Литературная гостиная И звезда с звездою говорит (Роль поэзии в жизни и творчестве Л. Н. Толстого)

МБОУ СОШ № 24 с.Агой Туапсинского района Качашвили Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Литературная гостиная И звезда с звездою говорит (Роль поэзии в жизни и творчестве Л.Н.Толстого)  «Главная цель искусства, если есть искусство и есть у него цель, та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом. От этого и искусство. Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И звезда с звездою говорит

(Роль поэзии в жизни и творчестве Л.Н.Толстого)

«Главная цель искусства, если есть искусство и есть у него цель, та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом. От этого и искусство. Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям». Л.Н.Толстой

«Цель поэзии - поэзия». Л.Н.Толстой


  1. Бытует мнение, что Л.Н.Толстой не любил стихов. Те, кто утверждает это, ссылаются одно из писем писателя: «Писать надо только тогда, когда чувствуешь в себе совершенно новое, важное содержание… Для того же, чтобы выразить это содержание наиболее ясно, пишущий будет употреблять все возможные средства, будет освобождать себя от всяких стеснений, препятствующих точной передаче содержания, а никак не спутает, стеснит себя обязательством выражать это содержание в известном размере и с известным повторением созвучий на определённом расстоянии».

Знаменитый поэт-символист Фёдор Сологуб возражает Л.Н.Толстому в статье «За стихи»: «В газетах опять приводится мнение знаменитого писателя о стихах, мнение, которое мне уже приходилось читать где-то несколько лет тому назад. Стихотворная форма неудобна и бесполезна, - думает граф Толстой; над нею надо много работать, терять время, а всё же точно мысли не выразишь; если стихи действуют на чувство, трогают, волнуют, то тем хуже: это показывает, что они составляют низший род искусства, чувственный. Писать стихи - всё равно, что пытаться ходить, связав себе ноги: далеко не уйдёшь».

Конечно, далеко не уйдёшь. И, вообще, на сравнениях далеко не уйдешь. И если прозаика сравнить с быстро шагающим «на своих двоих», то есть пешком, то где же препятствие к тому, чтобы поэта сравнивать с ещё быстрее скачущим на коне всадником?

2. Сологуб, безусловно, прав, но и Лев Толстой не настолько наивен, чтобы не принимать во внимание силу воздействия поэзии. Скорее всего, в этом-то для Толстого всё дело. Он был наделён необыкновенной силой восприятия музыки и стихов. Известно, что однажды, слушая музыку, Толстой со слезами на глазах воскликнул: «Что хочет от меня эта музыка?!» В такое же волнение приводили его стихи любимых поэтов - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. Писатель часто в тяжёлые минуты жизни вспоминал строки из их стихотворений. А это стихотворение А.С.Пушкина знал и часто читал наизусть:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозначный жизни шум.

И перефразируя Пушкина, Толстой сам отвечает на вопросы, мучившие поэта: «Цель поэзии - поэзия».

О неразрывной связи Л.Н.Толстого с поэзией, о его дружбе с Фетом, о стихах, вдохновивших его на лучшие страницы романа-эпопеи «Война и мир», и пойдёт речь в моём исследовании.

А начать можно с лермонтовского «Бородино», которое сам Толстой считал «зерном», «ключом» «Войны и мира». Суровые, правдивые строки Лермонтова легли в основу рассуждений Толстого о «дубине войны народной». Выразительное чтение «Бородино».

3. А как повлияло на писателя творчество Фета?

В своих воспоминаниях сын писателя, Илья Львович Толстой, рассказывает: «В раннем детстве поэзия интересует мало… Не странно поэтому, что я в детстве Фета совсем не любил и считал, что он дружен с папа только потому, что он «смешной». Только много позднее я его понял как поэта и полюбил его так, как он этого достоин… Отец считал его наряду с Тютчевым в числе лучших наших поэтов. Часто, бывало, и после смерти Фета он вспоминал некоторые его стихотворения и говорил: «Илюша, скажи это стихотворение - «Я думал, - не помню, что думал» или «Люди спят…».Ты, наверное его знаешь». И он с восторгом вслушивался, подсказывал лучшие места, и часто на его глазах показывались слёзы».

Толстого и Фета, которые познакомились у Тургенева в Петербурге в 1855 году, связывала исключительно интенсивная переписка и частые дружеские посещения. Почти четверть века продолжалась эта дружба. За несколько дней до смерти Фет говорил: «Я бросился бы в ноги Толстому, если бы он вошёл и сказал бы ему, что он, что он один - художник всё понявший и всё знающий». «Всё понявший» - это не просто слова. Между двумя «звёздами» существовало глубокое понимание. Но вернёмся к стихам. В мае 1866 года Толстой пишет Фету: «Как вы приняли нынешнюю весну? Прелестную, какой я не помню. Верно, написали весну? Пришлите. Как началась весна, так я тысячу раз читал ваши старые о весне письма. И «кругами обвело», и «верба пушистая», и «незримые усилия» несколько раз прочлись мне, который не помнит стихов». Чтение наизусть стихов Фета, которые вспомнились и «прочлись» Толстому:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

4. Что же так роднит Толстого с Фетом? Почти каждое пейзажное стихотворение у Фета - это не столько пейзаж, сколько миг счастья, экстаза, отчаяния, а главное - почти языческого чувства полноты жизни. Это роднит поэта с Толстым, у которого князь Андрей вспоминает, как он «чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни». Например, в стихотворении:

Эти думы, эти грёзы -

Безначальное кольцо.

И текут ручьями слёзы

На горячее лицо.

Сердце хочет, сердце просит,

Слёзы льются в два ручья;

Далеко меня уносит,

А куда - не знаю я.

Не могу унять стремленье,

Я не в силах не желать:

Эти грёзы - наслажденье!

Эти слёзы - благодать!

5. Стихотворение «9 марта», которое Фет написал в письме Толстому, любили повторять и другие обитатели Ясной Поляны - жена Толстого Софья Андреевна, её сестра Татьяна:

9 марта

Какой восторг! Уж прилетели

Вы, благовестники цветов,

Я в поднебесье слышу трели

Над белой скатертью снегов.

Повеет раем над цветами,

Воскресну я и запою,

И Сорок мучеников сами

Мне позавидуют в раю.

Татьяна Андреевна Берс (Кузминская) подолгу жила в Ясной Поляне. Известно, что она - прототип Наташи Ростовой в «Войне и мире». Она же - вдохновительница замечательных строк Фета, перекликающихся с пушкинским «Я помню чудное мгновенье»:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

Татьяну Андреевну часто просили спеть на домашних вечерах, как и Наташу Ростову. Пение её хвалил и Тургенев, поклонник знаменитой Полины Виардо. Стихотворение Фета написано под впечатлением одного из таких семейных вечеров. И во 2-ом томе «Войны и мира» мы прочитаем лирическое описание лунной ночи в Отрадном, а потом пения Наташи и восприятия музыки князем Андреем (т.2, ч.3, гл.19, стр.160).

6. Софье Андреевне Толстой также посвящены некоторые стихотворения Фета. В ней видел поэт идеал женщины. Разносторонне художественно одарённая, она была и прекрасной хозяйкой, и заботливой матерью. Фет неоднократно высказывал своё восхищение ею:

Графине С.А.Толстой

Когда так нежно расточала

Кругом приветны взоры ты,

Ты мимолётно разгоняла

Мои печальные мечты.

И вот, исполнен обаянья,

Перед тобою, здесь, в глуши,

Я понял, светлое созданье,

Всю чистоту твоей души.

Пускай терниста жизни проза,

Я просветлеть готов опять

И за тебя, звезда и роза,

Закат любви благословлять.

Хоть меркнет жизнь моя бесследно,

Но образ твой со мной везде;

Так светят звёзды всепобедно

На тёмном небе и воде.

Существует легенда, что София Андреевна несколько раз переписывала всю «Войну и мир». За это Толстой подарил ей перстень с рубином, хотя раньше обещал изумрудные серьги. В своих воспоминаниях она рассказывает: «Вечером мы все решили пить чай на пчельнике. Засветились всюду в траве светляки. Лев Николаевич взял два из них и, приставив шутя к моим ушам, сказал: «Вот я обещал тебе изумрудные серьги, чего же лучше этих?». Когда Фет уехал, он написал мне письмо со стихами…»:

Я повторял: «Когда я буду

Богат, богат!

К твоим серьгам по изумруду -

Какой наряд!»

Тобой любуясь ежедневно,

Я ждал, - но ты -

Всю зиму ты встречала гневно мои мечты.

И только этот вечер майский

Я так живу,

Как будто сон овеял райский

Нас наяву.

В моей руке - какое чудо! -

Твоя рука,

И на траве два изумруда -

Два светляка.

7. В «Войне и мире» можно найти множество перекличек с поэзией Фета. Памятная всем сцена встречи князя Андрея с дубом навеяна, скорее всего, стихотворением «Одинокий дуб». Другое стихотворение Фета также можно сопоставить с этим эпизодом романа:

Учись у них - у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

А вот как эта тема раскрывается у Толстого: выразительное чтение отрывка из романа (т.2, часть 3, стр.117, 120).

8. Какие ещё мотивы были общими для Толстого и Фета? Объединял 2-х великих художников мотив полёта: тяга к небу, к звёздам. По Фету, истинный лирик может «броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху». Наташа Ростова ночью в Отрадном тоже хотела полететь над залитым лунным светом садом (т.2, часть 3, стр.119).

А вот дневниковые записи Толстого: «Нынче луна подняла меня кверху…». Или: «Думал ещё: то, что только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно. Только птица с крыльями может стремглав броситься вниз с дерева или крыши. Сознание силы подъёма духовного - крыльев».

9. Редкий в истории литературных связей пример сотворчества в лирике находим мы у Толстого и Фета. Толстой передал другу свои переводы в прозе кавказских песен. Фет написал их поэтическое переложение под названием «Песни кавказских горцев»:

Ты, горячая пуля, смерть носишь с собой;

Но не ты ли была моей верной рабой?

Земля чёрная, ты ли покроешь меня?

Не тебя ли топтал я ногами коня?

Холодна ты, о смерть, даже смерть храбреца,

Но я был властелином твоим до конца;

Своё тело в добычу земле отдаю,

Но зато небеса примут душу мою.

10. Некоторые стихотворения Фета Толстой сравнивал с бесценными античными статуэтками. А Фет сравнивал эпос Толстого с могучей стихией.

Графу Л.Н.Толстому

при появлении романа «Война и мир»

Была пора - своей игрою,

Своею ризою стальною

Морской простор меня пленял;

Я дорожил и в тишь и в бури

То негой тающей лазури,

То пеной у прибрежных скал,

Но вот, о море, властью тайной

Не всё мне мил твой блеск случайный

И в душу просится мою;

Дивясь красе жестоковыйной,

Я перед мощию стихийной

В священном трепете стою.

Однажды и Толстой решил написать Фету письмо стихами. В этом письме, как обычно, он просит друга приехать в гости в Ясную Поляну:

Как стыдно луку перед розой,

Хотя стыда причины нет,

Так стыдно нам ответить прозой

На вызов ваш, любезный Фет.

Итак, пишу впервой стихами,

Но не без робости ответ.

Сухим доволен буду летом,

Пусть погибают рожь, ячмень,

Коль побеседовать мне с Фетом

Удастся вволю целый день.

Заботливы мы слишком оба,

Пускай в грядущем много бед,

Довлеет дневи его злоба,

Так лучше жить, любезный Фет…

11. «Душенька Фетинька», как называет его Толстой, безусловно, самый близкий друг писателя после родных. Хотя у Л.Н. был ещё один любимый поэт - Ф.И.Тютчев. Из-за разницы в возрасте в 25 лет они не были близкими друзьями, но в молодости Толстой был безнадёжно влюблён в дочь поэта - Екатерину. Тютчев был тонким лириком, но главное -

Выразителем «диалектики души» в стихах, как Толстой - в прозе.

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

В «Войне и мире» мысль о том, что нельзя всё-таки словами выразить всё, что думаешь, приходившая князю Андрею, близка этому стихотворению, его настроению. Не раз встречается этот мотив и в стихах Фета, например: «Бессилье изведано слов к выраженью желаний…»

12. Итак, сделаем выводы. Было бы слишком примитивным по одному письму или высказыванию писателя категорически утверждать, что Толстой не любил, не понимал и вообще отвергал поэзию. Он ясно видел цель искусства, признавал его право высказать правду о душе человека, причём необыкновенными словами. Сравнивая стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета со строками из «Войны и мира», мы обнаружили перекличку в суждениях великих поэтов с гениальным писателем, которые можно оформить так:

1. «Бородино» Лермонтова - «зерно», «ключ» батальных сцен «Войны и мира».

2. Общие мотивы и сюжеты в творчестве Толстого и Фета:

а) чувство полноты жизни;

б) острота восприятия музыки, пения;

в) мотив возрождения «скорбящей души»;

г) устремлённость к небесам;

д) сотворчество писателя и поэта в «Песнях кавказскиз горцев».

3. Высокая оценка таланта Толстого Фетом.

4. Мотив невысказанности, общий между Толстым и Тютчевым.

5. Цель искусства - раскрытие тайн души с помощью необыкновенных слов и образов.


© 2010-2022