Работа о разных видах чтения басен Крылова

В работе рассказывается о разных видах чтения при изучении басен Крылова. Дается характеристика этапов выразительного чтения. Этапы чтения: 1. Пробуждение чувств, 2. Выявление авторской позиции, 3. Вживание в ситуацию произведения, 4. План чтения и техника произнесения. Читать басни по ролям — одно из любимейших занятий учащихся младших и средних классов на уроке литературы. Чтение по ролям близко по своей природе детской ролевой игре, которую учащиеся 5-х классов еще не забыли. По ролям ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности использования разных видов чтения при изучении произведений различных жанров. (на примере басни И.А.Крылова «Волк и ягненок»).

Чтение - это процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи. Основная цель чтения - понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания.

Различают несколько видов чтения:

Выразительное чтение - основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот элемент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушиванием аудиозаписей с голосами авторов или артистов. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или по «ролям», они зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержанными в передаче интонационного рисунка речи. По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов:

1. Пробуждение чувств,

2. Выявление авторской позиции,

3. Вживание в ситуацию произведения,

4. План чтения и техника произнесения.

Чтение по ролям - один из видов выразительного чтения.

Читать басни по ролям - одно из любимейших занятий учащихся младших и средних классов на уроке литературы. Чтение по ролям близко по своей природе детской ролевой игре, которую учащиеся 5-х классов еще не забыли. По ролям учащиеся читали уже много раз, начиная с самых младших классов. Учитель направлял их чтение, учитывая специфику этого вида звучащего слова. С требованиями к чтению по ролям, опирающимися на законы театрального искусства, учащиеся знакомятся в 5-м классе, когда у них уже имеются некоторые знания и практический опыт в области выразительного чтения. При чтении басен по ролям пятиклассники получают первоначальное понятие о драматическом роде литературы (Белинский называл басни «маленькими комедийками»). Читая басню, ребята непосредственно переживают конфликт, лежащий в ее основе, что помогает уяснить жанровые особенности произведения

В целях подготовки выразительного чтения басни определяем исполнительскую задачу - осудить жестокое, несправедливое насилие сильных над слабыми. Предлагаем прочитать басню по ролям. Прослушав учащихся, отметив достоинства и недостатки их чтения, нужно объяснить особенности чтения по ролям.

- Сколько человек понадобится, чтобы прочитать эту басню по ролям?

- Как надо читать слова Волка и Ягнёнка, чтобы зрители (слушатели) поняли, что

хотел сказать автор?

Прочитайте реплики ягнёнка, волка, автора.

Что ты хочешь передать при чтении слов за ягнёнка? Волка? Автора?

В процессе чтения определяются намерения, с которыми участники диалога произносят каждую фразу. Так, например, первую свою фразу (шесть строк) Волк говорит с намерением обвинить Ягненка в неслыханной дерзости, достойной самого страшного наказания. Волк знает, что Ягненок не мутит его питья, но обвиняет его в этом нарочно, желая так напугать Ягненка, чтобы он почувствовал себя виноватым, растерялся, не смел сопротивляться и дал себя съесть. Ягненок не очень испугался страшного, злого Волка, так как не чувствует себя виноватым. Он не понимает, что слова Волка только придирка, и хочет доказать ему свою невиновность. Учитель обращает внимание учеников на особенности языка Ягненка: обраш,ение к Волку в третьем лице, слова «светлейший», «Осмелюсь я донесть», «от светлости его» и пр. Ягненок хочет умилостивить Волка, он отвечает ему без особого страха, но очень почтительно. Поскольку чтение диалога требует взаимодействия (общения) партнеров, нужно, определив намерение, с которым один из его участников говорит те или иные слова, вслед за этим определить реакцию и ответное действие другого. Ответ Ягненка разозлил Волка. Ему хочется скорее съесть Ягненка, а тот своими рассуждениями оттягивает этот момент. Поэтому каждая последующая фраза Волка - это все более яростное наступление на Ягненка, выражение все более нетерпеливого желания скорее заставить его сдаться. И наконец, потеряв терпение, Волк отбрасывает всякую хитрость - свои ложные обвинения и придирки - и заявляет открыто, что хочет съесть Ягненка. По мере наступления Волка Ягненок все больше и больше пугается. Его ответы становятся короче. Он уже не употребляет почтительных выражений для доказательства своей невиновности, он отбивается от нападок Волка, пытается оправдаться, смягчить его гнев. Произнося слова: «Помилуй, мне еще и отроду нет году», Ягненок хочет образумить Волка: «в запрошлом лете» его еще и на свете не было. Словами «нет братьев у меня». Ягненок заверяет Волка в своей невиновности, в своей непричастности к какому бы то ни было грубиянству. Последние слова Ягненка «Ах, я чем виноват?» - просьба о пощаде.

При чтении басни целиком ученик, читающий «от автора», не общается с участниками диалога, но также должен их видеть. Он как бы наблюдает за ними и рассказывает о том, что происходит. Его словесные действия обращены к слушающим, т. е, к классу, Чтение текста от автора - это не бесстрастное сообщение определенных фактов. Оно требует активного словесного действия. Раскрывая слушающим обстоятельства, при которых произошла встреча Ягненка с Волком, читающий подчеркивает безобидность поступка Ягненка («в жаркий день пришел к ручью напиться»), досадует на печальную случайность его встречи с Волком, осуждает действия и намерения последнего.

Учащимся дается задание на дом: подготовить выразительное чтение басни или подготовить по ролям чтение диалога.

На дом учащимся дается памятка

Правила выразительного чтения стихотворного произведения
1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль , идею.
2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:
- темп ( скорость );
- интонацию;
- громкость чтения;
- жесты и мимику.
3. При чтении вслух выдели голосом важные посмыслу слова.
4. Обязательно соблюдай :
- рифму ( делай правильное ударение в словах);
- стихотворный размер ( все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
5. Постарайся выразить :
- эмоции, которые хотел вызвать И.А. Крылов у читателя;
- эмоции, которые отражают твое понимание басни.
6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для каждого героя.
7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо.

Объяснительное чтение - один из самых первых терминов в истории МПЛ. Суть его проста и вполне понятна из названия: чтение текста в классе должно сопровождаться разъяснением со стороны учителя. Такое чтение методист Бунаков называл «энциклопедическим». Иногда, когда изучается достаточно «длинное» произведение, есть смысл напомнить связь «ныне происходящих» в книге событий с уже прочитанными. Со временем следует приучить детей к самостоятельному комментированию читаемого, он должен уметь пользоваться толковыми словарями, справочниками, энциклопедиями (хотя бы детскими). Таким образом, объяснительное чтение, которое обычно практикуется в младших классах, - ступень к комментированному чтению.

В тексте басни встречаются некоторые непривычные нам слова и формы. Причина этого:

некоторые слова и формы устарели, например: дерзость, винЫ

Крылов передает разговорную речь, например: донесть, в запрошлом

В поэтическом тексте иногда допускаются отклонения от нормы.

Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях:

На дОбычу стремится - ударение

Законный вид и толк: «толк» - смысл»

дерзость - наглость

осмелюсь я донесть - позволю себе сказать

шагов я нА сто пью - ударение (проклитика)

гневаться - сердиться

в свете - в обществе

в запрошлом лете - в позапрошлом году

«помилуй» - здесь это слово означает несогласие и готовность возразить

кум, сват - дальние родственники

разведаюсь - отомщу, расквитаюсь

досуг мне разбирать винЫ твои, щенок: «досуг мне» - некогда, ударение «винЫ»

- В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или

непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать,

какими словами из современного русского языка их можно заменить.

Особое место на уроках русской литературы в школе занимает комментированное чтение. Необходимость комментирования текста проистекает из очевидности дистанции, отделяющей современного читателя-школьника от литературного произведения, рассматриваемого на уроке, и от исторически и эстетически обусловленного литературного процесса. Преодоление или, точнее, сокращение этой дистанции и есть цель и задача комментирования как метода изучения литературы в школе. В процессе комментирования учитель стремиться приучить школьников к внимательному чтению, разбудить их воображение, их готовность к последующей работе над вопросами обобщающего характера. В старших классах роль комментированного чтения в освоении художественных произведений уменьшается: на первый план выдвигается задача формирования у школьников навыков самостоятельной работы над текстом. Чтение требует от школьников не только логического понимания содержания читаемого, но и понимание образной специфики художественного произведения ( прежде всего, как идея раскрывается через поступки, характеры героев, через авторское отношение и т.п., какова роль языковых изобразительных средств). Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно.

Учителя - практики различают следующие виды комментариев:

  • предварительный,

  • историко-бытовой,

  • исторический,

  • историко-литературный,

  • лексический,

  • лексико-фразеологический,

  • идейно-стилевой,

  • коннотативный (контекстуальный),

  • подытоживающий

Такие уроки требуют от учителя не только основательных знаний, но и определенных творческо-исполнительных способностей, так как словесник должен донести до ребят «аромат» произведения, его неповторимость.

Совместное чтение в начале находит отклик у школьников и когда такая подготовка к восприятию проведена, произведение должно быть прочитано учеником полностью. Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя.

Чтение может быть:

- классным,

- домашним.

В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником.

В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. Дело здесь не только в объеме произведения, но и в подготовке ученика. В 5-6 классах техника чтения у детей недостаточно высокая, и, читая про себя, дети не чувствуют удовольствия. Да и классное чтение в этих классах сопряжено с рядом трудностей. 10 -11 - летние школьники не могут в течение длительного времени слушать напряженно без перерыва. Они любят, когда им читают вслух, но через 20-25 мин их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах остро стоит вопрос о совершенствовании техники чтения. Поэтому есть тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой. Однако это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять с работой над техникой чтения. Произведение во всей силе должно звучать на уроке, а техникой чтения следует заниматься в процессе анализа, отчасти индивидуально.

В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли. Учителю важно умело сочетать в своей работе оба вида чтения.

После домашнего прочтения басни, предлагаю ответить на вопросы самим себе:
1. Могу ли я понять прочитанное ?
2. Могу ли я рассуждать о прочитанном, то есть высказывать свое мнение об этом произведении ?
3. Могу ли я после прочтения мысленно представить героев, события ?
4. Могу ли я читать это произведение выразительно, вдумчиво, с чувством ?


Итак, главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.

© 2010-2022