Конспект урока литературы Журналистика 50-80-х гг. XIX века (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс

Урок № 15.

Тема. Журналистика 50-80-х гг. XIX века.

Цель:

  • показать учащимся, как происходило развитие журналистики в России в 50-80 гг.;

  • развивать речь учащихся, навыки конспектирования;

  • прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа о социально-политической обстановке в России во второй половине XIX века и о русской литературе этого периода.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Лекция учителя с элементами беседы о журналистике 50-80-х гг. XIX века.

Во второй половине XIX столетия русская литература развивалась в сложной политической обстановке. Это была эпоха Великих реформ, явившихся необходимой формой разрешения назревших социальных проблем, среди которых центральное место занимал «крестьянский вопрос». Русское общество пришло в движение, что не могло не отразиться на творчестве писателей, позиции литературной критики и журналов. «С половины прошедшего столетия ум образованного русского человека напитался значительным запасом политических и нравственных идей», - так характеризовал время реформ историк В.О.Ключевский. Реформирование коснулось и области высшего и среднего образования. Литература неизбежно втягивалась в политическую борьбу. Выдающийся русский публицист-демократ А.И.Герцен назвал художественную литературу «единственной трибуной», откуда передовое русское общество открыто выразило своё возмущение положением в стране и требовало радикально изменить, вплоть до революционного переворота. Разумеется, далеко не все писатели принимали доктрину радикалов, но все чувствовали неизбежность назревающих социальных перемен.

Такой ход литературного развития был определён уже в 1840-е годы, когда в русском образованном обществе произошла идейно-политическая поляризация, в литературу и журналистику пришли и потеснили дворян «новые люди» - демократы-разночинцы во главе с Белинским и Герценом. Общество разделилось на славянофилов и западников. Белинский встал во главе нового литературного направления - «натуральной школы», главным жанром сделавший «физиологический» очерк, социологическое описание различных общественных типов, в основном из низших слоёв русской жизни.

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, К.С. и И.С.Аксаковы) были по своим воззрениям и творческим взглядам поздними романтиками, отстаивали идею особого исторического пути России и русского народа, жаждали утраченного единения образованных сословий с простым народом и национального возрождения, критиковали Петровские реформы, утверждая, что в России невозможны просвещение и демократия западного образца.

Западники (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, П.Я.Чаадаев) считали необходимым для России именно европейское экономическое развитие и просвещение, законы, парламентские институты, демократические свободы.

Обе непримиримые партии были в оппозиции к правительству, но расходились в определении путей, форм и сроков крестьянской и других реформ.

Идейная борьба велась в основном в «толстых» литературных журналах - консервативно-славянофильском «Москвитянине» и либерально-западнических «Отечественных записках» - и находила своё отражение в художественной литературе. В 1846 году Некрасов и Белинский создают обновлённый журнал «Современник», вокруг которого сплачиваются все демократические силы. Царское правительство ответило цензурными запретами и гонениями, арестами, ссылкой и т.п. Революция 1848 года в Западной Европе послужила поводом для наступления очередной политической реакции в России.

Смерть Белинского, уход в эмиграцию Герцена и Огарёва, каторга петрашевца Достоевского, арест и ссылка Салтыкова-Щедрина и Тургенева, гонения на славянофилов - всё это обозначило историческую грань, за которой произошли самые радикальные перемены в обществе и литературе. И всё же в журнале «Москвитянин» в 1851 году появилась группа молодых писателей (А.Н.Островский, А.А.Григорьев, А.Ф.Писемский), давшая новое направление идеям славянофилов; либеральные западники (М.Н.Катков, В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков) продолжали отстаивать ставшую передовой в годы безвременья идею «чистого искусства», а Некрасов привлёк в «Современник» молодого Л.Н.Толстого и литераторов-демократов во главе с Н.Г.Чернышевским. Именно этот период дал импульс к формированию основных литературных школ и течений 1860-х годов.

3. Чтение и обсуждение статьей учебника «От литературных мечтаний к литературной борьбе», стр.128-133 и «Под бременем «проклятых вопросов», стр.133-137.

4. Беседа по статье учебника «На переломе веков», стр.137-139 (статья конспектировалась учащимися дома).

ІV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Инд.задания. Подготовить сообщения:

-«Театр Островского»;

-«Пьеса «Свои люди - сочтёмся».

2


© 2010-2022