Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3






КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года


Номинация конкурса: «Лучшая методическая разработка урока»

Автор урока:

учитель русского языка и литературы

Земцова Галина Сергеевна.



г. УРЮПИНСК

2009 г.

ТЕМА: Картины природы в лирической прозе М. Пришвина «Времена года».

Цели: На основе миниатюрных зарисовок «Времена года» М. Пришвина учить детей видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны; по его миниатюрам из цикла «Весна» с помощью живописи и музыки помочь детям увидеть и почувствовать особенности в окружающей весенней природе.

Развивать навыки выразительного аналитического чтения учащихся, умения наблюдать за языком произведения, находить художественные средства языка.

Воспитывать чувствование окружающей природы, способность наслаждаться ее красотой и бережное отношение к ней.

Оборудование: видеослайды репродукций картин Левитана «Март»,

Бакшеева «Голубая весна», портрет М. Пришвина, компакт диски с записью музыки Вивальди « Весна», П.И. Чайковского « Времена года», запись птичьих голосов. У учащихся приготовлены краски, кисть, бумага.

Ход урока:


Эпиграф:

Если бы природа могла чувствовать благодарность

человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь

и воспел ее красоту, то прежде всего

эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

К. Паустовский.

Слово учителя, подготовка учащихся к восприятию темы.

Ребята, я предлагаю послушать музыку. Музыка всегда сближает людей. Разных по возрасту, разных по национальности. Скажите, как вы думаете, о каком времени года эта музыка? (О Весне).

Сегодня вы познакомитесь с необычным произведением: в нем нет захватывающего сюжета, нет главных и второстепенных героев, ярких событий. Оно написано так, словно писатель, охваченный волнением от встречи с чудом, остановился завороженный, и, взяв в руку карандаш, боясь, что этого никогда не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение из жизни природы, где можно увидеть не просто Весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека. И это необходимо и для взрослых, и для вас. Мне очень хочется, чтобы вы научились наслаждаться природой, беречь ее.

Итак, тема нашего урока: Картины природы в лирической прозе М. Пришвина «Времена года».

Запишите ее в тетради.

Далеко не каждому своему почитателю природа раскрывает свои тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим талантом людям -

таким, каким был М. Пришвин. Неслучайно эпиграфом к уроку я взяла слова Паустовского...

А вот перед нами репродукция скульптуры самого Пришвина.( приложение № 1)

?Каким вы видите этого писателя? ( Работа с портретом).

Эта скульптура выполнена из дерева. Он сидит на пне. В руке трость и записная книга, куда он записывал свои наблюдения. ( учащиеся делятся своими наблюдениями).

За свою большую жизнь М.Пришвин вдоль и поперек исколесил родной край, осмотрел необозримые просторы земли русской. Он исходил и изъездил и дебри Уссурийского края, и пески Казахстана и великую Волгу, и древнюю Оку, и могучий Енисей. Его творчество явилось естественным результатом «творческого поведения» всей его личности.

Итак, сегодня на уроке мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны, а также уметь образно, красиво говорить о ней. И в течение урока эти вопросы должны быть для вас в центре внимания (вопросы проектируются на доску)

-О рождении какого звука говорит автор?

-К кому обращается Пришвин в миниатюре «Неведомому другу»?

-Какой период весны описан в миниатюре «Голубые тени»?

-Какое время года изображено?

-Почему берёзка не давала сока в теплые весенние дни?

-Какие краски используют художники?

?Ответьте мне на вопрос:

Тема нашего урока «Картины...» А что мы называем картинами?

(То, что изображено кистью и красками).

Увидеть всегда проще, я предлагаю посмотреть на репродукции картин

(приложение № 2)

? Какое время года изображено?

? Какие краски используют художники?

? А поэтические картины - что такое?

(Это то, что изображено с помощью слова. Такие картины в миниатюрах Пришвина).

А теперь давайте обратимся к поэтической картине весны в прозе М. Пришвина «Времена года».

Сегодня мы будем рассматривать, читать, анализировать миниатюры, которые вошли в главу «Весна».

Для того, чтобы вы смогли увидеть то неповторимое в природе, что бывает только весной.

Перечислите миниатюры (стр. 159 - 160).

Давайте прочитаем первую из них «Голубые тени».( читает учитель)

Работа по вопросам.

? Какой период весны описан в этой миниатюре? (самое начало) (март).

? Как природа это чувствует?

? Почему миниатюра называется «Голубые тени»?

А теперь вторая миниатюра.

«Рождение звука». Посмотрим, о каком звуке идет речь. ( Читает заранее подготовленный ученик)

Аналитическая беседа по содержанию миниатюры.

? Какой месяц описывает автор? (Март).

? Почему вы так решили?

? Какая из репродукций близка по своему содержанию этой миниатюре? («Март» Левитана) (дороги рыжие, как и на картине).

? О рождении какого звука говорит автор, почему? (о капели).

Знаете, ребята, состояние природы можно запечатлеть не только посредством кисти и краски или словом, но и с помощью музыкальных инструментов.

У известного русского композитора П.И.Чайковского тоже, как и у Пришвина, есть «Времена года», только это музыкальные миниатюры.

Предлагаю вам послушать одну из них «Март».

? Какие музыкальные инструменты вы слышите?

? Что напоминает вам музыка? (капель).

Чайковский, как и Пришвин, показывает нам рождение этого весеннего звука, только в музыке, с помощью музыкальных инструментов.

Я думаю, музыка Чайковского вам поможет изобразить одной краской миниатюру Пришвина (учащиеся работают с красками, изображают одной краской миниатюру « Март». Затем обсуждение работ, ребята объясняют свой выбор.)

Чтение «Березовый сок».

? Какой месяц? (апрель)

? Почему береза не давала сок?

И последняя миниатюра «Неведомому другу».

Я прерываю чтение и хочу подарить вам радость, которую я

собрала в лесу (Прослушивание птичьих голосов на компакт диске).

О чем говорят птичьи песни, что провозглашают?

Работа с миниатюрой. «Неведомому другу»

? Какой месяц описывается здесь?

? Что чувствует автор?

? Как он относится к окружающему?

? К кому по-вашему он обращается?

-Еще раз прочитаем последний абзац.

? К чему призывает автор?

Пришвин сказал: «Я у себя дома начал встречать небывалое и отличать как нового и желанного гостя».

? Можно ли доказать справедливость этих слов, прочитав миниатюры?

Да, как гостя. Пришвин очеловечивает природу.

-Как называется прием оживления, очеловечивания природы? (олицетворение).

-Покажите, как им пользуется писатель. ( Работа с художественными средствами).

Найдите олицетворения в тексте.

«Голубые тени» - каждый кустик глядится, видит себя

А теперь вы найдите.

«Рождение звука лес встает, веточки выпрыгивают

«Березовый сок березка знала

Неведомому другу дятел устал, присел отдохнуть

(Запись в тетради)

Да, у Пришвина можно научиться не только любить природу, но и умению говорить о ней. «Слова у Пришвина цветут, сверкают, они то шелестят как травы, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобным течению звезд» - так сказал о писателе К. Паустовский.

Именно художественные средства языка помогают создать поэтические картины.

Какие художественные средства вы знаете?

Эпитеты - что это

олицетворения - ?

сравнения - ?

Работа в группах по заданию.

А теперь поработаем по группам.

Учащиеся 1 - ой группы находят эпитеты и записывают их.

Учащиеся 2- ой группы находят сравнения.

Учащиеся 3- й группы придумывают эпитеты к словам:

тишина

утро

сравнения:

лучи солнца, как; роса, как , ., (приложение № 3)

-Я думаю, справились с заданием, т.к. образец есть.

А теперь подведем итоги нашего разговора.

-Каким чувством проникнуты миниатюры Пришвина.

-Удалось нам сегодня услышать природу, проникнуть в ее тайны?

Да, «Времена года» Пришвина - это гимн природе, проникнутой чувством восторга писателя перед каждым трепетным ее движением. Главное оружие - нежное восторженное чувство любви к ней.

Кто активнее других работал на уроке?

Закончится сегодняшний урок, школьный день, вы выйдете на улицу, посмотрите на небо, на деревья, прислушаетесь к звукам весны, уже начинает петь птички, уже начинает пробиваться травка, новая жизнь.

Вспомните наш разговор, и я думаю, с удовольствием выполните домашнее задание, которое я вам предлагаю.

Домашнее задание. Подобрать к сегодняшнему дню эпитеты, олицетворения, сравнения и написать небольшой рассказ.

Для самостоятельного чтения миниатюры из цикла «Лето» стр. 160 - 162.





Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года

Приложение №1 Портрет М. Пришвина.



Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года

Приложение №2



Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года

В. Бакшеев «Голубая весна»


Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года

И. И. Левитан «Март».






Приложение №3

Задание № 1 по миниатюрам Пришвина из цикла "Весна"

Выпишите эпитеты

Задание №2 по миниатюрам Пришвина из цикла "Весна"

Выпишите сравнения

Задание №3 по миниатюрам Пришвина из цикла "Весна' Подберите и запишите эпитеты к словам:

тишина

утро,

сравнения к словам:

лучи солнца, как...

снег, как...


Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года

Урок Картины природы в лирической прозе М. Пришвина Времена года


Тезисы работы.


Урок литературы «Картины природы в лирической прозе М.Пришвина «Времена года» проходит в системе уроков, посвященных изучению природы в творчестве русских писателей, поэтов (Н.Рубцов, К.Паустовский и др.).

Интегрированная основа урока позволяет объединить в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам: литература, музыка, изобразительное искусство. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства, музыки в их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова.

Выбор методов урока обусловлен характером учебного материала, уровнем развития учащихся, степенью их способности усвоить данный материал. На уроке используются следующие методы:

- репродуктивный, стимулирующий мыслительную деятельность учащихся на основе проблемного изложения материала.

- метод творческого чтения, направленный на развитие образного художественного мышления.

- исследовательский метод, способствующий самостоятельному поиску, развитию умения анализа произведений литературы, музыки, живописи.

- эвристический метод, проявляющийся в форме беседы, заданий для самостоятельной работы.

В содержании урока используется технология развития творческой деятельности учащихся, которая реализуется на основе активизации основных компонентов творчества: эмоций, воображения, образного мышления.

Мыслительная поисковая деятельность учащихся стимулируется на уроке различными средствами и приемами: творческие задания, аналитическое чтение, эвристическая беседа, групповая работа. В процессе деятельности учащиеся идут к самостоятельному поиску и решению учебной задачи.

Форма учебной работы классно-урочная.

© 2010-2022