Реферат по теме Князь Владимир - Креститель Руси

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Нижнедевицкая средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс детского творчества

«Князь Владимир - Креститель Руси»



Номинация : Исследовательская работа

на тему: «Гармония -«симфония» между

Церковью и государем.»



картинка







Выполнила ученица 10 класса:

Панина Марина

Научный руководитель:

Шабанова Надежда Николаевна.

Нижнедевицк

2015 год.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть:

I. Начало княжения.

II. Гармония-«симфония» между Церковью и государем.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.



«Подобно тому, как если бы кто-нибудь распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал сердца людей, просветивши их крещением. Сын его, Ярослав, насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение».

Нестор-летописец

Введение.

Древняя Русь.…Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом доски икон, суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, старый пергамент церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли русской

17лет прошло с торжества, посвящённого тысячелетию крещения Руси - одного из важных событий истории Отечества, поворота, определившего многое в судьбах России. Обращаясь к публицистическим произведениям последних лет, задаёшься вопросом: почему же этот юбилей, казавшийся только церковным, принял такие грандиозные, перерастающие размеры? Ведь девятисотлетие отмечалось менее торжественно, хотя проводилось государством, когда православие было господствующей религией империи?(Это было в 1898 году). А в этом году празднование преставления Князя Владимира проходило на государственном уровне, по указу Президента(от 31 июля 2013 г.).

Чем это объяснить? Работая над темой,я часто задумывалась о том, как могла бы сложиться история нашего государства, не пошли нам судьба такого яркого правителя, как князь Владимир? Наверное, мы были бы отброшены в своём развитии на десятилетия, а то и на столетия назад. Ведь крещение Руси - одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и дало начало христианской истории России. Можно сказать, именно князь Владимир задал тот вектор, по которому Россия двигается вот уже на протяжении более чем двадцати столетий. Известно, что он вполне соответствовал идеалу языческого правителя, являвшегося обычно у древних народов и верховным жрецом, жестокого, властного, порой деспотичного. После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. В его душе произошел внутренний переворот, невероятное преображение, с которого началось рождение русского народа. Этого преображения не происходит с нами,нынешними. Не доходят до многих изнас слова Христа о любви, доброте. И,наверное, наше правительство всё ещё надеясьспасти нацию от растления,таким путём приобщает народ к соблюдению каких-то нравственныхзаконов.

Я выбрала именно эту тему, потому что мне хотелось сравнить заслуги великого князя Владимира перед религиозной областью и политической стороной нашей истории, выявить основные стороны его наследия в том и другом аспектах на примере его жизни и деятельности.

Цель моей работы: Через анализ отдельных сторон жизни князя Владимира раскрыть его роль в духовно-нравственном возрождении страны .

Задачи: Выявить наиболее значимые моменты жизни князя для истории страны, для людей, для становления и укрепления религиозного, духовно-нравственного сознания людей;

Предмет исследования: Образ жизни и поступки князя Владимира, вызывающие уважение и являющиеся примером для последующих поколений.

Методы исследования: анализа, аналогии, наблюдения.

Основная часть

I. Начало княжения.

Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы, погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов, радимичи были в 984 году, а следующий 985 год ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 году

До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. Владимир имел 5 законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.

Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. Соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, присылали своих послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.

Конечно, к принятию христианства существовали и исторические предпосылки.. Князь руссов согласился помочь обратившимся к нему соправителям Василию 2 и Константину 8, но потребовал в жены их сестру царевну Анну. Согласие на брак было получено при условии крещения Владимира. Произошло это в конце 987 года или начале 988 года. В крещении он принял имя Василий.

В том же 988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.

Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы жизни. В 1013 г. были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 1014 г. отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя - Ярослав Новгородский. В 1015 г. князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого 15 июля 1015 г. и был похоронен в Десятинной церкви, в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями.

II. Значение деятельности киевского князя Владимира по распространению Православия и формированию русской государственности в период Крещения Руси

Крещение киевского князя Владимира в 988 г. стало важнейшим событием русской истории, оказавшим огромное влияние на дальнейшее формирование государственности Киевской Руси, развитие русской культуры и явившееся решающим фактором распространения православной веры с Востока Европы до Азии. Византийская культура (государственная и религиозная) была в то время «…единственным светочем для погруженной во мрак невежества и суеверия Европы». Греческий императорский двор, школы, академии, искусство поражали современников, как бы они ни были расположены к грекам. Не менее поражен ими был и Владимир. Князь осознал, что силой, способной внутренне укрепить и цивилизовать варяго-славянское княжество, могло стать только греческое Православие, которое его бабка, великая княгиня Ольга, убеждала принять еще своего сына Святослава, ибо она «…своим светлым умом познала превосходство святой веры и решилась принять крещение в 957 году». С. 135-136, Князь решил направить силы на распространение Православия, основание Русской Церкви и становление Русского государства.

Принятие Православия в корне переменило языческий варяго-славянский быт, ввиду того, что греческая культура нашла для себе в Киеве самую благоприятную почву для развития. Ибо к этому времени «Руси уже коснулся «греческий огонь» Православной веры, в Русской земле уже определялось тяготение к Христу, а временами и решительные порывы к Нему, на что с радостью отзывалась Греческая Церковь в лице своих лучших и поистине святых представителей». В.А. Карташов пишет:

«Церковь обратилась ко всем народам, и каждый свободно выбрал, что ему милее в Евангелии. Русь выбрала себе «святость» как высшее задание своей истории, своего государства, своей культуры. И поняла его цельно и наивно, как святость конкретного православия с его учением, культом, благоуханной красотой, с его аскезой, суровой правдой и жалостливым милосердием. Отдалась Православию ещё вернее, ещё трагичнее, чем сами её отцы-учители греки» .

Несмотря на то, что Русская Церковь с самого своего зарождения была причислена к Византийскому Патриархату и значение Киева для России в то время было настолько велико, что даже после перенесения кафедры во Владимир, а затем в Москву митрополиты, управлявшие Русской Церковью, продолжали до 1461 г. именоваться «Киевскими и Всея Руси», Киевская Русь вовсе не превратилась в копию Византии, но сумела создать свою собственную культуру на основе взятого у греков в первозданной чистоте Православия.

Главными задачами на начальном этапе стали для князя Владимира и присланного Патриархом митрополита Михаила 1 распространение веры, постройка храмов и просвещение. Греки привезли богослужебные книги и Священное Писание, переведенное святыми Кириллом и Мефодием. Были открыты школы, где по этим книгам стали учиться люди под руководством преподавателей-священников. В употребление в Киевской Руси вошел церковно-славянский язык. Древнейшие русские епархии были основаны в городах Чернигове, Новгороде, Белгороде (возле Киева), Ростове и Владимире. Резиденцией митрополита с 991г. по 1035г. был Переяславль.

Первые православные пастыри принесли с собой из Византии и монашество, «…скоро привившееся настолько, что монахам принадлежит главная заслуга проповеди веры по всей Руси». Монастыри на Руси утверждались на строгих уставах греческих обителей. В пещерах Киево-Печерской лавры (первого и славнейшего из русских монастырей), основанной в ХI веке преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, кроме монастырской братии, «…заживо погребались затворники, всю жизнь питавшиеся просфорами и водой и жившие в тесных пещерах, ими вырытых, до самой смерти».

Ученики и последователи преподобного Феодосия, прославившегося не только аскетическими подвигами, но и в качестве писателя и проповедника, стали пионерами монашества и цивилизации. Эти иноки основали впоследствии монастыри в самых диких и пустынных краях России. Монастыри становились центрами округов, к ним стекались привлеченные святостью иноческой жизни язычники. Монахи заботились о народном просвещении и одновременно о крещении язычников в истинную веру. При обителях организовывались школы, больницы, библиотеки. Благодаря продуманным законам о церковном землевладении, монастырское хозяйственное управление становилось образцом для мирских хозяйственных учреждений. Православная вера, уничтожив или смягчив древние языческие законы, вместе с тем содействовала развитию самых достойных черт русского быта. Ведь нравы славян были суровы, но отличались благородством. Академик Вернадский отмечал, что право Древней Руси не отличалось ещё от религии и нравственности. Не случайно слово «правда» означало в Древней Руси и правду-истину, и правду-справедливость, и право, и закон. Митрополит, епископы приняли деятельное участие в формировании Киевской государственности. Князь Владимир советовался с ними по самым различным вопросам.

Владимир значительно расширил компетенцию Церковного суда. Благодаря Церкви усиливалась и княжеская власть, постепенно приобретая ореол Божественного избрания. Одновременно Церковь подчеркивала нравственные обязательства князей в отношении подданных: сказывалось влияние византийской теории о гармонии-«симфонии» между Церковью и государем. Ведь, по словам протоиерея Петра Смирнова, «…Церковь своим спасительным влиянием проникает в глубочайшие основы жизни человеческой - личной, семейной, общественной и государственной, и свет её учения простирается во все концы земли».

Начиная от святого Владимира, князья стали отчислять в пользу Церкви десятую часть от своих доходов. Часть этих денег шла на ремонт и украшение храмов, на больницы, школы, богадельни, созданные духовенством и находящиеся под его попечительством. Так называемые «божьи люди» (нищие, странники, убогие, деклассированные и все, лишившиеся своего социального положения) также находились под покровительством и на иждивении Церкви, что доказывает колоссальную социальную роль православного духовенства в Древней Руси. Приближенные князей старались следовать их примеру. Этим объясняется огромное число построенных и процветавших в киевскую эпоху храмов.

Византийские законы попали, как отмечалось ранее, на исключительно благоприятную, девственную почву, и «…насаженный св. Владимиром порядок развил русскую государственность, в то же время расширяя Церковь». Народ глубоко воспринял христианство, его порядки и традиции. Летописи подчеркивают стремление всех слоев русского общества того времени, от князя до простолюдина, жить по церковным правилам - «по-Божьи». Трудами князя Владимира и его преемников, совместно с епископами, искоренялись языческие обычаи и суеверия, устраивалась постепенно общественная жизнь. Смягчались семейные нравы, исчезли многоженство, обычаи покупки жен, их изгнания и т.д. Глубокая вера сквозит в древнерусских юридических актах, купчих грамотах, завещаниях и т.п. В качестве посредников и поручителей о выполнении принятых сторонами обязательств приводятся те же святые. Даже в грамотах того времени к Пресвятой Богородице и к святым обращаются как к живым людям, прося их заступничества и содействия в делах.

Киевские князья, по примеру Владимира, стали родниться с греками. Вскоре стало наблюдаться всеобщее стремление к паломничеству. Постепенно преображался Киев. Возводились каменные храмы, родились и развивались различные ремесла, строились дороги, закладывались новые города. Оживились торговые отношения с греками. Был издан закон, по которому все дружинники и «вящие» люди должны были посылать своих детей в школы, учрежденные при церквах.

После смерти равноапостольного князя Владимира появились в народе былины и песни о нем, причем в них подчеркивалась ревность Владимира - Красное Солнышко в деле защиты православной веры от внешних и внутренних врагов.

Наконец, необходимо отметить, что Киев положил начало русской словесности. Древнейшие памятники нашей литературы - это летописи, составленные многими поколениями «трудолюбивых монахов», наряду с огромным количеством других духовных произведений.

О важности деятельности св. Владимира и сына его Ярослава Мудрого для просвещения Руси летописец пишет так: «Подобно тому, как если бы кто-нибудь распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал сердца людей, просветивши их крещением. Сын его, Ярослав, насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение».

Владимир, таким образом, стал не только дальновидным политиком, которого на Западе прозвали «Северным Карлом Великим», но и ревностным православным государем, за свои деяния после крещения нареченным Церковью святым и равноапостольным. «Исполнились пламенные молитвы равноапостольной Ольги: Господь помиловал её род и всё Царство Русское, и достойнейший внук её, в сердце которого ещё в детстве старалась она насадить семена благочестия, достигши лет зрелых, сделался не только истинным христианином, но даже равноапостолом и просветителем России».

3.Заключение

Идеалом образа жизни, нормой жизни князя Владимира была святость. Русским людям свойственно было мерить свою жизнь не по богатству, не по преуспеванию, а по святости угодников Божиих. Этот идеал был перед почти всеми русскими людьми целые века, именно поэтому наше Отечество называли Святая Русь. Этой святостью мы обязаны нашим предкам. Благодаря тому семени Православия, посаженному когда-то князем Владимиром, мы сейчас остаемся величественной православной державой. И не просто так, у нас в стране большинство людей, даже сейчас, в это смутное, стирающее грань между добром и злом, время, веруют в Бога. Именно это дает нам почву под ногами, связь с предками. Сейчас мы отчетливо понимаем, какую силу дала православная вера всему русскому народу, и именно она всегда объединяла нас в трудную минуту и сейчас дает поддержку всей стране. Дает поддержку и мне.

Список литературы

1. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн.1. - Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 408 с.

2. Н.Н. Воейков. Церковь, Русь и Рим. - Мн.: Лучи Софии, 2000. - 656 с.

3. Полное собрание русских летописей, т. 1. С.66.

4. Прот. П.Смирнов. История Христ.Прав.Церкви.-Крутицкое Подворье, 2000 -268с.

5. Прот. Лев Лебедев. Крещение Руси. - «Русский хронограф», 2003. - 320 с.

6. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси.- М.: Столица, 1991. - 464 с.









© 2010-2022