Педагогическая статья на тему О мотивации учащихся к самостоятельной познавательной деятельности на уроках литературы

Постаногова Нина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 24» г.Гуково Ростовской обл.  О мотивации учащихся к  самостоятельной познавательной деятельности на уроках литературы.       К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказались современные школьники, разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство. Уроки литературы занимают, бе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая статья на тему О мотивации учащихся к самостоятельной познавательной деятельности на уроках литературы.

Постаногова Нина Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 24»

г.Гуково Ростовской обл.

О мотивации учащихся к самостоятельной познавательной деятельности на уроках литературы.

К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказались современные школьники, разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство. Уроки литературы занимают, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играют важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературный произведений позволяет наиболее оптимально решить поставленные задачи. Поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие - грань общего личностного развития человека.[6]

Основной целью уроков литературы является:

- формирование у учащихся ценностно-смысловой компетенции (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок)

- формирование компетенции личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)

- создание условий для творческой самореализации учащихся

Современное образование уходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, на развитие универсальных учебных действий школьника.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализуемого ФГОС. [ 4]

В чём же новизна современного урока литературы в условиях введения стандарта второго поколения? Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к уроку литературы, чтобы сохранить свою индивидуальность, свой стиль и учесть при этом новые требования ФГОС?

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, то можно заметить, что их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения программы. Они представлены в виде личностных, предметных и метапредметных результатов. Можно провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Дидактические цели урока стали конкретными, замеряемыми и прогнозируемыми на развитие УУД. Цели и задачи урока должны быть взаимосвязаны, но не совпадать, они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Современный урок литературы должен строится на основе деятельностного подхода, цель которого на сегодняшний день не формирующая, а развивающая. Значит, целью любого урока литературы является развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности. А результатом станет степень сформированности УУД.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывал ученика, который рассказывал домашнее задание. Затем учитель ставил ему оценку и вызывал следующего ученика. Во второй части урока учитель объяснял новую тему и задавал домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если до недавнего времени на уроках литературы больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, то с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать участником урока. [7]

Урок литературы - это человекоформирующий процесс. Поэтому в первую очередь это урок-общение, урок-диалог, совместная деятельность учителя и ученика на основе духовного равенства.

Каждое художественное произведение программы ставит множество нравственных проблем. Основным способом введения ученика в произведение является триединство «деталь - вопрос -проблема».Развитие ценностно-смысловых компетенций происходит через использование элементов технологии проблемного обучения, применение эвристического метода, разработку и использование компетентностно-ориентированных заданий. Проблемный анализ текста на уроках литературы является в данном случае основой для духовно-нравственного развития учащихся.[8]

Созданию условий для формирования вышеобозначенных компетентностей способствует и применение метода творческого чтения, приемов исследовательского, проектного методов.

Формирование ценностно-смысловых и общекультурных компетенций осуществляется в том числе и через использование межпредметных связей (литература-история, литература - МХК, литература-ИКТ).

Множество плюсов имеет работа учащихся в группах. При этом изучаемый материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ученики знакомятся с текстом, анализируют его, составляют характеристики литературных героев, сравнивают, обобщают. строят систему доказательств, выступают перед классом. Такая форма работы создаёт идеальные условия для развития не только предметных, но и метапредметных УУД.

И ещё один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к уроку литературы. Это этапы конструирования урока. Каждый этап должен иметь свою цель, прогнозируемый результат, учебный материал, виды деятельности учителя и учеников и создавать условия для развития познавательных, личностных, коммуникативных или регулятивных УУД.

А теперь попытаемся всё вышесказанное воплотить на конкретном уроке литературы. При изучении в 10 классе романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», учащиеся анализируют отдельные главы текста, выражают своё понимание главных героев романа. На одном из уроков ребята должны осмыслить великую силу любви и преданности и проследить на примере Евгения Базарова, как любовь изменяет человека и раскрывает в нём лучшие качества человеческой души. Помня о современных требованиях к теме урока, зная, что в ней должен быть поиск и никакой декларации, тему урока можно сформулировать так: «Любовь в жизни Базарова и её роль в его судьбе"

Как педагог ставлю перед собой основную задачу - создать условия для формирования у учащихся ключевых компетенций на основе анализа текста, показать перспективы саморазвития личности, поэтому и цели урока будут звучать по-новому.

Дидактическая цель урока: создание условий для развития ценностно-смысловых компетентностей учащихся.

Образовательные цели: создание условий, в которых учащиеся смогут

- осмыслить образ Базарова и определить эволюцию его взглядов

- выявить особенность сложных взаимоотношений Базарова и Одинцовой

- определить авторскую позицию

- выразить своё понимание главных героев романа

Развивающие цели: условий, в которых учащиеся смогут

- развивать навыки ведения дискуссии

- грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения

- составлять портретные характеристики Базарова и Одинцовой

- развивать культуру устной монологической речи

- выразительно читать и комментировать отдельные эпизоды глав романа

- анализировать, обобщать, ставить и решать проблемные вопросы

Воспитательные цели: создание условий, в которых учащиеся смогут

- проявлять толерантное отношение к другой точке зрения

- проявлять сочувствие и уважение друг к другу

- осмыслить великую силу любви и преданности

Учащиеся должны знать:

- эстетические и нравственные принципы автора

- содержание прочитанных глав

- средства характеристики образа Базарова и Одинцовой

- средства выражения авторской позиции

Учащиеся должны уметь:

- осмыслить тему урока, определить её границы

- делать индивидуальные сообщения

- охарактеризовать отношения Базарова к женщине, к любви, опираясь на текст

- находить ключевые слова для составления характеристик Базарова и Одинцовой

- анализируя текст, видеть авторский замысел о Базарове, как натуре могучей и незаурядной

Форма организации учебной деятельности: диалогическая

Средства обучения: авторский цифровой образовательный ресурс- презентация по анализу романа «Отцы и дети», созданная в программе Microsoft Office Power Point, портреты И. С. Тургенева и П. Виардо,текст романа " Отцы и дети," тетради по литературе, тесты,толковый словарь, романс на стихи И.С. Тургенева.

Форма проведения урока: урок развивающего обучения.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны прийти к выводу, что любовь изменила Базарова, раскрыла в нём лучшие человеческие качества, что любовь сильнее смерти и только любовью движется жизнь.

Ход урока:

I. Организационный момент. Подготовка к вступлению в текст.

1.Формулировка темы урока и эпиграфа с опорой на первые слайды презентации.

Цель данного этапа: с помощью подводящего диалога учащиеся должны понять и сформулировать тему урока.

На слайде слова И.С. Тургенева: "Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь"

- О чем говорит И.Тургенев? Что сильнее смерти? Чем держится и движется жизнь?

2.Актуализация опорных знаний текста романа «Отцы и дети».

Цель этой работы: проверить и оценить знания учащимися текста романа,

подготовить их к дальнейшему анализу текста по теме урока.

Учебный материал: слайды презентации, проблемный вопрос.

Деятельность учителя организационная. Деятельностью учащихся будет формулировка темы урока, выполнение цифрового диктанта.

Прежде чем начать разговор о любви в романе, проверяем с помощью цифрового диктанта,насколько внимательно ребята читали текст. Если утверждение верно,ставится цифра "1", если нет - "О".

Эта работа занимает мало времени и позволяет оценить всех учащихся. Вопросы могут быть самые разнообразные, в зависимости от того, что хотим проверить: отдельную главу или весь текст.

II этап урока. Практикум. ( Погружение в текст.)

1. Сообщения учащихся об истории романса на стихи И.Тургенева и композитора Абазы «Утро туманное»

2.Сообщение учащихся о любви И.С.Тургенева и Полины Виардо. "История любви, длиною в целую жизнь...".

Цель данного этапа: формирование эмоциональной восприимчивости на примере жизни и творчества И.С.Тургенева, развитие музыкальной культуры учащихся, формирование художественного вкуса, чувства любви и преданности.

3. Работа по тексту. Анализ глав романа.

Цель этой работы: опираясь на текст, слайды презентации определить, какую роль в судьбе Базарова сыграла его любовь к Одинцовой, проследить,как под воздействием любви менялись его взгляды, привычки.

Прогнозируемый результат: понимание того, что настоящая любовь облагораживает человека, любовь раскрыла в Е.Базарове лучшие человеческие качества.

Учебный материал: индивидуальные сообщения учащихся по теме урока, романс на стихи И.Тургенева, текст романа, слайды презентации

Деятельность учителя: создание условий для формирования познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных УУД.

Деятельность ученика: индивидуальные сообщения, работа в группах, анализ глав романа, составление устных портретных зарисовок, подбор ключевых слов, пересказ эпизода, выразительное комментированное чтение текста, ответы на вопросы с опорой на текст.

На этом этапе урока идёт проблемный анализ текста. Учащиеся находят ключевые слова, чтобы составить портретные зарисовки Базарова и Одинцовой; опираясь на текст, приводят цитаты, характеризующие отношения Базарова к женщине. Читая и комментируя отдельные эпизоды глав романа, ребята видят, как меняются взгляды и поведение главного героя, они осознают огромную созидательную силу настоящей любви. В качестве проблемной учебной ситуации предлагаем ребятам поставить слова: цинизм- любопытство- досада- испуг- преувеличенная развязанность- стремление понравиться- смущение- интерес- мучительное чувство- в той последовательности, в которой происходили изменения в герое. Выводы учащиеся обязательно должны сделать сами.

III этап урока. Подведение итогов работы с текстом. Рефлексия.

Цель данного этапа: проверка полученных результатов и их коррекция.

Ребятам могут быть предложены следующие вопросы:

- Чья любовная история в романе вам ближе и почему?

  • Изменилось ли ваше отношение к Евгению?

- Любовь сильнее смерти и страха смерти?

Выводы по теме урока.

IV этап урока. Задание на дом: творческая работа.

Приведённый в качестве примера урок является одним из вариантов на заданную тему. Уроки, на которых школьники обучаются анализу целого произведения или законченного эпизода, могут варьироваться в зависимости от их замысла и применяемых методов. Но какое бы произведение ни изучалось на уроке литературы, какой бы ни была тема урока, учащихся надо учить внимательному анализирующему чтению, приучающему школьников вдумываться в каждое слово писателя, в оттенки смысла речи героев, авторских слов, характеризующих поведение, душевные переживания героев, оценку их автором.

Анализ текста на уроках литературы будет способствовать развитию ценностно-смысловых компетенций, когда целью заключительного этапа работы над художественным произведением станет выход за пределы его сюжета. Перед учащимися ставится задача на прогнозирование возможного и наиболее вероятного поведения героя в ситуациях, которые не представлены в произведении. Их может предлагать учитель или сами школьники. В содержательном плане они могут быть похожи на ситуации произведения или выходить далеко за его рамки, например,воспроизводить сюжеты современной жизни, быть реалистическими или фантастическими. При всем внешнем различии они, тем не менее, должны соответствовать психологической сущности героя. Поэтому его поведение в них будет не случайным, а закономерным проявлением своего внутреннего содержания, т.е. добрый будет вести себя как добрый, упрямый - как упрямый. Учебную работу на данном этапе рекомендуется проводить в форме письменных творческих заданий, типа сочинений-миниатюр с их последующим групповым обсуждением и оценкой.[9]

Мастерство учителя в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель лишь направляет детей, даёт рекомендации. Ученики же размышляют, сопоставляют, анализируют, делают выводы и ощущают, что ведут урок сами. На таком уроке школьники становятся внимательными и чутким читателями, испытывают благотворное нравственное и общекультурное влияние художественных произведений, вырабатывают эстетический вкус.

Такой урок литературы обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Содержание урока способствует развитию ценностно-смысловых компетенций.

Литература

1. Иванов Д.А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя.// Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательной школы. - Перспектива, 2011.
2.Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. www/eidos.ru/new/compet/htm.

3. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2009. - 327 с.

4. Презентация стандарта общего образования второго поколения. - standart. edu. ru/catalog.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Библиотека koob. Ru.

6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. - nekrasovspb. ru/publication/cgi-bin/publ.

7. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. - Самара, 2009.

8. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - М.: АРКТИ, 2008.

9. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск, 2010.



© 2010-2022