Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы повышения грамотности школьников в современных условияхПроблемы повышения грамотности школьников в современных условияхМБОУ «Ардатовская станционная основная общеобразовательная школа»



на тему:



Подготовила: учитель русского языка и литературы ,

Байгушкина Вера Анатольевна

Ардатов, 2014 год

Изменения, которые сегодня происходят в обществе, требуют соответствующего отражения в содержании образования. Исходя из этого, в концепции усилена филологическая подготовка школьников. В первую очередь это относится к освоению русского языка - и как родного, и как языка межнационального общения народов России - за счет изучения его на всех ступенях общего образования.

Таким образом, занятия по русскому языку становятся важной частью учебного процесса в современной школе. Функциональная роль русского языка требует особых подходов, в соответствии с этим разрабатывается методика обучения русскому языку как государственному, как языку межнационального общения. В каждом из этих направлений обязательным условием является элементарная орфографическая грамотность.

Орфографическая грамотность - одна из составных частей общей языковой культуры. Формирование грамотной письменной речи является одной из главных и нерешенных проблем методики обучения русскому языку. Грамотное письмо предполагает усвоение орфографии.

Ведущую тенденцию в методике русской орфографии составляет теоретическое направление, разрабатывающее идею обучения правописанию сознательным путем: на основе знаний с помощью правил. Именно в русле этого направления складывается школьный курс орфографии, его современный вариант.

Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их питомцев остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников, абитуриентов, студентов. В чем искать выход из такого положения? Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход, как мы полагаем, следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.

Для понимания научных основ обучения этому разделу грамматики необходимо четко осознавать природу русской орфографии и суть ее ведущего принципа - морфолого-фонематического. Согласно этому принципу морфемы в слове (их подавляющее большинство) пишутся одинаково, независимо от произношения, т. е. от позиции звуков в слове. И, поскольку особенности самой методики обучения должны вытекать из характера русской орфографии, главные усилия нужно направлять на фонетическую подготовку детей, на формирование умения быстро определять сильную и слабую позиции звуков в словах. А это умение, в свою очередь, базируется на хорошем фонематическом слухе детей, развитием которого должен неустанно заниматься учитель уже в начальных классах. Именно в процессе обучения грамоте он, заботясь о создании базы для изучения в дальнейшем орфографии, постоянно тренирует учеников в звуковом анализе, продолжая при работе над разделом «Звуки и буквы»

Следует отметить, что процесс письма обязательно должен упреждаться звуковым анализом слова. Сначала пишущий оценивает звуковой состав слова (что слышу?), находит "опасные" места (главным образом звуки в слабой позиции) и только затем, определив характер орфограммы, приступает к ее проверке. На первых ступенях обучения орфографии педагог должен приучить детей орфоэпически (в соответствии с нормами произношения) проговаривать слова перед тем, как их писать. Пусть учителя не смущает рабочий шумок, который при этом неизбежно возникает в классе, - звуковым анализом невозможно заниматься молча. Родителям тоже нужно посоветовать следить за тем, чтобы их ребенок, выполняя домашнее задание, дважды проговаривал слова: перед их написанием (орфоэпически) и в процессе письма (орфографически). Орфографическое, побуквенное проговаривание слов по слогам не только способствует правильному письму без пропусков и перестановок букв, оно подключает речедвигательное и рукодвигательное запоминание, помогающее усвоению правильного графического облика слов. Не считая, что проговаривание может служить ведущим, тем более единственным способом обучения правописанию (как, например, в методике П. С. Тоцкого), рекомендуем тем не менее использовать его наряду с другими приемами, особенно при работе над словами с непроверяемым написанием.

Итак, еще раз подчеркнем, что важнейшим условием овладения орфографией является хорошая фонетическая подготовка младших школьников, без которой невозможно воспитание у них орфографической зоркости. Все учителя понимают, что понятие "орфографическая зоркость" отражает не восприятие орфограммы глазами, а определение ее на слух. Ведь человек сталкивается с орфографической проблемой именно при письме - либо под диктовку, либо при передаче собственных мыслей. Значит, упражнения в звукобуквенном анализе слов, различного рода диктанты - это те виды работы, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости. Среди диктантов особую ценность в этом отношении представляет письмо с "дырками", или пробелами, технология проведения которых такова: учащиеся на месте орфограмм оставляют пробелы, которые затем заполняются буквами. Письмо с «дырками» без заполнения пробелов может применяться (и оцениваться) как отдельный вид работы с целью проверки состояния орфографической зоркости детей. При этом важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника.

Фрагменты упражнений могут применяться в качестве обучающих диктантов (разумеется, при закрытых книгах), после чего упражнения выполняются согласно инструкциям. Обращаем внимание на важность целенаправленной, постоянной работы по воспитанию орфографической зоркости именно в среднем звене обучения русскому языку.

Анализируя ошибки, допущенные учениками в диктантах, мы не раз убеждались в том, что причины их появления не в незнании правил, а в отсутствии именно орфографической зоркости, в неспособности быстро реагировать на звучащее слово, что свидетельствует о больших недоработках в этом отношении при обучении в школе. Как уже отмечалось, первой ступенью действия пишущего является обнаружение орфограммы в слове. Напомним, что орфограмма - это не только звук в слабой позиции, но и определенное сочетание звуков (жи, ши, чк, чн), пробел между словами (слитное и раздельное их написание), большая буква в словах и др. Однако, сейчас мы концентрируем внимание на самых главных орфограммах - передаче буквами гласных и согласных звуков в слабых позициях.

Именно на этапе поиска орфограммы учащимся необходимо оказать существенную помощь. Для этого учителю можно прибегнуть к наглядности таблицам, опорным схемам, сигналам, в которых зафиксированы опознавательные признаки орфограмм. Это безударные гласные звуки [а], [и]; парные по звонкости - глухости согласные; сочетания звуков, где могут встретиться непроизносимые согласные [сн], [зн], [рц], [нц], [ств] и др. С такими таблицами, схемами нужно проводить специальную тренировочную работу, особенно на начальном этапе изучения той или иной орфограммы. После того как орфограмма зафиксирована, необходимо установить ее характер. Для этого определяются морфемный состав слова и другие грамматические характеристики (часть речи, род существительного и т. п.). Именно от уровня подготовки, связанной со словообразованием, зависят дальнейшие действия школьника по написанию слова. Только сориентировавшись в составе слова (и в его значении), учащийся может определить, какое правило он будет применять: например правило правописания безударных гласных в корне (в приставке, в окончании).

Не вызывает сомнения необходимость знания детьми правил, однако не следует уделять неоправданно много внимания работе по "спрашиванию" правил на оценку, что, к сожалению, часто встречается в школьной практике. Общеизвестно, что главное - не безупречное знание формулировки правила, а умение применять его на практике. Ликвидировать разрыв между теорией - правилом и практикой - его применением при выполнении упражнений помогает алгоритм. Он не должен предлагаться учащимся в готовом виде. Нужно так организовать работу, чтобы дети самостоятельно (конечно, под руководством учителя) построили его, определили последовательность действий по использованию правила. Алгоритм не следует заставлять заучивать наизусть, а тем более спрашивать на оценку. Ни в коем случае нельзя превращать обучение орфографии в формальный, лишенный творчества процесс.

Не умаляя значения тренинга, без которого орфографический навык не достигнет автоматизма, отметим важность возбуждения познавательной активности детей, создания проблемных ситуаций и других моментов, мотивирующих процесс работы над правописанием. Даже при надлежащем уровне орфографической зоркости, твердом знании правил, владении алгоритмом их применения учащиеся могут допускать ошибки. Причины их зачастую кроются в бедности словарного запаса ребенка, вследствие чего он не в состоянии извлечь из памяти необходимое для проверки однокоренное слово. Нередко школьник не владеет способами проверки посредством подбора нужной формы слова, что неудивительно: ведь он еще не ориентируется в парадигме склонения имен, спряжения глагола, а употребляет формы слов интуитивно. Так, при проверке орфограммы в существительном друг следует использовать падежные формы (к другу, друга), в прилагательном типа резкий - привести краткую форму резок, редко употребляемую в детской речи. Значит, необходима специальная работа: обогащение речи младших школьников однокоренной лексикой и грамматическими конструкциями, формами слов, служащими для проверки написаний.

В учебниках и тетрадях на печатной основе в ряде упражнений такая работа представлена.Безусловно, современный учитель осознает ведущую цель обучения русскому языку - развитие речи школьников, формирование их коммуникативных умений. При этом недопустимо противопоставление работы по развитию речи, с одной стороны, и работы по грамматике и орфографии - с другой, что, к сожалению, иногда наблюдается в школьной практике. Обучение правописанию необходимо рассматривать в русле работы над развитием речи учащихся. Орфографическая грамотность - показатель культуры письменной речи. Наблюдения показывают, что существует тесная связь между состоянием речевого развития человека и его орфографической грамотностью. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте.

Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять "дырки" в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ. В процессе письма человек прежде всего уясняет смысл всего высказывания в целом, каждого слова и даже каждой отдельной морфемы.

Причиной орфографической ошибки иногда может стать непонимание детьми лексического значения слова, но чаще всего не срабатывает языковое чутье, когда понятное слово не соотносится с другим, однокоренным, мотивирующим его. В результате даже известное ребенку слово не осознается им как проверочное. Например: освещение - свет, капель - капать, укротитель - кроткий. Значит, дело не только в количественном увеличении словарного запаса младших школьников, но и в качественной стороне лексикона, что определяется способностью осознавать смысловые и словообразовательные связи между словами в их единстве. Поэтому формирование словарного запаса детей, разведение лексики по словообразовательным гнездам (по общности корня) и словообразовательным моделям (по общности приставок и суффиксов), привитие элементарных навыков словообразовательного анализа и синтеза - та основа, без которой немыслимо становление орфографического навыка.

Разнообразные упражнения с однокоренными словами (нахождение их в тексте, подбор, исключение «лишних» слов), а также со словами, имеющими одинаковые приставки и суффиксы, сопровождаемые толкованием лексического значения слов, раскрытием значения отдельных морфем, будут "работать" на становление орфографического навыка младших школьников. Таким образом, орфографическую подготовку учащихся следует рассматривать как комплексную работу, неразрывно связанную с лексико-словообразовательной работой, которая должна носить сквозной характер.

Рекомендуем простой прием, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников. Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы. Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый - сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова.

Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивировку (Вот для чего мы учились толковать слова, разбирать их по составу!).

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителей и родителей - привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, - еще один путь решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Уровень грамотности становится индикатором не только общей подготовки по родному языку, но и приобщение к общечеловеческим ценностям, культуре.

Вопрос о проблемах повышения грамотности школьников в современных условиях широко обсуждался Региональным общественным фондом - Центром развития русского языка.

Где было сказано, что забота о родном языке должна стать делом учителей по всем предметам, а не только учителей-словесников, преподавателей русского языка и литературы. В школе должен быгь установлен подлинный (и строгий) нормативно-речевой режим. Чтобы все учителя не только сами говорили правильно, но и поправляли самих себя и своих учеников. Чтоб не ругались при детях матом и грубыми словами трудовики и физкультурники, завхозы и нянечки, сторожа и охранники. Каждая школа должна стать оазисом литературной нормы, правильности и красоты русского языка, островком образной и меткой русской речи.

Чтение классической литературы - лучшее лекарство от речевых «болезней», и что прочитано в школе - остается на всю жизнь.

Я в своей работе практикую летнее внеклассное чтение, это улучшает навыки чтения у детей и улучшает общую грамотность. Если несколько лет назад процент учеников, которые читают летом, был внушительным, то сейчас хорошо, если из класса найдется один или два ученика, которые выполнят мое задание.

Для себя я выбрала основные пути решения этой серьезной проблемы:

1.Чаще на уроках обращаться к словарям ( изучать значение и происхождения слов).

2.Больше читать.

3. Учить детей использовать в речи новые слова.

4. Орфографическое буквенное проговаривание слов по слогам.

5. Умение определять сильную и слабую позицию звука в словах.

6. Написание словарных диктантов, диктантов с пробелами и творческих работ.

7. Использование различных развивающих игр на уроках: кроссворды, шарады, ребусы, КВН, викторины.

8. Использование ИКТ.

9. Изучение пословиц, поговорок, крылатых слов.







© 2010-2022