Урок литературы в 8 классе «А. Толстой «Илья Муромец»

Урок разработан в технологии компетентностного подхода с использованием активных и интерактивных способов обучения с элементами иследовательской деятельности учащихся и применением фишкарты для обобщения и сравнения полученных знаний и выводов. Сопровождается презентацией, в которой оражены основные этапы урока: мотивация, целеполагание, актуализация опорных знаний, обсуждение темы и формулировка основной проблемы занятия, гипотезы, котрые опровергаются учащимися в ходе груповой иследовательской...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»

Урок 11

А. К. Толстой «Илья Муромец»:

Былина и её герой в поэзии XIX века


Цели: 1. Развитие метапредметных компетенций: сравнение и обобщение в виде флешкарты.

2. Развитие коммуникативных компетенций: работа в группе, индивидуальное выступление.

3. Предметные компетенции: анализ текста в заданном аспекте.

Оборудование: медиа-презентация

Ход урока

2 мин I. Мотивация. Слово учителя.

В этом году на уроках литературы мы изучаем, как исторические события и личности были отражены в нашей литературе. В этом аспекте важным являются вопросы о причинах обращения писателей к историческому прошлому, и о том, что даёт читателю такое постижение истории через художественные образы. Первый опыт знакомства с такими произведениями вас уже есть.

- Оцените свои впечатления от знакомства с ист. произведениями русского фольклора, ДРЛ и литературы 18 века. (краткие высказывания уч-ся).

Итак, мы осознали важность и интерес такого аспекта в изучении литературы. И сегодня вам предстоит продолжить эту работу. Свои ответы вам предлагается заносить в опросные листы, которые лежат на партах. Подпишите их.

4 мин II.Литературоведческая разминка. Пользуясь полученными знаниями, выполните задания.

Задание: найдите лишнее.

1. Илья Муромец, князь Олег, Добрыня Никитич.

2. Садко, Емельян Пугачев, Алёша Попович.

3. Микула (Селянинович), Сергий Радонежский, Александр Невский.

4. • Он пустил добра коня дай богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырски

С горы на гору стал перескакивать…

• Что у нас было на Святой Руси,

На Святой Руси, в каменной Москве,

Середи-то торгу, братцы, среди площади,

Тут бьют доброго молодца на правеже…

• Под броней с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором

Дедушка Илья.

Самопроверка.

(Первые три строки «цепочки» не вызвали трудности:

В первой строке - два имени былинных богатырей, лишнее - имя князя Олега, это герой летописи, реальное историческое лицо.

Во второй строке - лишним является имя Емельяна Пугачева, героя исторической песни, это реальное историческое лицо, два оставшихся имени - имена былинных богатырей.

В третьей строке - упомянуты имена двух святых из древнерусских произведений - житий, лишним является имя былинного богатыря.

Сложность могла возникнуть при выполнении четвертого задания: 1-й отрывок из былины, второй - из исторической песни; третий похож на былину, но это отрывок из произведения Алексея Константиновича Толстого «Илья Муромец».)

2 мин III. Целеполагание и постановка задач.

Таким образом, сегодня на уроке мы будем читать и анализировать стихотворение, навеянное образами русских былин, в котором автор выразил своё представление о подвиге, о богатырской доблести, о человеческой мудрости и доброте. Вам предстоить проявить свои исследовательские умения и умения аргументировать и опровергать, работая в группе.

Запись темы урока: А.К. Толстой "Илья Муромец": ...

4 мин IV. "Мозговой штурм" - составление фишкарты.

-Что вы знаете о заглавном герое этого произведения?

Составление схемы на доске: записываются все мнения

УНТ

Илья Цель

Муромец создания

образа?

А.К.Толстой

л-ра 19 века

Краткая биографическая справка о поэте

Дописываем вторую часть названия темы урока и формулируем исследовательскую задачу:

? Почему литература 19 века обращается к былинным героям?

15 мин V. Исследовательская деятельность.

1. Формулирование гипотез:

-стилизация под былину, создать литературную былину,

-автору нравится качества героя, которого прославил народ,

-автору интересно событие,

-оценка автора совпадает с оценкой народа - восхищение героем.

2. Исследовательская работа в группах: чтение и анализ стихотворения «Илья Муромец», доказательство или опровержение одной из гипотез.

Карточка 1.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Проанализируйте части пейзажные части стихотворения, сравните художественные средства, использованные в былине и А. Толстым, запишите результаты в таблицу, сделайте вывод о сходстве или различии.

Былина

Стихотворение Толстого

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да й лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися...

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Карточка 2.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Вспомните картину Васнецова "Богатыри". Какие качества богатыря подчёркивает художник на этой картине? Запишите ответы в таблицу. А какие качества Ильи отражены во втором изображении? Какое из них, на ваш взгляд, более соответствует образу Ильи Муромца в стихотворении А. Толстого? Выпишите из него подходящие слова под каждое из изображений.

В.М. Васнецов "Богатыри" (1871-1898)


4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Карточка 3.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Каким предстает в этом конфликте Илья Муромец? Сравните поведение героя в одной и той же ситуации в былине и в стихотворении А. Толстого. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Найдите слова, в которых автор характеризует настроение и переживания героя? Запишите результаты в таблицу, сделайте вывод о сходстве или различии.

Былина

Стихотворение Толстого

А Илья вышел из гридни, хлопнул дверьми -

двери вылетели, воротами хлопнул -

ворота рассыпались...

Вышел он на широкий двор,

вынул тугой лук и стрелы острые,

стал стрелам приговаривать:

- Вы летите, стрелы, к высоким кровлям,

сшибайте с теремов золотые маковки!

Тут посыпались золотые маковки с княжеского терема.

Снова Илья в гнев вошёл:

- Так-то, князь, ты моих гостей потчуешь?

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Карточка 4.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Вспомните, с какой целью в былинах для создания образа героя используется гипербола? Найдите в былине гиперболы и эпитеты.

Выпишите из стихотворения А. Толстого слова, выражающие отношение автора к герою. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?. Совпадает ли оно с народной оценкой, данной в былине? Сделайте вывод о сходстве или различии.

Былина

Стихотворение Толстого

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он

в стольный Киев-град.

А подъехал как ко силушке великоей.

Он как стал-то эту силу великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А й побил он эту силу всю великую

Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти,

и мне не надо ни серебра, ни золота.

Я спасал русских людей, красных девушек,

малых деточек, старых матерей.

Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

3. Выступление представителей групп. Запись выводов в фишкарту.

Оценка их выводов - максимально 6 баллов, которые распределяются в группе и наклеиваются в инд. опросный лист.

2 мин VI. Формулировка учащимися вывода по вопросу урока.

(И в унт, и в поэзии 19 века (на примере стихотворения Толстого) создаётся образ, являющийся воплощением русского национального характера. Но в 19 веке проблема предстаёт несколько в ином виде, выдвигая на первый план новые качества героев, актуальные для нового времени.)

10 мин VII. Рефлексия - письменное размышление с высказыванием собственного мнения.

-А нашему 21 веку интересен этот герой былин? Почему и чем?

Сдать тетради, вложив в них опросный лист.

VII. Домашнее задание. (выбранное вносится в опросный лист)

1 уровень - стихотворение наизусть

2 уровень - письм. ответ "К какому жанру литературы можно отнести изученное произведение?"

3 уровень - исследование интернет-ресурсов и презентация "Образ Ильи Муромца и современность"


© 2010-2022