Активизация познавательной деятельности неслышащих школьников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Активизация познавательной деятельности неслышащих учащихся на уроках русского языка.

Проблема активизации познавательной деятельности неслышащих школьников стояла перед педагогами коррекционных школ всегда.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным

Работая в коррекционной школе, выяснила, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к урокам русского языка и к языкам в целом. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся: уроки - деловые игры, урок-путешествие, урок-сказка, уроки - соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, урок-лабиринт, интегрированные уроки, экскурсии. Такие уроки преследуют цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитывается возрастные и индивидуальные особенности неслышащих учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой. Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок.

Я часто использую в своей практике урок-соревнование. Его можно проводить как по русскому языку, так и по литературе в конце изучаемой темы, раздела, четверти, учебного года. В подготовке к уроку-соревнованию могут участвовать сами дети, которые подбирают интересные вопросы и задания, изготавливают наглядность, учитель же выступает в роли консультанта. Приглашается судейская бригада, это могут быть родители, другие учителя. Судейская бригада ставит баллы каждому ученику за участие и качество вопроса и ответа всей команды в целом. Учитываются знания, понимание, реакция, оригинальность ответов. А также на «Ура!» проходят уроки-лабиринты.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто невозможно по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты, работу со словарями и схемами, поисковые задачи и проблемные вопросы; загадки-шутки, шарады; лингвистические сказки, нестандартные лингвистические задачи; опорные таблицы, схемы-опоры, блок-схемы; кроссворды; самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий, использование информационных технологий и т.д.

Остановлюсь на некоторых приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются на различных этапах урока русского языка и литературы.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. Так как дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у неслышащих учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Игра «Переводчик».Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.

2. Разъяренная вьюга замела тропинки.

3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Игра: «Кто больше» Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

Хороший Ветер. Я проснулся поутру. Пляшет Солнце на ветру. Веселятся все поля без меня. И резвятся тополя без меня. И смеется вся земля, И шмели снуют, звеня. Все на свете без меня, без меня! (Э. Мошковская)

Игра: «Замени» Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение.Собака воет. Малыш улыбается. Загорелась дача. Гаснет свеча. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Птица поет. Дети играют.

Игра: «Какой звук заблудился?»

"Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!" (жук)

Жучка будку не доела:

Неохота, надоело... (булку)

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

Игра «Собери слова»

а) К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно

(Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.)

б) Соберите слова, которые спрятались в других словах.

Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы).

Игра: «Превращение»

Превратите существительные I склонения в существительные III склонения.

Взял я тетрадку (тетрадь), ушел на площадку (площадь),

Нарисовал лошадку (лошадь).

Вот матушка (мать) пришла, и тоска (печаль)отошла.

Игра «Почтальон»

Учитель раздает приглашения. Учащиеся должны угадать, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Игра «Собери фразеологизмы».

Повесить… Отводить… Вешать… Распустить… Смотреть сквозь…

Нос; Нюни; Глаза; Лапшу; Пальцы; Голову.

Игра «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте? (в случае затруднения учащиеся могут обратиться к словарю фразеологизмов)

С ног до головы

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - даю руку на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!- Спору нет - горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею! А. Шибаев. (20 фразеологизмов)

Несомненно, детям очень интересны тестовые задания. Тесты, как система школьной успеваемости, позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения, но и, конечно же, оживить процесс обучения.

Тесты по теме "Фонетика".

1.Не имеет пары по глухости и звонкости звук.

А) [б]. В) [п]. С) [г]. D)[д]. Е) [х].

2. Не имеет пары по мягкости и твёрдости звук.

А) [н]. В) [к]. С) [з] .D)[ц]. Е) [р].

3.Сочетание букв даёт один звук в слове

А) Запасы .В) Счастье. С) Склад. D)Окно. Е) Воздух.

4. Буква обозначает два звука в слове

А) Ясно .В) Гулять. С) Лебяжий. D)Тепло. Е) Свежо.

5.Все согласные твёрдые в слове

А) Щенок. В) Зима. С) Шуба. D)Река. Е) Пчёлка.

6. Все согласные звуки мягкие в слове

А) Рыбий. В) Пистолет. С) Синица. D)Щавель. Е) Ртуть.

В своей работе очень часто использую карточки.На первый взгляд эти карточки могут не вызвать большого интереса, но на самом деле они оказывают большую помощь в моей работе. Данные карточки предполагают широкий спектр их применения в практике учителя. Во-первых, использовать их можно на разных этапах урока для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы. Во-вторых, развивают внимание и мышление учащихся. В-третьих, задания могут быть очень разнообразными, как устными, так и письменными (все зависит от фантазии учителя).

Например:

Карточка№1:

Береза морж оса лес месяц ёжик карандаши зайчата туча ищу чулок дочка дачный сугроб арбуз гора. земля яма девочка книга

1) Выписать (найти) слова, которые начинаются с гласной (согласной ) буквы;

2) Выписать (найти) слова, которые состоят из одного (двух, трех) слога;

3) Выписать (найти) слова, в которых ударение падает на первый (второй) слог;

4) Выписать (найти) слова, в которых все согласные мягкие (твердые);

5) Выписать (найти) слова, в которых букв больше, чем звуков (звуков больше, чем букв);

6)Выписать (найти) словарные слова; слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк-чн ; с безударными гласными в корне; парные согласные

7)Просклонять одно (несколько) существительных;

8) Сделать звукобуквенный анализ одного слова (нескольких);

9) Составить предложения с данными словами (одним или несколькими);

10) Найти глаголы;

Детям очень нравится работать с этими карточками, т.к. задания всегда разные и не похожи друг на друга.

Таким образом, сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.



© 2010-2022