Исследовательская работа ««Маленькие» роли большого артиста»

"Описание материала: В жизни каждого по-настоящему талантливого художника рано или поздно, но обязательно приходят особенные минуты. Минуты эти - звездные, праздничные. Звездный час в жизни художника - час особенный, тут как на исповеди выясняется  смысл его творческих поисков,  глубже осмысливается его место в  искусстве. Мы очень рады, что сегодня звездный час наступил  для нашего земляка, незаслуженно забытого, народного артиста Петра Ивановича Кирюткина.  Все началось с небольшого  письмеца от Петра Ивановича, адресованного ребятам нашей школы почти полвека назад, а точнее 13 декабря 1965 года, в котором он сообщает, что в селе Кочелаево прошло все его детство, и что он гордится, что родом из этого прекрасного края. Сообщил, в каких фильмах он снимался и в знак дружбы прислал свою фотографию. Поставив перед собой цель: глубже исследовать жизнь и творчество Петра Ивановича Кирюткина, узнать подлинное его место рождения, наметили ряд первостепенных задач: очертить круг лиц, живущих в селе Кочелаево, знающих П.И.Кирюткина; найти близких родственников Петра Ивановича; учиться работать в архиве и применять эти знания и умения в исследовательской работе; внести изменения в графу «Место рождения» Петра Ивановича Кирюткина  село Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне - село... Основное содержание работы Общие сведения о П.И. Кирюткине Работа эта нас очень увлекла, и сегодня я хочу познакомить вас тем материалом, который у нас имеется на сегодняшний день. Из  электронных ресурсов   нам удалось узнать, что Петр Иванович Кирюткин 1895 года рождения, актер, в 1924 году окончил студию Чехова в Москве, на сцене с 1929 года, работал в театре МОСПС  (Московский театр профессиональных союзов), с 1935 года - актер театра имени Ермоловой. С 1950 по 1971 снимался в  кино. Филь... Всего снялся в 19 фильмах. Дата смерти 14 октября 1977 года, похоронен на Преображенском кладбище в Москве. Но   обиднее всего  за Петра Ивановича было то, что в графе «Место рождения» был проставлен прочерк.  Мы решили исправить эту неточность и доказать подлинное его место рождения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Маленькие» роли большого артиста

Исследовательская работа









Оглавление

  1. Введение 3

  2. Актуальность, цели, задачи, гипотеза 3-5

  3. Основное содержание:

    1. Общие сведения о П.И.Кирюткине 6

    2. Путь актера в театральное искусство 7

    3. Гражданская и художественная ценность ролей актера 8-14

  4. Выводы и рекомендации 15-16

  5. Список литературы 17-18

  6. Приложения

Для хороших актеров нет плохих ролей.

И.Ф.Шиллер

  1. Введение

Многие ли из нас задумываются над тем, что привлекает каждый вечер в театральные залы всего мира миллионы зрителей. Для одних это естественная тяга к развлечениям, для других - желание встретиться с любимыми артистами в новой пьесе, увидеть очередную постановку известного режиссера; некоторые хотят обогатиться в театре свежими впечатлениями, многих влечет потребность к общению с людьми в праздничной, приподнятой обстановке. Театр переносит зрителей из мира будничной повседневности в мир творческой фантазии, а его искусство становится особенно заразительным потому, что происходит на глазах у многочисленной толпы.

Но театр не только занимательное развлечение. Его искусство может оказывать огромное воздействие и на духовное развитие людей. Оно способно утверждать самые возвышенные идеалы, увлекать силой положительного примера, воспевать красоту и величие подвига, высмеивать человеческие пороки, критиковать общественные недостатки. Как говорил Станиславский, оно может создаваться во имя света и во имя тьмы, служить в равной мере добру и злу, нести в себе пошлость и красоту.
«Театр - это оружие, с которым надо умело обращаться. Неумелое пользование им может нанести глубокую травму.
Высокая цель театра - служение народу - возлагает на актера большую ответственность. Он должен быть не только отличным профессионалом, мастером своего дела, но и художником-гражданином, живущим интересами своей родины»1.

В жизни каждого по-настоящему талантливого художника рано или поздно, но обязательно приходят особенные минуты. Минуты эти - звездные, праздничные. Звездный час в жизни художника - час особенный, тут как на исповеди выясняется смысл его творческих поисков, глубже осмысливается его место в искусстве. Мы очень рады, что сегодня при такой аудитории моих сверстников звездный час наступил для нашего земляка, незаслуженно забытого, народного артиста Петра Ивановича Кирюткина.

Все началось с небольшого письмеца от Петра Ивановича, адресованного ребятам нашей школы почти полвека назад, а точнее 13 декабря 1965 года, на которое мы обратили особое внимание в одном из альбомов в школьном краеведческом музее. (Приложение 1.)

Поставив перед собой цель: глубже исследовать жизнь и творчество Петра Ивановича Кирюткина, узнать подлинное его место рождения, наметили ряд первостепенных задач:

- очертить круг лиц, живущих в селе Кочелаево, знающих П.И.Кирюткина;

- найти близких родственников Петра Ивановича;

- учиться работать в архиве и применять эти знания и умения в исследовательской работе;

- внести изменения в графу «Место рождения» Петра Ивановича Кирюткина - село Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне - село Кочелаево Ковылкинского района Республики Мордовия);

- познакомиться с фильмами с участием Петра Ивановича;

- познакомиться с рецензиями на фильмы с его участием;

- обобщить собранный материал, создать презентацию «Маленькие» роли большого артиста» и ознакомить с ней учащихся школы - интерната;

- принять участие в муниципальном конкурсе творчества «Наследие»;

- создать фильмотеку с участием Петра Ивановича и организовать просмотр их согласно возрасту учащихся;

- выпустить методическое пособие для учителей и воспитателей о жизни и творчестве П.И.Кирюткина.

Задачи на перспективу:

- побывать на месте захоронения Петра Ивановича в Москве;

- наладить связь с актерами, работающими в фильмах с Петром Ивановичем;

- узнать, в каких спектаклях и какие роли играл артист в театре имени Ермоловой;

- Великая Отечественная война в жизни Петра Ивановича.

Актуальность данной темы очевидна: в первую очередь это духовное и патриотическое становление личности, во-вторых, возрождение интереса к искусству, сохранение традиций культуры, и конечно, приобщение к культурному и историческому наследию. Этой теме посвящена Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 209, а 30 декабря 2012 года Председатель правительства Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Целями госпрограммы заявлены «реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию».

«Достижение указанных целей предполагается посредством решения трёх задач: сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации; повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма; создание благоприятных условий устойчивого развития сферы культуры и туризма».2

Гипотеза: чем больше мы узнаем о Петре Ивановиче, тем больше убеждаемся о его сопричастности к отчему краю, своей малой родине.



  1. Основное содержание работы

II. 1.Общие сведения о П.И. Кирюткине

Работа эта нас очень увлекла, и сегодня я хочу познакомить вас тем материалом, который у нас имеется на сегодняшний день. Из электронных ресурсов нам удалось узнать, что он 1895 года рождения, актер, в 1924 году окончил студию Чехова в Москве, на сцене с 1929 года, работал в театре МОСПС (Московский театр профессиональных союзов), с 1935 года - актер театра имени Ермоловой. С 1950 по 1971 снимался в кино. Фильмы с его участием многожанровые: драма, мелодрама, военный. Всего снялся в 19 фильмах. Дата смерти 14 октября 1977 года, похоронен на Преображенском кладбище в Москве. Но обиднее всего за Петра Ивановича было то, что в графе «Место рождения» был проставлен прочерк. (Приложение 2)

Но, как вы понимаете, эта информация не может дать полного осмысления, как о творчестве актера, так и его гражданской позиции. Каким принципам придерживался Петр Иванович, став актером? Чем для него был театр? Ответ можно найти у Станиславского:

«Театр для актера - храм. Это его святилище!

Жизнь, честь - все принадлежит, бесспорно, сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков»3.

За годы творческой деятельности Петра Ивановича им создана красочная галерея разнохарактерных и высокохудожественных образов, каждый из которых актер пропускал через свою душу, полностью вживаясь и перевоплощаясь в создаваемую им роль. Богатый импровизационный потенциал позволил ему создать непохожие друг на друга человеческие характеры. Ему одинаково даются серьезные и комедийные роли. Судя по тем картинам, в которых он снимался, это был человек жизнелюбивый, умеющий дружить и ладить с людьми, его светлый взгляд на жизнь говорят о его богатстве, доброте, нравственной чистоте.

II.2. Путь актера в театральное искусство

В искусство, как известно, приходят разными путями. Своим путем пришел Петр Иванович в театральное искусство. Путь Петра Ивановича Кирюткина не назовешь особенным. Он был довольно прост, но эта простота объясняется исторической особенностью того времени. На рубеже 20-х годов Октябрьская революция породила новый мир, требующий новой культуры, нового искусства, новой талантливой молодежи. Но можем предположить и другую причину, она раскрывалась в глубокой внутренней артистичности, в добром и отзывчивом к тяжелой боли сердце, увлечение музыкой (хорошо играл на балалайке, это передалось, видимо, от отца). В истоках творческой судьбы Петра Ивановича можно отметить 4 года, проведенные в Москве в студии Чехова, где он научился некоторым приемам актерской профессии и увлекся на всю жизнь идеями К.С.Станиславского. «С 1929 по 1935годы работает в театре МОСПС, а с 1935 - актер театра имени Ермоловой (ныне Московский драматический театр). С 1950 по 1971 снимался в фильмах»4.

Без сомнения можем утверждать, что Петр Иванович был не только талантливым актером, но и скромным, отзывчивым, трудолюбивым, добрым - без этих качеств нельзя быть настоящим художником на сцене, ибо глаза актёра, его душу, сердце, чувства, идеалы ничем не загримируешь. Но творческий рост и будущий успех актера зависят не только от него самого, но и от тех людей, с которыми он будет работать, от той атмосферы, в которой будет протекать его творчество. В этом плане Петру Ивановичу удивительно повезло. Он снимался с такими прекрасными артистами, как: Сергей Бондарчук, Евгений Тихонов, Ирина Скобцева, Михаил Пуговкин, Николай Рыбников, Нина Румянцева, Нона Мордюкова, что по - доброму завидуешь такому счастью, только находиться рядом, не говоря уж о совместной работе с такими титанами советского кино.

II.3. Гражданская и художественная ценность ролей актера Кирюткина

Образы, созданные Петром Ивановичем Кирюткиным, за долгие годы творческой деятельности, всегда отличались одной необычайно важной чертой - они не оставляли зрителя безразличным, втягивали каждый раз в активную эстетическую работу души, пробуждали раздумья о жизни. Практически каждая роль, которую играл актер, имеет свою гражданскую и художественную ценность.

А теперь мне хотелось бы остановиться на некоторых ролях Петра Ивановича Кирюткина.

В фильме «Сережа», снятом в 1960 году режиссером Георгием Данелия, Петр Иванович сыграл роль колхозника в деревенском клубе. Эпизод, в котором Петр Иванович появляется на несколько минут, прост и понятен. В сельском клубе собрались труженики совхоза «Ясный берег» для просмотра документального фильма «Новости дня», рассказывающего об их достигнутых результатах и высоких показателях в животноводстве. Всего одна реплика Петра Ивановича: «Тише вы, сейчас про нас будет»! В который раз просят колхозники киномеханика прокрутить пленку, чтобы с большого экрана увидеть своих односельчан, возгордиться теми, кто за свою неустанную работу был удостоен звания героя Социалистического труда. (Приложение 3)

О чем думал тогда наш земляк? Уж не о Кочелаевском ли клубе, где, наверняка, еще мальчишкой частенько бывал, как и его сверстник, писатель Иван Андреевич Янюшкин. В романе «Одоление» он с нескрываемой тоской рассказывает о старом здании клуба - храме Культуры. « Многое хранит в своей деревянной памяти это скрипучее, вконец обветшалое крыльцо бывшего волостного правления, в начале двадцатых годов переделанного в клуб. С него, с клубного крыльца, в годы моего детства сельские витии «жгли глаголом» сердца собиравшихся на сходы сельчан, полотнищами кумачовых знамен цвело оно в октябрьские и майские праздники. По этим ступеням мое поколение кочелаевской ребятни шагало из детства в юность, а ютившаяся под одной крышей с клубом библиотека с тесным читальным зальчиком была для нас храмом, светлым и завораживающим. С волнением в душе каждый раз выходили мы - самодеятельные артисты - на клубную сцену. А когда в постановке были заняты другие, сопереживали вместе с ними, волновались за них: «А вдруг сорвутся, а вдруг провалятся».

Каждую субботу у кочелаевской ребятни бывал праздник из праздников - приезжал киномеханик из района. Пятачок или гривенник родители давали не часто, а кино манило, завораживало, заставляло забывать любые радости и огорчения. Все помыслы бывали подчинены одному - любой ценой проникнуть в клубный зал, приткнуться в уголке, сесть на полу в проходе, напроситься в помощники к киномеханику крутить рукоятку динамо. До пота, до ломоты в спине, бывало, крутишь ту рукоятку, стараясь одновременно не пропустить ни одного кадра на экране. Разговора потом о фильме на улице, в школе хватало на неделю. Кочелаевский клуб для юности моего поколения был не только местом отдыха, а своего рода университетом, сельским университетом»5.

(Приложение 4)

Возможно, тогда в душе юного Петруши появилась мечта - стать артистом, чтобы через десяток лет выйти на сельскую клубную сцену в роли профессионального артиста. И этой мечте суждено было сбыться. До сих пор помнят старожилы, как мастерски он играл на балалайке, пел задиристые частушки, чувствуя при этом душевное удовлетворение в том, что он во многом обязан этому селу, откуда пошел род Кирюткиных, этому краю мокшанских лугов и сосновых лесов.

В фильме «Отчий дом» наш земляк играет роль хозяйственника, заведующего колхозными делами, верный помощник председателя, которому дорог каждый рубль из колхозной казны. Близко к сердцу принимает нерадивость городских строителей, приехавших в село для возведения коровника, не соглашается на выделение пяти тысяч рублей для покупки бычка, ибо знает, что эти деньги предназначены для других целей. «Плюшкин»!- говорит о нем один из бригадиров. С другой стороны, переживает по поводу того, что других мастеров в селе нет. (Приложение 5)

О строительстве на селе хочется сказать больше. Видимо, тогда по всей стране этому уделялось особое внимание. Писатель И.А.Янюшкин в книге «Одоление» так рассказывает о строительстве в Кочелаеве: «Строят в Кочелаеве много. Только за последние три года в строительство вложено около двух с половиной миллионов рублей. Помню, как гордились мои земляки, как я сам за них радовался, когда узнал, что кочелаевский колхоз стал первым колхозом-миллионером в районе. А вот теперь он ежегодно почти по стольку вкладывает в строительство…»6Знал об успехах своих земляков и Петр Иванович, потому как бывал частым гостем в селе у своих родственников. Вот и в фильме «Отчий дом» на предложение председателя развернуть строительство для колхозников он говорит с сожалением: «Такое строительство по силе только богатым колхозам». Не разделяет он предложение председателя отдать только что построенное здание правления колхоза молодоженам, но спустя несколько времени уже на свадьбе убеждается в правильности решения председателя. «Светлая ты голова»! - говорит ему, видя радостные лица молодых. В фильме воспевается сельская природа (речка чистая, малина, грибы, березки). Фильм «Отчий дом» снимался под Краснодаром, но природа края при просмотре очень созвучна с нашей средней полосой России. Думается, Петр Иванович не раз вспоминал свои родные места, любимую с детства речку Мокшу. Сравнивая пейзаж в фильме и романе И.А.Янюшкина «Одоление», замечаешь удивительное сходство: «Река то ластится к одному берегу поймы, то к другому, то делает такие замысловатые петли и завороты, что, кажется, сейчас упрешься в берег и дальше плыть некуда. Но, зная, что этого не может быть, почти за каждым поворотом открываем для себя что-то новое. То трогательной прелести рощицу, то широкий плес, то тихий с темно-бедовой водой омут, то нарядное приречное селеньице с деревянными лодочками на приколе чуть не перед каждой избой»7. Любят по-настоящему свою деревеньку местные жители. «Я бы в другом месте, наверное, с тоски умерла»!- так душевно отзывается одна из героинь фильма. «Отчий дом» - из тех картин, которую можно смотреть не один раз и проникаться людскими отношениями, счастьем от родного очага.

В сериале «Герой нашего времени», снятого режиссером и сценаристом Станиславом Ростоцким в 1965 году по роману М.Ю.Лермонтова, Петр Иванович в главе «Тамань» сыграл роль десятника, в обязанности которого входило расквартирование приезжих чиновников. Лицо его мы четко не видим, так как главный герой прибыл в этот «скверный городишко» почти ночью. Не найдя свободного места, Печорин начал сердиться: «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» В ответ слышим хорошо знакомую по наречию речь десятника: «Есть еще одна фатера, только вашему благородию не понравится; там нечисто!» Чего же так боится десятник, что, указав на домишко, который стоял на краю берега моря, опрометью бросился с козел повозки. А объяснение мы находим чуть дальше. Войдя в хату, Печорин не увидел на стене ни одного образа, что считалось у православных крестьян дурным знаком. Следовательно, десятник был человеком глубоко религиозным и богобоязненным. Был ли сам Петр Иванович человеком верующим, теперь остается только догадываться. Именно здесь, в храме во имя иконы Казанской Божьей Матери, во имя всех святых и Чудотворца Николая, или как его называли в народе, Императорский Николаевский, был крещен Петр. В метрической книге церкви села Кочелаева за 1895 год священником Петром Архангельским было записано: «У Ивана Иванова Кирюткина и его законной жены Акилины Степановы, оба православные, 11января родился сын».8 (Приложение 6)

О ней, красавице нашей пятиглавой, рассказывает в своем романе наш земляк писатель Иван Андреевич Янюшкин: «А церковь и впрямь была на загляденье: о пяти главах на два прихода. Ее пронзительно строгая, высоченная звонница, с какой бы стороны ни подъезжал к Кочелаеву, виднелась издалека. Сначала над подступавшими к околицам села полями обозначался золоченый крест, затем серебристый шпиль, а уж потом зеленые купола пятиглавия. Редкой красоты и соразмерности, церковь была построена по проекту какого-то знаменитого русского архитектора. (Приложение 7)

Далеко разносился окрест, как бы заявляя о своей важности и значимости, зычный голос большого колокола звонницы, весившего четыреста с лишним пудов. То ли в самом деле так было, то ли выдумка, но из поколения в поколение рассказывали, что когда колокол «всем миром» (на себе) доставляли для новой церкви, то полозья саней (дело было летом) обугливались, и их то и дело обливали водой. А еще до сих пор бытует и такая легенда. Будто когда поднимали тот колокол на звонницу, а он возьми и на полпути и «зависни». То ли люди из сил выбились, то ли на каком-нибудь из блоков веревку заело. Одним словом, тянут-потянут люди за веревки, а колокол ни с места. Тогда озорник подрядчик возьми да крикни: «Пусть снохачи в сторону отойдут, иначе колокол не поднять, а им на том свете в котле со смолой кипеть!» И нашлись такие, выдали себя - отошли. Сыновья тех двух чудаков сразу же от них в отдел ушли, а их самих до самой смерти так снохачами и дразнили, а третий куда-то вскоре от стыда сгинул и в село не вернулся.

До сих пор помнят старожилы устрашавшую детскую душу картину страшного суда и ада, пугавшую своей «всевидящностью» ликов святых. Особенно потрясло «Избиение младенцев в Вифлиеме», где бородатые воины вонзали острия широких мечей в беззащитные тельца младенцев. Кровь художник-богомаз исхитрился нарисовать так, что она казалась живой. За жизнь мне довелось побывать во многих церквах и храмах - от скромных сельских до кафедральных соборов, перевидеть немало церковных интерьеров, росписей, но ни одну из них по силе воздействия я так и не мог предпочесть «Избиению младенцев в Вифлиеме» нашей сельской церкви»9. (Приложение 8)

В фильме «Дорогой мой человек» роль деда Мефодия драматична. В первом эпизоде, где мы встречаемся с Петром Ивановичем, он показан хозяином дома, на котором лежит ответственность за судьбу своих внуков - Вари и Жени. Его сын - капитан корабля принимает участие в боевых сражениях в Испании, тогда как здесь внук к своим прямым обязанностям (постигать азы медицины) относится халатно. Поэтому так неодобрительно смотрит дед Мефодий на танцующего Женьку.

С другой стороны как мастерски он играет роль отца на пирсе, куда пришел встретить своего сына Родиона Мефодьевича, служившего сначала на легендарном корабле «Аврора» рядовым матросом, а теперь в звании адмирала с честью покидает место службы. Гордится отец своим сыном и поэтому так горько осознавать, что где-то не углядел, прозевал Женьку, оттого он вырос таким гадким. Не уберег фамильную честь. Поэтому, молча, сносит обиду от внука, для которого нет места деду за обеденным столом в гостиной, покорно обосновавшись в уголке на кухне. (Приложение 9, Видеоролик из фильма)

Про то, как надо беречь фамильную честь, Петр Иванович знал не понаслышке. «В селе, где каждый знает друг друга с детства и до седых волос, фамильная честь ценится высоко, как моральное наследство, передается из поколения в поколение. И плохо тому, кто ей не дорожит, кто ее теряет. До третьего, четвертого поколения помнят в селе и передают друг о друге: «У него и дед-то был непутевый, хорошим быть не в кого», или: «У нее и бабка росомаха росомахой на улице считалась, доброго хлеба не могла испечь». И наоборот: «Уж такой парень, такой парень, весь в деда», или: «Такую девку в семью взять - находка. Хоть мать, хоть бабка, и умом, и добрым нравом славилась»10 Винит себя за сына и Родион Мефодьевич, упустил парня, не понял человек, для чего живет на свете.

А теперь не менее важное. «Этот фильм и об отношениях между людьми, и о любви, и немного о войне, и, самое главное - о личности. Я считаю, что он обязателен к просмотру всему современному поколению. Советское кино не может устареть, особенно потому, что оно несет такие правильные вещи. Сейчас таких, как Владимир Устименко, единицы. Где идеи людей, где нравственность, где цели, где истинное счастье? Где та одна-единственная любовь и единственное дело, для чего мы живем? Именно на таких картинах современная молодежь должна учиться думать и воспитывать в себе личность. Если фильм снят давно, это не значит, что он плохой, устаревший и скучный. Может, он уже не «в моде», но его ценности это не умаляет. Смотрите такое кино, как «Дорогой мой человек», помните историю, цените вечное»11.

Что касается фамильной чести рода Кирюткиных? С радостью можем сообщить, что его внук Виктор Ефимович Кирюткин, окончивший Кочелаевскую среднюю школу в 1967 году, ныне проживающий в Севастополе в Украине, обладая прекрасными артистическими способностями и голосом, является солистом Ансамбля песни и пляски Черноморского Флота, а с 1992 года - солист Театра песни «Подворье». (Приложение 10-11)

Еще хотелось бы остановиться на одном фильме режиссера Ю.Чулюкина с участием Петра Ивановича, это комедия «Девчата». (Приложение 12)

«Картина имела огромный успех и по сей день остается в числе лучших комедий советского кино. Фильм снимался на Северном Урале в 45-градусный мороз. Съемки фильма проходили на делянке, операторы держали камеры под полушубками, иначе могли отказать моторы, а обед, который привозили в термосах, пока разливали по мискам, быстро превращался в лед»12. Петр Иванович в этом фильме мастерски сыграл роль мастера Чуркина. Предлагаем посмотреть небольшой фрагмент из этого фильма. (Приложение - Видеоролик из фильма)

  1. Выводы и рекомендации

Невозможно забыть старые киноленты, добрые и поучительные, смешные и грустные, немного наивные, но, обладающие неимоверной притягательной силой и приносящие нам радость от каждого просмотра. Современные технологии позволяют отреставрировать и сохранить на неопределенное время эти кинодокументы эпохи. Но есть еще одно, что позволяет сохранить советское искусство - это наша память, память о тех людях, кто все это создавал, о режиссерах, сценаристах, композиторах, операторах, художниках и, конечно, актерах. Ведь успех фильма или спектакля во многом зависит от игры исполнителя роли, а хорошая игра поднимает настроение зрителю. В советском кино была целая армия замечательных, выдающихся, и, главное, талантливых актеров, которых невозможно забыть. Но были и те, которые ушли в «тень киноистории», сыграв одну - две заметных роли, актеры - эпизодники, театральные актеры, мало снимавшиеся в кино, а были и такие, которые всю жизнь преданно играли одну единственную роль. Все они - великолепные мастера своего дела, и жизнь, прожитая ими, не бесцельно потрачена!

Актерская деятельность Петра Ивановича тесно переплетается с изучением в школе произведений русской литературы. С участием Петра Ивановича можно посмотреть экранизацию фильмов по произведениям М.Шолохова «Тихий Дон», Л.Н.Толстого «Война и мир», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», (Приложения 12-15), М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» глава «Тамань», «Журавушка», снятого по произведению Михаила Алексеева «Хлеб - имя существительное».

С чувством исполненного долга перед своим земляком, в дань благодарности за его творчество, мы сегодня можем ответственно заявить о точном месте рождения Петра Ивановича Кирюткина - село Кочелаево Ковылкинского района Республики Мордовия, сделать поправки в количестве снятых с его участием фильмах (вместо 19 - 42). Радость переполняет наши сердца, осознавая, на какой благодатной земле мы живем: Ф.В.Сычков, Н.М.Трушкин, прославившие свою малую родину в картинах, И.А.Янюшкин, Е.Н.Муличева, В.А.Ващалкин - в произведениях литературы, а теперь и Петр Иванович Кирюткин - в искусстве кино. Хочется верить, прожив большую наполненную творчеством жизнь, наш земляк оставался верным отчему краю до последнего вдоха. Как часто приходилось ему повторять:

Я, Кочелаево, твой сын,

Твоя травинка, твой росточек.

Ты дорого мне от мокшанских льдин

И до осенних придорожных кочек…

Я жил в Москве, в Крыму встречал рассветы,

По азиатскому любовался краю,

Но, где бы ни был, честно говорю:

«Милее Кочелаева не знаю»!

Мы не подводим окончательного вывода в нашей работе, потому что предстоит еще многое сделать, чтобы о нашем земляке народном артисте Петре Ивановиче Кирюткине знали не только в нашем районе, но и по всей республике Мордовии, гордились своим земляком. А ребята на уроках литературы при анализе литературных произведений могли бы более подробно остановиться на эпизодах с участием Петра Ивановича Кирюткина.

Список литературы

  1. Актеры советского кино - kino-sozvezdie.narod.ru/actors.html

КИРЮТКИН Петр Иванович

  1. Иван Янюшкин роман «Одоление» Саранск. Мордовское книжное издательство 1983

  2. Кирюткин Петр Иванович - Киносозвездие - авторский проект Сергея...

kinosozvezdie.ru/actors/kiryutkin/k...

  1. Петр Кирюткин - my-hit.ru/star/167684 Знаменитости » Петр Кирюткин - 28 - 29 - 30 - 31 - / Фотографии / Обои / Награды / Новости - Жанры: Мелодрама, Драма, Военный. Фильмов с участием: 6 - Первый фильм: Дело было в Пенькове (1957)

  2. Петр Кирюткин краткая биография и фильмография онлайн. КиноФильмы...

kinofilms.tv/person/petr-kiryutkin/

  1. Станиславский К.С. «О работе актера над ролью». Собр. Соч. том 4. Москва, «Искусство». 1957

  2. Фильмы:

1974 Кыш и Двапортфеля :: продавец птиц
1971, 1973 Тени исчезают в полдень :: дед
1971 Смертный враг :: дедушка Филипп
1969 Преступление и наказание :: мещанин
1968 Первая девушка :: эпизод
1968 Ошибка Оноре де Бальзака :: дядя Опанас
1968 Журавушка :: бородатый старик в суде
1968 Встречи на рассвете :: колхозник
1968 Братья Карамазовы :: батюшка
1967 Война и мир :: дворник
1965 Герой нашего времени
1964 Сказка о Мальчише-Кибальчише :: дед
1964 Вызываем огонь на себя :: Матвей
1963 Коротко лето в горах :: Егорычев
1963 Большие и маленькие :: эпизод
1962 Суд :: мужчина на судебном заседании
1962 Коллеги :: работник больницы
1962 Большая дорога | Velká cesta (СССР, ЧССР) :: Ерофеев
1961 Чистое небо :: эпизод
1961 Девчата :: мастер Чуркин
1961 Битва в пути :: старый рабочий
1961 Академик из Аскании :: эпизод
1960, 1961 Воскресение :: Тихон-лакей
1960 Серёжа :: колхозник в клубе
1960 Рыжик :: кондуктор
1960 Первое свидание :: общественник
1960 Мичман Панин :: любопытный в трактире
1960 Девичья весна :: Петр Кузьмич
1959 Отчий дом :: Трофим Мокеич
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва :: проводник
1959 Баллада о солдате :: попутчик Алеши
1958 Дорогой мой человек :: дед Мефодий Лукич Степанов
1958 Ветер :: красноармеец с повязкой на глазу
1957-1958 Тихий Дон :: хозяин хаты,
1957 Дело было в Пенькове :: бригадир
1956, 1957 Саша вступает в жизнь :: Евлампий Ногин
1955 Первый эшелон :: работник совхоза
1955 Крушение эмирата :: агроном
1954 Мы с вами где-то встречались... :: пассажир
1953 Возвращение Василия Бортникова :: бухгалтер
1953 Вихри враждебные :: солдат
1950 Кавалер Золотой Звезды :: Прохор Ненашев

1 Станиславский К.С. «О работе актера над ролью». Собр. соч. том 4. Москва, «Искусство». 1957

2 Концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)»

3Станиславский К.С. «О работе актера над ролью». Собр. соч. том 4. Москва, «Искусство». 1957

4 Актеры советского кино КИРЮТКИН Петр Иванович -kino-sozvezdie.narod.ru/actors.html

5Иван Янюшкин роман «Одоление» Саранск. Мордовское книжное издательство 1983

6Иван Янюшкин роман «Одоление» Саранск. Мордовское книжное издательство 1983

7Иван Янюшкин роман «Одоление» Саранск. Мордовское книжное издательство 1983

8Центральный Государственный Архив Республики Мордовия

9Иван Янюшкин роман «Одоление» Саранск. Мордовское книжное издательство 1983

10Там же

11Рецензии на фильмы с участием П.И.Кирюткина. Петр Кирюткин краткая биография и фильмография онлайн. КиноФильмы... - kinofilms.tv/person/petr-kiryutkin/

12Кирюткин Петр Иванович - Киносозвездие - авторский проект Сергея... - kinosozvezdie.ru/actors/kiryutkin/k...

© 2010-2022