Технология развития критического мышления для формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология развития критического мышления для формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 106 Уморина Т.А.

Примечание. Все таблицы, задания для работы с текстом коллеги выполняют во время мастер-класса. В докладе представлены уже готовые ответы, заполненные таблицы.

ТРКМ прежде всего ориентируется на изучение текста, работа с которым открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

  • Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка обеспечивает развитие знаково-символических действий.

  • Развитие «языкового чутья» обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

  • Знакомство со словесным образом как способом познания жизни позволяет сформировать духовно-нравственные ценности, осмыслить картину мира.

Начиная применять приемы ТРКМ на практике, учителя сталкиваются с проблемой: на уроке потрачено много времени, а приемы ТРКМ не дали нужного результата Идея моей статьи - поделиться опытом освоения технологии.

Этапы освоения ТРКМ:

  • Работа с информацией

  • Задачи на составление структур

  • Мотивация деятельности через творческие задания.

  • Создание проектов.

Прежде всего важно, чтобы у учащегося была ситуация успеха, тогда любая работа с информацией будет радостной, приятной.

Инсерт и сраенительные таблицы - два приема, с которых, как я вывела из опыта работы, нужно начинать формирование понятия о проблеме.

Инсерт - не часто употребляемый прием, но именно он помогает подвести учащихся к постановке проблемы. Рассмотрим этапы работы с информацией на уроках русского языка по теме «Разряды прилагательных»

На вводном уроке блока предлагаем учащимся заполнить следующую таблицу (таблица заполняется на протяжении всего урока). Выполняя упражнения, учащиеся заполняют колонки.

Давно знаю

Узнал новое

Непонятное

Что ещё хочу узнать

Прилагательные изменяются по числам, родам и падежам

Не все прилагательные могут образовывать степени сравнения

Как определить: какие прилагательные образуют степени сравнения?

Какие ещё признаки качественных прилагательных есть в русском языке?

Как определить разряд прилагательных?

В процессе изучения разрядов предлагается заполнять сравнительную таблицу, в которых учащиеся самостоятельно выявляют особенности каждого разряда.

Прилагательные

Качественные

Относительные

Притяжательные

Могут образовывать степени сравнения

Не могут иметь приставку не-

Могут писаться с заглавной буквы

(Петин велосипед)

Могут сочетаться с наречием очень

Не могут иметь краткой формы

Могут образовывать сложные прилагательные

(хитрый-прехитрый)



После изучения темы можно дать творческие задания, которые помогут закрепить знания:

  • Опишите фантастическую страну, употребляя только качественные прилагательные.

  • Напишите письмо султану, в котором похвалите его, а потом обратитесь с просьбой. При обращении используйте прилагательные только в превосходной степени.

Сравнительный анализ важен на уроках литературы для формирования понятия о проблеме художественного текста.

При изучении басни применяем сравнительный анализ притчи и басни. Убиваются сразу два зайца: учащиеся знакомятся с Библией как художественным произведением, а также получают знания о структуре басни как жанра. По ходу исследования учащиеся чертят схему:

Басня

Притча

Краткий рассказ

Занимательный сюжет



внешний план

Иносказание

внутренний план

Прямое наставление

мораль

Скрытое нравоучение

тайный смысл

Философские раздумья человека о себе и о жизни…

Обличительные произведения, в которых высмеиваются общечеловеческие пороки и слабости




Изучение фольклорных традиций позволяет. увидеть, что многие мотивы и сюжетные структуры пришли в литературу именно из устного народного творчества. Приведу пример.

При изучении «Песни о Вещем Олеге» очень важно обратить внимание на мотив убегания от судьбы. Среди достаточно разнообразного репертуара сказочных сюжетов о судьбе значительную часть составляют сказки о невозможности изменить назначенную судьбу. «Предназначенная жена»: царевич узнает, что ему в жены назначена больная, безобразная девушка низкого происхождения; ударяет ее ножом; она от удара выздоравливает, становится красавицей; царевич на ней женится (здесь присутствует дидактический мотив: почему не надо спорить с судьбой). При изучении «Песни ..» важно сделать сравнение со знаменитой сказкой «Колобок».

Колобок

Вещий Олег

Ушел от бабушки и дедушки, чтобы не быть съеденным

Отдал коня, чтобы не быть убитым им

Удачно уходит от всех зверей

Удачлив в походах, его щит на вратах Цареграда

Лисица съедает колобка

Умирает, стоя на черепе коня

Можно обратить внимание на то, что сама лепка колобка из пыли и ничего восходит к древним представлениям о возникновения человека у славян. Колобок - герой, жаждущий перемены участи. И ему, как и положено экзистенциальному герою, противостоит судьба в личинах зайца, волка, медведя и лисы. В своем столкновении с зайцем (=судьбой) герой находит магическое оружие - хвалебную песню, - которое с успехом применяет в следующих схватках с судьбой (волк и медведь).Но конец колобка неизбежен, как неихбежна смерть. Вещий Олег тоже бежит от смерти, он отдаёт коня и до поры до времени удачлив. Он негодует, радуясь, что обманул судьбу:

И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня. [11 , с.567]

Но смерти невозможно избежать. И если после съеденья у Колобка больше нет ничего, то у Пушкина автор переносит читателя в сцену похорон, и мы видим Игоря и Ольгу, которые продолжают жить и искать свою судьбу.

Потом при изучении «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова возвращение к теме судьбы позволит девятиклассникам шире взглянуть на образ Печорина, который, оказывается, тоже бежит от предсказанья (старая цыганка предсказала Печорину смерть от злой жены). Все убегания от женщин, холодность и метания - это попытки главного героя обмануть судьбу. Недаром последняя новелла называется именно «Фаталист»: Печорин искал и нашел подтверждение того, что судьба есть.

Приведем пример еще одного сравнения. В 9 классе при изучении творчества Г.Р. Державина знакомимся с Псалтирью. Я предлагаю учащимя познакомиться с текстом 81 псалма и сделать следующую таблицу:

81 псалом

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

Н.А. Некрасов «Размышление у парадного подъезда»

Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд.//Доколе будите вы судить неправедно и показывать лицеприятие нечестивым?//Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов в сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить не праведных и злых?

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,

Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,

Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...

Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы

Воскресни, боже! Боже правых!

И их молению внемли;

Приди, суди, карой лукавых

И будь един царём земли!

Для эффективного написания изложения, для формирования умения выделять главную мысль текста очень хорошо подходит работа с денотатным графом. Попробуем расписать текст

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово

болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого

плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна

вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх

рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись

между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все

выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и

местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую

несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.


















Список использованных источников.

  1. Басовская Е.Н. Личность - общество - мироздания в русской словесности. Экспериментальный учебник -- М.: Интерпракс, 1994 -432с.

  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами. . - М.:Просвещение, 1965.-С. 62-65.

  3. Ботникова А.Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки.// Поэтика литературы и фольклора. - Воронеж: Воронежский ГУ, 1980.- С.5 - 23.

  4. Герцен А. И. Былое и думы. - М.: Художественная литература, 1988.

  5. Гудзий Н. К. История древней русской литературы.- М.: Просвещение, 1966. - 356 с.

  6. Державин Г.Р. Сочинения. - М.: Правда, 1985. - 576 с.

  7. Древнерусская литература. - М.: Дрофа: Вече, 2003.-476 с.

  8. Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л.: Наука, 1987.

  9. Некрасов Н.А. Собрание сочинений. - М.: Просвещение, 1987. - 677с.

  10. .Пришвин М.М. Кладовая солнца, // Учебник-хрестоматия по литературе в 2-х ч.. 6 класс. Под ред. Коровиной В.Я. - М.: Просвещение, 2014

  11. Псалтирь в староотеческом изъяснении. / Сост. Житомирский женский монастырь святой Анастасии Римляныни - Житомир: НИ-КА, 2005. - 593 с.

  12. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3 т. Т.1 - Л. : Наука, 1987. - 736с.

  13. Романов Б. Поэты, пророки, цари. Ветхий Завет в русской поэзии.// Лепта. - 1994 -- №20 - С. 156-161.

  14. Чередниченко М.В. Духовная лирика XVIII века.// Открытый урок по литературе / Сост. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. - М.: Московский лицей, 2001. - С. 145-155.


© 2010-2022