- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для СПО
Рабочая программа по литературе для СПО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скалан Л.Ю. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА № 7»
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2015 г.
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией
Общеобразовательных дисциплин
Протокол №1
От «28» августа 2015 г.
Председатель
цикловой комиссии
__________З.М.Переверзева
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Составитель: Скалан Л.Ю., преподаватель общеобразовательных дисциплин филиала ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства № 7»
в г. Минеральные Воды Ставропольского края
Рецензент:______________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
23
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
25
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
в соответствии с базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Основная цель литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
-
Освоение текстов художественных произведений;
-
Формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
-
Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
-
Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-
Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
-
Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-
Формирование основных эстетических и теоретическо- литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
-
Освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
-
авторов и содержание изученных произведений.
-
важнейшие биографические сведения о поэтах, важнейшие этапы жизненного и творческого пути.
-
особенности композиции и своеобразие языка писателя.
-
содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.
-
существенные признаки понятий: художественный образ, литературный тип, классовость, народность литературы.
-
тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
-
тексты художественных произведений, сюжет, особенности композиции, типическое значение характеров главных действующих лиц произведений.
-
характерные особенности индивидуального стиля писателя.
-
характерные особенности эпохи, отраженные в произведении.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.
-
активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы.
-
видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-
владеть восприятием художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
-
владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении.
-
владеть техникой грамотного и осмысленного чтения;
-
владеть умениями выразительного чтения;
-
выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
-
выделять элементы композиции изучаемых произведений, понимать их роль в произведении.
-
выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
-
выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.
-
готовить доклад или реферат на литературную тему (по нескольким источникам).
-
грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.
-
давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
-
давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
-
использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу.
-
использовать рекомендованную литературу, литературоведческую и критическую литературу.
-
использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения.
-
комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать.
-
находить изобразительно -выразительные средства языка, художественные приемы.
-
находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
-
Обосновывать свое мнение о произведениях и героях, находить элементы сюжета.
-
Обращаться к различным формам монологической и диалоговой речи в процессе анализа и обсуждения произведения.
-
определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
-
Определять как время изображенное, так и время написания, а также время, когда происходит чтение.
-
Определять как время изображенное, так и время создания.
-
Определять принадлежность произведения к одному из литературных жанров.
-
Определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве.
-
Ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.
-
Основные особенности жизненного и творческого пути писателей.
-
Отчетливо представлять роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.
-
Писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу.
-
Пользоваться справочным материалом и словарем литературоведческих терминов.
-
Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения лирических произведений.
-
Применять сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
-
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
-
самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-
Свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и отстаивать их.
-
Свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы.
-
Создавать план собственного устного и письменного высказывания.
-
Создавать сочинения-рассуждения проблемного характера.
-
Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
-
Типическое (конкретно-историческое и общечеловеческое) значение характеров главных действующих лиц изученных произведений.
-
Уметь анализировать лирическое произведение.
-
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
-
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
-
Характеризовать героев произведения, давать сравнительную характеристику и групповую.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов,
в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося 117 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
лекции
117
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
58
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ЛиТЕРАТУРА
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельные работы обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Художественный мир русской литературы XIX века
88
Тема 1.1.
Русский романтизм
в первой четверти XIX в.
Содержание учебного материала
4
1
Читатель как активный участник литературного процесса. Художественное произведение и его интерпретации. Периодизация русской литературы. Творчество писателей XIX века (обзор).
1
Практические занятия: Понятие о литературном процессе. Взаимодействие реализма и романтизма. Утверждение традиций реализма. В.А. Жуковский - первый романтик XIX в.
2
Самостоятельная работа: подготовить сообщение: «Лирика Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова: поиски новых жанровых форм и средств художественной выразительности, оригинальность и самобытность, многообразие и глубина проблематики».
2
Тема 1.2.
Творчество
А.С. Пушкина
Содержание учебного материала
9
1
Этапы творчества. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина. Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина.
2
2
Практические занятия: литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина.
*
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Философские мотивы в лирике Пушкина». Выучить одно из стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, и одно из стихотворений, посвященных тема любви и дружбе. Сделать письменный анализ стихов.
2
2
Роман в стихах «Евгений Онегин». Творческая история романа. Художественное своеобразие романа. Татьяна - любимая героиня Пушкина.
2
2
Практические занятия: чтение глав романа.
*
3
Духовные искания Евгения Онегина. Онегин и Ленский.
2
2,3
Практические занятия:
Самостоятельная работа по развитию речи: написать сочинение.
1
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.3.
Творчество
М.Ю. Лермонтова
Содержание учебного материала
10
1
Этапы творчества. Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики. Лермонтов и Байрон. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова.
2
2
Практические занятия: чтение и анализ стихов поэта.
Самостоятельная работа:
-
Подготовить сообщение на тему «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова».
-
Подготовить доклады и сообщения по роману «Герой нашего времени».
2
2
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Необычность в композиции. Белинский В.Г. о романе. Образ Печорина. Печорин в системе образов романа. Трагедия Печорина. Печорин в отношениях с другими персонажами романа. «Двойники» Печорина. Нравственные проблемы. Реалистическое и романтическое начало в романе.
2
2
2
Практические занятия: чтение глав романа. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» (работа по новелле «Фаталист»).
Самостоятельна работа по развитию речи: написать сочинение.
2
Тема 1.3.
Творчество
Н.В. Гоголя
Содержание учебного материала
4
2
1
Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. Тайны поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2
Практические занятия: чтение глав романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Проведение викторины. Тайны поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ России в поэме «Мертвые души»
*
Самостоятельная работа: Проанализировать тематику лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души»
2
Тема 1.4.
Творчество
А.Н. Островского
Содержание учебного материала
6
1
Жизнь и творчество драматурга. «Колумб Замоскворечья». Драма А.Н. Островского «Гроза». Идейно-художественное своеобразие драмы.
2
2
Практические занятия: А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества (1823 - 1886 гг.)
*
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
2
Город Калинов и его обитатели. Екатерина - «луч света в темном царстве».
2
Практические занятия: работа с текстом пьесы. Найти ключевые фразы, характеризующие Кабанову, Тихона, Варвару, Дикого, Бориса, Кудряша.
2
Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.
2
Тема 1.5.
Творчество
И.С. Тургенева
Содержание учебного материала
8
1
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы И.С. Тургенева. Образы русских крестьян и помещиков.
2
2
Практические занятия: анализ рассказов.
2
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Идейно-художественное своеобразие романа. Мир «отцов» в романе». Образ Базарова. Базаров - нигилист.
2
2
Практические занятия: работа по карточкам, работа с текстом учебника, - стр. 86-99.
Самостоятельная работа: Составить цитатные характеристики главных героев романа «Дворянское гнездо». Подготовить мини-сообщения на темы: Родители Базарова, Образ Николаевича Петровича, Образ Павлова Петровича Кирсанова, Образ Аркадия.
2
Самостоятельная работа по развитию речи: написать сочинение по произведениям Тургенева И.С.
2
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.6.
Творчество
Н.А. Некрасова
Содержание учебного материала
6
1
Этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
2
Практические занятия: работа с учебником.
2
2
Душа русского народа… Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2
2
Практические занятия: работа с учебником (ответить на вопросы 8-18 стр. 154-155).
Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по творчеству Некрасова
2
Тема 1.7.
Творчество
Ф.И. Тютчева
Содержание учебного материала
2
1
Очерк жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Основные тема поэзии Тютчева.
2
Практические занятия: работа с учебником (стр. 160-168), анализ стихов.
Тема 1.8.
Творчество
А.А. Фета
Содержание учебного материала
4
1
Очерк жизни и творчества А.А. Фета. Основные тема лирики А.А. Фета.
2
2
Практические занятия: работа с учебником (стр. 175, 177-182), анализ стихов.
Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по творчеству Тютчева и Фета
2
Тема 1.9.
Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Содержание учебного материала
2
1
Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск. Эзопов язык. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина
2
Практические занятия: работа с текстом учебника (стр. 201-207). Анализ сказок.
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.10.
Творчество
Ф.М. Достоевского
Содержание учебного материала
8
1
Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Писатель - философ. Писатель - психолог.
Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие. Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2
2,3
Практические занятия: работа с учебником.
2
«Потрясенный, выбитый из колеи герой». Место Раскольникова в кругу персонажей «Преступления и наказания». Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова.
Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
4
2,3
Практические занятия: работа по карточкам. Пересказ эпизодов романа: ч. 2, гл. 1-2, 6; ч. 3, гл. 5; ч. 4, гл. 6 и 7.
Самостоятельная работа по развитию речи: сочинение по роману
2
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.11.
Творчество
Л.Н. Толстого
Содержание учебного материала
15
1
По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Смысл названия романа и его герои.
2
2
Практические занятия: чтение докладов и сообщений. Пересказ материалов учебника 2 стр. 271-279.
2
Эпизод «Вечер в салоне Шерер» (т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25). Именины у Ростовых (гл. 7-11, 14-17). Лысые горы (гл. 22-25). Быт поместного дворянства. «Жизнь сердца» героев романа. Семья в романе «Война и мир».
2
2
Практические занятия: выполнение индивидуальных заданий.
3
Изображение войны 1805-1807 гг. (т.1). Отечественная война 1812 г. Мысль «историческая». Кутузов и Наполеон в романе. Партизанская война. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе.
4
2
Практические занятия:
4
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
2
2
Практические занятия: семинар
Самостоятельная работа: Поздний период творчества Толстого. Романы «Анна Каренина», «Воскресенье». Повесть «Хаджи-Мурат». Нравственные уроки романа Л.Н. Толстого.
2
5
Творчество Л. Толстого
2
Практические занятия: деловая итоговая игра
Самостоятельная работа по развитию речи: написать сочинение.
3
Итоговая аттестация за первое полугодие в форме контрольной работы
1
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.12.
Творчество
А.П. Чехова
Содержание учебного материала
8
1
Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Ранние рассказы и «Маленькая трилогия» А.П. Чехова.
2
2
Практические занятия: аналитическая работа с текстом произведений
Самостоятельная работа: прочитать рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Подготовить сообщение на темы: «Чехов и театр», «Детство и юность А.П. Чехов».
2
2
Темы гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе «Ионыч».
2
2
Практические занятия: анализ глав рассказа.
Самостоятельная работа по развитию речи: подготовить доклады по теме «Зарубежная литература XIX в.»
2
Тема 1.13.
Зарубежная литература XIX века
Содержание учебного материала
2
1
Западноевропейская литература XIX века: основные направления, методы, стили, имена. «Вечные образы» мировой литературы.
Романтизм в литературе Западной Европы: своеобразие романтической традиции, основные имена (Э.Т.А. Гофман, В.Гюго). Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О.де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль)
2
Практические занятия: аналитическая работа с текстом произведений
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 2.
Художественный мир русской литературы XX века
Тема 2.1.
Литература начала XX века
Содержание учебного материала
4
1
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературы начала века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Индивидуальный стиль писателя.
2
2
Практические занятия: работа с текстом учебника.
*
Самостоятельная работа: самостоятельно изучение темы «Особенности новейшей поэзии».
2
Тема 2.2.
Творчество
И.А. Бунина
Содержание учебного материала
6
2
1
Иван Алексеевич Бунин: биография и основные этапы творчества. Своеобразие лирического повествования И.А. Бунина.
2
Практические занятия: Анализ рассказов: «Антоновские яблоки», «Сны Чанга», «Легкое дыхание». Чтение отрывков из рассказов.
2
«Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации. Внутреннее устройство рассказа. Конфликт рассказа.
2
2
Практические занятия: работа с текстом произведения.
Самостоятельная работа: рассказы И.А. Бунина о любви. Анализ рассказа (одного на выбор). Перечитать повесть Куприна «Олеся».
2
Тема 2.3.
Творчество
А.И. Куприна
Содержание учебного материала
8
2
1
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
2
Практические занятия: работа с учебником.
Домашнее задание: перечитать повести «Поединок», «Олеся».
2
Сюжет и композиция повестей. Характеристика образов Назанского и Ромашова. Образ Олеси.
2
2
Практические занятия: работа с учебником.
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
3
Любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2
Самостоятельная работа: работа с текстом произведения на тему: «…что это было: любовь или сумасшествие?»
2
Самостоятельна работа: написать сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
2
Тема 2.4.
Серебряный век русской литературы
Содержание учебного материала
4
2
1
«К иным мирам…». Общая характеристика поэзии серебряного века. Андрей Белый.
2
Практические занятия: Анализ творчества Андрея Белого, Валерия Брюсова, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Николай Гумилев, Игорь Северянин.
Самостоятельная работа по развитию речи: Творчество поэтов серебряного века.
2
Тема 2.5.
Творчество
М. Горького
Содержание учебного материала
4
2
1
Жизнь, творчество, личность (на материале автобиографических произведений). Роль Горького в судьбе русской литературы.
2
Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 164-171.
2
Анализ пьесы Горько «На дне».
2
2
Практические занятия: работа с текстом пьесы.
Тема 2.6.
Творчество
А.А. Блока
Содержание учебного материала
2
1
Основные этапы жизни и творчества А.Блока.
2
Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 185-210.
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 2.7.
Новокрестьянская поэзия
Содержание учебного материала
2
1
Новокрестьянская поэзия
2
Практические занятия: чтение стихов.
Тема 2.8.
Творчество
С.А. Есенина
Содержание учебного материала
2
1
Основные этапы жизни и творчества Сергея Есенина.
2
Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 185-210.
Тема 2.9.
Творчество
В.В. Маяковского
Содержание учебного материала
2
1
Основные этапы жизни и творчества Владимира Маяковского.
2
Практические занятия: работа с учебником 3, - стр. 279-309.
Тема 2.10.
Литературный процесс 20-годов
Содержание учебного материала
4
1
Народ и революция в поэзии и прозе: этапы становления реализма нового типа. Литературные группировки. Гражданская война в творчестве писателей.
2
2
Практические занятия: работа с текстом
Самостоятельная работа: самостоятельное изучение темы.
2
Тема 2.11.
Литература
30-х годов
Содержание учебного материала
4
1
30-е годы как продолжение и одновременно противоположность 20-х г.г.
2
2
Практические занятия: семинар: тема коллективизации в литературе 30-х годов.
Самостоятельная работа: прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
2
Тема 2.12.
Творчество
М.А. Булгакова
Содержание учебного материала
1
Основные этапы жизни и творчества М.А. Булгакова. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
2
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Тема 2.13.
Творчество
Марины
Цветаевой
Содержание учебного материала
1
Основные этапы жизни и творчества Цветаевой.
2
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками
Тема 2.14.
Творчество
Анна
Ахматова
Содержание учебного материала
4
1
Основные этапы жизни и творчества Ахматовой
2
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками
Самостоятельная работа: сочинение по творчеству Ахматовой и Цветаевой.
2
Тема 2.15.
Творчество
М.А. Шолохова
Содержание учебного материала
8
1
Основные этапы жизни и творчества
4
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками
Содержание учебного материала
2
Картины жизни донских казаков. Роман «Тихий Дон».
2
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками, с текстом романа.
Самостоятельная работа: написать сочинение по творчеству Шолохова на тему: «В мире, расколотом надвое».
2
Тема 2.16.
Литература периода ВОВ
Содержание учебного материала
1
Поэзия и проза в времен войны. Обзор. Военная поэзия.
2
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Тема 2.17.
Творчество
А.Т. Твардовского
Содержание учебного материала
1
Основные этапы жизни и творчества Твардовского. Поэма «По праву памяти».
2
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками
Тема 2.18.
Литература «оттепели»
Содержание учебного материала
2
1
Особенности литературы 50-х годов
2
Практические занятия: работа с учебником, карточками
Тема 2.19.
Литература
60-70 гг. XX в.
Содержание учебного материала
8
1
Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников А. Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной. Рождение авторской песни. Жанровое многообразие лирики В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Визбора и др.
2
2
Практические занятия: чтение стихов.
Домашнее задание: Стихотворения по выбору наизусть.
*
2
Мир русской деревни и картины родной природы в изображении Н. Рубцова, В. Солоухина. Герои Шукшина.
2
2
Практические занятия: анализ произведений.
Самостоятельная работа: подготовить к семинару: драматургия половины XX в.
2
3
Драматургия второй половины XX века: основная тематика и имена (А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Розов, М. Рощин, Г. Горин).
А.В. Вампилов «Утиная охота»: проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции. Образ Зилова в системе художественных образов пьесы. Смысл финала пьесы.
2
Практические занятия: работа с текстом учебника, карточками.
*
Самостоятельная работа: написать сочинение
2
Продолжение таблицы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Домашнее задание обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Тема 2.20.
Литература последнего десятилетия XX века и начала XXI века
Содержание учебного материала
1
Литературные итоги XX века: основные имена и направления. Постмодернизм в прозе. Многообразие поэтических течений. Специфика чтения постмодернистских текстов.
2
Практические занятия: анализ произведений. Чтение стихов.
2
Тема 2.21.
Художественный мир зарубежной литературы
XX века
Содержание учебного материала
4
Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые» имена. Б. Шоу «Пигмалион». Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол». Э.М. Ремарк. «Три товарища». «Триумфальная арка». Ф. Кафка. «Превращение». Г. Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества». С.Кинг. «Мертвая зона».
2
Практические занятия: семинар
Раздел 3.
Подготовка к экзамену
87
Тема 3.1.
Повторение изученного
материала
Содержание учебного материала
2
1
Повторение изученного материала.
2
Практические занятия: выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельна работа: подготовка к тестированию. Итоговое сочинение.
2
Тема 3.2.
Подготовка
к зачёту
Содержание учебного материала
1
Повторение пройденного материала.
2
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту
2
Итоговая аттестация в форме зачёта
2
Всего:
175
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Литература» требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя;
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
доска;
-
учебно-методический комплекс «Литература»;
-
рабочая программа дисциплины, комплексно - тематический план;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
альбомы демонстрационного и раздаточного материалы по всем разделам курса;
-
мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского языка;
-
игровые компьюторные программы (по основным разделам курса литературы);
-
библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 Ч. Ч. 1. / В.П. Журавлев. - 14е изд. - М. : Просвещение, 2009. -399 с.
-
Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 Ч. Ч. 2. / В.П. Журавлев. - 14е изд. - М. : Просвещение, 2009. -445 с.
-
Коровин В.И. Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.1. / В.И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009. - 413 с.
-
Коровин В.И. Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.2. / В.И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009. - 384 с.
-
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1 / Ю.В. Лебедев. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 365 с.
-
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 383 с.
-
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1 / . - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 365 с.
-
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / . - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 383 с.
Дополнительные источники:
-
Примерная программа по литературе для средней школы ( 10 - 11классы).
-
Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. ( Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся).- М., «Вербум -М», 2004.
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, 1 полугодие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ВАКО, 2009. - 464 с.
-
Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 век.20в 10-11класс. М., «Вако», 2003.
-
Каплан И. Е. Анализ лирики в старших классах ( Учебно-методическое пособие) 9- 11 классы.- М., «Экзамен», 2006.
-
Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература 19 века ( под ред Седенко В. В.) - М., «Владос», 1999.
-
Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Русская литература 20 века ( под ред Седенко В. В.) - М., «Владос», 1999.
-
Литература. Русская классика. В 2 частях. 11 класс» под ред. В.П. Журавлева - М., «Мнемозина», 2003.
-
Новые государственные стандарты школьного образования. - М., «АСТ- Астрель», 2004.
-
Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература 19 века.11 класс» под ред. В.П.Журавлева.- М., «Мнемозина», 2003.
-
Чертков В. Ф. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы 20века.11 класс. ( Книга для учителя).- М., «Просвещение», 1999.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающий должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающий должен знать:
- об образной природе словесного искусства;
- о содержании изученных литературных произведений;
- об основных фактах жизни и творчества писателей - классиков 19 - 20 вв.
- об основных закономерностях историко-литературного процесса и чертах литературных направлений;
- об основных теоретико-литературных понятиях
Тестирование
Контрольная работа
Итоговая аттестация представляет собой зачёт
Приобретенные навыки кладутся в основу определения качества полученных знаний и являются основными критериями их оценки на экзамене.
Оценка «отлично» выставляется студенту, который:
- глубоко усвоил программный материал, излагает его на высоком литературном уровне, изучил основную и дополнительную литературу.
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент:
- полно раскрыл содержание вопроса, изучил первоисточники и дополнительную литературу, но допустил небольшие ошибки при
изложении материала, не искажая существо вопроса;
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, ели он:
- владеет материалом в пределах программы курса на основе изучения учебной и художественной литературы;
- знает основные этапы развития и направления современной литературы, но затрудняется их критически оценить.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент:
- имеет пробелы в знаниях основного учебного материала, не может дать четкого определения;
- не способен продолжать дальнейшее обучение в связи с недостаточным объемом знаний.
Приложение 1
Примерные вопросы к зачету
-
Примерные вопросы к зачету
-
Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.
-
Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон», Трагизм мировосприятия и его преодоление.
-
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
-
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»
-
Философская лирика А.С. Пушкина.
-
Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».
-
Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
-
Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.
-
Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
-
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.
-
Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.
-
Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»
-
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
-
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
-
Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».
-
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
-
Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
-
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
-
Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
-
Обзор русской литературы второй половины XIX века.
-
Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».
-
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.
-
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»
-
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы
-
Споры критиков вокруг драмы «Гроза».
-
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе
-
И.С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
-
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя
-
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
-
Любовь в романе «Отцы и дети»
-
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.
-
Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.
-
Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».
-
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
-
Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.
-
А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.
-
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.
-
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца
-
Примерные вопросы к зачёту
-
Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.
-
Русская литература на рубеже веков.
-
И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.
-
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
Рассказы И.А.Бунина о любви.
-
А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
-
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
-
Традиции русской сатиры в прозе А.Аверченко.
-
Поэзия Серебряного века. Символизм. «Старшие символисты».
-
Поэзия «младосимволистов».
-
Поэзия В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта.
-
Акмеизм.
-
Мир образов Н.Гумилева.
-
Ранняя лирика А.Ахматовой.
-
Футуризм.
-
«Эгофутуризм» И.Северянина.
-
М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.
-
Композиция романтических рассказов Горького.
-
Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».
-
«Во что веришь-то и есть». Роль Луки в драме «На дне».
-
Вопрос о правде в драме М.Горького «На дне».
-
Обзор романа М.Горького «Мать».
-
Образы главных героев романа «Мать».
-
Публицистика М.Горького («Несвоевременные мысли») и А.Блока («Интеллигенция и революция»).
-
А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.
-
Стихотворение А.Блока «Незнакомка».
-
«Это все - о России». Тема Родины в творчестве А.Блока.
-
Поэма А.Блока «Соловьиный сад».
-
Поэма А.Блока «Двенадцать».
-
Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева.
-
Поэзия С.Клычкова, П.Орешина (Обзор).
-
Сергей Есенин как национальный поэт.
-
Любовная лирика С.Есенина
-
Поэма С.Есенина «Анна Снегина».
-
Трагизм поэмы С.Есенина «Черный человек».
-
В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.Маяковского.
-
Поэма В.Маяковского «Облако в штанах».
-
В.Маяковский и революция.
-
Настоящее и будущее в пьесе В.Маяковского «Клоп».
-
Роман А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.
-
Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе «Разгром».
-
Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».
-
Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы».
-
Судьба личности в тоталитарном государстве (По роману Е.Замятина «Мы»).
-
А.П.Платонов. Творческий путь.
-
Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован».
-
Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован».
-
Метафоричность художественного мышления в повести «Котлован».
-
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира.
-
Анализ повести «Собачье сердце».
-
История в романе М.Булгакова «Белая гвардия».
-
Судьбы людей в революции (По роману «Белая гвардия»).
-
Образ Дома в романе «Белая гвардия».
-
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр романа. Композиция.
-
Три мира в романе.
-
Любовь и творчество в романе.
-
Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстова.
-
Панорама русской жизни в романе «Петр I».
-
Образ Петра в романе А.Толстого.
-
А.Ахматова - «голос своего поколения».
-
Тема Родины в лирике А.Ахматовой.
-
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием».
-
Поэтический мир М.Цветаевой.
-
Чтение и анализ стихотворений М.Цветаевой (по выбору).
-
А.Ахматова и М.Цветаева.
-
Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого.
-
М.Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.
-
«Донские рассказы» М.Шолохова. Изображение гражданской войны.
-
Картины жизни казаков в романе «Тихий Дон».
-
«В мире, расколотом надвое». Изображение гражданской войны в романе.
-
Судьба Григория Мелехова. Женские образы в романе.
-
Роман М.Шолохова «Поднятая целина». Обзор.
-
Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор.
-
Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».
-
«Лейтенантская проза».
-
Обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка».
-
Произведения Ю.Бондарева о войне. (В.Быкова, К.Симонова, К.Воробьева).
-
А.Твардовский. Творчество и судьба. Поэмы «Страна Муравия», «По праву памяти».
-
Народный характер поэмы «Василий Теркин».
-
Лирика А.Твардовского.
-
Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.
-
Роман «Доктор Живаго». Обзор.
-
Литература «оттепели».
-
А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.
-
Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».
-
Рассказ А.Солженицына «Матренин двор».
-
«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В.Шукшина.
-
Взаимоотношения человека и природы в повести В.Астафьева «Царь-рыба».
-
Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок».
-
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина «Прощание с Матерой».
-
Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен».
-
Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».
-
Чтение и обсуждение стихотворений.
-
Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».
-
Авторская песня.
-
Литература на современном этапе.
-
Новейшая русская поэзия.
7