Урок литературы в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Имя твоё бессмертно…» (о личности Александра Сергеевича Грибоедова)

Цель: обобщить полученные знания о жизни и творчестве А. С. Грибоедова;

показать непреходящую ценность комедии «Горе от ума» как реалистического произведения;

Развивать навыки вдумчивого аналитического чтения художественного произведения;

Воспитывать чувство любви к Отечеству, к классической литературе.

Оборудование: портрет А. С. Грибоедова

презентация

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок - завершение разговора об А. С. Грибоедове и его бессмертной комедии. Мы попробуем окунуться в минувшую жизнь погрузиться в ту эпоху, быт и настроение.

Итак, Александр Сергеевич Грибоедов. (слайд 1, 2) Его личность интересовала и современников, и потомков. Его судьба была блистательна, загадочна и трагична. Личность его во многом непонятна до сих пор. Дружба с самыми светлыми умами 19 века - Петром Чаадаевым, Вильгельмом Кюхельбекером, Александром Бестужевым. Но у Грибоедова не сложилась образцовая биография. Броски, метания, попытки соединить несоединимое. Тяжёлые многодневные депрессии и бурные творческие взлёты...

Написав «Грибоедов А. С.» и поставив тире, каждый из нас скажет - писатель. Попробуем продолжить этот ряд определений.

- Кем ещё можно назвать Грибоедова? (аристократ, дипломат, переводчик, музыкант, композитор).

Одно из прозвучавших определений - композитор, музыкант. Давайте в этом убедимся.

Звучит вальс Грибоедова.

Многие биографические сведения о Грибоедове являются семейной тайной. Однако хорошо известно, что образование он получил блестящее.

- Где же учился Грибоедов? (С 1803 года в Благородном пансионе при Московском университете, в 1806 году в возрасте 11 лет стал студентом Московского университета. За шесть с половиной лет окончил курс юридического и словесного факультетов, занимался естественными, гуманитарными и точными науками. Приготовился к защите докторской диссертации. Вышел из университета одним из самых образованных людей России).

Учитель. Грибоедову исполнилось 17 лет, когда началась война с Наполеоном. Делом чести для молодого дворянина было участие в военной кампании.

- Как сложилась военная карьера Грибоедова? (Вступил корнетом в Иркутский гусарский полк. Грибоедов не участвовал в боевых действиях. Из-за неподготовленности полка гусары были выведены под Казань. Это обстоятельство угнетающе подействовало на самолюбивого юношу).

Учитель. Глубоко и сердечно оценил личность и заслуги Грибоедова Александр Сергеевич Пушкин. «Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки - неизбежные спутники человечества - всё в нём было необыкновенно привлекательно. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». (слайд 3)

Великое создание Грибоедова - комедия «Горе от ума» (1823г.) (слайд 4) завершает одну эпоху в литературном движении и начинает другую. С неё ведётся отчёт времени критического реализма. К моменту создания «Горя от ума» в расцвете таланта находится Карамзин и Крылов, Батюшков и Жуковский, пишет Пушкин, создавший стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», сказку «Руслан и Людмила» и две главы «Евгения Онегина».

Известно, что Грибоедов при создании образов комедии опирался на конкретные факты из жизни своих соотечественников. Портретность действующих лиц он сам многократно подчёркивал. Действительно, жили в Москве в то время люди, явившиеся прототипами его литературных персонажей. До недавнего времени в Москве даже существовал дом на углу улицы Тверской и Страстной площади, в котором Грибоедов "поселил" Фамусова.

Инсценировка: Монолог Фамусова "Петрушка, вечно ты с обновкой…"


Учитель. А теперь вопрос на размышление. О чём эта пьеса? Можно ли сказать, что эта пьеса о любви?

Художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов считает: «Ведь если просто прочесть пьесу непредвзято, не вдумываясь особенно в её смысл, то там история следующая: приезжает человек в дом, где живёт девушка, с которой он вместе воспитывался, вместе смеялся над причудами знакомых и с которой имел некоторый "амур". Лет 14 ей тогда было. Девочка. Подросток. Но отношения их непросто складывались: он увлёкся, а потом уехал. Надолго! А она обижена. И теперь его не принимает. Тем более, увлечена другим молодым человеком.

Главный сюжетный узел в пьесе - сражение этих двоих - Чацкого и Софьи.

(Он возвращается, а она … "похорошела"…)

- О чём ещё эта пьеса? Какие проблемы поднимает Грибоедов в комедии?

А) проблема воспитания и образования (Д.I в рассуждениях Фамусова о книгах, Кузнецком мосте, гувернёрах, учении)

Б) проблема крепостного права (в обличительном монологе Чацкого "А судьи кто?"Д.II явл.5

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окружённый слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь его, и жизнь его не раз спасали:

Вдруг на них он выменял борзые три собаки!!!

В) проблема процветания национальной культуры; (монолог Чацкого Д.III явл.22)

"Воскреснем ли когда от чужевластья мод? - с горечью восклицает Чацкий и, оглядываясь вокруг, видит, что все с величайшим усердием танцуют"

Г) в пьесе сталкиваются "век нынешний" и "век минувший". Два мировоззрения. На сторонников крепостничества и лживой морали идёт в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека.

"С одной стороны - целый лагерь Фамусовых, с другой - один пылкий и отважный боец", - так определил главный стержень комедии И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».

- Но одинок ли Чацкий? (слайд 5)

Часто он говорит не просто о себе, а о "нас":

"Где, укажите нам, Отечества отцы?" (Д.II явл.5)

"Теперь пускай из нас один

Из молодых людей найдётся" (Д.II явл. 5)

"Но крепко набрался каких-то новых правил

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил

В деревне книги стал читать". (Д.II явл.5)

Вывод. Круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд, но он за рамками пьесы. В комедии Чацкий один противопоставлен косности, бездушию, лживой морали фамусовского общества.

Кто же Чацкий? Победитель или побеждённый? "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, спрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин. Если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва", - так определил роль Чацкого И. А. Гончаров.

Учитель. В литературоведении есть такой эпитет "бессмертный" как высшая оценка. Далеко не всякое произведение становится классическим. "Горе от ума" им стало.

Судьба Грибоедова неразрывно связана с Кавказом. Впервые на Кавказ Грибоедов отправляется после крупной неприятности - участия в скандальной дуэли. (слайд 6, 7)

Мчится коляска по российским дорогам, мчится навстречу судьбе. Не знает ещё секретарь русской дипломатической миссии, что Грузия станет его любовью, его болью, его счастьем.

Встреча с Ниной. Он понял - это счастье. Семнадцать лет разницы - это пропасть. Всё оказалось отброшенным, несущественным. "22 августа 1829 года Полномочный министр в Персии Его Императорского Величества статский советник и кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниной, дочерью генерал-майора, князя Александра Чавчавадзе, оба первым браком".

"Всего 5 месяцев и 8 дней была я жен6ой любимого человека, и даже из этих считанных дней мы больше месяца оказались в разлуке. Надо ли было судьбе соединять нас? Надо! Надо! Даже если бы наша жизнь продолжалась только восемь дней", - писала Нина Грибоедова.

Слова надписи на памятнике мужу пришли к ней сами глухой бессонной ночью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Заключительное слово учителя. Ранняя гибель Александра Сергеевича Грибоедова прервала его литературную деятельность, к которой, как ясно по его письмам и оставшимся наброскам, он мечтал возвратиться, оставив дипломатическую службу. В неоконченных отрывках в планах остались драмы "1812 год" и "Грузинская ночь", в которых слитно звучат две постоянные и неразрывные для Грибоедова темы - подвиг в защите Отечества, свершённый народом, и крепостная зависимость героев Бородино.

В благодарной памяти потомков он остался автором бессмертной комедии, которая на многие годы определила главное направление русской литературы.

Ещё Пушкин предсказал, что вся комедия разойдётся в пословицах и поговорках: "О стихах я не говорю − половина должны войти в пословицу!"

Так оно и произошло. Люди часто пересыпают свою речь грибоедовскими выражениями. Сделаем это и мы.

Задание: Продолжите реплику

Лиза. Смотрите на часы,

Взгляните-ка в окно

Валит народ по улицам давно.

А в доме стук, ходьба

Метут и убирают…. (Счастливые часов не наблюдают)


- Кто из героев произносит эти слова? (Софья)


Задание. Назвать крылатые выражения из комедии А. С. Грибоедова. (слайд 9)

Итог урока.

Рефлексия.

1. Как чувствовали себя на занятии?

2. Что понравилось?

3. Что было для Вас особенно важным и полезным?

4. Какую информацию, полученную на занятии, сможете использовать в жизни?








© 2010-2022