Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе

       Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена  на основе  государственного стандарта среднего  общего  образования, примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования  и авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику« Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010год). Базисным  учебным планом  МКОУ Терновская СОШ №2  на предмет «Русский язык» в 10 классе отведено...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ ТЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2

«Рассмотрено и принято» Согласовано: Утверждено:

на заседании зам. директора по УВР Директор МКОУ Терновской

Педагогического совета Сухорукова М.А. СОШ №2 Деев А.А.

«___»_________2013 г.

Пр. №___ от «___»_______2013г. ­­­­­

«____» ______ 2013г


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «русский язык» 10 класс

базовый уровень

Разработана:

Мерзликиной Ольгой Александровной

учителем русского языка и литературы

I квалификационной категории


Терновка 2013 год

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования и авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику« Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010год). Базисным учебным планом МКОУ Терновская СОШ №2 на предмет «Русский язык» в 10 классе отведено 2 часа (70часов в год), а государственная программа «Русский язык 10-11 классы» рассчитана на 1 час(35часов в год), возникла необходимость составления модифицированной программы. Добавлено на повторение-2часа, общие сведения о языке-1час, русский язык как система средств разных уровней-5часов, фонетика. орфоэпия. орфография-2часа, лексика и фразеология-2часа, морфемика и словообразование-2часа, морфология и орфография-4часа, речь, функциональные стили речи-5часов, научный стиль речи-4часа, повторение и обобщение изученного-6часов,на резервные уроки-2часа.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.


Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию

рабочей программы

  • Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой- М.: Просвещение, 2011 г.

  • Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.- М. : Просвещение, 2010.

В учебнике основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. При анализе фрагментов произведений художественной литературы показана роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа. Содержатся задания по составлению собственных текстов. В книге систематизируются важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно - обобщающих упражнений.

  • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. Для учителя/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2010.

Издание содержит подробный развёрнутый план урока, дополнено справочными и тестовыми материалами, информацией и вариантами тем уроков.

Цели обучения русскому языку по данной программе


Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;


  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса

По окончании 10 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-

    • учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.


Учебно-тематический план

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

1.

Всего часов по учебному плану

70

9

6

2.

Количество часов в неделю

2



3.

Запланировано на 1 полугодие

32

2

3

4.

Запланировано на 2 полугодие

38

7

3



№ п.п.

Наименование разделов

Государственная

программа

Модифицированная программа

В том числе

кол-во контрольных

Развитие речи

Краткое содержание

1.

Повторение.

2

2.

Общие сведения о языке

5

6

1

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из

общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки

норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

3.

Русский язык как система средств разных уровней

2

7

1

1

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика.

Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Контрольный диктант.

3.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

4

6

1

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.

Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логи-ческое ударение. Роль ударения в стихотворной

речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики.

Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство.

4.

Лексика и фразеология

6

8

1

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее

происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления:

диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика,разговорно- бытовая и книжная. Просторечие.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии

с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Контрольная работа, включающая фонетический разбор

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

5.

Морфемика и словообразование

4

6

1

Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Практическая работа по теме

6.

Морфология и орфография.

6

10

1

Обобщающее повторение морфологии. Само-стоятельные части речи. Служебные части речи.

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

7.

Речь, функциональные стили речи.

3

8

6

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования.

Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика

8.

Научный стиль речи

4

8

1

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте

факта, события, изображенного в нем персонажа)

9

Повторение и обобщение изученного

6

1

Итоговая контрольная работа

Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов

10

Резервный урок

1

3


ИТОГО:

35

70

6

9



Календарно-тематическое планирование 10класс




урока

Тема урока.

Тип урока.

Кол-во

часов

Элементы содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Вид контроля

Дата

планир.

Дата факт.

Повторение (2часа).

1-2

1 полугодие

Повторение.

Повторительно-обобщающие уроки.

2

Морфология. Синтаксис. Сам. и служ. части речи. члены предложения. Простое и сложное предложения. Орфография и пунктуация. Орф. и пункт. разборы.


Речеведческий анализ предложений.

3.09

7.09

Общие сведения о языке (6часов )

3-4

Русский язык в РФ и в современном мире.

Уроки усвоения

новых знаний.

2

Функции русского языка. Русский в современном мире. Заимствованные слова. Основные виды разбора.

Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как

возможность приобщения к ценностям национальной

и мировой культуры.

Использовать разные виды чтения (поисковое,

просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) с выборочным извлечением инфор-

мации в зависимости от коммуникативной установки.

Словарный диктант

10.09

14.09

5-6

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

Уроки усвоения новых

знаний.

2

Культура речи. Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, эстетический). Лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка. Взаимосвязь языка и культуры.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,

в том числе представленных в электронном виде

на различных информационных носителях.

Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм.

17.09

21.09

7


8

Язык и речь.

Уроки усвоения новых знаний.


РР.Изложение лингвистического текста.

1



1

Понятия «язык», «речь», 2слово», их сходство и различие. Лингвистические термины. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). Виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Устная и письменная речь. Диалог и монолог.

Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развернутых планов, выписок,

конспектов, рефератов.

Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания (с учетом ошибок, допускаемых в письменных работах по русскому языку и литературе).

Орфографический разбор слов.

24.09


28.09


Русский язык как система средств разных уровней (7часов)

9

10-

11

Контрольный диктант

(срезовый).

Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

Повторительно-обобщающие уроки.

1

2


Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Производить фонетический, лексический, слово-

образовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста.

Выразительное чтение текста с интонационным выделением слов и словосочетаний, передающих внутреннее состояние героев.

1.10

5.10

810

12

Словари русского языка.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Основные виды словарей (энциклопедические и лингвистические).

Уметь работать со словарями.

12.10

13

14

15

Единицы языка.

Уровни языковой системы.

Повторительно-обобщающие уроки.

РР. Изложение (сжатое) с элементами сочинения.

1

1


1

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Звуки речи. Морфема. Слово. Предложение.


Анализ художественного текста.

Комплексный анализ текста.


Изложение

15.10

19.10

22.10


Фонетика, орфография, орфоэпия. (6 часов).

16

Повторение.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Орфоэпия и орфография. Единицы языка. Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. Правописание гласных в корнях слов.

Выборочный диктант.

26.10

17

Фонема. Особенности русского словесного ударения.

Урок усвоения новых знаний.

1

Фонема. Открытые и закрытые слоги. Логическое ударение. Роль ударений в стихотворной речи. Правописание согласных в корнях слов.

Уметь анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Соблюдать в собственной речевой практике основные

произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Анализ стихотворений Фета и Лермонтова.

29.10

18

19

Фонетические и орфоэпические нормы. Выразительные средства фонетики.

Уроки усвоения новых знаний.

1

1

Основные нормы произношения. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие. Звукопись как изобразительное средство. Правописание гласных после шипящих и Ц.

Уметь анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм.

Тестовые задания.

2.11

12.11

20

Написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Правописание приставок. Употребление Ь и Ъ. слитные, раздельные и дефисные написания.

Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.

Выборочный диктант.

16.11

21

Контрольная работа Урок контроля знаний.

1

Текст. Признаки текста. Уровневая организация языка. Микротема. Функциональные стили речи и их признаки. Типы речи. Композиция текста. Основные виды разбора.

Тестирование.

19.11

Лексика и фразеология (8 часов)

22-23

Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Изобразительные средства лексики.

Повторительно-обобщающие уроки.

2

Лексика. Разграничение лексического и грамматического значений слова. Омонимы и синонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова). Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза.

Уметь анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических

норм.

Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

23.11

26.11

24

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Русская лексика с точки зрения ее сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, термины, арготизмы). Способы толкования слов. Группировка слов по тематическому признаку.

Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике.

Письменная работа (Каковы истоки и основания русского литературного языка?)

30.11

25

26

Активный и пассивный словарный запас.

Лексические словари.

Повторительно-обобщающие уроки.

1

1

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования.

Уметь использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.

Творческая работа (создание неологизмов по продуктивным моделям словообразования)

3.12

7.12

27


28

Русская фразеология.

Повторительно-обобщающий урок.

Фразеологические словари.

Повторительно-обобщающий урок.

1


1

Фразеология. Различение свободных и несвободных словосочетаний. Сходство фразеологизма и слова и различия между ними. Фразеологические единицы (идиомы, фр.сочетания,

кр.выражения). происхождение фр-ов, их стилистическая окраска, нормативное употребление.

Уметь различать свободные и несвободные

словосочетания.

Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм.

10.12


14.12

29

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

Урок контроля знаний.

1

Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учетом орфографических и пунктуационных норм русского языка. Лексический разбор слов.

Диктант с лексико-грамматическими заданиями.

17.12

Морфемика и словообразование (6часов)

30

Повторение.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемы корневые и аффиксальные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфологический и неморфологический способы словообразования.

Объяснительный диктант.

21.12

31

32

Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Повторительно-обобщающие уроки.

1

1

Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования.

Уметь анализировать состав слова.

Уметь выполнять словообразовательный разбор.

Орфографический и пунктуационный анализ текста.

24.12

28.12

33

2полугодие

Выразительные словообразовательные средства.

Урок развития речи.

1

Изобразительно-выразительные средства словообразования.

Знать изобразительно-выразительные средства словообразования.

Творческий диктант.

34-35

Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование».

Урок контроля знаний.

2

Тестовые задания.

Морфология и орфография (10 часов)

36-37

Части речи.

Повторительно-обобщающие уроки.

2

Морфология. Классификация частей речи. Критерии выделения самостоятельных и служебных частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм

Орфографический и пунктуационный анализ текста.

38-40

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.

Повторительно-обобщающие уроки.

3

Грамматические категории и грамматические формы. Способы выражения грамматических значений. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Грамматическая омонимия.

Уметь выполнять морфологический разбор.

Тестовые задания.

41-44

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов различных частей речи.

Повторительно-обобщающие уроки.

4

Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограмм.

Соблюдать орфографические нормы

в собственной речевой практике.

Комментированное письмо.

45

Контрольный диктант.

Урок контроля знаний.

1

Диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Речь, функциональные стили речи (8 часов)

46

47

48

49

50

51

РР. Текст, его строение, виды преобразования.

РР. Аннотация, план, тезисы.

Выписки, конспект.

РР. Реферат.

РР.Речеведческий анализ худ. И научно-популярного текста.

РР. Оценка текста, Рецензия.

Уроки развития речи.

6

Текст. Признаки текста (тематическое и композиционное единство, смысловая цельность, смысловая и грамматическая связь частей, законченность). Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Абзац. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект. Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.

Иметь представление о понятиях «язык» и

«речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма.

Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)

информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух.

Создание небольшого текста на свободную тему с соблюдением признаков абзаца, составление аннотации на одно из произведений русской классической литературы, рецензия на книгу, фильм, спектакль, газетную статью по плану.

52

Формы существования русского языка.

Урок усвоения новых знаний.

1

Формы существования русского языка.

Использовать разные виды чтения (поисковое,

просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)

в зависимости от коммуникативной установки.

Извлекать необходимую информацию из раз-

личных источников: учебно-научных текстов,

средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.

Составить цитатный план по теме «Формы существования русского языка»

53

Функциональные стили речи.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Понятие о функциональных разновидностях (стилях) речи. Основные функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой,публицистический, разговорный,

художественный)

Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных

разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Различать речь разговорную и

книжную, письменные и устные разновидности

функциональных стилей.

Определение стилистической принадлежности текста.

Научный стиль речи (8 часов)

54-55

Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи.

Уроки усвоения новых знаний.

2

Научный стиль. Стилевые признаки и разновидности (подстили). Лингвистический анализ научного текста. Жанровое разнообразие.

Распознавать тексты научного стиля по их внеязыковым и

лингвистическим признакам; анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные)

тексты с точки зрения специфики использования

в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Комплексный анализ текста.

56-57

Лексика научного стиля речи.

Уроки развития речи.

2

Лексика научного стиля: нетральная (межстилевая) общенаучная, специальная (терминологическая и профессиональная). Термин и терминология. Этимология слов-терминов

Сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Тестовые задания.

58-59

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Уроки развития речи.

2

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи

Выступать с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участвовать в диалоге, дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; составлять аннотации, тезисы, конспекты; писать рецензии.

Проверочный диктант.

60-61

РР. Контрольное изложение с творческим заданием.

2

Воспроизведение художественного текста по памяти. Совершенствование продуктивных (письмо) видов речевой деятельности. Творческое задание к тексту.

Изложение с творческим заданием.

Повторение и обобщение изученного (9часов)

62-63

Повторение и обобщение изученного.

Повторительно-обобщающие уроки.

2

Морфология. Синтаксис. Сам. и служ. части речи. члены предложения. Простое и сложное предложения. Орфография и пунктуация. Орф. и пункт. разборы.

Речеведческий анализ предложений.

64-67

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля знаний.

4

Тестовые задания.

68-70

Резервные уроки

3




Тематика рефератов

1 Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка» и другие.

2 Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

«Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.


Список литература :

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.

4. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

5. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 1998.

6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

7.Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997.

8. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

9. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М., 1990.

10. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

11. Розенталь Д.Э., Голубь И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.-М., 1994.

12. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. - М., 2002.

13 Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений(10-11 кл.). - М., 1996.

14. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. - М.,1995

15. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999.

16. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический

словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 1997.

17. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010


© 2010-2022