Рабочая программа по литературе для СПО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА № 7»









рабочая ПРОГРАММа


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЛИТЕРАТУРА









Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта






2015 г.








ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

Общеобразовательных дисциплин

Протокол №1

От «28» августа 2015 г.

Председатель

цикловой комиссии

__________З.М.Переверзева

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта




Составитель: Скалан Л.Ю., преподаватель общеобразовательных дисциплин филиала ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства № 7»

в г. Минеральные Воды Ставропольского края

Рецензент:______________________________________


















СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


25






1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЛИТЕРАТУРА


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

в соответствии с базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Основная цель литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  1. Освоение текстов художественных произведений;

  2. Формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  3. Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  4. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  5. Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  6. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  7. Формирование основных эстетических и теоретическо- литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

  8. Освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой.

  • авторов и содержание изученных произведений.

  • важнейшие биографические сведения о поэтах, важнейшие этапы жизненного и творческого пути.

  • особенности композиции и своеобразие языка писателя.

  • содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

  • существенные признаки понятий: художественный образ, литературный тип, классовость, народность литературы.

  • тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

  • тексты художественных произведений, сюжет, особенности композиции, типическое значение характеров главных действующих лиц произведений.

  • характерные особенности индивидуального стиля писателя.

  • характерные особенности эпохи, отраженные в произведении.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.

  • активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы.

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • владеть восприятием художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;

  • владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении.

  • владеть техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владеть умениями выразительного чтения;

  • выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  • выделять элементы композиции изучаемых произведений, понимать их роль в произведении.

  • выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

  • выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.

  • готовить доклад или реферат на литературную тему (по нескольким источникам).

  • грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.

  • давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

  • давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

  • использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу.

  • использовать рекомендованную литературу, литературоведческую и критическую литературу.

  • использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения.

  • комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать.

  • находить изобразительно -выразительные средства языка, художественные приемы.

  • находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

  • Обосновывать свое мнение о произведениях и героях, находить элементы сюжета.

  • Обращаться к различным формам монологической и диалоговой речи в процессе анализа и обсуждения произведения.

  • определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • Определять как время изображенное, так и время написания, а также время, когда происходит чтение.

  • Определять как время изображенное, так и время создания.

  • Определять принадлежность произведения к одному из литературных жанров.

  • Определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве.

  • Ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

  • Основные особенности жизненного и творческого пути писателей.

  • Отчетливо представлять роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

  • Писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу.

  • Пользоваться справочным материалом и словарем литературоведческих терминов.

  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения лирических произведений.

  • Применять сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.

  • Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  • самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • Свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и отстаивать их.

  • Свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы.

  • Создавать план собственного устного и письменного высказывания.

  • Создавать сочинения-рассуждения проблемного характера.

  • Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Типическое (конкретно-историческое и общечеловеческое) значение характеров главных действующих лиц изученных произведений.

  • Уметь анализировать лирическое произведение.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

  • Характеризовать героев произведения, давать сравнительную характеристику и групповую.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов,

в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки

обучающегося 117 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 58 часов.





2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лекции

117

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося

58

Итоговая аттестация в форме зачёта


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ЛиТЕРАТУРА

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельные работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Художественный мир русской литературы XIX века

88


Тема 1.1.

Русский романтизм

в первой четверти XIX в.

Содержание учебного материала

4

1

Читатель как активный участник литературного процесса. Художественное произведение и его интерпретации. Периодизация русской литературы. Творчество писателей XIX века (обзор).

1

Практические занятия: Понятие о литературном процессе. Взаимодействие реализма и романтизма. Утверждение традиций реализма. В.А. Жуковский - первый романтик XIX в.

2


Самостоятельная работа: подготовить сообщение: «Лирика Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова: поиски новых жанровых форм и средств художественной выразительности, оригинальность и самобытность, многообразие и глубина проблематики».

2


Тема 1.2.

Творчество

А.С. Пушкина

Содержание учебного материала

9


1

Этапы творчества. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина. Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина.

2

2

Практические занятия: литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина.

*


Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Философские мотивы в лирике Пушкина». Выучить одно из стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, и одно из стихотворений, посвященных тема любви и дружбе. Сделать письменный анализ стихов.

2


2

Роман в стихах «Евгений Онегин». Творческая история романа. Художественное своеобразие романа. Татьяна - любимая героиня Пушкина.

2

2

Практические занятия: чтение глав романа.

*


3

Духовные искания Евгения Онегина. Онегин и Ленский.

2

2,3

Практические занятия:



Самостоятельная работа по развитию речи: написать сочинение.

1

Продолжение таблицы


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.3.

Творчество

М.Ю. Лермонтова

Содержание учебного материала

10


1

Этапы творчества. Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики. Лермонтов и Байрон. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.

2

2

Практические занятия: чтение и анализ стихов поэта.



Самостоятельная работа:

  1. Подготовить сообщение на тему «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова».

  2. Подготовить доклады и сообщения по роману «Герой нашего времени».

2


2

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Необычность в композиции. Белинский В.Г. о романе. Образ Печорина. Печорин в системе образов романа. Трагедия Печорина. Печорин в отношениях с другими персонажами романа. «Двойники» Печорина. Нравственные проблемы. Реалистическое и романтическое начало в романе.

2

2

2

Практические занятия: чтение глав романа. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» (работа по новелле «Фаталист»).



Самостоятельна работа по развитию речи: написать сочинение.

2

Тема 1.3.

Творчество

Н.В. Гоголя

Содержание учебного материала

4

2


1

Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. Тайны поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2

Практические занятия: чтение глав романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Проведение викторины. Тайны поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ России в поэме «Мертвые души»

*


Самостоятельная работа: Проанализировать тематику лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души»

2

Тема 1.4.

Творчество

А.Н. Островского

Содержание учебного материала

6


1

Жизнь и творчество драматурга. «Колумб Замоскворечья». Драма А.Н. Островского «Гроза». Идейно-художественное своеобразие драмы.

2

2

Практические занятия: А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества (1823 - 1886 гг.)

*


Продолжение таблицы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


2

Город Калинов и его обитатели. Екатерина - «луч света в темном царстве».


2

Практические занятия: работа с текстом пьесы. Найти ключевые фразы, характеризующие Кабанову, Тихона, Варвару, Дикого, Бориса, Кудряша.

2


Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.

2

Тема 1.5.

Творчество

И.С. Тургенева


Содержание учебного материала

8


1

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы И.С. Тургенева. Образы русских крестьян и помещиков.

2

2

Практические занятия: анализ рассказов.



2

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Идейно-художественное своеобразие романа. Мир «отцов» в романе». Образ Базарова. Базаров - нигилист.

2

2

Практические занятия: работа по карточкам, работа с текстом учебника, - стр. 86-99.



Самостоятельная работа: Составить цитатные характеристики главных героев романа «Дворянское гнездо». Подготовить мини-сообщения на темы: Родители Базарова, Образ Николаевича Петровича, Образ Павлова Петровича Кирсанова, Образ Аркадия.

2

Самостоятельная работа по развитию речи: написать сочинение по произведениям Тургенева И.С.

2


Продолжение таблицы


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.6.

Творчество

Н.А. Некрасова

Содержание учебного материала

6


1

Этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.


2

Практические занятия: работа с учебником.

2


2

Душа русского народа… Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2

2

Практические занятия: работа с учебником (ответить на вопросы 8-18 стр. 154-155).



Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по творчеству Некрасова

2


Тема 1.7.

Творчество

Ф.И. Тютчева

Содержание учебного материала

2


1

Очерк жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Основные тема поэзии Тютчева.

2

Практические занятия: работа с учебником (стр. 160-168), анализ стихов.



Тема 1.8.

Творчество

А.А. Фета

Содержание учебного материала

4


1

Очерк жизни и творчества А.А. Фета. Основные тема лирики А.А. Фета.

2

2

Практические занятия: работа с учебником (стр. 175, 177-182), анализ стихов.



Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по творчеству Тютчева и Фета

2


Тема 1.9.

Творчество

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Содержание учебного материала

2


1

Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск. Эзопов язык. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина

2

Практические занятия: работа с текстом учебника (стр. 201-207). Анализ сказок.



Продолжение таблицы



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.10.

Творчество

Ф.М. Достоевского

Содержание учебного материала

8


1

Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Писатель - философ. Писатель - психолог.

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие. Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2

2,3

Практические занятия: работа с учебником.



2

«Потрясенный, выбитый из колеи герой». Место Раскольникова в кругу персонажей «Преступления и наказания». Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова.

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

4

2,3

Практические занятия: работа по карточкам. Пересказ эпизодов романа: ч. 2, гл. 1-2, 6; ч. 3, гл. 5; ч. 4, гл. 6 и 7.



Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по роману

2


Продолжение таблицы



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.11.

Творчество

Л.Н. Толстого

Содержание учебного материала

15


1

По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Смысл названия романа и его герои.

2

2

Практические занятия: чтение докладов и сообщений. Пересказ материалов учебника 2 стр. 271-279.



2

Эпизод «Вечер в салоне Шерер» (т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25). Именины у Ростовых (гл. 7-11, 14-17). Лысые горы (гл. 22-25). Быт поместного дворянства. «Жизнь сердца» героев романа. Семья в романе «Война и мир».

2

2

Практические занятия: выполнение индивидуальных заданий.



3

Изображение войны 1805-1807 гг. (т.1). Отечественная война 1812 г. Мысль «историческая». Кутузов и Наполеон в романе. Партизанская война. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе.

4

2

Практические занятия:



4

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

2

2

Практические занятия: семинар



Самостоятельная работа: Поздний период творчества Толстого. Романы «Анна Каренина», «Воскресенье». Повесть «Хаджи-Мурат». Нравственные уроки романа Л.Н. Толстого.

2

5

Творчество Л. Толстого


2

Практические занятия: деловая итоговая игра



Самостоятельная работа по развитию речи: написать сочинение.

3



Итоговая аттестация за первое полугодие в форме контрольной работы

1


Продолжение таблицы



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.12.

Творчество

А.П. Чехова

Содержание учебного материала

8


1

Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Ранние рассказы и «Маленькая трилогия» А.П. Чехова.

2

2

Практические занятия: аналитическая работа с текстом произведений



Самостоятельная работа: прочитать рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Подготовить сообщение на темы: «Чехов и театр», «Детство и юность А.П. Чехов».

2

2

Темы гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе «Ионыч».

2

2

Практические занятия: анализ глав рассказа.



Самостоятельная работа по развитию речи: подготовить доклады по теме «Зарубежная литература XIX в.»

2


Тема 1.13.

Зарубежная литература XIX века


Содержание учебного материала

2


1

Западноевропейская литература XIX века: основные направления, методы, стили, имена. «Вечные образы» мировой литературы.

Романтизм в литературе Западной Европы: своеобразие романтической традиции, основные имена (Э.Т.А. Гофман, В.Гюго). Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О.де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль)

2

Практические занятия: аналитическая работа с текстом произведений




Продолжение таблицы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 2.

Художественный мир русской литературы XX века



Тема 2.1.

Литература начала XX века

Содержание учебного материала

4

1

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературы начала века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Индивидуальный стиль писателя.

2

2

Практические занятия: работа с текстом учебника.

*


Самостоятельная работа: самостоятельно изучение темы «Особенности новейшей поэзии».

2

Тема 2.2.

Творчество

И.А. Бунина

Содержание учебного материала

6

2

1

Иван Алексеевич Бунин: биография и основные этапы творчества. Своеобразие лирического повествования И.А. Бунина.

2

Практические занятия: Анализ рассказов: «Антоновские яблоки», «Сны Чанга», «Легкое дыхание». Чтение отрывков из рассказов.



2

«Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации. Внутреннее устройство рассказа. Конфликт рассказа.

2

2

Практические занятия: работа с текстом произведения.



Самостоятельная работа: рассказы И.А. Бунина о любви. Анализ рассказа (одного на выбор). Перечитать повесть Куприна «Олеся».

2

Тема 2.3.

Творчество

А.И. Куприна

Содержание учебного материала

8

2

1

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

2

Практические занятия: работа с учебником.



Домашнее задание: перечитать повести «Поединок», «Олеся».


2

Сюжет и композиция повестей. Характеристика образов Назанского и Ромашова. Образ Олеси.

2

2

Практические занятия: работа с учебником.



Продолжение таблицы


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


3

Любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2

Самостоятельная работа: работа с текстом произведения на тему: «…что это было: любовь или сумасшествие?»

2


Самостоятельна работа: написать сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

2


Тема 2.4.

Серебряный век русской литературы

Содержание учебного материала

4

2


1

«К иным мирам…». Общая характеристика поэзии серебряного века. Андрей Белый.

2

Практические занятия: Анализ творчества Андрея Белого, Валерия Брюсова, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Николай Гумилев, Игорь Северянин.



Самостоятельная работа по развитию речи: Творчество поэтов серебряного века.

2

Тема 2.5.

Творчество

М. Горького

Содержание учебного материала

4

2


1

Жизнь, творчество, личность (на материале автобиографических произведений). Роль Горького в судьбе русской литературы.

2

Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 164-171.



2

Анализ пьесы Горько «На дне».

2

2

Практические занятия: работа с текстом пьесы.



Тема 2.6.

Творчество

А.А. Блока

Содержание учебного материала

2


1

Основные этапы жизни и творчества А.Блока.

2

Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 185-210.



Продолжение таблицы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 2.7.

Новокрестьянская поэзия

Содержание учебного материала


2


1

Новокрестьянская поэзия

2

Практические занятия: чтение стихов.



Тема 2.8.

Творчество

С.А. Есенина

Содержание учебного материала

2


1

Основные этапы жизни и творчества Сергея Есенина.


2

Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 185-210.



Тема 2.9.

Творчество

В.В. Маяковского

Содержание учебного материала

2


1

Основные этапы жизни и творчества Владимира Маяковского.


2

Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 279-309.



Тема 2.10.

Литературный процесс 20-годов

Содержание учебного материала

4


1

Народ и революция в поэзии и прозе: этапы становления реализма нового типа. Литературные группировки. Гражданская война в творчестве писателей.

2

2

Практические занятия: работа с текстом



Самостоятельная работа: самостоятельное изучение темы.

2

Тема 2.11.

Литература

30-х годов

Содержание учебного материала

4


1

30-е годы как продолжение и одновременно противоположность 20-х г.г.

2

2

Практические занятия: семинар: тема коллективизации в литературе 30-х годов.



Самостоятельная работа: прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

2

Тема 2.12.

Творчество

М.А. Булгакова

Содержание учебного материала



1

Основные этапы жизни и творчества М.А. Булгакова. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

2

2

Практические занятия: работа с учебником, карточками









Продолжение таблицы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 2.13.

Творчество

Марины

Цветаевой

Содержание учебного материала



1

Основные этапы жизни и творчества Цветаевой.

2

2

Практические занятия: работа с учебником, карточками



Тема 2.14.

Творчество

Анна

Ахматова

Содержание учебного материала

4


1

Основные этапы жизни и творчества Ахматовой

2

2

Практические занятия: работа с учебником, карточками



Самостоятельная работа: сочинение по творчеству Ахматовой и Цветаевой.

2


Тема 2.15.

Творчество

М.А. Шолохова

Содержание учебного материала

8


1

Основные этапы жизни и творчества

4

2

Практические занятия: работа с учебником, карточками



Содержание учебного материала



2

Картины жизни донских казаков. Роман «Тихий Дон».

2

2

Практические занятия: работа с учебником, карточками, с текстом романа.



Самостоятельная работа: написать сочинение по творчеству Шолохова на тему: «В мире, расколотом надвое».

2


Тема 2.16.

Литература периода ВОВ


Содержание учебного материала



1

Поэзия и проза в времен войны. Обзор. Военная поэзия.

2

2

Практические занятия: работа с учебником, карточками



Продолжение таблицы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 2.17.

Творчество

А.Т. Твардовского


Содержание учебного материала



1

Основные этапы жизни и творчества Твардовского. Поэма «По праву памяти».

2

2

Практические занятия: работа с учебником, карточками


Тема 2.18.

Литература «оттепели»

Содержание учебного материала

2


1

Особенности литературы 50-х годов


2

Практические занятия: работа с учебником, карточками


Тема 2.19.

Литература

60-70 гг. XX в.

Содержание учебного материала

8


1

Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников А. Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной. Рождение авторской песни. Жанровое многообразие лирики В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Визбора и др.

2

2

Практические занятия: чтение стихов.



Домашнее задание: Стихотворения по выбору наизусть.

*

2

Мир русской деревни и картины родной природы в изображении Н. Рубцова, В. Солоухина. Герои Шукшина.

2

2

Практические занятия: анализ произведений.



Самостоятельная работа: подготовить к семинару: драматургия половины XX в.

2

3

Драматургия второй половины XX века: основная тематика и имена (А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Розов, М. Рощин, Г. Горин).

А.В. Вампилов «Утиная охота»: проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции. Образ Зилова в системе художественных образов пьесы. Смысл финала пьесы.


2

Практические занятия: работа с текстом учебника, карточками.

*


Самостоятельная работа: написать сочинение

2


Продолжение таблицы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 2.20.

Литература последнего десятилетия XX века и начала XXI века

Содержание учебного материала



1

Литературные итоги XX века: основные имена и направления. Постмодернизм в прозе. Многообразие поэтических течений. Специфика чтения постмодернистских текстов.


2

Практические занятия: анализ произведений. Чтение стихов.

2


Тема 2.21.

Художественный мир зарубежной литературы

XX века

Содержание учебного материала

4


Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые» имена. Б. Шоу «Пигмалион». Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол». Э.М. Ремарк. «Три товарища». «Триумфальная арка». Ф. Кафка. «Превращение». Г. Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества». С.Кинг. «Мертвая зона».

2

Практические занятия: семинар



Раздел 3.

Подготовка к экзамену

87


Тема 3.1.

Повторение изученного

материала

Содержание учебного материала

2

1

Повторение изученного материала.

2

Практические занятия: выполнение индивидуальных заданий.



Самостоятельна работа: подготовка к тестированию. Итоговое сочинение.

2

Тема 3.2.

Подготовка

к зачёту

Содержание учебного материала



1

Повторение пройденного материала.

2

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту

2


Итоговая аттестация в форме зачёта

2

Всего:

175

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Литература» требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • доска;

  • учебно-методический комплекс «Литература»;

  • рабочая программа дисциплины, комплексно - тематический план;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • альбомы демонстрационного и раздаточного материалы по всем разделам курса;

  • мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского языка;

  • игровые компьюторные программы (по основным разделам курса литературы);

  • библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 Ч. Ч. 1. / В.П. Журавлев. - 14е изд. - М. : Просвещение, 2009. -399 с.

  2. Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 Ч. Ч. 2. / В.П. Журавлев. - 14е изд. - М. : Просвещение, 2009. -445 с.

  3. Коровин В.И. Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.1. / В.И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009. - 413 с.

  4. Коровин В.И. Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.2. / В.И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009. - 384 с.

  5. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1 / Ю.В. Лебедев. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 365 с.

  6. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 383 с.

  7. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1 / . - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 365 с.

  8. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / . - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 383 с.

Дополнительные источники:


  1. Примерная программа по литературе для средней школы ( 10 - 11классы).

  2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. ( Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся).- М., «Вербум -М», 2004.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, 1 полугодие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ВАКО, 2009. - 464 с.

  4. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 век.20в 10-11класс. М., «Вако», 2003.

  5. Каплан И. Е. Анализ лирики в старших классах ( Учебно-методическое пособие) 9- 11 классы.- М., «Экзамен», 2006.

  6. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература 19 века ( под ред Седенко В. В.) - М., «Владос», 1999.

  7. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Русская литература 20 века ( под ред Седенко В. В.) - М., «Владос», 1999.

  8. Литература. Русская классика. В 2 частях. 11 класс» под ред. В.П. Журавлева - М., «Мнемозина», 2003.

  9. Новые государственные стандарты школьного образования. - М., «АСТ- Астрель», 2004.

  10. Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература 19 века.11 класс» под ред. В.П.Журавлева.- М., «Мнемозина», 2003.

  11. Чертков В. Ф. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы 20века.11 класс. ( Книга для учителя).- М., «Просвещение», 1999.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающий должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающий должен знать:

- об образной природе словесного искусства;

- о содержании изученных литературных произведений;

- об основных фактах жизни и творчества писателей - классиков 19 - 20 вв.

- об основных закономерностях историко-литературного процесса и чертах литературных направлений;

- об основных теоретико-литературных понятиях




Тестирование

Контрольная работа

Итоговая аттестация представляет собой зачёт

Приобретенные навыки кладутся в основу определения качества полученных знаний и являются основными критериями их оценки на экзамене.

Оценка «отлично» выставляется студенту, который:

- глубоко усвоил программный материал, излагает его на высоком литературном уровне, изучил основную и дополнительную литературу.

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент:

- полно раскрыл содержание вопроса, изучил первоисточники и дополнительную литературу, но допустил небольшие ошибки при
изложении материала, не искажая существо вопроса;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, ели он:

- владеет материалом в пределах программы курса на основе изучения учебной и художественной литературы;

- знает основные этапы развития и направления современной литературы, но затрудняется их критически оценить.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент:

- имеет пробелы в знаниях основного учебного материала, не может дать четкого определения;

- не способен продолжать дальнейшее обучение в связи с недостаточным объемом знаний.






Приложение 1



Примерные вопросы к зачету


  1. Примерные вопросы к зачету


  1. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.

  2. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон», Трагизм мировосприятия и его преодоление.

  3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

  4. Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

  5. Философская лирика А.С. Пушкина.

  6. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».

  7. Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

  8. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.

  9. Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

  10. Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.

  11. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.

  12. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

  13. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

  14. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

  15. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».

  16. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

  17. Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

  18. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

  19. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

  20. Обзор русской литературы второй половины XIX века.

  21. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».

  22. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

  23. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

  24. Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

  25. Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

  26. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

  27. И.С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

  28. Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

  29. «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

  30. Любовь в романе «Отцы и дети»

  31. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

  32. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

  33. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

  34. А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

  35. Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

  36. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

  37. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

  38. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца


  1. Примерные вопросы к зачёту


  1. Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.

  2. Русская литература на рубеже веков.

  3. И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.

  4. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  5. Рассказы И.А.Бунина о любви.

  6. А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

  7. Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

  8. Традиции русской сатиры в прозе А.Аверченко.

  9. Поэзия Серебряного века. Символизм. «Старшие символисты».

  10. Поэзия «младосимволистов».

  11. Поэзия В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта.

  12. Акмеизм.

  13. Мир образов Н.Гумилева.

  14. Ранняя лирика А.Ахматовой.

  15. Футуризм.

  16. «Эгофутуризм» И.Северянина.

  17. М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

  18. Композиция романтических рассказов Горького.

  19. Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».

  20. «Во что веришь-то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

  21. Вопрос о правде в драме М.Горького «На дне».

  22. Обзор романа М.Горького «Мать».

  23. Образы главных героев романа «Мать».

  24. Публицистика М.Горького («Несвоевременные мысли») и А.Блока («Интеллигенция и революция»).

  25. А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

  26. Стихотворение А.Блока «Незнакомка».

  27. «Это все - о России». Тема Родины в творчестве А.Блока.

  28. Поэма А.Блока «Соловьиный сад».

  29. Поэма А.Блока «Двенадцать».

  30. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева.

  31. Поэзия С.Клычкова, П.Орешина (Обзор).

  32. Сергей Есенин как национальный поэт.

  33. Любовная лирика С.Есенина

  34. Поэма С.Есенина «Анна Снегина».

  35. Трагизм поэмы С.Есенина «Черный человек».

  36. В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.Маяковского.

  37. Поэма В.Маяковского «Облако в штанах».

  38. В.Маяковский и революция.

  39. Настоящее и будущее в пьесе В.Маяковского «Клоп».

  40. Роман А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.

  41. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе «Разгром».

  42. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».

  43. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы».

  44. Судьба личности в тоталитарном государстве (По роману Е.Замятина «Мы»).

  45. А.П.Платонов. Творческий путь.

  46. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован».

  47. Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован».

  48. Метафоричность художественного мышления в повести «Котлован».

  49. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира.

  50. Анализ повести «Собачье сердце».

  51. История в романе М.Булгакова «Белая гвардия».

  52. Судьбы людей в революции (По роману «Белая гвардия»).

  53. Образ Дома в романе «Белая гвардия».

  54. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр романа. Композиция.

  55. Три мира в романе.

  56. Любовь и творчество в романе.

  57. Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстова.

  58. Панорама русской жизни в романе «Петр I».

  59. Образ Петра в романе А.Толстого.

  60. А.Ахматова - «голос своего поколения».

  61. Тема Родины в лирике А.Ахматовой.

  62. Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием».

  63. Поэтический мир М.Цветаевой.

  64. Чтение и анализ стихотворений М.Цветаевой (по выбору).

  65. А.Ахматова и М.Цветаева.

  66. Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого.

  67. М.Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.

  68. «Донские рассказы» М.Шолохова. Изображение гражданской войны.

  69. Картины жизни казаков в романе «Тихий Дон».

  70. «В мире, расколотом надвое». Изображение гражданской войны в романе.

  71. Судьба Григория Мелехова. Женские образы в романе.

  72. Роман М.Шолохова «Поднятая целина». Обзор.

  73. Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор.

  74. Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».

  75. «Лейтенантская проза».

  76. Обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка».

  77. Произведения Ю.Бондарева о войне. (В.Быкова, К.Симонова, К.Воробьева).

  78. А.Твардовский. Творчество и судьба. Поэмы «Страна Муравия», «По праву памяти».

  79. Народный характер поэмы «Василий Теркин».

  80. Лирика А.Твардовского.

  81. Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.

  82. Роман «Доктор Живаго». Обзор.

  83. Литература «оттепели».

  84. А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.

  85. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

  86. Рассказ А.Солженицына «Матренин двор».

  87. «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В.Шукшина.

  88. Взаимоотношения человека и природы в повести В.Астафьева «Царь-рыба».

  89. Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок».

  90. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина «Прощание с Матерой».

  91. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен».

  92. Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».

  93. Чтение и обсуждение стихотворений.

  94. Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

  95. Авторская песня.

  96. Литература на современном этапе.

  97. Новейшая русская поэзия.

7


© 2010-2022