Рабочая программа факультативного курса «Творчество Ч. Айтматова – сокровищница морали и нравственности»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа факультативного курса

«Творчество Ч.Айтматова - сокровищница морали и нравственности».

Пояснительная записка.

Программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, общекультурной, по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной.

Программа предназначена для старших школьников, направлена на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по духовно-нравственному воспитанию.

Содержание программы нацелено на формирование нравственной воспитанности школьников, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через творчество Ч.Айтматова, осознание личного опыта использования нравственных понятий в жизни, на развитие и совершенствование положительных качеств личности.

Изучение данного курса актуально в связи с кризисом ценностных систем в современном обществе. Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Данный курс направлен на развитие духовной, эмоциональной сфер жизни старшеклассника, оказании ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения.

Творчество Ч.Айтматова богато с точки зрения воплощения нравственных понятий в тексте. Изучение его творчества способствует усвоению нравственных понятий на фоне эмоционального восприятия литературного произведения. Занятия построены с использованием технологии проблемного обучения, что позволяет создать некий когнитивный каркас представлений о нравственных понятиях. Использование же ситуаций морального выбора, взятых из текстов произведений Ч.Айтматова, позволяют усилить эмоциональную составляющую восприятия учениками нравственных понятий.

Программа построена с учетов возрастных особенностей учащихся, уровня их морального сознания. Данный курс подразумевает индивидуальный подход к учащимся, так как реализуется на базе малокомплектной сельской школы.

Программа рассчитана на 10 часов, периодичность занятий - раз в месяц.

Цель курса: формирование нравственной воспитанности школьников в процессе теоретического и практического усвоения нравственных понятий (на основе проблемного изучения творчества Ч.Айтматова).

Задачи курса:

  1. Формирование теоретических знаний о качественных характеристиках нравственных понятий;

  2. Знакомство с творчеством Ч.Айтматова с точки зрения нравственного содержания произведений;

  3. Создание ситуаций морального выбора с целью расширения границ нравственных понятий, осознания практической важности этих понятий;

  4. Выявление связи нравственного понятия с личным опытом учащихся, формирование индивидуального взгляда на специфику того или иного нравственного понятия.

  5. Создание положительного эмоционального фона для формирования нравственной воспитанности старшеклассников.

Все занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Учебно-тематический план.

Название темы

Содержание

Количество часов

Тема 1. Нравственные категории и добродетели

Знакомство с понятием «нравственность». Выделение ряда нравственных категорий, требующихся для анализа произведений Ч.Айтматова. Формулирование законов человечности. Определение нравственных понятий «совесть», «долг», «любовь» с точки зрения общепризнанных трактовок и с позиции авторского воплощения в тексте.

2

Тема 2. «Лицом к лицу» - долг общественный и личный

Практическое воплощение закона человечности «Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай» в тексте произведения Ч.Айтматова «Лицом к лицу». Введение понятий общественный долг и личный долг, определение общего ядра этих понятий, нахождение отличий. Сравнение авторской позиции касательно нравственного понятия долга в произведении «Лицом к лицу» и «Материнское поле». Определение качественных характеристик нравственных понятий «вина» и «патриотизм».

1

Тема 3. «Прощай, Гульсары!» - свобода как высшая человеческая ценность

Авторское воплощение в тексте произведения «Прощай, Гульсары!» законов человечности «Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба» и «Пусть свободным будет всё, ибо все рождается свободным». Определение качественных характеристик свободы (работа с таблицей). Взаимосвязь понятий «свобода» и «ответственность». Определение качественных характеристик ответственности.

1

Тема 4. «Белый пароход» - зарождение совести в человеке

Практическое воплощение законов человечности «Уважай мысли и чувства братьев своих» и «Чти природу как матерь свою и помощницу» в тексте произведения «Белый пароход». Милосердие, имеющее природное начало (сравнение истории о маралах в «Белом пароходе» и трагедии семьи волков в «Плахе»). Определение качественных характеристик нравственной категории милосердия. Авторская трактовка нравственного понятия «совесть». Введение понятия «ситуация морального выбора».

1

Тема 5. Глобальное понимание категории веры в произведении «Плаха»

Вера как понятие религии (история Авдия Каллистратова). Вера как стремление создать счастливое будущее (история Бостона). Вера от безысходности (история Ташчайнара и Акбары). Работа с качественными характеристиками понятия «вера» (заполнение таблицы). Глобальный взгляд на веру Ч.Айтматова.

2

Тема 6. Изменения нравственного сознания личности социальными факторами на материале романа «Буранный полустанок»

«Буранный полустанок» - фантастическое и реальное в романе. Определение нравственных понятий, определяющих нравственное сознание человека (обращение к таблице нравственных категорий). Проблема преемственности нравственных ценностей, связанная с памятью поколений. Влияние социальных факторов на формирование нравственного сознания: плюсы и минусы научного прогресса.

1

Тема 7. Ответственность за решения в ситуации морального выбора на материале произведения «Тавро Кассандры»

Повторение понятий «ситуация морального выбора» и «ответственность». Смыслообразующая функция заглавия произведения. Чтение письма Филофея. Последствия влияния технического прогресса на нравственное сознание людей. Глобальность проблем, поднятых в произведении. Образы животных, воплощающие нравственные понятия в тексте (сова - мудрость, киты - совесть). Осознание ответственности Филофеем и Борком.

1

Тема 8. Авторская концепция счастья. Итоговое занятие.

Определение качественных критериев понятия «счастье» (работа с таблицей нравственных категорий). Любовь - главный критерий счастья (обращение к произведению «Джамиля»). Труд - постоянный спутник счастья (обращение к произведению «Прощай, Гульсары» и «Материнское поле»). Невозможность постоянства счастья (судьба Едигея в произведении «Буранный полустанок»). Жертвенность и всепрощение как пути достижения счастья (судьба Бостона, судьба Филофея и Борка).

1

Тема 1. Нравственные категории и добродетели.

1. Организационный момент:

Слово учителя:

-Ребята, нам с вами уже знакома личность Ч.Айтматова, в ходе нескольких мероприятий мы анализировали такие его произведения, как «Белый пароход», «Джамиля», «Плаха». К сожалению, нам удалось лишь бегло окинуть взглядом некоторые произведения, сейчас же нам предоставляется возможность взглянуть более сознательно на творчество киргизского писателя. С текстами Ч.Айтматова мы будем работать с точки зрения воплощения в них нравственных категорий, поэтому на первом нашем занятии мы обозначим ряд этих категорий, их семантическое наполнение. В дальнейшем же мы отметим особенности авторского смыслового наполнения нравственных категорий.

2. Мотивация учебной деятельности:

Слово учителя:

- Ребята, как вы думаете, много ли существует определений нравственности?

- Связано ли многообразие трактовок с методом познания, в ходе которого рождалось определение?

- Можно ли сказать, что общепринятого определения нравственности не существует?

- Давайте, рассмотрим несколько определений нравственности и коллективно определим, на какое из этих определений мы будем в дальнейшем опираться?

Заметка: Дети должны аргументировать свой выбор того или иного определения, показать сильные и слабые стороны этого определения. Определения предоставляются либо в форме раздаточного материала, либо демонстрируются на проекторе.

Ряд определений:

Социокультурный словарь: нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Словарь практической психологии: нравственность - регулирующая функция человеческого поведения.

Философская энциклопедия: нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - "в себе и для себя сущие законы и учреждения".

Энциклопедический словарь: нравственность - внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

Педагогический словарь: нравственность - 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Задание 1: Попробуйте выявить некие общие черты в трактовке понятия нравственность.

Если учащиеся сами не смогут ответить на этот вопрос, попросить их выделить одно слово (производные от этого слова), которое встречается во всех этих понятиях - человеческого, человек.

Задание 2. Можно ли сказать, что нравственность - это общественное явления, возникающее в ходе взаимодействия человека и общества?

Во всех определения оговаривается некая общественная составляющая понятия. Но центральной точкой в определении нравственности всё-таки будет являться человек.

Заметка: В ходе этого этапа занятия надо подвести учащихся к выводу о том, что нет единой трактовки понятия нравственности, что связано со сферой деятельности, в которой оно возникало. Наиболее удачным будет то определение, которое наиболее точно отражает качественные характеристики этого понятия.

Задание 3: Назовите то определение или часть какого-либо определения нравственности, которое на ваш взгляд отражает всю сущность этого понятия. Запись на интерактивной доске получившегося в ходе дискуссии определения нравственности.

Нравственность - это особая форма общественного сознания, предполагающая наличие системы внутренних прав человека, основанных на идеалах добра, чести, воли, справедливости, которая при этом обладает регулирующей функцией.

3. Работа с понятием нравственная категория. Выделение ряда нравственных категорий, требующихся для анализа произведений Ч.Айтматова.

Звучит запись песни Владимира Высоцкого «Я не люблю».

Слово учителя: Эта песня наглядно демонстрирует вам обширность понятия нравственная категория. К нравственным категориям относятся долг, вера, справедливость, ответственность, любовь, счастье и т.д. Я вам перечислила лишь некоторые позитивные нравственные категории, но есть и негативные, например, предательство, подлость, жестокость и т.д.

Задание 1. Вам предложены карточки, на которых написаны десять заповедей. Попробуйте, опираясь на них, сформулировать десять законов человечности.

Библия. Глава 20. Десять заповедей

И изрек Бог все слова сии, говоря:

1 (3). Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2(4). Не делай себе кумира.

3(7). Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4(8). Помни день субботний, чтобы святить его.

5(12). Почитай отца твоего и мать твою.

6(13). Не убивай.

7(14). Не прелюбодействуй.

8(15). Не кради.

9(16). Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10(17). Не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего.

Весь народ в страхе отвечал: «Все, что заповедал Господь, мы будем хранить и исполнять». Моисей поднялся на гору и оставался там 40 дней и ночей. И Господь дал ему каменные скрижали, на которых Сам начертал десять заповедей.

Десять заповедей человечности

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Составленные каждым из учеников заповеди человечности обсуждаются в ходе проблемной беседы. Ученик должен объяснить свою формулировку заповеди, выразить своё отношение к ней.

Задание 2. На интерактивной доске будут поочередно воспроизводиться отрывки из произведений Ч.Айтматова. После их прочтения вы должны будете определить нравственную категорию, описанную в тексте. Соотнесите категории справедливости, веры, совести, жестокости, любви, счастья с приведенными ниже отрывками. Свой ответ обоснуйте.

Текст №1.Ч.Айтматов «Белый пароход».

«- Ты куда, старик? Куда, говорю?

- Куда! Куда! В школу. Внук там ждет с самого полдня.

- А ну вернись! Вернись!

Старик не послушался. Орозкул оставил лошадь в реке и уже почти у

берега, на галечнике, настиг Момуна, схватил его за плечо, крутанул к себе.

И они оказались лицом к лицу.

Коротким движением руки Орозкул сорвал с плеча Момуна перекинутые

голенищами старые кирзовые сапоги и наотмашь дважды ударил ими тестя по

голове и по лицу.

- Пошли! Ну! - прохрипел Орозкул, отшвыривая в сторону сапоги.

Старик подошел к сапогам, поднял их с мокрого песка, и, когда

распрямился, на губах у него выступила кровь».[1;69]

Данный текст, безусловно, дети должны отнести к негативной нравственной категории - жестокости.

Текст № 2. Ч.Айтматов «Белый пароход».

«- Ты куда, старик? Куда, говорю?

- Куда! Куда! В школу. Внук там ждет с самого полдня.

- А ну вернись! Вернись!

Старик не послушался. Орозкул оставил лошадь в реке и уже почти у

берега, на галечнике, настиг Момуна, схватил его за плечо, крутанул к себе.

И они оказались лицом к лицу.

Коротким движением руки Орозкул сорвал с плеча Момуна перекинутые

голенищами старые кирзовые сапоги и наотмашь дважды ударил ими тестя по

голове и по лицу.

- Пошли! Ну! - прохрипел Орозкул, отшвыривая в сторону сапоги.

Старик подошел к сапогам, поднял их с мокрого песка, и, когда

распрямился, на губах у него выступила кровь».[1;69]

Данный отрывок можно соотнести с позитивной нравственной категорией - совестью.

Текст №3.Ч.Айтматов «Плаха».

«- Это хорошо, что ты упомянул об истории, - прервал его Городецкий. -

Теперь послушай меня. Твоя идея о новом Боге - это абстрактная теория, хотя

в чем-то и чрезвычайно актуальная, выражаясь языком наших интеллектуалов.

Это твои соображения, как прежде говорили, умственные выкладки. Ты

программируешь Бога, а Бог не может быть умозрительно придуман, как бы это

заманчиво и убедительно ни выглядело. Понимаешь, если бы Христос не был

распят, он не был бы Господом. Эта уникальная личность, одержимая идеей

всеобщего царства справедливости, вначале была зверски убита людьми, а затем

вознесена, воспета, оплакана, выстрадана, наконец. Здесь сочетается

поклонение и самообвинение, раскаяние и надежда, кара и милость - и

человеколюбие. Другое дело, что потом все было извращено и приспособлено к

определенным интересам определенных сил, ну да это судьба всех вселенских

идей. Так вот подумай, что сильнeе, что могущественней и притягательней, что

ближе - Бог-мученик, который пошел на плаху, на крестную муку ради идеи, или

совершенное верховное существо, пусть и современно мыслящее, этот

абстрактный идеал.

- Я думал об этом, Виктор Никифорович. Вы правы. Но я не могу

отрешиться от мысли, что настала пора пересмотреть прошлое, каким бы оно ни

было незыблемым, представление о Боге, давно не соответствующее новым

познаниям мира. Ведь это же очевидно. Не будем спорить. Очень возможно, что

я иду от абстракции, ищу то, что не подлежит поискам. Ну что ж! Пусть мои

мысли несовместимы с каноническим богословием. Я ничего не могу поделать с

собой. Я был бы счастлив, если б кто-нибудь мог переубедить меня.

Городецкий понимающе развел руками:

- Я тебя понимаю, отец Авдий. Но при всем при этом должен предостеречь

тебя - богоискательство, в представлении церковников, самое страшное

преступление против церкви, это равносильно тому, что ты вознамерился бы

перевернуть весь мир вверх дном».[4;153]

Данный отрывок можно интерпретировать согласно отражению в нем двух нравственных категорий - веры и справедливости. Если ученики предложат лишь один вариант присутствия нравственной категории, нужно предложить им подумать над библейским сюжетом.

Текст № 4.

Ч.Айтматов «Джамиля»

« - Неужели ты думал, что я променяю тебя на него? - горячо шептала

Джамиля. - Да нет же, нет! Он никогда не любил меня. Даже поклон и то в

самом конце письма приписывал. Не нужен мне он со своей запоздалой любовью,

пусть говорят что угодно! Родимый мой, одинокий, не отдам тебя никому! Я

давно любила тебя. И когда не знала - любила и ждала тебя, и ты пришел,

будто знал, что я тебя жду!

Голубые молнии одна за другой, изламываясь, вонзались под обрыв в

реку. Зашуршали по соломе косые студеные капли дождя.

- Джамилям, любимая, родная Джамалтай! - шептал Данияр, называя ее

самыми нежными казахскими и киргизскими именами. - Я ведь тоже давно люблю

тебя, я мечтал о тебе в окопах, я знал, что моя любовь на родине, это ты,

моя Джамиля!

- Повернись, дай мне поглядеть тебе в глаза!» [3;48]

Данный текст отражает категорию любви, которая непосредственно связана с категорией счастья.

Вопрос: Мы прочитали отрывки из произведений Ч.Айтматова и столкнулись с тем, что даже в небольшом эпизоде могут отражаться сразу несколько нравственных категорий. Как Вы думаете, взаимосвязаны ли нравственные категории между собой?

Заметка: важно, чтобы учащиеся аргументировали свою точку зрения. Если это не будет получаться, то можно попросить вспомнить детей конкретные случаи из жизни.

4. Составление таблицы нравственных категорий, определение основных качественных характеристик этих категорий.

Слово учителя: Мы уже знаем, что существуют позитивные и негативные нравственные категории. Сейчас мы попробуем составить таблицу, которая будет в течение всех занятий пополняться. В левой части таблицы представлены все категории, с которыми мы будем в дальнейшем работать. Правую часть мы заполним совместно, опираясь на ряд вопросов:

Категория совести.

- Как Вы думаете, человек, совершая какие-либо поступки, оценивает их с точки зрения соответствия/несоответствия каким-либо правилам, нормам? Задумывается ли над тем, противоречат ли его действия его внутренним принципам, нравственным идеалам? (заполнение первой и второй строки качественных характеристик совести)

- Совесть обладает устойчивыми шаблонными характеристиками у любого человека, или же совесть индивидуально воплощена в каждой отдельной личности? (заполнение четвертой строки качественных характеристик совести)

- Связано ли нравственная категория совести с христианской моралью? Обоснуйте свой ответ. (заполнение третьей строки качественных характеристик совести)

- Как вы думаете, с какими нравственными категориями связана категория совести? Объясните эту взаимосвязь. Приведите примеры. (заполнение последней строки качественных характеристик совести)

Категория долга

- Как взаимосвязана категория совести с категорией долга?

- Является ли долг сугубо внешней категорией, или же существуют некие условия, при которых долг трансформируется во внутреннюю категорию? (заполнение первой и последней строки качественных характеристик долга)

- Принято выделять долг общественный и долг личный. Подберите пример ситуации, отражающей понятие общественного долга и понятие личного долга. (заполнение второй и третьей строки качественных характеристик долга)

- Как Вы считаете, какой долг должен стоять в приоритете общественный или личный? Возможно ли равноправное их существование? Аргументируйте свой ответ.

Категория любви

- Могут ли у любви быть объекты или же это абстрактное понятие, не связанное с конкретной направленностью? (заполнение второй строки качественных характеристик любви)

- Возможно ли человеческое существование без любви? (заполнение последней строки качественных характеристик любви)

- В чем выражается любовь? Она сосредоточена только внутри субъекта? (заполнение первой строки качественных характеристик любви)

- Связана ли категория любви с категорией счастья? Каким образом? (заполнение третьей строки качественных характеристик любви)


Нравственная категория

Качественные характеристики нравственной категории

Позитивные нравственные категории


  • Способность человека вести оценку своего поведения, мотивов, внутренних желаний с позиции осознания собственного несовершенства;

  • Внутренняя категория, которая исключает внешнюю ответную реакцию на несоответствие общепринятым нормам;

  • Размышления на соответствие совершаемых поступков христианской морали;

  • Является субъективным понятием, сугубо индивидуальна для конкретной личности;

  • Является внутренним стимулом для развития личности.

  • Связана с другими нравственными категориями: честность, ответственность, долг, благоразумие.

Совесть

Ответственность

Долг

  • Относится к внешним категориям морали;

  • Долг бывает социальным, и касаться выполнения человеком общественных функций, связанных, прежде всего с его профессиональными обязанностями;

  • Личный долг касается выполнения человеком обязанностей перед собой и своей семьей. Верующий человек видит свой личный долг в служении Богу исполнении его заповедей;

  • Понятие долга предусматривает трансформацию внешних обязанностей, предписанных человеку обществом во внутреннюю потребность их исполнять. Таким образом, из внешней категории долг постепенно переходит в категорию внутреннюю.

Вина

Любовь

  • Высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку;

  • Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. В христианской этике высшим проявлением любви является агапе - что значит любовь к Богу;

  • В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья.

  • Любовь - ведущая потребность человека и главный аспект его существования в человеческом обществе.

Счастье

Милосердие

Патриотизм

Свобода

Справедливость

Вера

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Слово учителя: На сегодняшнем занятии мы начали знакомство с рядом нравственных категорий, для некоторых из них определили ряд качественных характеристик. Тексты Ч.Айтматова помогли осознать сложность нравственных понятий, их взаимосвязь. Сейчас я предлагаю письменно ответить на вопрос:

- Можно ли совершать безнравственные поступки из благих побуждений?



© 2010-2022