Исследовательская работа Осень в поэзии, живописи и музыке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 17»


Исследовательская работа


«Осень в поэзии, живописи и музыке»

Автор работы:

Лапотина Екатерина

ученица 8 класса

Руководитель:

Шипулина Татьяна Юрьевна

учитель русского языка и литературы, МХК

МБОУ «СОШ №17»





2014г

пгт. Первое Мая

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Слово «осень» в различных словарях

  1. Толкование слова………………………………………………………5

  2. История происхождения слова………………………………………..5

  3. Фразеология…………………………………………………………….5

2. Всё об Осени

2.1 Подсезоны осени……………………………………………………….5

2.2 Приметы…………………………………………………………………6

2.3 Праздники Осени……………………………………………………….6 3. Осень - источник вдохновения…………………………………………7

4. Осенняя тематика в творчестве П.И.Чайковского…………………..8

5. Осенняя тематика в литературе

5.1. Пушкин Александр Сергеевич об осени………………………………10

5.2 Тема осени в творчестве русских поэтов………………………………11

6. Осенняя тематика в живописи И.И.Левитана………………………..13 7. Художественное единство образного содержания и взаимосвязь выразительных средств поэзии, живописи, музыки………………………...15

Заключение……………………………………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………..17

Библиографический список……………………………………………………18



2

Введение

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С Пушкин

Природа - есть тот источник красоты, которого достает на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. Все наши великие писатели, поэты, композиторы, художники черпали свое вдохновение в народном творчестве и в родной русской природе, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире. Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в то же время, уязвимая красота окружающего нас мира. Природа и искусство неотделимы друг от друга, потому что природа с детства раз и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится.

В поэзии, музыке, живописи c древнейших времен осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселия, грусти и печали.

Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

Цель моей работы: раскрыть и показать художественное единство образного содержания и взаимосвязь выразительных средств поэзии, живописи, музыки.

3

Задачи образовательные:

  • научиться получать радость от общения с искусством;

  • показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;

  • рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами;

  • обогатить словарный запас

Задачи развивающие:

  • развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;

  • развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения

Задачи воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;

воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, Родине и русскому слову.

Предмет исследования: изображение осени в произведениях живописи, музыки, литературы.

Гипотеза: природа - это источник красоты и вдохновения творчества великих мастеров искусства.

Сроки выполнения: ноябрь 2013 - январь 2014 года

Методы исследования:

  • изучение словарей

  • чтение и изучение произведений литературы, изобразительного искусства, музыки

  • анализ всех полученных данных


4

I. Что такое осень?

Осень - время года, которое никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-то новое, неведомое, восхищая и радуя нас прекрасным зрелищем..

Что такое осень? По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: « Осень - это время года, следующее за летом и предшествующее зиме». Также это слово может быть употреблено в переносном значении «приближающийся конец жизни, увядание чувств».

Фразеология.

Со словом «Осень» достаточно много фразеологизмов в русском языке. Например, «Осень на носу» - обозначает приближение осени. «Осенью и воробей богат» - связано со сбором урожая. «Придет осень, за все спросит» - и сразу вспоминается нам всеми известная басня Крылова «Стрекоза и муравей». История происхождения слова «Осень».

Осень, общеслав. Первоначальное *esenь > осень в восточно-слав. яз. Е > о, как в олень. Родственно готск. asans «жатва», др.-прус. assanis и др. Возможно, является суф. производным от той же основы, что ость, лат. ogna «колос», готск. ahs - тж. Исходное значение - «время жатвы». Общеслав. *esenь < «время колошения, созревания зерновых». Осень - как время года.

2. Всё об Осени

А какая бывает осень?

Есть две осени. Одна золотая осень - радостная пышно убранная, богатая урожаем, ее любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.

Вторая осень поздняя - она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье - придает природе особенную красоту.

Осень подразделяют на подсезоны:

1-23 сентября - Начало осени;

5

24 сентября - 14 октября - Золотая осень;

15-22 октября - Глубокая осень;

23 октября -26 ноября - Предзимье;

27-30 ноября - Первозимье.

У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье».

В старину осень встречали трижды:

1) В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) - день памяти Симеона Столпника - Семена Летопроводца;

2) На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) - праздник женщин и женских работ;

3) На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.

У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье».

В старину осень встречали трижды:

1) В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) - день памяти Симеона Столпника - Семена Летопроводца;

2) На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) - праздник женщин и женских работ;

3) На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.

Это о Бабьем лете Тютчев написал: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»...

Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия (22 сентября).

По фенологическому календарю начало осени связывается с отлетом птиц, опадением желтых листьев, первыми заморозками.

Различают два периода:

1) От первых заморозков до конца листопада;

6

2) От конца листопада до начала зимы.

Осень начинается с 27 августа и длится 93 дня - по 26 ноября.

По Лесному календарю Бианки осень начинается с 21 сентября - первого месяца осени, «Месяца прощания перелетных с родиной», второй месяц - «Месяц полных кладовых» и третий - «Месяц зимних гостей». В народе примечали: «В лесу много рябины - осень будет дождливая, малосухая. Большой урожай рябины - к большим морозам. Орехов много, грибов мало - зима будет снежная и суровая. Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы. Кожица на луковках тонкая - зима будет мягкая, кожица толстая и грубая - зима суровая. Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима. Теплая осень - к долгой зиме».

3. Осень - источник вдохновения

Осень как время года завораживала своей красотой, пышным многоцветием и задумчивостью, радовала урожаем.

Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источником вдохновения многих художников и поэтов. Безгранично любя свою Родину - Россию, они стремились воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами.

Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Свою любовь к русской природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков.

7

4. Осенняя тематика в творчестве П.И.Чайковского

Пётр Ильич Чайковский - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.

Он написал замечательное музыкальное произведение "Времена года", в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам.

Теме осени он посвятил свою пьесу "Октябрь", которую и назвал "Осенней песней". Осень была одним из любимых времён года композитора.

Пётр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая - с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя. Тихий, грустный покой слышится уже в первой музыкальной фразе. В его песне звучат два голоса. Один - слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно… и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлёт - и снова падение. Ещё, ещё - нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от тоски и непонятной обиды… Второй голос, более уверенный, уговаривает, успокаивает, утешает….

П. И. Чайковский нашёл для этой пьесы удивительную по своей певучести мелодию. В ней слышатся падающие капли дождя, опадающие листья, устилающие ковром землю, склоняющиеся под порывами ветра ветви деревьев, угасающие, слабые лучи солнца. Осень природы - осень жизни. Настроение музыки созвучно романсу Чайковского «Снова, как прежде один», с его глубоко личной интонацией печали и одиночества. Виолончель в диалоге с голосом завораживают слух теплым и глубоким тембром. А дальше, словно из «тьмы былого», постепенно возникает вальс. Медленный, нереальный в своей ласковой вкрадчивости, проплывает он перед нами как видение минувшей юности, как давно забытый женский образ.

8

Поначалу улыбчивый и счастливый тон звучит все безнадежнее, все печальнее. А затем следует резкая смена настроения и тональности. Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармонический склад пьесы не сложный, однако, он имеет свойство постоянного развития и движения.

Искренняя любовь к родной природе и своему народу делает творение композитора таким же близким и понятным каждому русскому человеку, как эти созвучные строки А. Толстого:

Прозрачных облаков спокойное движение,

Как дымкой солнечной перенимая свет,

То бледным золотом, то мягкой синей тенью окрашивает даль. Нам тихий свой привет шлет осень мирная. Ни резких очертаний, ни ярких красок нет...

Вслушиваясь в «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского, мы чувствуем, что для композитора это прощание с милыми картинами лета, потому так тихо тает его мелодия. Но это ещё и сказочная красота золотого багрянца осени и её таинственная прелесть…

Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.

Представим себе осень. При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд.

Но больше всего мы любим золотую осень.

В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

9

5. Осенняя тематика в литературе

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Самый известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении "Осень" признается, что только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье...

А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ...» Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

- Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно …

И с каждой осенью я расцветаю вновь …

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой теме посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты, как Ф.И.Тютчев, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, С.А. Есенин, Н.А.Некрасов и другие.

10

Федора Ивановича Тютчева принято называть "певцом природы". Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им

написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда "далеко еще до первых зимних бурь". Не началось еще буйство красок в лесу, и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, "птиц не слышно более". Замечается только блестящий на солнце "тонкий волос" паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только "чистая и теплая лазурь", льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту. О лазури голубой упоминает в своем стихотворении "Листопад" другой русский поэт - Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной...

И.А.Бунин описывает здесь уже золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это - "последние мгновенья счастья".

11

У Константина Дмитриевича Бальмонта строки об осени написаны с тоской, унынием:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

Николай Алексеевич Некрасов полон оптимизма:

" Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит ... "

За что мы любим осень? За красоту! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года. Именно эти чувства описывает в своем стихотворении «Осень» Михаил Юрьевич Лермонтов:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

12

Созвучны и строки Сергея Есенина:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Поэты и писатели восхищают искусством слова. Образные метафоры, эпитеты, сравнения позволяют проникнуть в саму глубь литературного произведения.

6. Осенняя тематика в живописи И.И.Левитана

Константин Паустовский писал: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого «пейзажа настроения». Он так же, как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени год

Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. Это и « Осенний день. Сокольники», и «Осень. Мельница», «Поздняя осень», «Золотая осень». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев течет тихая, прозрачная речка, в которой отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.

13

Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато-розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу. С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

В своей картине «Золотая осень» художник передает и необычайную тишину осени, ясную радость отдыха. Как удалось Левитану красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды. Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью, ведь создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы - светлый канон осени.

Осень заворожила многих художников. Василий Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них - «Золотая осень». От нее веет тишиной, но есть в этой тишине, что-то настораживающее, тревожное. Отчего это?

Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени.

14

Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.

7. Художественное единство образного содержания и взаимосвязь выразительных средств поэзии, живописи, музыки.

Вот так ярко, образно передан образ осени композиторами, поэтами и художниками. И нет среди них равнодушных к этому времени года. Мы восхищаемся, как умело выражают они свои чувства доступными каждому виду искусства изобразительно-выразительными средствами. Мы знаем, что взаимодействие слов, красок и звуков, литературы, живописи и музыки, существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы - ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Существует семантическое родство между колоритом в живописи и тембром в музыке. Показательно, что колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит /тембр/ - один из главных факторов изобразительности. В живописи колорит - наиболее музыкальный элемент, в музыке - наиболее живописный. Таким образом, в каждом из этих искусств колорит как бы ведет в сторону другого, вторгается в его область. В своем колорите музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу. И когда они соединяются, колорит оказывается звеном их синтеза, точкой их соприкосновения.
Примеры взаимосвязи звука и цвета, как мы увидели, многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В.Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный - трубы, синий - виолончели.
Выдающиеся русские композиторы П.И.Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит.

15

Так, до-мажор у них - белый; до-минор - багряный, трагический; ми-мажор - сумрачный, серо-синеватый. У некоторых композиторов зрительно-цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых, музыкальных образов.

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом живописи.

Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Как отмечает И. И. Иоффе, известный музыковед и искусствовед, «зрение и слух, свет и звук с первых моментов своего культурного бытия выступают совместно. Семантическое единство зрения и света, слуха и звука опиралось на единство человеческой деятельности, целостность его ориентации в мире».

Заключение

Обобщенные выводы:

  • Природа в искусстве одухотворена;

  • Любовь к красоте противостоит разрушению;

  • Музыка, литература, живопись - виды искусства, имеющие один общий источник вдохновения - это окружающая нас реальная жизнь.

Музыканты, художники, поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников, так же, как и в творчестве поэтов, природа никогда не выглядит мертвой, молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, читая стихотворение, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.

Картины, написанные русскими художниками и поэтами, удивительно музыкальные. Каждой из них свойственна своя неповторимая интонация. Глядя на живописную картину или представляя картину лирического стихотворения, мы чувствуем настроение, различаем голоса живой природы, слышим в них музыку. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. В этом и заключается художественное единство образного содержания и взаимосвязь выразительных средств поэзии, живописи, музыки.

16

Социологическое исследование.

В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос, а что знают мои ровесники и другие ученики нашей школы об осени, о мастерах искусства, воспевающих в своих произведениях это время года.

Я решила провести социологический опрос. Мною были предложены ребятам 4 вопросов:

1. Что такое осень?

2. С какими чувствами у вас ассоциируется осень?

3. Какие виды искусства (живопись, литература, музыка ) вам ближе и понятнее для передачи чувств?

4. Назовите поэтов, музыкантов и живописцев, чьи произведения посвящены теме осени.



17

Библиографический список

  • Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов- классиков. - М.: Детская литература, 1989.

  • 2) Читаем, учимся, играем. - М.: «Либерия», 1995, выпуск 8.

  • 3) Читаем, учимся, играем. - М.: «Либерия - Бибинформ», 1998, выпуск 6.

  • 4) Осокин В. Н. Рассказы о русском пейзаже. - М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1963.

  • 5) Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. - М.: Искусство, 1974.

  • 6)Прытков В. А. Левитан. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960.

  • 7) Пророкова С. А. И. И. Левитан. - Киев, «Радянська школа», 1990.

  • 8) Прибегина Т. А. П. И. Чайковский. - М.: Издательство «Музыка», 1983.

  • 9) Рапацкая Л. А., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. - М.: «ВЛАДОС», 2003.

  • 10) images.yandex.ru






18

© 2010-2022