакомства с господами-обвиняемыми великий Гоголь выстроил именно так?

Ира Бояркина: Я думаю, это не случайно, потому что распад личности от героя к герою здесь усиливается по мере продолжения путешествия. Например, в Манилове, открывающем галерею образов-помещиков есть хотя бы что-то человеческое: его беспомощное порывание к духовной жизни.

- А почему вы считаете, что Коробочка на ступень ниже в своем нравственном облике, чем Манилов?

Юля Панишева: Да потому, что у крепкоголовой Коробочки нет даже и намека на какую-то духовную жизнь.

- Ребята, господин Ноздрев в этой лестнице стоит на третьей ступени книзу. Почему?

Лена Мараева: Вероятно потому, что у Ноздрева, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью отсутствуют принципы нравственности.

- Далее перед нами герой, награжденный автором звериной фамилией. Как это объясняется содержанием поэмы?

Вася Пиянзин: Именно в Собакевиче в обнаженном виде проступает жестокое и звериное.

- И, наконец, ребята, читая и анализируя 6 главу, мы познакомились с несколько чудовищным явлением, которое еще проступает в природе человечества. Это Плюшкин. Подумайте, в чем чудовищность и ужас его?

Таня Калядина: Когда мы всматривались в этого героя, вслушивались в его речь, открыли для себя страшную истину, случающуюся с человеком, в котором человеческая личность достигает предела духовного оскудения, находится на грани психического распада. Ведь, очевидно, что Плюшкин - это не человек, это лишь тень от него.

- Ребята, я очень довольна тем, что вы смогли разобраться с композиционной хитростью произведения, которая является ключиком к видению идейной сути поэмы. Действительно, герои, о которых мы говорили - это ничтожные люди, к сожалению, не составляют исключения, они обычные, типичны для нашей среды. То обстоятельство, что они душевладельцы, лишает помещиков человеческого в них. Как же мы, просвещенные люди, не замечаем ужасов порабощения одного человека другим! Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике! Перед нами прошли «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери» (Герцен).

Итак, настало время ответить на вопрос, который я задала в начале урока: «Почему Пушкин сказал: «Боже, как грустна наша Россия».

Оля Архипова: Мы знаем, что сюжет поэмы «Мёртвые души» Гоголю отдал Пушкин, мечтавший изъездить вместе с героем всю Русь и «вывести множество самых разнообразных характеров». Гоголь оправдал его доверие. «Мёртвые души» - тревожная дума о настоящем и будущем России.

Читает плакат: «Произведения Гоголя - «крик ужаса и стыда», - сказал Герцен. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках.

Эля Фахретдинова: Образы помещиков, о которых выше шла речь, предстали перед нами в плачевном, грустном виде, а они тоже лицо России.

- Ну, ребята, не Ноздревы, Маниловы, Коробочки - наше будущее, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова.

Под звон колокольчиков Юля Заботнова читает отрывок «И какой же русский не любит быстрой езды?!» на фоне кадра из диафильма, где едет в бричке, запряженной в «тройку» коней, Н.В. Гоголь.

Просмотр мини-сюжета с изображением героев поэмы «Мёртвые души», комментирует поэтический текст Коля Паулов (сл. Н. Сизикиной) под музыку.

В Россию влюблены

И Пушкин, и Есенин,

Лермонтов и Гоголь -

наша сила.

Они воспели Русь

Художеством творений.

Поныне оттого жива Россия.

Онегин и Печорин,

Чичиков, Манилов

В них вложены умы,

Душа кумиров

И пусть над Русью кружит,

Чернокрылый ворон.

Ее хранит и защищает лира.

И пусть ни всё прекрасно,

В синеокой шири.

В ней мало фальши,

Больше естества.

И пусть грустна Россия,

Матушка - Россия.

Нет уз сильней,

Чем нашего родства!

- Русь! Куда же несешься ты?! Дай ответ. Нет его. Застыл он в воздухе. (Слышен звон колоколов. Фонозапись). Или ибо путь нашей России не завершился. Он только на полном бегу к перерождению России другой. Об этом очень удачно и убедительно сказал поэт Эдуард Гиппиус:

Она не погибнет, - знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся, - верьте,

Поля ее золотые.

И мы не погибнем, - верьте!

Но что нам наше спасенье:

Россия спасется, - знайте!

И близко ее воскресенье!

Я надеюсь, что вы, ребята, будете не наблюдателями за жизнью, а ее вершителями и ваятелями, желающими сделать нашу Родину и россиян счастливыми.

На такой оптимистической ноте мы заканчиваем наш урок. Я довольна вашими артистическими способностями, результатами ответов, умением рассуждать, анализировать. Оценку «отлично» получили Оля Пискайкина, Коля Паулов, Марина Булкина, Дина Жандарова, Таня Калядина, Ирина Бояркина. Оценку «хорошо» - Оля Архипова, Лена Мараева, Вася Пиянзин, Юля Панишева.

Ребята, со всей сутью проблем в произведении нам помогло разобраться талантливое гоголевское слово. В связи с этим домашнее задание будет следующее: глава 5 в поэме, выучить наизусть отрывок о силе русского языка.

Спасибо за урок.

11

© 2010-2022