Материалы по теории литературы План анализа художественного произведения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ художественного произведения

1.

2

Жанр

(роман, рассказ, поэма и т.д.) Споры по поводу определения жанра, направления ( М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - роман философский, сатирический, христианский, мениппея и др.)

Литературное направление

(реализм, романтизм, сентиментализм, модернизм, имажинизм, импрессионизм , постмодернизм и др.)

3.

Название

(варианты названия; истории, связанные с выбором названия: М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - «Консультант с копытом», .. )

4.

Годы создания

(сколько лет писалось произведение, закончено ли оно : «Пётр I». Л.Н.Толстой - не успел дописать; Н.В. Гоголь . Поэма «Мёртвые души» . Второй том сжёг; М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита» закончил перед смертью)

5.

Фабула

(событие)

(от лат. -сказание, рассказ, предание) - это система основных событий, фактов, которые изображаются в произведении. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и не совпадать. (М.Горький. Роман «Мать» - в основу сюжета легли реальные события революционной борьбы сормовских рабочих. Павел Власов - прототип Петр Заломов. Но эти события передаются в обобщенно-художественной форме)

6.

Сюжет

(от франц. - предмет, содержание, событие) - система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным событиям.

Основное содержание художественного произведения.

Элементы сюжета:

(пролог) - вступление к произведению ;

экспозиция -

вводная часть произведения, в которой изображаются обстановка и условия, определившие возникновение конфликта, время, место, расстановка действующих лиц;

завязка - начало движения сюжета, исходный момент в развитии действия;

развитие действия - история формирования характеров в процессе развития действия ;

кульминация -

момент наивысшего напряжения в развитии действия, открытого столкновения противоборствующих сил (от лат. - «вершина»);

развязка - результат развития изображаемого конфликта, его разрешение;

(эпилог) - (от греч. - «послесловие»).

7.

Композиция -

(от лат.-« составление», «соединение», «связь») - построение произведения, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения в определенной последовательности. Это внутренняя организация, целостная система определенных форм (способов) художественного изображения (повествование в этих произведениях, описание (портрет персонажа, интерьер, пейзаж), характеристика (авторская, другими персонажами, самохарактеристика, дневник, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторское рассуждение, лирическое отступление, вставные эпизоды, обрамление и др., ретардация (замедление действия)

Каждое произведение в зависимости от данной комбинации имеет свою неповторимую композицию

Простая

С нарушением хронологической последовательности

Лирические

отступления

Пейзажные зарисовки

Рассказ в рассказе

Повествование от разных лиц

Дневниковые записи (Путешествия)

«Венок повестей»

Фрагментарность, эпизодичность

Кольцевая

Сферическое построение

Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка действия

Расстановки глав (роман «Герой нашего времени»

Лермонтова М.Ю.)

«Евгений Онегин» Пушкина, «Мёртвые души» Гоголя

М.Горький

«Старуха Изергиль»,

И.С.Турге-нев «Записки охотника»

«После

бала» Л.Толстого

Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Анна Снегина» С.Есенина

Платонов

«Джан»

«Мертвые души» Гоголя- концентрическая группировка образов.

8.

Тема

(предмет, основное содержание рассуждения) жизненный материал (типические лица, события, обстоятельства, отраженные в художественном повествовании), который составляет основу его содержания, его тематику. Многообразие тем (о природе, любви, о чувстве долга, гражданской ответственности, военная тематика и т.д.) В произведении может быть много тем, однако всегда есть главная тема, которой подчинены частные темы.

9.

Проблема -

Это та сторона жизни, характеров и деятельности героев, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому большое внимание. Значение содержания произведения зависит прежде всего от правильной постановки проблемы на общественно важном жизненном материале. Писатель ставит проблему, стремится разрешить её, дать ей определенную идейную оценку. Решение проблемы зависит (в произведении) от мировоззрения и эстетического идеала писателя.

10.

Идея произведения -

Основная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. Всё в художественном произведении (выбор темы, система образов, композиция, язык) служит раскрытию его главной мысли. Возможно расхождение между замыслом автора и идеей произведения («Образы мира идеи писателя» - М.Горький )

11.

Конфликт -

(от лат. conflictus - столкновение) - противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете. Писатель не просто переносит в своё произведение различные жизненные противоречия и столкновения, борьбу, он преломляет их в событиях, судьбах персонажей, созданных им самим.

12.

Литературный герой -

Активный участник тех или иных событий, действующее лицо, персонаж произведения (от лат. persona - персона, лицо, маска)

13.

Лирический герой -

Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражены в нём. Это не сам автор, хотя и отражает изображаемое его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни. Художественные образы обобщают явления жизни, через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих современников («Дума» Лермонтова - он выразил чувства целого поколения людей своего времени)

14.

Характеристика героя литературного произведения

(от греч. - черта, особенность)

План

  1. Место, занимаемое героем в произведении.

  2. Фамилия, имя, отчество, прозвище, возраст, социальное положение (прототип).

  3. Внешность (одежда, манера держаться, ходить, своеобразные детали внешности )

  4. Род занятий, цель в жизни, образование.

  5. Речь.

  6. Обстановка, которая его окружает, пейзаж (его роль в раскрытии характера героя).

  7. Поступки, действия героя, отношения с окружающими его людьми, друзья.

  8. Отношение автора произведения к герою, значение образа героя в раскрытии идеи произведения.

15.

Язык произведения

(через изобразительно-выразительные средства языка)


© 2010-2022