Нам жизнь дана, чтобы любить (сопоставление сказки-были А. Платонова Неизвестный цветок и притчи о добром самарянине.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "НАМ ЖИЗНЬ ДАНА, ЧТОБЫ

ЛЮБИТЬ…"

(сопоставление сказки-были А. Платонова "Неизвестный

цветок" и притчи о добром самарянине.)

Цель урока: - учить школьников видеть авторскую позицию;

- на основе сопоставления рассказа и притчи выявить истинный смысл понятий:

"добро", "зло", "милосердие", "сострадание";

- воспитание чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему.

Оборудование:

1) Словарь:

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострада-

ния, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

Гуманизм - гуманность, человечность в отношении к людям.

Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или мо-

ральное поучение.

2) Магнитофон.

3) Неизвестный цветок.

ХОД УРОКА.

О маленький цветок, когда бы понял я,

Что ты во всём с корнями вместе значишь,-

Мне стали б ясными и Бог, и человек.

(Альфред Теннисон).

Жизнь ничего не даёт без тяжких трудов

и волнений.

(Гораций).

1. Слово учителя.

Тема нашего урока сформулирована словами русского поэта Ф. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…». Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то мы увидим, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Мне очень хочется, чтобы вы умели любить и чтобы вас всегда любили, и сегодняшний урок в какой-то мере должен этому помочь. На этом уроке мы постараемся провести литературное исследование по сопоставлению сказки А. Платонова «Неизвестный цветок» и притчи о добром самарянине.

На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания и по тематике, и по системе персонажей. Казалось бы, что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далёкие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой А. Платонова, события которой происходят в ХХ веке? Но надо вспомнить, что библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями в области литературы.

Книги А. Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям. И основным мотивом, который можно проследить почти во всех произведениях Платонова - это мотив уникальности, единичности всего существующего. В центре внимания писателя может оказаться камень, лежащий на дороге, растущий среди травы цветок, воробей, человек, облако. Платонов «собирает» в своих произведениях всё, что ускользает в нашей повседневной жизни от привычного взгляда, более того, он показывает уникальность, глубокую индивидуальность и неповторимость всего существующего.

11. Сказка-быль «Неизвестный цветок» создана Платоновым в 1950г., в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя. В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова: о победе человека над смертью, об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной, о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворённый, звучащий - мир гармонии.

Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Прочитайте первые две фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле.»

- Какое чувство возникает у вас при чтении этих строк?

(чувство щемящего одиночесва, это вечная тоска сиротливых душ, живу-

щих на земле).

- Что можно почувствовать в этом описании?

(грусть, печаль, тоску).

- Какие слова в первых двух предложениях помогают нам понять настроение автора: маленький - никто - на земле.

- Почему важным для нас оказалось не только слово маленький, но и слово на земле?

- Какое прилагательное хочется добавить к слову земля?

Маленький цветок - на (огромной) земле.

Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

- В каких условиях рос цветок? (Рос на пустыре, где «трава не росла, а лежали лишь одни камни», где «была сухая мёртвая глина»; ему «нечем питаться»).

- Как вы понимаете слова «нуждался в жизни» ?

(Очень хотел жить, старался победить смерть.)

- Какое слово настойчиво повторяет Платонов в этой части сказки?

(«жизнь», «жить»; даже запах цветка - как зовущий голос маленькой неизвестной жизни).

- А что является источником этой жизни?

(каждодневный труд, терпение, упорство).

- Найдите глаголы в этой части сказки и понаблюдайте за их ролью.

(«сторожил», «трудился», «собирал», «превозмогал», «радовался»).

Вывод: Глаголы передают борьбу цветка за жизнь, стремление выжить любой ценой, преодолеть все трудности.

- Как можно одним словом передать такую жизнь цветка?

(трудная).

Найдите слова, однокоренные с этим прилагательным

(труд - трудиться,- трудно,- труженик).

Вывод: Мы видим, что понятие труд - одно из ключевых в сказке. Автор неоднократно подчёркивает, что только напряжённый, мучительный труд поможет цветку преодолеть все препятствия.

- Что, кроме физической силы, потребовалось цветку, чтобы преодолеть все трудности?

(сила духа).

(Тезис, заранее записанный на доске: «чтобы преодолеть враждебные силы природы, нужно обладать сильным духом и упорно трудиться».)

Обращение к эпиграфу Горация.

Вывод: Мир Платонова - мир всеобщего сиротства и разобщённости. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Мир словно разбит на кусочки и «немое горе вселенной… может понять, высказать и одолеть лишь человек и в этом его обязанность» («Афродита»).

Вот почему в сказке появляется девочка Даша и другие дети, помогающие цветку выжить.

- В какой момент мы знакомимся с Дашей?

(она живёт в пионерском лагере, вдали от мамы).

- О чём она беспокоится?

(чтобы скорее дошло её письмо).

- Как это её характеризует?

(очень любит маму, скучает по ней, тяжело переживает разлуку).

- Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание?

(её душевное состояние созвучно грустному настроению цветка).

- Отчего девочка вспоминает сказку о розе?

(её рассказывала мама; в ней тоже речь шла о цветке, «который всё грустил по своей матери»).

- Давайте послушаем о чём они ведут свой первый разговор? (инсценировка)

- Как она поступила, увидев необычный цветок?

(не сорвала, а «спросила»…, «склонилась», «поцеловала» его, Даша пожалела цветок и решила ему помочь).

- Как Даша решила помочь своему новому другу?

(привела пионеров, которые «четыре дня работали, удобряя землю на пустыре». Ребята хотели, чтобы «земля стала доброй» и цветку стало легче расти.)

- Как сложились их отношения после разлуки?

Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке»; девочка вернулась к своему старому другу, чтобы узнать, не понадобилась ли вновь её помощь).

- Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб. Можем ли мы сказать, что он зря прожил жизнь и старания Даши оказались напрасны?

(нет, он возродился; добро оказалось бессмертным: появился цветок-сын, ещё лучше, сильнее, прекраснее).

Вывод: Так цветок- труженик нашёл продолжение в своём потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильным и прекрасным.

Сочувствие, сопереживание, сострадание - это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному.

- В чём проявилось сострадание Даши?

(она познакомилась с цветком, постаралась его понять, проявила деятельное сострадание, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, стала ему близким, любящим настоящим другом).

Поступок Даши - это деятельное сострадание то, что даёт человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.

В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.

111. Чтение учителем притчи о добром самарянине.

- Каковы её главные герои?

(самарянин и человек, пострадавший от разбойников).

- Что о них известно?

(самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему).

Самарянин - единственный, кто не прошёл мимо и не оставил человека в беде.

Самарянин - житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.

- Другой герой - «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами учшли.

- Почему у него нет имени?

(на его месте мог оказаться любой человек).

- Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

(первым увидел священник: «увидел и прошёл мимо».

Потом помощник священника, который «подошёл, посмотрел и прошёл мимо».

А самарянин «…увидел и сжалился, подошёл… и позаботился о нём».

Он не только перевязал раны, но и отвёз пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.

- Почему он не прошёл мимо, как сделали это другие?

(пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым).

Самарянин оказался добрее, милосерднее.

- Чему учит притча? Какова её главная мысль?

( «Люби ближнего своего»… Даже если человек незнакомый, чужой.)

(Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание).

Вывод: важнее не имя человека и слова, а его поступки.

- Кого можно назвать ближним?

(это близкие, родные люди).

Ближний тот, кто пришёл на помощь; «оказавший милость».

Человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.

Индивидуальное задание - Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?

(Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат, как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками.)

1У. Теперь обратимся к сказке Платонова и постараемся понять: что объеденяет эти произведения? Как притча помогает понять сказку? Можно ли эту сказку считать притчей?

Сначала сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и «неизвестный цветок». Есть ли общее между ними?

(В обоих заглавиях названы главные персонажи, у которых нет конкретных имён.)

Эпитеты «добрый» и «неизвестный» помогают понять поступки героев, особенности их характеров.

У. А теперь вернёмся к предмету нашего исследования: можно ли говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой?

(Они рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде.)

- Вспомните финал притчи о добром самарянине. Сравните его с финалом сказки. Есть ли общее?

(Самарянин помог и уехал, обещая вернуться; Даша помогла, уехала и тоже вернулась.).

- Зачем вернулась? Что значит это возвращение, хотя на первый взгляд, они и так оказали посильную помощь?

(Добро не имеет меры; хотели убедиться не нужна ли ещё помощь; это возвращение - зов совести, зов доброго сердца.)

- Обратите внимание на заключительные строчки каждого из произведений: у Платонова: «Он (цветок) зовёт к себе безмолвным голосом благоухания…», в притче: «Тогда Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же».

- А как? (оказывай милость, твори добро).

- Почему это необходимо?

(Всегда есть те, кто нуждается в помощи, кто зовёт «безмолвным голосом». Надо уметь разглядеть страдающего, почувствовать чужую боль, увидеть и услышать зовущего).

- А теперь подумайте, можно ли сказку Платонова назвать притчей. Один из исследователей сказал, что «Неизвестный цветок» - это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, любви, веры в справедливость детей.

- А с кем можно сопоставить историю жизни цветка? (С жизнью человека)

Жанровые особенности приближают сказку к притче, так же заставляют видеть в герое сказки именно человека, а его судьбу соотносить с человеческой жизнью.

Цветок - один из самых кратких по времени жизни растений, в то же время он символ «победной» красоты жизни.

Обращение к 1 эпиграфу.

Теннисон сказал, что если бы нам удалось понять хотя бы один цветок, мы бы знали, кто мы есть и что собою представляет весь этот мир.

- Почему Платонов обращается к детям? Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира?

(Они ещё только постигают жизнь, учатся различать добро и зло, поэтому автор ненавязчиво помогает сделать детям правильный нравственный выбор. Детское сердце более открыто для добра, любви, справедливости.

Платонов связывает особые надежды с детьми. «Большие только предтечи, а дети - спасители Вселенной», - писал Платов в статье «Знамёна будущего»).

- Посмотрите на цветок, нарисованный на доске. Его мы сегодня взращивали во время нашего разговора, только, я думаю, он не безымянный, как в сказке Платонова. Какое бы имя вы ему дали? (хорошее имя любовь).

- Что значит любить? В чём проявляется любовь? (лепестки на цветке).

Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности - любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя.

И закончить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любть без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорблённых,

И согревать, и насыщать

Увечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

А дома я предлагаю вам написать сочинение-размышление «Зачем, по мнению автора, нужно любить?»

© 2010-2022