Удались от зла и сотвори благо (веб-квест по роману Пушкина А. С. «Дубровский)»

Данная разработка представляет собой веб-квест по роману А.С.Пушкина «Дубровский».Предназначена для учителей литературы и обучающихся 6 классов, занимающихся по программе А.Г.Кутузова.     Каждая встреча с Пушкиным неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин-прозаик и его замечательный роман «Дубровский. «     Цель урока:увидеть мир души героев Пушкина; найти нравственную точку опоры в борьбе со злом; развивать коммуникативные навыки, монологическую речь; воспитывать творческ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УДАЛИСЬ ОТ ЗЛА И СОТВОРИ БЛАГО»

(web-квест по роману

А.С.Пушкина «Дубровский»)-6 класс(программа Кутузова А.Г.)



Цели: помочь обучающимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А.С.Пушкина; найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом; увидеть «землю» в глубине всякой души; развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы с текстом; воспитывать творческого читателя.

Оборудование: аппаратура для показа слайдов.

Эпиграф к уроку: В глубине всякой души

Есть своя земля.

Русская пословица

Ход урока.

I.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Учитель: Добрый день, юные любители словесности. Мы снова вместе. А с нами - вновь А.С.Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин-прозаик. На ваших столах роман «Дубровский», а в нашем разговоре - первая ключевая фраза: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» (А.С.Пушкин).

Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и… отправимся в путь.

Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье…

- Между чем приходится нам выбирать в жизни?

Учащиеся высказывают свои мнения, которые учитель обобщает.

- Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Может быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам?

Итак, тема урока: «Удались от зла и сотвори благо».

- Имеют ли эти слова отношение к роману?

- Внимательные читатели, кто и в какой момент их произнес?

- Какова же цель нашей встречи с героями? Трудно? Прочитайте эпиграф.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, после этого учитель обобщает их мнения и формулирует цели урока.


- Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры.

Помогут в достижении целей нам:

- внимательные читатели;

- социологи;

- лингвисты;

- мастера выразительного чтения;

II. Работа по теме урока.

  1. «Зло - начало всей цепи событий».

- Много зла есть в жизни человека. Много его и на пути героев романа. Опираясь на предложенные цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи событий? Думаю, это задание под силу только внимательным читателям.

Выступление внимательных читателей.

На экране появляются цитаты (учащиеся - внимательные читатели - должны объяснить, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье):

  • «…батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский);

  • «…будущее для него являлось покрытым грозными тучами» (Владимир Дубровский, размышления после смерти отца);

  • «…до сна ли нам…До чего мы дожили, кто бы подумал?» (крестьяне Дубровского, оставшиеся без своего барина);

  • «…кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского);

  • «Она…все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована» (Маша Троекурова, размышления после венчания с Верейским);

  • «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» (солдаты, погибшие в бою с разбойниками под предводительством Дубровского).

- Что ж, мы доказали, что зло в романе является началом всей цепи событий. Но что лежит в основе зла? В основе поступков, ставших причиной несчастья других?

Социологи провели исследование, цель которого выявить зависимость поведения героя от его социального положения, материального состояния. Дадим им слово.


Выступление социологов: они представляют таблицу и поясняют ее текстом.

Социальное положение

Материальное состояние

Ведущее чувство, подтолкнувшее к недоброму действию

Дубровский Андрей Гаврилович

Дворянин

Беден

Зависть, гордыня

Троекуров

Кирила

Петрович

Дворянин

Богат

Вседозволенность, распущенность, самодурство

Князь

Верейский

Дворянин

Богат

Эгоизм, черствость

Дубровский Владимир

Дворянин

Беден

Месть, ненависть, отчаяние

Архип-кузнец

Крепостной крестьянин

Не имеет никакого имущества

Преданность барину, месть

Социологи делают вывод: что в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения. Поэтому в цепи событий, последовавших после ссоры соседей, участвуют практически все.

- Спасибо, социологи. Но в вашем исследовании присутствуют слова, со значением которых нужно основательно поработать. Вот они…

На экране проецируется слайд с названием «Словарь урока»:

зависть

гордыня

самодурство

эгоизм

черствость

месть

ненависть

- Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи. Объясните значения указанных слов.

Объяснение лингвистами значений этих слов.

- Что ж, со словарем нашего урока мы потрудились, но кто может ответить, почему я остановил ваше внимание на этих словах? Потому что они обозначают те человеческие чувства и качества, которые не позволяют человеку, стоящему на распутье между добром и злом, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале. А ведь давно известно, что если не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей силой.

- Дорогие мои собеседники! Вы не забыли слова Пушкина о том, что проза «требует мыслей, мыслей…». Давайте еще раз вчитаемся, вслушаемся и подумаем: так ли плохи наши герои? Пытаются ли они противостоять злу?

2. «Не будь побежден злом».

- В глубине всякой души есть своя земля… Когда я читаю роман «Дубровский», мне не раз вспоминается эта русская пословица. Например, когда я читаю эпизод, главным действующим лицом которого является Архип-кузнец. Давайте прочитаем его вместе(мастера выразительного чтения).

Выразительное чтение эпизода (гл. VI, со слов «Поднялся ветер…» до «Полуобгоревший кузнец с своей добычей полез вниз»).

- Как вы думаете, есть ли «земля», то есть что-то доброе, ценное в душе Архипа-кузнеца? А в душах других героев, например Троекурова?

- С чем же Владимир Дубровский вступает в эту новую для него взрослую жизнь?

Чтение эпизода «В церкви» (гл. V).

- Какие слова, на ваш взгляд, являются здесь важными?

(«…Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно».)

- Зло не победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть своя земля. Какие спасительные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из чего состоит «земля» его души?

На экран вновь проецируется слайд под названием «Словарь урока».

Это:

родительский дом

семья

преданность близких людей (няня, крестьян)

ответственность перед людьми, которым он нужен

любовь

благородство.

- Поместим эти слова в словарик нашего урока. Пусть нравственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от зла, помогут и вам на вашем жизненном пути.

Однако важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо.

3. «Удались от зла и сотвори благо».

- Именно так звучит тема нашего урока. Смог ли Владимир Дубровский справиться с этой задачей?

- Получается, что, отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский все-таки никакого блага не сотворил… А кто же из героев никому не причиняет зла? (Маша.)

- Какой правильный и честный поступок совершает она?

Чтение эпизода: (гл. XVIII от «Это Дубровский…» до «Пустите нас»).

- Почему так поступает героиня? Потому что она смогла сберечь «землю» своей души. В её жизни есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, ответственность перед другими. И даже любовью Маша жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живет.

III. Подведение итогов урока.

- Сделаем выводы по уроку.

- Вы все, мои дорогие собеседники, только вступаете на большую дорогу жизни. И вам, вероятно, не раз придётся оказаться на распутье. Возьмите с собой в дорогу те уроки, которые нам дали герои романа «Дубровский». Не оступитесь, не потеряйте свою «землю». Будьте чисты…

Как Маша Троекурова… Пушкин дает нам возможность восхититься героиней, но не позволяет нам порадоваться за её судьбу. Почему?

Потому что и через два века после Пушкина люди по-прежнему ищут свои собственные ориентиры в борьбе со злом, по-прежнему пытаются сохранить ту «землю», что есть в глубине каждой души.

И потому оценки за работу на сегодняшнем уроке вы ставите себе сами, когда окажетесь на той самой развилке между добром и злом… Я же хочу напомнить, что проза «требует мыслей, мыслей…».

Они потребуются и при выполнении домашнего задания. Попробуйте поразмышлять на тему «Каким я вижу будущее «Дубровского» в своем сочинении-миниатюре.




о в романе является началом всей цепи событий. ть нравственные ориентиры.ые ориентиры, нравственную

pushkin.niv.ru/images/pushkin/pushkin_06.jpg-портрет Пушкина;


surbor.ru/short/shows.php?idf=3044&fks=9&text=%C4%F3%E1%F0%EE%E2%F1%EA%E8%E9-краткий пересказ романа;


sch101.minsk.edu.by/main.aspx?uid=16646-выразительное чтение;



iringimnaz.gomel.by/index.php?option=com_content&view=article&id=35:2010-01-20-08-23-30&catid=19:2010-01-19-14-55-52&Itemid=37-выразительное чтение;



slovari.ru/-словари русского языка;



dict.t-mm.ru/-словари.


© 2010-2022