Урок по литературе Басни И. А. Крылова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

МКОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа № 5»






Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме:

Басни и баснописцы











Автор программы: В.Я. Коровина

Автор учебника: В.Я. Коровина.

Технология: проблемного обучения



Учитель русского языка и литературы :

Берзина Дина Анатольевна












Тальменка 2012

Тема урока:

Басни и баснописцы

Цель урока: формирование представления о басне как о литературном жанре

Задачи:

- обучающие

  • познакомить с истоками басенного жанра и баснописцами

  • выявить жанровые признаки басни.

-развивающие

  • развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, эмоциональной сферы воспитанников

  • формирование навыков поисковой и исследовательской работы

  • формирование метапредметных умений у обучающихся через развитие навыков работы с текстами художественных произведений, умения оформлять результаты работы

  • развитие рефлексивных умений

  • развитие речи и эстетического вкуса как показателей интеллектуального и общего развития ученика.

-воспитательные

  • воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке

  • воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей.

Тип урока - урок формирования новых знаний.

.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

.Необходимое техническое оборудование: компьютеры в компьютерном классе, мультимедийный проектор, экран.

Методическое обоснование

Цель изучения литературы в 5 классе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Достижение этой цели невозможно без широкого внедрения ИКТ-технологий во все сферы жизни. Применение информационных технологий, использование электронных образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Данный урок знакомит детей с понятием «басня», с известными баснописцами. В основном направлен на изучение, рассмотрение морали в баснях И.А. Крылова.Басни Крылова - благодатный материал для пробуждения интереса к чтению и к этому литературному жанру. Игровая форма на уроках по изучению басен позволяет весело и достаточно легко усвоить и систематизировать большой по объему материал, вызывает неподдельный интерес к литературе и к басням Крылова; позволяет провести разнообразную лексическую работу, способствует развитию речи, мышления и воображения, развивает разнообразные способности пятиклассников. По плану это первый урок в разделе «Басни». По основным дидактическим целям - это урок ознакомления с новым материалом. Основные цели урока: познакомить с баснями известных баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить сравнивать басни разных баснописцев; развивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, умение выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому литературному языку. Введение в тему занятие прошло через актуализацию опорных знаний и умений учащихся . Прослушивание аудиозаписи произведений дало возможность подвести к теме урока. Была дана возможность нескольким детям высказать свою точку зрения о жанрах произведений. Новую тему ребята определили сами с помощью своих ответов. Во время урока использовались фронтальная работа, беседа, сообщение, объяснительно - иллюстративный метод обучения, уровень познавательной деятельности учащихся - репродуктивный. Для достижения цели: закрепить литературоведческие понятия «басня», «баснописец», мораль», «ирония», «аллегория» проведена словарная работа. Знакомство с новой басней И.А. Крылова было через мультфильм, т.е. на уроке использовала ЭОР. Для достижения цели: учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни сравнивать басни разных баснописцев; на протяжения всего урока велась работа: над текстом басен, расставлением пауз, выделение морали, на сравнение басен разных баснописцев. При этом велась фронтальная работа, сообщение, практическая работа. Главный акцент делается на умение найти и объяснить морали басни, на выразительное чтение, на осмысление литературных понятий, на развитие связной речи, на развитие мышления, фантазии, наблюдательности, на умение сравнивать, обобщать. Во время урока использовался дифференцированный подход. Велась работа по тетрадям: с более слабыми учащимися совместно с учителем, а сильные ученики выполняли работу самостоятельно. В середине урока была проведена физминутка, которая также была приурочена теме урока. Физминутка позволяет развивать у детей координацию движений, снять переутомление. Так же была проведена разминка для глаз, с целью - предупреждения утомление глаз. Основные цели урока достигнуты, все ребята усвоили основные литературоведческие понятия, научились выделять части басен, многие научились выразительно, соблюдая паузы, читать басни, сравнивать басни разных баснописцев. Работоспособность у детей высокая, т.к. во время урока была смена учебной деятельности. Структура урока выбрана рационально. Во время, которое было распределено, уложилась, т.е. был соблюден хронометраж.









































СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

1

Организацион-ный этап.


Приветствие, установление эмоционального контакта с обучающимися

Приветствие

2

Актуализация знаний, формулирова-ние темы урока.

1.

Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица"























2.

Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста

- демонстрация мультипликационного фильма по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»



- организация фронтальной беседы по вопросам:

а) Понравился ли мультфильм? Чем?

б) Какое литературное произведение положено в основу мультфильма?

в) Знаете ли вы другие басни И.А.Крылова? Какие?

- проведение викторины «Знакомые басни» с использованием электронного тренажёра









- промежуточная рефлексия (выявление лучшего знатока басен, причин его успеха)



- оказание помощи в формулировании темы урока (при необходимости)

- просмотр мультипликационного фильма по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»



- участие в беседе



























- ответы на вопросы викторины























- формулирование темы урока

«Басни И.А.Крылова»


3

Создание проблемной ситуации, целеполагание.

4.

Сопостави-тельный анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с аналогичными баснями его предшествен-ников

(часть 3)

- включает для прослушивания аудиозапись басни Эзопа «Ворон и лисица»



- организация фронтальной беседы по вопросам:

а)Запись какого произведения прозвучала сейчас?

Это тоже басня, её автор - древнегреческий баснописец Эзоп.

б) Кого ещё из баснописцев вы знаете?

в) Что вы можете рассказать о происхождении и развитии басни?

г) Дайте определение басни.

д) Вы хотели бы всё это узнать? Чего вы ждёте от урока?

е) Попробуйте сформулировать цели нашего урока.



- оказание помощи в формулировании целей урока (при необходимости)



















- корректировка темы урока

«Басни и баснописцы»

- слушают аудиозапись басни











- отмечают сюжетное сходство басен Крылова «Ворона и лисица» и Эзопа «Ворон и лисица» и различие в форме (стихи и проза)



- пробуют ответить на вопросы, но при этом испытывают затруднения



























- формулируют цели урока

1)познакомиться с историей басни и баснописцами

2)выделить признаки басни и дать её определение

3)закрепить полученные знания

4

Формирование новых знаний.

3.

ЭУМ И-типа «Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова»



4.

Сопостави-тельный анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с аналогичными баснями его предшествен-ников











- создание условий для самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся с помощью электронных учебных модулей

- формулирование вопросов, стимулирующих дальнейшую деятельность обучающихся:

Сегодня на уроке нам предстоит приобрести знания по истории и теории литературы. Какой путь достижения целей урока вы бы выбрали: знакомство со статьёй учебника или самостоятельный поиск информации и исследование текстов художественных произведений?

Значит, кто-то из вас будет сегодня историком литературы, кто-то исследователем, а кто-то консультантом.

Разделитесь на группы в соответствии с выбранной ролью.

- объяснение задания группам:

историки смогут составить план рассказа об истории развития жанра басни и баснописцах,

теоретики - сопоставляя басни, выявить существенные признаки жанра и































- определяют план работы и свою роль в его реализации









































- делятся на 3 группы: историки литературы, теоретики и консультанты (две первые группы при большой наполняемости класса можно разделить ещё на 2)



- слушают задания, вспоминают правила работы в группах























































































































Физкультминутка



сформулировать определение басни, консультанты изучат материал статьи учебника и будут выполнять роль экспертов при выступлении двух других групп



- наблюдение за работой групп, оказание помощи при необходимости





- организация выступления групп, при необходимости корректировка результатов



















































- организация промежуточной рефлексии (анализ представленных материалов, собственной работы и работы группы)





















- самостоятельно работают в группах, оформляют краткие записи результатов работы



- выступают представители групп, остальные слушают, оформляют записи в тетрадях

Историки знакомят класс с именами таких баснописцев, как Эзоп, Лафонтен, Сумароков, Михалков и их вкладом в развитие жанра басни.

Теоретики выделяют такие признаки басни, как повествовательная форма, иносказание, наличие морали и предлагают свой вариант определения басни.

Консультанты-эксперты слушают выступления, при необходимости вносят коррективы, анализируют ответы одноклассников































1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.


5

Закрепление полученных знаний.

6.

Басни И.А. Крылова

- организация фронтальной беседы:

а) Зачем нужны басни?

б) Имена кого из баснописцев вы запомнили?

в) Какие человеческие пороки в них высмеиваются?

г) Какие выводы вы сделали для себя, познакомившись с басней?

д) Что такое мораль в басне?

е) Хорошо ли вы запомнили и поняли, чему учит Крылов в басне «Ворона и лисица»? Проверим с помощью интерактивного задания.

- наблюдение за выполнением интерактивного задания, стимулирование обсуждения морали басни

- отвечают на вопросы













































- выполняют интерактивное задание, обсуждают идею и мораль басни


Первичный контроль знаний.

5.

ЭУМ K-типа «Истоки басенного жанра. И.А. Крылов - баснописец. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали»


- организация работы с интерактивным тестом

- выполняют задания теста


Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.


- организация рефлексии (выявление уровня достижения поставленных целей, наиболее интересной формы работы на уроке, проблемных участков, удовлетворения своей ролью на уроке, результатами работы и т.д.)



Заканчивается наш урок. Хочется, чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и новые её страницы.

Счастливого пути в чудесный мир литературы!

А теперь подведём итоги нашего урока и назовём его победителей - настоящих знатоков басен.



- сказка о притче и басне







- объяснение домашнего задания

1) обязательное для всех: знакомство со статьёй о Крылове, выразительное чтение басен (стр. 56-64),

2) по выбору:

- связный рассказ о баснях и баснописцах по опорным записям

- развёрнутый ответ на вопрос «Какую иллюстрацию к одной из басен вы бы создали и почему?» (словесное рисование)

- осуществляют рефлексию















































































- записывают домашнее задание, слушают пояснения учителя, при необходимости задают вопросы



































Приложение к плану-конспекту урока

Басни и баснописцы

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.





2.







3.





4.







5.



















6.








Мультфильм по басне Крылова "Ворона и Лисица" (N 203157)

Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста (N 203380)

ЭУМ И-типа «Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова»



Сопоставительный анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с аналогичными баснями его предшественников (углубленное изучение, для слабослышащих)

ЭУМ K-типа «Истоки басенного жанра. И.А. Крылов - баснописец. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали»



















Басни И.А. Крылова (N 193944)

демонстрационные материалы



тренировочно-контролирующие материалы





информационные материалы



информационные материалы







контролирующие материалы

















тренировочно-контролирующие материалы

видеофрагмент





интерактивный тест







электронный учебный модуль



электронный учебный модуль







тест



















интерактивное задание

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cd2d25b-5af6-4b83-8f30-1b7e97bc765e/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BVI_09%5D.htm



files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html





fcior.edu.ru/card/9109/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html

fcior.edu.ru/card/28394/sopostavitelnyy-analiz-basni-i-a-krylova-vorona-i-lisica-s-analogichnymi-basnyami-ego-predshestvenni.html





fcior.edu.ru/card/12321/eum-k-tipa-istoki-basennogo-zhanra-i-a-krylov-basnopisec-oblichenie-chelovecheskih-porokov-v-basnyah.html

















files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1fd31c31-1c5d-44af-98da-75cc8bcc993a/%5BNS-TECH_3-27%5D_%5BQS_072%5D.html





© 2010-2022