Открытый урок наполним музыкой сердца

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердцаОткрытый урок наполним музыкой сердца«Наполним музыкой сердца»

(по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»)


Слово и действие становится высоко значимым,

когда музыка берёт их на свои крылья.

Тип урока: интегрированный, с элементами творчества.

Цель: овладев возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создавать условия для создания собственного текста, представления своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Задачи:

Предметные:

  • Познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве Э.Гофмана, П.И.Чайковского,

  • ценностно - ориентационная сфера: формировать собственное отношение к фактам биографии Э. Гофмана, П.И.Чайковского; приобщать к духовно - нравственным образцам мировой литературы и русской музыки;

  • коммуникативная сфера: создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного; уметь оценивать выразительное чтение одноклассников, строить устный ответ, используя алгоритм; владеть навыками выразительного чтения и актёрского мастерства; давать ответы на вопросы.

  • эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно - выразительных средств языка в произведении, проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в различных справочниках, ресурсах Интернета

  • регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Технология развивающего деятельностного обучения

  • Методы и формы обучения: индивидуальная (рисунки и их представление), прием "Составление кластера», подводящий и побуждающий диалог, элементы проектной деятельности

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1 слайд (видео: рождественские открытки под музыку П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» танец Феи Драже). Учитель рассказывает стихотворение:

- Тихо-тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном.

То она метелью кружит,

То вдруг рыбкой проплывёт.

То в волшебную страну

За собою позовёт.

- Ребята, пойдемте со мной (подходят к ёлке и украшают её), есть ли у вас ощущение, что мы постепенно входим в сказку?

- Что нам помогает почувствовать, что мы оказываемся там?

- Как вы думаете, почему мы сегодня украшаем ёлку?

- А почему именно эта музыка звучит? ( Она передаёт ощущение волшебного рождественского праздника, удивительная музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», премьера, которого состоялась в 1892г. в Мариинском театре Санкт-Петербурга 8 (18) декабря.

Познавательные УУД:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

- Посмотрите на тему урока, перед вами строки Ю. Визбора-поэта, исполнителя собственных песен, «Наполним музыкой сердца»

- Как вы думаете, какие у нас будут задачи? Если трудно, посмотрите эпиграф к уроку (чтение вслух учеником)

- Какой у вас возникает вопрос?

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

ТОУУ

IV. Мотивирующий ввод в тему урока.

Дети задают вопросы, которые становятся учебной целью:

- как это «наполнить музыкой сердце»?

- почему необходимо «наполнить музыкой сердце» ?

- запишите тему урока и эпиграф.

- Скажите, что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы которые вы поставили?

Мнения учеников будут учебными задачами:

- Вспомним, что мы знаем о Гофмане и о сказке «Щелкунчик и Мышиный король»

- Выполнить анализ сказки

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Построение кластера на доске

- Какое слово в теме урока главное? («музыкой»), а кто занимается музыкой?

Музыкант

писатель

художник

композиторо

- Какая информация в биографии Гофмана связана с этим словом? (заполняем кластер)

- Какой вопрос возник у вас, глядя на ту схему, которая у нас получилась? (Кого еще можно назвать музыкантом?)

Регулятивные УУД:

2. Формулировать проблему урока.

Коммуникативные УУД:

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, предполагается

выбор учащим метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств

VI. Открытие новых знаний.

1.Анализ образов главных героев, через их речь и отношение друг к другу.

- Обратимся к сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Кто в сказке отличается от других и чем? (Мари, крёстный Дроссельмейер, Щелкунчик)

- Посмотрим, как они обращаются друг к другу? (анализ лексики)

- Что вы наблюдаете? (Мари - добрая, тактичная, добросердечная, жалостливая; Щелкунчик - благородный, внимательный, добросердечный, вежливый. Они похожи.)

- Так кого ещё можно назвать «музыкантом»? (добросердечных людей, которые «правят светлым царством»)

- Это одна из идей сказки, запишем её в схему.

Работа с кластером.

2.Анализ композиции сказки

- Посмотрите на экран, что вы наблюдаете?

  • Ёлка Реальность

  • Подарки

  • Любимец

  • Чудеса

  • Битва

  • Болезнь

  • Сказка о твёрдом орехе

  • Дядя и племянник

  • Кукольное царство

  • Столица

  • Заключение

(Это композиция - построение художественного произведения)

- Проведите работу в парах, обсудите, где происходит действие каждой из глав: в реальности или в сказочном мире?

- Что у вас получилось? (Сначала чередуется сказка и реальность, затем всё настолько сливается, что грань между ними становится не заметной)

- Как вы думаете, почему композиция сказки такая? (только если ты умеешь видеть то, что скрыто, ты «музыкант»)

- Это еще одна основная мысль сказки, запишем её в схему.

Работа с кластером.


Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию из разных источников (несплошной текст), преобразовывать ее из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


VII. Первичное закрепление знаний, развитие учебно­языковых умений.

- Ребята, посмотрите на нашу схему. Кого же можно назвать «музыкантом»?

Добросердечные люди, которые правят «светлым царством»

Люди, которые умеют видеть то, что скрыто

писатель

художник

композиторМузыкант

рн











- Кого же ещё можно назвать «музыкантом»? (учёные)


Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VIII. Творческое закрепление знаний

- Посмотрите на слайд вы видите выдающихся людей своего времени: П.И.Чайковского-композитора, Э.Т.А. Гофмана-писателя, М.Петипа-хореографа. Какой вид искусства получится при союзе этих профессий? (балет)

- Как вы думаете, что такое балет?

- Одним из условий удачной постановки балета являются декорации и костюмы. Дома вы попробовали себя в роли художника-декоратора, художника-костюмера. Удалось ли вам почувствовать себя «музыкантами».

Дети представляют свои работы

Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

IX. Включение в систему знаний и повторение

Заочная экскурсия в Мариинский театр.

-Театр уж полон ложи блещут,

Партер и ложе всё кипит.

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Просмотр начала балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» в постановке Мариинского театра

- Понравилось вам, ребята, в театре?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

X. Рефлексия

- Сегодня на уроке, мы попробовали почувствовать кто такой настоящий «музыкант».

- Что оказалось неожиданным на уроке?

- Что было самым трудным? Чей ответ вам понравился больше всего, почему?

- Так как это «наполнить музыкой сердце»? (быть добросердечным, чувствовать красоту, уметь видеть то, что скрыто, но важно для понимания мира)

- Почему необходимо «наполнить музыкой сердце»? (учащиеся предположили - чтобы быть счастливым)

X.I. Домашнее задание

- Найти названия музыкальных произведении, написанные на основе сказок (укажите авторов).






© 2010-2022