Урок по рассказу В. Распутина Уроки французского в 6 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Троицкая гимназия имени Б.Б.Городовикова»








План-конспект открытого урока

по литературе в 6 «а» классе


«Уроки…»

(по рассказу В. Распутина «Уроки французского» с использованием технологии развития критического мышления)




Подготовила

Башанкаева Галина Улановна,

учитель русского языка и литературы














Троицкое - 2015 г.

Тема урока: «Уроки…» (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с художественным миром прозы В.Распутина на основе его рассказа «Уроки французского»; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях.

  2. Формировать умение анализировать прочитанное; оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;

  3. Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность обучающихся;

  4. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать, совершать поступки

Тип урока: урок - размышление

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, опережающие задания для «литературоведов», «биографов», «актеров».

Оборудование: тексты с рассказом, портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о писателе и его рассказе, тетради, ручки. Выставка произведений писателя.

Ход урока

1. Организационный момент. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Я до конца не сформулировала тему урока (слайд 1) с той целью, чтобы вы, прожив этот урок, побеседовав с писателем и друг с другом, сами закончили бы формулировку. Поэтому я желаю вам продолжения познавательного путешествия в мир распутинского рассказа. /записать тему урока /

Но прежде чем приступить непосредственно к самому рассказу, хотелось бы сделать небольшое вступление.

Стадия вызова:

- Кто знает этого человека? Да, вы все узнали Его Святейшество Далай - Ламу, духовного учителя. Справку дают «биографы»

Так вот, среди многих его мудрых мыслей есть следующая: «Мы можем прожить без религии, без медитации, но мы не сможем выжить без человеческой любви…»

слайд 2

- А теперь посмотрите на фотографию этого человека. Кто это? слайд 3 Конечно, с творчеством этого замечательного поэта современности вы еще не знакомы, поэтому небольшую справку нам подготовила - «биографы»……. Именно ему принадлежат такие мудрые слова: Святая наука - услышать друг друга сквозь годы и сквозь времена…

Включить фрагмент песни

Это одна из наших задач на уроке - услышать голос писателя В.Распутина, услышать друг друга и других мудрых людей

Перед вами непростая задача. Попробуйте связать мысли этих двух великих людей, что есть в них общего? / В основе прежде всего человеческие отношения, человеческое общение/

Сегодня мы с вами продолжим разговор по рассказу В.Распутина. Теперь, когда вы хорошо знаете содержание, знакомы с героями, их поступками, попробуем поделиться своими мыслями и прийти к важным выводам. Что имел в виду Б.Окуджава? Услышать ушами? Конечно, услышать сердцем. Вот мы и постараемся услышать сердцем уроки, преподнесенные писателем в этом рассказе. Как он сам объяснял причину, по которой он создал это произведение?

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя» слайд 4- (фото Распутина и цитата). Вспомнить об автобиографичности рассказа.

- В каком значении употребляется здесь слово «урок». Давайте послушаем, каковы значения этого слова по Толковому словарю («литературоведы»).

Работа с Толковым словарем:

Урок: 1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету

2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущей жизни. Слайд 5

- О каких уроках говорит писатель? Как вы думаете?. /прием «Кластер» - жизненные уроки. По ходу обсуждения заполняем кластер (какие именно жизненные уроки?) - в тетрадях.

- С кем из героев рассказа вы прежде всего связываете эти уроки?

Да, конечно, с Лидией Михайловной. Именно она единственная услышала детскую душу, оказавшуюся в столь трудных условиях в таком малом возрасте. Давайте вспомним некоторые моменты рассказа /прием «Мозговой штурм»/:

- О каком времени идет речь?

Почему наш герой оказался в чужом поселке? Каково ему было там одному?

Покажите, что ему было очень непросто /чтение отрывков, пересказ/

- Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение от слов: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой»).

-У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

- Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?

- Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует?

(чтение со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

- Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

Стадия осмысления:

Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».

- Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

- Почему наш герой не уехал домой?

- Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

- Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели)

- Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем, выяснение значений слов: благородство - высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность - жертвование своими интересами ради других) (слайд).

- Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

( Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих».

- Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

(работа в творческой группе «актеров» : чтение по ролям диалога со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! - обиделся я)

- Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

актеры»: чтение со слов «Не в склад! - объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь».

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Кто и как бьет мальчика? /обратить внимание, что бьют сзади, каким показан третий избивающий/. Как ведет себя мальчик во время избиения?

(Прочитаем отрывок со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов «Переверну - у - ул!»).

Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».

-Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков со слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).

…она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных…

… Разговор оказывается спасением для мальчика, и он искренне обещает не играть больше на деньги

- Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?

(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

- Почему же герой нарушает данное слово?

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»?

- Как повел себя директор в сцене «разоблачения» игроков на деньги? / противопоставление доброты, чуткости, душевной щедрости Л.М. черствости, формализму и бездушию директора/

- Как ведет себя Л.М.? Почему она не объяснила свой поступок директору?

- Какую роль играет послесловие? / она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала его, ободрила - ведь он со страхом ожидал отчисления из школы/

- Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа?

(Молодая учительница - человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания, человеколюбия. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».

Вернемся к словам Далай - ламы о человеколюбии. Что же помогало нашему герою выживать в этих тяжелых условиях? И не только выживать, а сохранять и проявлять самые лучшие человеческие качества?

Рефлексия. Услышали ли мы голос В.Распутина? Как вы думаете, услышать нам необходимо только пользуясь слухом?

Посмотрите еще на одного великого человека, это немецкий поэт Гете. /Справка «Биографов». Он пишет: «Где нет нутра, там не поможешь потом…». Слайд

- Что имеет в виду поэт? Вопрос непростой, но попытайтесь ответить.

Вот на таких произведениях мы взращиваем и обогащаем свое «нутро», т.е. нашу душу, наше сердце, чтобы оно могло нести эти уроки другим людям. Иначе все усилия, сколько бы потов мы не пролили, будут напрасны.

Наверное, такое памятливое и благодарное «нутро» у людей, которые вам, наверняка, знакомы. Слайд с фото Г. М.Борликова и В.Нурова. Это известные люди нашей республики. О них и о том, какие уроки получили они в своем детстве расскажут «биографы»:

В КГУ Герман Манджиевич Борликов с 1972 года. Начинал ассистентом кафедры и прошел все ступени профессионального роста: руководил кафедрой, факультетом, в 80-х годах был проректором. В конце 1990 года на первых выборах ректора коллектив доверил ему возглавить университет, которым он руководил более 20 лет. О себе он говорит: « Я отношу себя к тому поколению, которое, несмотря на тяготы послевоенного времени, получило хорошее образование. В 1943 году, как вы знаете, калмыки были депортированы и расселены по всей Сибири. Родился я на севере Ханты-Мансийского округа Тюменской области. В двухлетнем возрасте потерял родителей. Учился в интернате вместе с детьми разных национальностей и помню доброе отношение первой учительницы Прасковьи Николаевны Рещиковой, других учителей к выселенным детям-калмыкам». Думаю, что уроки добра сибирской учительницы сыграли важную роль в жизни будущего ученого.

Воспоминания народного поэта Калмыкии Владимира Нурова приводит в своей книге «Кюн болн жиргл» известная журналистка Раиса Манджилеева: «Никогда не забуду свою первую учительницу Татьяну Кириловну, человека с добрейшей душой. В ссылке нам с матерью пришлось очень трудно. Не умер с голоду только благодаря человеколюбию, доброте людей. Она видела, что я ходил всегда голодный и старалась подкормливать меня. Она просила помочь ей донести тетради к ней домой, а когда прийдем к ней, просила помочь ей что - нибудь приготовить. Рассказ Распутина «Уроки французского» - это рассказ и обо мне».

- Какие уроки преподал нам В. Распутин? Заполним свой Кластер, уточняя какие именно уроки получили мы от великого мастера?

Вывод:

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты, сострадания, неравнодушия, выбора…

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые». И еще. Л.М. открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь (вспомним, воздух в доме ее, казавшийся пропитанным «легкими и незнакомыми запахами иной…жизни), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.

Давайте вернемся к началу нашего урока. Как вы теперь сформулировали бы тему нашего урока? Допишите формулировку темы урока, как вы считаете правильным для себя в зависимости от того, какие уроки оказались для вас главными.

Эти уроки нам помогли понять и почувствовать великие люди разных времен и народов, разной веры и трудно не согласиться с тем, что выжить нам поможет в этом мире только человеколюбие со всеми его составляющими. К сожалению, великого писателя, фронтовика, не стало совсем недавно, чуть-чуть он не дожил до великого праздника. Но с нами его умные книги /обратить внимание на выставку произведений писателя/, к которым мы еще не раз вернемся.

Домашнее задание: Написать сочинение, используя прием РАФТ. Каждый для своей работы выбирает те жизненные уроки, которые посчитает для себя наиболее важными. Слайд

Спасибо, ребята, за урок!


© 2010-2022