- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Различие правописания частиц НЕ и Ни
Различие правописания частиц НЕ и Ни
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисова И.Д. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект открытого урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе.
Тема: «Различие частиц НЕ и НИ».
Цель урока: : показать различение частиц НЕ и НИ; знать условия выбора частиц НЕ - НИ; формировать умение отличать частицу не от ни;
развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся с применением приемов технологии критического мышления;
- знаки препинания в СП; совершенствовать орфографические умения; осуществление системно - деятельностного подхода, приемов технологии критического мышления; развитие внимания;
актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
● развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
● развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; ● развитие творческих, речевых способностей учащихся; ● формирование логических умений; ● развитие умения формулировать проблему;
3. Воспитательные:▪ воспитание интереса и уважения к родному языку;
▪ воспитание ценностного отношения к слову; ▪ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:● получение новых знаний ;
Метапредметные:● формирование ценностного отношения к русскому языку,● формирование нравственных ценностей.
Личностные:● воспитание интереса к предмету через разные виды работы;● умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:▪ИКТ▪ презентация к уроку,индивидуальная рабочая карта,сигнальные карточки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности(1 минута).
Приветственное слово учителя
- Доброе утро, дорогие ребята! Я рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Принцип психологической комфортности).
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Прием «Стадия вызова».
Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока (частицы-не-ни):
НЕ и НИ у нас частицы
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока? (Различение частиц НЕ И НИ) (слайд 1)
2.1.Постановка целей урока. Определение ЗУХ.
«Знаю - умею - хочу узнать» (2,3,4слайды).
Цель: показать различение частиц НЕ и НИ; условие выбора част.НЕ - НИ.
Закрепим сведения об употреблении частиц.
2.2.На столах рабочие листы , на которых вы запишите фамилию,имя, число, тему урока.
Выбор:работаете с частицей не-зеленый цвет, красный-ни.
3. Прочтите 1 задание:
Вставить пропущенные буквы (слайд 5)
Н(…)знал н(…)чего, н(…) в чем н(…)сознавался,н(..)в чем упрекнуть; н(…)навистный враг, н(…)чаянный случай; н(…)глубокий,но крутой овраг; н(…)у кого н(…)был.
Проверьте, кто выполнил на «5»-красную карточку, «4»-зеленую, «3»-жедтая, поставьте оценку на листе.
(Не знал ничего,ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; ненавистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был).
3.1.- Почему диктовала ( под ударением-не, без-ни)
Вывод : как пишутся слова с не-ни ( слитно, раздельно, в три слова), а частицы пишем- раздельно.
- не с глаголами пишется раздельно, слитно со словами- без не не употребл.
4.Весна,весна на улице- весенние деньки…, а деревья еще не оделись в листву, давайте поможем дереву- листья распустятся: называем слова на изучаемое правило с частицей не,ни по цепочке, не повторяя слова,
Вывод: как пишутся? ( называют слова, закрепляем на дереве).
-Мотивация- вот так дружно мы с вами будем работать и дальше.
5. Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать пи взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо. (слайд 6)
5.1. Проверьте. - С какой частицей написали? (ни)
(Ни бледно, ни ярко, ни холодно, ни ярко, ни холодно, ни жарко, ни дать, ни взять, ни рыба и ни мясо).
- кто все выписал, поднимите красные карточки, поставьте оценки.
5.2.- Посоревнуемся: назовите устойчивые словосочетания: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель!
(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо, ни пуха ни пера,не по себе,не в духе…) ( подарок-мотивация)
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?
- Конечно. В разговорном стиле. (Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить).
6. НЕ -выполняют задание:пояснить значение ни жив ни мертв; ни свет ни заря; ни много ни мало)- сразу. Поясните, как понимаете словосочетания, (*составить предложения:ни свет ни заря, ни рыба не мясо, ни жив ни мертв, ни много ни мало).
7. НИ- кластер о частице НИ (на формате А-4) Презентация о частице НИ
6.1. НЕ- чтение пояснения о фразеологизмах 7.1.НИ- проверка презентации о частице НИ
Выражает отрицание в предлож без подлежащегос дополнением в Род.падеже - Кругом ни деревца; На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.
Усиливает отрицание -Я не слышал ни звука
Придает обобщающее значение местоимениям и наречиям, с помощью которых простое предложение присоединяется к другому в сложном.
(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест).
Придаточная часть начинается словами. Можно выпустить в предложении,
если она придает обобщающее значение относительным местоимениям и наречиям - где ни, куда ни, кто ни,что ни , сколько ни.
кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…
если она придает обобщающее значение относительным местоимениям и наречиям - где ни, куда ни, кто ни,что ни , сколько ни.
Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась. (Книга нравилась всем, кто ее читал)
Если опустить ни, то смысл предлож. не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления- У меня не было ни минуты свободного времени. Уменя не было минуты свободного времени.
В предложении может отсутствовать слово-отрицание нет, но оно ясно подразумевается слова- Кругом нет ни деревца. Кругом ни деревца.
В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )
Физминутка. Кто внимателен? Назовите слова по изучаемой теме.
8. Презентация о НЕ, кластер (А-4).
Частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный
(Не выучил- выучил)
В вопросительных и восклицательных предложениях.
(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.
В словосочетаниях с прилагательным,причастием,наречиями пишется НЕ раздельно -далеко не, вовсе не, отнюдь не…
НЕ может придавать предложению и утвердительный смысл (двойное отрицание делает предложение утвердительным)- Широта его интересов не могла не изумлять меня.
В устойчивых выражениях(не по себе, не в духе и т. д. )
9.Прием «Знаете ли вы» как пишется, работают группа НИ
1-во что бы то ни стало,
2-как ни в чем не бывало,
3- вовсе не интересный ответ,
4- далеко не случайный ответ. -проверим (слайд 7)
8.1. проверка презентации НЕ, кластер
10. Выполнение индивид. практического задания. По уровням (1-1,2-2,3-3)
Карточка №1. Вставить пропущеннын буквы, знаки препинания.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость. (проверка слайд №9)
Карточка № 2- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. (проверка слайд №9)
Карточка № 3- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. . (проверка слайд №10)
-Проверить: расставить знаки, вставить буквы.Поставить себе оценки: «5»-красн, «4»-зелен., «3»-желтый.
Проверить. Карточка №1.
Кто только не хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто не приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как ни старался этот скромный труженик, ни одна из его работ не доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. Не раз обижался мастер на эту традицию, но ни разу никому не жаловался,ведь он дарил людям радость. (проверка слайд №9)
Карточка № 2.- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали ни соседи , ни чужие. Раньше в Чехии существовал обычай ,согласно которому в день Масленицы горожане,встав ни свет ни заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. (проверка слайд №9)
Карточка № 3- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками. Иногда люди хотят , чтобы их не узнавали ни соседи, ни чужие. Раньше в
Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав ни свет ни заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. . (проверка слайд 10).
11. Прием «Письмо по кругу»- мы учимся в школе, и мы должны соблюдать определенные правила поведения и правила взаимоотношения с девочками; запишите правила поведения с частицами НЕ- НИ.
(записать на листе А-4)- работа в группе:
Например:
-не опаздывать; не дергать; ни рыба и ни мясо
-не бегать; не обижать; ни жив ни мертв
-не шуметь; не толкать
-не грубить; не дразнить
Вывод: как записали? .(раздельно- не с глаголами,дееприч.-всегда).
9. Итог. Рефлексия: закончи предложение: (слайд 11)
Не- Частица НЕ пишется со словами… НЕ служит для.. НИ пуха ни пера-
10. Много сказано о частицах, можно и стихотворение написать на А-4-гр.
Синквейн -1,2частица,3не,4ни, Чтение синквейна
* Проверяю ответы- рабочие карты.
11.Координаторы выставляют оценки: «5»-крас., «4»-зелен, «3»-желтый цвет Оценки за работу. (в это время выполгяют тестовое задание). 12. Дом работа: подготовить сообщение: «Стили речи». Спасибо за урок.
Индивидуальная рабочая карта.
Ф.И.______________________________________________________
Прием «Стадия вызова».
1.Тема: «____________________________________________________».
2.Знаю: _____________________________________________________
Умею:_____________________________________________________
Хочу узнать :______________________________________________
Цель:
ЗАДАНИЯ : 1. Прочтите 1 задание: Вставить пропущенные буквы
Н(…)знал н(…)чего, н(…) в чем н(…)сознавался,н(..)в чем упрекнуть; н(…)навистный враг, н(…)чаянный случай; н(…)глубокий,но крутой овраг; н(…)у кого н(…)был.
Проверьте, на «5»-красная карточка, «4»-зеленая, «3»-жедтая, поставьте оценку на листе.
Сделать вывод : как пишутся слова с не-ни, а с частицей?.
2.Называем слова на изучаемое правило, не повторять слова,
Вывод: как пишутся?____________________________________
3. Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите _________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
- С какой частицей написали?_______________________________
4.Запишите устойчивые словосочетания: ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________
В каком стиле употребляются эти сочетания?___________________
5. НЕ №1-задание:пояснить значение ни жив ни мертв; ни свет ни заря; составить предложение________________________________
НЕ №2 - как понимаете словосочетания ни рыба не мясо, ни много ни мало.
Составить предложение____________________________________
6. НИ- составить кластер или презентацию о частице НИ (на А-4)
7. Презентация о НЕ, кластер (А-4).
8.Прием «Знаете ли вы» как пишется, работает группа НИ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выполнение практического задания. По уровням.
Карточка №1. Вставить пропущеннын буквы, знаки препинания.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость. (проверка слайд №9)
Карточка № 2
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. (проверка слайд №9)
Карточка № 3
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. . ( слайд №10)
-Проверить.Поставить себе оценки: «5»-красн, «4»-зелен., «3»-желтый.
11. Прием «Письмо по кругу»-запишите правила поведения с частиц НЕ- НИ. (записать на листе А-4)- работа в группе:
Вывод: как записали? __________________________________
9. Закончи предложение:
Не________________________________________________________
Частица НЕ пишется со словами____________________________
НЕ служит для___________________________________________
НИ пуха ни пера-__________________________________________
10.Написать Синквейн _____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Поставьте оценки: «5»-крас., «4»-зелен, «3»-желтый цвет