- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Роль русского языка в Казахстане
Роль русского языка в Казахстане
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Блохина Е.М. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
класс: 6 "А"
дата: 23.09.15
Тема урока: Роль русского языка в Казахстане.
Цель урока: познакомить учащихся с функцией русского языка как языка - посредника, языка межнационального общения в Казахстане
Задачи:
Обчающая: Сформировать знания учащихся о роли русского языка в современном мире, дать дополнительные знания;
Развивающая: Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление, воображение учащихся;
Воспитательная: Воспитывать любознательность, стремление получать новые знания.
Оборудование: стенд с высказываниями русских и зарубежных писателей о русском языке.
Межпредметные связи:
- Литература: стихи о русском языке.
- Основы государства и права Казахстана: Конституция Республики Казахстан, всемирная история.
Эпиграф к уроку:
Коль язык ты знаешь русский,
Всяк поймёт тебя при встрече.
Е.Буков ( молдавский поэт)
Забыв родной язык -
Я онемею.
Утратив русский -
Стану я глухой.
Т.Зумакулова (кабардино-балкарская поэтесса)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн
Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме
Ход урока
1. Орг. Момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Лекция - беседа .
Из книги « Вавилонская башня и другие библейские предания » под редакцией К.Чуковского. « Горизонт » Москва, 1991 г.
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.
И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберёмся все вме сте и выстроим высокую башню! - сказал один. Все обрадовались и закричали :
- Мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору - и закипела работа!
Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти обжигают в печах, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню….
И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в вёдра с синей краской. Но Богу не понравилась их затея - не хотел он, чтобы люди добрались до самого неба.
« Это оттого они умудрились свою башню выстроить. - подумал он, - что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились! »
И наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. Вскоре буря утихла и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали золотые листы для кровли. А кузнецы не понимают ни слова.
И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга…
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять! И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов ( и множество национальных языков ).
Для чего нужен язык?
Язык нужен для того:
- Чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения;
- Чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики;
- Чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли , чувства переживания.
На Земле существуют много языков. Любой язык- предмет коллективного пользования.
На Земле говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача - помогать людям понимать друг друга.
Наука о языке - языкознание (лингвистика) изучает общие закономерности строения и действия языка как главного инструмента человеческого общения.
Самыми распространенными языками в современном мире являются:
Английский
Русский
Арабский
Испанский
Китайский
Португальский
Людей, которые способны одновременно изучать десятки языков называют полиглотами. Чем больше языко знает человек, тем легче освоить ему новый язык. Самое главное - не надо бояться !
Третье воскресенье сентября мы все отмечали праздник - день языков Республики Казахстан. И по традиции, эта неделя - неделя языков в нашей школе. И сегодня мы будем говорить о роли русского языка в нашей Республике.
3. Сообщение темы и целей урока.
Как вы думаете? О чём мы с вами будем сегодня говорить?
Конечно, о русском языке и его роли в Казахстане.
В Конституции РК в статье 7 говориться :
1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык.
2. В государственных организациях и органах самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык.
3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.
Всем понятный
Маленький чукча собирался в Артек. Он спросил отца: « Как же я буду говорить там с грузином? Ведь я же не знаю по-грузински ни слова». « Не беспокойся, - ответил отец, ты знаешь язык, который понятен грузину».
Маленький грузин тоже собирался в Артек. Он тоже спросил отца: « Как же я буду говорить там с латышом? Ведь я не знаю по-латышски ни слова». И ему ответил отец: « Не беспокойся, ты знаешь язык, который понятен башкиру».
Вопрос. Как называется этот всем понятный в СНГ язык? ( Русский язык)
Абай « Слова назидания »
В своё время Абай в « Словах назидания» ( слово 25 ) высоко отозвался о значении русского языка: « Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их языки, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре, стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчёмными просьбами… Русская наука, культура - ключ к мировым сокровницам. Владеющему этим ключом всё другое достанется без особых усилий…»
4. Первый учащийся читает стихотворение киргизского поэта К. Акаева.
Я - киргиз. Древних гор старожил.
Здесь я вырос и песни сложил
Здесь я крылья души распростёр,
Как зарю над просторами гор…
Слушай, мир: я люблю тот язык,
Что по - русски могуч и велик
5. Работа по тексту
Задание: записать под диктовку текст, выполнить задания к тексту:
1) Выделить тему и идею текста.
2) Выписать первое предложение и подчеркнуть грамматическую основу.
3) Найти однородные члены в третьем предложении (подчеркнуть).
4) Найти предложение с антонимами, сделать его синтаксический разбор.
Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства…
Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама» , «хлеб» , «дерево» , «звёзды». Я хочу, чтобы мой язык - первое сокровище моего народа - жил и развивался. Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить речь - язык моей матери. ( К.Кулиев )
6.Второй учащийся читает стихотворение Т.Зумакуловой ( кабардино - балкарской поэтессы )
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама» ,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём…
Но, как родной,
Люблю я русский.
Он нужен мне, как небо, каждый миг…
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык - я онемею,
Утратив русский - стану я глухой.
7. Запись в тетради тезисов.
1. Русский язык и русская культура играли и играют огромную роль в развитии малых народов, в приобщении их к мировой культуре.
2. Русский язык обогащает языки других народов новыми словами и устойчивыми выражениями..
В год семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне хочется вспомнить об интернационализме армии и всех народов бывшего СССР.
8. Объяснительный диктант.
Двадцать восемь панфиловцев…Они были разных национальностей, приехали в Москву из разных краёв. Но перед лицом смертельной опасности у них не было различий. Ценой своей жизни они преградили путь фашистским танкам. Они защищали свою единую, общую Родину и говорили на всем понятном Русском языке.
9. Чтение стихотворения
Он так могуч и так прекрасен,
Суровый русский наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага.
И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ " Катюшу,
И было легче во сто крат.
И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.
Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.
Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке!
Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим.
Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.
Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен.
Он для врага настоль опасен,
В любви настолько ласков он.
Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века!
10. Подведение итогов:
- для чего нужен язык?
- какие языки самые распространённые?
- какую роль играет русский язык в Казахстане?
Язык
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Смешно и грустно слышать, право,
Как эллочек и фимок рать
К заморским «ингам", "шн" и "вау"
Его, кряхтя, хотят прижать.
Сергей Скачко
11. Домашнее задание:
Выучить статью № 7 Конституции Республики Казахстан
Записать высказывание о языке.