М. Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотический пафос стихотворения

Данная работа представляет конспект второго урока по теме "Михаил Юрьевич Лермонтов "Бородино". Используя метапредметные связи, на данном уроке обучающиеся в результате смыслового и языкового анализа лирического произведения увидят патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова. В результате занятия обучающиеся смогут сопоставить поэтический текст с другими видами искусства, отражающими Бородинское сражение, и увидеть особенности словесного выражения мыслей и чувств поэта. Конспект урока раз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Управление образования администрации г. Орла

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина г. Орла


302009, Орловская область,

г. Орел, ул. Л.Толстого,6 тел./факс (04862)46-68-73

ИНН/КПП 5751018106/575101001 [email protected]



Новикова Нина Александровна,

учитель русского языка и литературы


Цикл уроков литературы по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино»




Данная работа представляет конспект второго урока по теме «Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино». Используя метапредметные связи, на данном уроке обучающиеся в результате смыслового и языкового анализа лирического произведения увидят патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова. В результате занятия обучающиеся смогут сопоставить поэтический тест с другими видами искусства, отражающими Бородинское сражение, и увидеть особенности словесного выражения мыслей и чувств поэта.

Материал может быть использован при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 5 классе.

Учебник по литературе под редакцией

В.Я. Коровиной с фонохрестоматией на СД

Продолжительность урока - 45 минут












Орел-2015

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

Цель урока: раскрыть патриотический пафос и художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  1. Освоение особенностей выражения темы защиты родины и передачи исторических фактов в стихотворении.

  2. Выяснение причин победы русских в войне 1812 года, итогов и значения Бородинского сражения.

Метапредметные:

  1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивное универсальные действия).

  2. Развитие навыков анализа и выразительного чтения поэтического текста (коммуникативные универсальные учебные действия).

  3. Развитие умения использовать информационные технологии в процессе обучения (познавательные универсальные учебные действия).

Личностные:

  1. Умение использовать различные источники информации для получения необходимых новых знаний (личностные УУД).

Тип урока: урок - исследование

Словарь урока:

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Пафос - воодушевление, подъем, энтузиазм.

Ресурсы урока:

- учебник «Литература» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

- рабочие листы для учащихся;

- средства мультимедиа;

- иллюстрации;

- видеофрагменты.

Эпиграф:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы!

М.Ю. Лермонтов

Этап урока

Основные виды деятельности учащихся

1

Организационный момент

Учитель:

Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

2

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Бородино» учащимися.

Рецензирование выразительного чтения одноклассников

3

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Виртуальная экскурсия в музей-панораму «Бородинская битва» (просмотр одного из видеофрагментов)

youtube.com/watch?v=6YkKOu9KBcA

youtube.com/watch?v=amU5TXzh_DE

Сейчас вы увидели панораму «Бородинская битва» художника Франца Рубо. Вы прочитали стихотворение М.Ю. Лермонтова. Какое из двух произведений разных видов искусств наиболее полно рассказывает о Бородинском сражении? Обоснуйте свой ответ.

Анализ просмотренного видеофрагмента, построение умозаключений

4

Целеполагание

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О том, как М.Ю. Лермонтов изобразил Бородинское сражение в своем стихотворении и как показал героизм русского народа).

Формулирование регулятивного УУД целеполагания

Словарная работа

Дать объяснение слов «патриотизм» и «пафос»

Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой

Учитель

- Выстройте в логическом порядке и по степени значимости задачи нашего урока.

1. Сравнить, как изображается Бородинская битва в произведениях, созданных поэтом и художниками.

2. Найти средства художественной выразительности, позволяющие изобразить мужество и героизм русских солдат.

3. Определить настроение, которым проникнуто стихотворение М.Ю. Лермонтова.

4. Проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой

5

Изучение нового материала

Анализ стихотворения.

Необходимо вспомнить о том, что стихотворение построено в виде разговора молодого и старого солдата. Диалог затем переходит в рассказ (монолог) участника Бородинского сражения.

Учащиеся должны отметить, что молодой солдат уважительно называет своего старшего товарища «дядя».

- Что интересует молодого солдата? Что его волнует? Что о нем можно сказать? (Молодой солдат - человек, с уважением относящийся к истории своей страны. Ему горько осознавать, что Москва была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг и оставление Москвы не свидетельствует о поражении русской армии. Поэтому ему хочется вновь услышать рассказы старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат, об их бессмертном героизме)

Формулировка и аргументация собственного мнения.

Характеристика старого солдата.

- Почему картина сражения дается через восприятие рядового солдата? (Он участник событий, не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их по именам, так как из было много. Именно они, безымянные герои Бородинского сражения, завоевали победу. Поэтому герой-рассказчик говорит не от себя, а от имени своих друзей-однополчан: «мы», «нам», «наши», «нами»)

- Каковы же эти герои?

- Как их характеризует рассказчик?

- Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?

- Чем русские солдаты отличаются от французских?

- Какое чувство испытывает старый солдат, говоря о своем командире?

Выступления учащихся

- Какую клятву дали солдаты перед боем?

Чтение и анализ эпизода «Бородинский бой»

Выразительное чтение учащихся. Формулировка и аргументация собственного мнения

Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

- Какие изобразительно-выразительные средства использует М.Ю. Лермонтов, чтобы показать картину боя.

- Какое значение имеет этот эпизод в раскрытии основной мысли стихотворения?

- Кто же является главным героем Отечественной войны?

Работа по группам: поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись.

Вывод: В образе солдата-рассказчика, его товарищей по оружию Лермонтов воссоздает обобщенный образ русского народа, отражает мысли и чувства всей русской армии, готовой до последней капли защищать свою родную землю. Высокое чувство патриотизма, готовность не раздумывая отдать свою жизнь за родину, отвага и героизм, высокое чувство ответственности за судьбу своей страны, умение в самые трудные минуты оставаться спокойным и выдержанным и даже шутить - все это говорит о несокрушимой мощи русского народа, его богатырской удали, о его непобедимости.

Учитель

Стихотворение М.Ю. Лермонтова стало близко и доступно самым широким читателям уже тогда, когда оно появилось в печати. Как вы думаете, почему? (Учащиеся обращают внимание на содержание стихотворения, образ главного героя, язык поэтического текста, где немало просторечных слов и выражений)

Кто из художников иллюстрировал стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Какие строки стихотворения можно подобрать к этим иллюстрациям?





Работа с иллюстрациями, помещенными в учебнике.

Творческое задание.

Литературовед Николай Леонтьевич Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения, поэтическим произведением, по точности равным историческому документу». Как вы понимаете слова литературоведа?

Написание мини-сочинений

6

Подведение итогов урока (рефлексия)

Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? Что мы узнали? Полностью ли раскрыта тема урока сегодня?

Почему мы сегодня обращаемся к этому стихотворению? Зачем нам надо помнить о той войне?

В память о героях Бородинского сражения и войны 1812 года на поле великой битвы близ села Бородино установлены памятники. Посмотрим на них и почтим память погибшим героям.

Просмотр видеофрагмента «Памятники Бородина»

youtube.com/watch?v=qQCa98SWxkk

Формирование УУД: анализ учебной деятельности, в том числе и собственной, на уроке.

7

Задание на дом

1. Прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Два великана». Подготовить ответы на вопросы (см. учебник)

2. Найти информацию о том, кто из наших прославленных земляков принимал участие в Бородинском сражении.

Программно-нормативное, учебно-методическое и техническое обеспечение урока:

1. Гурова В.Я. ФГОС ООО Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2014-2015 учебный год. Предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева//ОИИУ, 2014

2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература 5 класс. Часть1// Москва «Просвещение», 2014

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки.// Москва «Просвещение», 2014

4. youtube.com/watch?v=6YkKOu9KBcA

5. youtube.com/watch?v=amU5TXzh_DE

6. youtube.com/watch?v=qQCa98SWxkk

Рабочий лист


Ф.И.___________________________________________________________________________

Эпиграф:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!


Словарная работа


  1. Как вы понимаете значения слов:

Патриотизм__________________________________________________________________________

Пафос_______________________________________________________________________________

2. Выстройте в логическом порядке и по степени значимости задачи нашего урока.

1. Сравнить, как изображается Бородинская битва в произведениях, созданных поэтом и художниками.

2. Найти средства художественной выразительности, позволяющие изобразить мужество и героизм русских солдат.

3. Определить настроение, которым проникнуто стихотворение М.Ю. Лермонтова.

4. Проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

3. Творческое задание

Литературовед Николай Леонтьевич Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения, поэтическим произведением, по точности равным историческому документу». Как вы понимаете слова литературоведа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии для оценивания урока и своей работы:

На уроке мне было интересно да не совсем нет

На уроке я узнал новую информацию да не совсем нет

Я активно принимал участие в работе урока да не совсем нет

Мне нужно поставить за работу на уроке оценку 5 4 3 не оценивать сегодня

© 2010-2022