Открытый урок урок русского языка Предложение как основная единица языка

Цели урока: ·       Углубить знания о структуре  предложения (по наличию грамматических основ, по наличию/отсутствию главных/второстепенных членов предложения, по цели высказывания); ·       развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); ·       воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

«Предложение как основная единица языка»

Цели урока:

  • Углубить знания о структуре предложения (по наличию грамматических основ, по наличию/отсутствию главных/второстепенных членов предложения, по цели высказывания);

  • развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Тип урока:

Комбинированный

Методы и приемы работы:

Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, составление кластера, мозговой штурм, криптограмма, создание мини проекта, экспертное заключение, рефлексия, оценивание.

Оборудование: вопросы для мозгового штурма, криптограмма - эпиграф, листы формата А4 для кластеров, инструкции-план разбора предложения, ватман для мини проекта, фломастеры, карточка выхода, стикеры.

Ход урока

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, рада вас видеть!

Доброе утро я вам говорю!

Доброе утро я людям дарю.

И улыбаются добрые люди,

Видно, слова они добрые любят.

Психологический настрой.

  1. Проверка д/з: упр. 80 (2)

Карина соберет тетради с д/р в конце урока.

Мозговая атака. Перекрестный опрос.

1.Словосочетания изучает синтаксис (морфология, фонетика).

2.Словосочетание состоит из двух слов - главного и зависимого.

3.Зависимое слово связывается с главным только по смыслу (грамматически).

4.ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК - это словосочетание.

5.РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ - это тоже словосочетание.

6.МАЛЬЧИК ИГРАЕТ - это словосочетание

7.ПЕРЕД ДОМОМ (ВОЗЛЕ ШКОЛЫ)- это словосочетание

8.ГОЛУБОЕ НЕБО - согласование (управление, примыкание)

9.ГРОМКО ГОВОРИТЬ - управление (примыкание, согласование)

10.ПИСЬМО ДРУГУ - управление (примыкание, согласование)

  1. Игра «Криптограмма».

Игра «Криптограмма». Перед тем как прочитать высказывание киргизского писателя Ч.Айтматова, вам нужно отгадать ключевые слова.

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как?

10

1

3

6

10

13

6

2

17

18

3

6

12

10




Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать ?

3

16

9

14

19

2

4

10

2



Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

10

20

5

2

11

2

17

2

8

7

2




Предмет, который мы изучаем «Русский …..»

13

14

15

16


Высказывание Ч. Айтматова

1

2

3

3

4

2

5

6

7

2

8

9

5

10

11

9

-

12

13

14

15

16

2







б

е

с

с

м

е

р

т

и

е

н

а

р

о

д

а

в

я

з

ы

к

е

Ребята, выражение Ч.Айтматова - эпиграф к нашему уроку.

Сегодня у нас новая тема, но вы с ней знакомы еще с начальных классов, мы говорили о ней в 5 - 7 классах.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, я задам вам один маленький вопрос: какие ассоциации возникают у вас при слове «предложение»?

Составление кластера «Предложение» (на листочках)

Расскажите, что вы знаете о предложении.

Надеюсь, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить…

Конечно, тема сегодняшнего урока - «Предложение как основная единица языка». На уроке мы будем анализировать предложения по различным признакам: по наличию главных членов, по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения, по количеству грамматических основ.

Прежде чем приступить к теме урока, разделитесь на группы (по желанию)

Деление на группы по желанию учащихся.

Итак, группы готовы к работе? Приступаем…

Запись числа, темы урока.

  1. Подача нового материала.

Задание №1.

Ответьте на вопросы:

Предложения по цели высказывания

Предложения по наличию грамматических основ

Предложения по наличию главных членов предложения

Предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения.

Групповая работа, обсуждение.(можно пользоваться статьей учебника)

Оформление правил на ватмане (в форме домика многоэтажного, поезда с вагонами)

Вопрос на засыпку: Из чего состоит грамматическая основа предложения?

Молодцы!

  1. Закрепление новых знаний.

Для закрепления материала выполним упражнения 76, 79.

Хорошо, вы справились и с этим нелегким заданием…

А теперь представьте, что вы эксперты. Вам необходимо поставить диагноз неизвестным пациентам (вы их впервые видите). В помощь вам я раздам некоторые инструкции.

План разбора

Выписать предложение из текста.

Определить тип предложения по строению (простое, сложное).

Определить тип предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения.

Определить вид предложения по цели высказывания.

Предложения для разбора:

А) Жаркий летний день. В знойном воздухе разлита духота. Синее безоблачное небо подёрнуто лёгкой дымкой.

В) Но вот на горизонте вырисовывается темная туча. Проходит 20 минут, и она закрывает всё небо.

С) Подобно артиллерийским залпам следуют один за другим громовые удары. Гроза в разгаре!

Молодцы! Вы настоящие эксперты по разбору предложений!

  1. Рефлексия. Заполнение карточки выхода.

Карточка выхода

Что узнал (а)?

Вопросы

Мнение

д/з: упр.85

Взаимооценивание. (учащимся предложены листочки с именами одноклассников, которых им надо оценить).

Мне важно ваше мнение, как прошел урок, что вам понравилось, над чем надо еще поработать, что надо изменить (заполнение стикеров).



© 2010-2022