Различие правописания частиц НЕ и Ни

Данный урок- урок закрепление изученного материала. Тип урока: комбинированный. На уроке используются следующие приемы и методы: критическое мышление, дифференцированное обучение, деятельностный подход.После приветствия учащиеся сами формулируют ЗУХ и определяют тему урока.На этапе актуализации базовых знаний используется прием составление синквейна, закончи предложение (письмо по кругу), составление кластера, димонстрация презентации. На данном уроке используется индивидуальная рабочая карта, в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект открытого урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Различие частиц НЕ и НИ».

Цель урока: : показать различение частиц НЕ и НИ; знать условия выбора частиц НЕ - НИ; формировать умение отличать частицу не от ни;

развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся с применением приемов технологии критического мышления;

- знаки препинания в СП; совершенствовать орфографические умения; осуществление системно - деятельностного подхода, приемов технологии критического мышления; развитие внимания;

актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

● развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

● развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; ● развитие творческих, речевых способностей учащихся; ● формирование логических умений; ● развитие умения формулировать проблему;

3. Воспитательные:▪ воспитание интереса и уважения к родному языку;

▪ воспитание ценностного отношения к слову; ▪ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:● получение новых знаний ;

Метапредметные:● формирование ценностного отношения к русскому языку,● формирование нравственных ценностей.

Личностные:● воспитание интереса к предмету через разные виды работы;● умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:▪ИКТ▪ презентация к уроку,индивидуальная рабочая карта,сигнальные карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности(1 минута).

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Я рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Принцип психологической комфортности).

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Прием «Стадия вызова».

Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока (частицы-не-ни):

НЕ и НИ у нас частицы

Нам их нужно уважать.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

- Итак, какова тема урока? (Различение частиц НЕ И НИ) (слайд 1)

2.1.Постановка целей урока. Определение ЗУХ.

«Знаю - умею - хочу узнать» (2,3,4слайды).

Цель: показать различение частиц НЕ и НИ; условие выбора част.НЕ - НИ.

Закрепим сведения об употреблении частиц.

2.2.На столах рабочие листы , на которых вы запишите фамилию,имя, число, тему урока.

Выбор:работаете с частицей не-зеленый цвет, красный-ни.

3. Прочтите 1 задание:

Вставить пропущенные буквы (слайд 5)

Н(…)знал н(…)чего, н(…) в чем н(…)сознавался,н(..)в чем упрекнуть; н(…)навистный враг, н(…)чаянный случай; н(…)глубокий,но крутой овраг; н(…)у кого н(…)был.

Проверьте, кто выполнил на «5»-красную карточку, «4»-зеленую, «3»-жедтая, поставьте оценку на листе.

(Не знал ничего,ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; ненавистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был).

3.1.- Почему диктовала ( под ударением-не, без-ни)

Вывод : как пишутся слова с не-ни ( слитно, раздельно, в три слова), а частицы пишем- раздельно.

- не с глаголами пишется раздельно, слитно со словами- без не не употребл.

4.Весна,весна на улице- весенние деньки…, а деревья еще не оделись в листву, давайте поможем дереву- листья распустятся: называем слова на изучаемое правило с частицей не,ни по цепочке, не повторяя слова,

Вывод: как пишутся? ( называют слова, закрепляем на дереве).

-Мотивация- вот так дружно мы с вами будем работать и дальше.

5. Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине

Ни бледно и ни ярко.

И в результате было мне

Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,

Стоял я перед классом.

Ни дать пи взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо. (слайд 6)

5.1. Проверьте. - С какой частицей написали? (ни)

(Ни бледно, ни ярко, ни холодно, ни ярко, ни холодно, ни жарко, ни дать, ни взять, ни рыба и ни мясо).

- кто все выписал, поднимите красные карточки, поставьте оценки.

5.2.- Посоревнуемся: назовите устойчивые словосочетания: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель!

(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо, ни пуха ни пера,не по себе,не в духе…) ( подарок-мотивация)

- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

- Конечно. В разговорном стиле. (Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить).

6. НЕ -выполняют задание:пояснить значение ни жив ни мертв; ни свет ни заря; ни много ни мало)- сразу. Поясните, как понимаете словосочетания, (*составить предложения:ни свет ни заря, ни рыба не мясо, ни жив ни мертв, ни много ни мало).

7. НИ- кластер о частице НИ (на формате А-4) Презентация о частице НИ

6.1. НЕ- чтение пояснения о фразеологизмах 7.1.НИ- проверка презентации о частице НИ

Выражает отрицание в предлож без подлежащегос дополнением в Род.падеже - Кругом ни деревца; На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.

Усиливает отрицание -Я не слышал ни звука

Придает обобщающее значение местоимениям и наречиям, с помощью которых простое предложение присоединяется к другому в сложном.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест).

Придаточная часть начинается словами. Можно выпустить в предложении,

если она придает обобщающее значение относительным местоимениям и наречиям - где ни, куда ни, кто ни,что ни , сколько ни.

кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

если она придает обобщающее значение относительным местоимениям и наречиям - где ни, куда ни, кто ни,что ни , сколько ни.

Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась. (Книга нравилась всем, кто ее читал)

Если опустить ни, то смысл предлож. не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления- У меня не было ни минуты свободного времени. Уменя не было минуты свободного времени.

В предложении может отсутствовать слово-отрицание нет, но оно ясно подразумевается слова- Кругом нет ни деревца. Кругом ни деревца.

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

Физминутка. Кто внимателен? Назовите слова по изучаемой теме.

8. Презентация о НЕ, кластер (А-4).

Частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

В словосочетаниях с прилагательным,причастием,наречиями пишется НЕ раздельно -далеко не, вовсе не, отнюдь не…

НЕ может придавать предложению и утвердительный смысл (двойное отрицание делает предложение утвердительным)- Широта его интересов не могла не изумлять меня.

В устойчивых выражениях(не по себе, не в духе и т. д. )

9.Прием «Знаете ли вы» как пишется, работают группа НИ

1-во что бы то ни стало,

2-как ни в чем не бывало,

3- вовсе не интересный ответ,

4- далеко не случайный ответ. -проверим (слайд 7)

8.1. проверка презентации НЕ, кластер

10. Выполнение индивид. практического задания. По уровням (1-1,2-2,3-3)

Карточка №1. Вставить пропущеннын буквы, знаки препинания.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость. (проверка слайд №9)

Карточка № 2- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. (проверка слайд №9)

Карточка № 3- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками.

Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. . (проверка слайд №10)

-Проверить: расставить знаки, вставить буквы.Поставить себе оценки: «5»-красн, «4»-зелен., «3»-желтый.

Проверить. Карточка №1.

Кто только не хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто не приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как ни старался этот скромный труженик, ни одна из его работ не доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. Не раз обижался мастер на эту традицию, но ни разу никому не жаловался,ведь он дарил людям радость. (проверка слайд №9)

Карточка № 2.- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали ни соседи , ни чужие. Раньше в Чехии существовал обычай ,согласно которому в день Масленицы горожане,встав ни свет ни заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. (проверка слайд №9)

Карточка № 3- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками. Иногда люди хотят , чтобы их не узнавали ни соседи, ни чужие. Раньше в

Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав ни свет ни заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. . (проверка слайд 10).

11. Прием «Письмо по кругу»- мы учимся в школе, и мы должны соблюдать определенные правила поведения и правила взаимоотношения с девочками; запишите правила поведения с частицами НЕ- НИ.

(записать на листе А-4)- работа в группе:

Например:

-не опаздывать; не дергать; ни рыба и ни мясо

-не бегать; не обижать; ни жив ни мертв

-не шуметь; не толкать

-не грубить; не дразнить

Вывод: как записали? .(раздельно- не с глаголами,дееприч.-всегда).

9. Итог. Рефлексия: закончи предложение: (слайд 11)

Не- Частица НЕ пишется со словами… НЕ служит для.. НИ пуха ни пера-

10. Много сказано о частицах, можно и стихотворение написать на А-4-гр.

Синквейн -1,2частица,3не,4ни, Чтение синквейна

* Проверяю ответы- рабочие карты.

11.Координаторы выставляют оценки: «5»-крас., «4»-зелен, «3»-желтый цвет Оценки за работу. (в это время выполгяют тестовое задание). 12. Дом работа: подготовить сообщение: «Стили речи». Спасибо за урок.

Индивидуальная рабочая карта.

Ф.И.______________________________________________________

Прием «Стадия вызова».

1.Тема: «____________________________________________________».

2.Знаю: _____________________________________________________

Умею:_____________________________________________________

Хочу узнать :______________________________________________

Цель:

ЗАДАНИЯ : 1. Прочтите 1 задание: Вставить пропущенные буквы

Н(…)знал н(…)чего, н(…) в чем н(…)сознавался,н(..)в чем упрекнуть; н(…)навистный враг, н(…)чаянный случай; н(…)глубокий,но крутой овраг; н(…)у кого н(…)был.

Проверьте, на «5»-красная карточка, «4»-зеленая, «3»-жедтая, поставьте оценку на листе.

Сделать вывод : как пишутся слова с не-ни, а с частицей?.

2.Называем слова на изучаемое правило, не повторять слова,

Вывод: как пишутся?____________________________________

3. Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите _________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

- С какой частицей написали?_______________________________

4.Запишите устойчивые словосочетания: ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________

В каком стиле употребляются эти сочетания?___________________

5. НЕ №1-задание:пояснить значение ни жив ни мертв; ни свет ни заря; составить предложение________________________________

НЕ №2 - как понимаете словосочетания ни рыба не мясо, ни много ни мало.

Составить предложение____________________________________

6. НИ- составить кластер или презентацию о частице НИ (на А-4)

7. Презентация о НЕ, кластер (А-4).

8.Прием «Знаете ли вы» как пишется, работает группа НИ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выполнение практического задания. По уровням.

Карточка №1. Вставить пропущеннын буквы, знаки препинания.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость. (проверка слайд №9)

Карточка № 2

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. (проверка слайд №9)

Карточка № 3

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками.

Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. . ( слайд №10)

-Проверить.Поставить себе оценки: «5»-красн, «4»-зелен., «3»-желтый.

11. Прием «Письмо по кругу»-запишите правила поведения с частиц НЕ- НИ. (записать на листе А-4)- работа в группе:

Вывод: как записали? __________________________________

9. Закончи предложение:

Не________________________________________________________

Частица НЕ пишется со словами____________________________

НЕ служит для___________________________________________

НИ пуха ни пера-__________________________________________

10.Написать Синквейн _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Поставьте оценки: «5»-крас., «4»-зелен, «3»-желтый цвет



© 2010-2022