Разработка урока по русскому языку

В 5 классе я провела открытый урок по русскому языку "Антонимы". Цели урока: обогатить словарный запас учащихся, повторив антонимы, формировать умения распознавать антонимы.  Тип урока: урок-игра. На уроке я использовала иллюстрации к сказке, карточки, картинки животных. Класс делится на две группы, команды. Урок состоит из семи этапов. 1. Организационный момент. 2. Работа с рисунками. 3. Отгадать загадки. Повторение. 4. Физминутка. 5. Закрепление. 6. Занимательная информация для учащихся. 7. Ит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МБОУ СОШ им. Н.С.Конгара села Бай-Тал

Бай-Тайгинского района.







Открытый урок

на тему

«Антонимы»

(для 5 класса).





Учитель русского языка и литературы

Очур-оол А-Х.П.



















с.Бай-Тал



Дата: _____________

Тема урока: Антонимы.

Цели урока: обогатить словарный запас учащихся, повторив антонимы, формировать умения распознавать антонимы;

Развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, делать обобщающие выводы; развивать умение работать самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности на уроке; развивать умение использовать антонимы в речи;

Прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать культуру устной и письменной речи, воспитание к нравственным качествам, как доброта, вежливость, трудолюбие с помощью сказки «Морозко» ;

Оборудование: иллюстрации к сказке, на доске улыбающееся солнышко, на партах солнышки веселые, грустные, карточки, картинки животных.

Класс делится на две группы, команды.

Ход урока:

  1. Психологический настрой учащихся.

- На улице зима, холодно, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое, веселое и красивое солнышко, оно смотрит на вас м протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

- Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь в себе - вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрое, приподнятое, вам хочется узнавать новое, ведь это так интересно!

- Сегодня мы будем соревноваться, вы две разные команды. За каждый правильный ответ команды получат жетоны - зайчики. В конце урока подведем итоги, победившая команда получат пятерки.



- Итак, какая команда самая быстрая? Посмотрим.



  1. Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них?

( на рисунках нарисованы рожицы: грустная и веселая; человечки, изображенные на дальнем и ближнем расстоянии, маленький и большой)

- Запишите получившиеся пары слов: веселая - грустная; далеко-близко; большой - маленький

- Определите, на какие вопросы отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены? Как мы называем эти слова? Придумайте с этими словами каждая команда 1 красивое, интересное предложение, какая команда самая быстрая?

- Хорошо (жетоны)

- Таким образом, сегодня тоже будем повторять изученную тему антонимы. Это очень интересные слова в русском языке!



  1. Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг (дятел)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет (молоток и гвоздь)

- Хорошо, молодцы (жетоны)



- У вас на партах лежат карточки, которые написаны качества этих девушек. Первая команда будете приклеить отрицательные качества, вторая команда будут приклеить положительные качества девушек, а остальные работаем в тетрадях. Какая команда самая быстрая, посмотрим.



Качества

Положительные плохие Отрицательные

Старшая дочь (падчерица) ленивые дочь старухи

Добрая

Трудолюбивая

Злые

Глупые

Хорошая

Трусливые

Умная.

- В нашем классе есть такие ребята? С такими же качествами? Желательно, чтобы, у людей отрицательных качеств было мало.

- Хорошо, молодцы! (жетоны)

5.Физминутка.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы трубочкой перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Мышки дёрнули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон (бег на месте)



6. Прочитайте, записанные в столбики слова. По какому признаку объединены эти слова?

Температура Цвет Размер

Зной - ….(стужа) белый - … короткий-…

Горячий - … яркий-…(бледный) высокий - …

Плюс - … блондин - …(брюнет) широкий-…

- Подберите и запишите к ним слова с противоположным значением. Придумайте предложения. Какая команда самая быстрая?

- Хорошо (жетоны)

7. Работа с картинками. С помощью антонимов охарактеризуйте названных животных. Составьте и запишите предложения с союзом а.

Подчеркните антонимы.

Лев храбрый, а заяц трусливый. Лиса умная, а ворона глупая. Слон большой, а мышка маленькая. Волк простодушный, а лиса хитрая.

- Хорошо, молодцы! (жетоны)

8. Занимательная информация.

У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

  1. Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

  2. Самая большая русская книга- это сборник басен И.А.Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше.

  3. Самый длинный алфавит в мире у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква.

  4. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

9. Подведение итогов.

- Вот мы и повторили слова антонимы.

- Где мы встречаемся с ними? ( Они имеются в загадках, в народных сказках, пословицах, поговорках, в стихотворениях, в рассказах и т.д)

- А теперь посчитайте жетоны, у какой команды много жетонов? Победившая команда хорошо работали и получают пятерки.

10. Домашнее задание.

Запишите пословицы и поговорки, в которых встречаются антонимы.

- Солнышко по-прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки - веселые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за урок. До свидания!



© 2010-2022