- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку
Разработка урока по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Очур-оол А.П. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ им. Н.С.Конгара села Бай-Тал
Бай-Тайгинского района.
Открытый урок
на тему
«Антонимы»
(для 5 класса).
Учитель русского языка и литературы
Очур-оол А-Х.П.
с.Бай-Тал
Дата: _____________
Тема урока: Антонимы.
Цели урока: обогатить словарный запас учащихся, повторив антонимы, формировать умения распознавать антонимы;
Развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, делать обобщающие выводы; развивать умение работать самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности на уроке; развивать умение использовать антонимы в речи;
Прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать культуру устной и письменной речи, воспитание к нравственным качествам, как доброта, вежливость, трудолюбие с помощью сказки «Морозко» ;
Оборудование: иллюстрации к сказке, на доске улыбающееся солнышко, на партах солнышки веселые, грустные, карточки, картинки животных.
Класс делится на две группы, команды.
Ход урока:
-
Психологический настрой учащихся.
- На улице зима, холодно, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое, веселое и красивое солнышко, оно смотрит на вас м протягивает свои лучи к вашим щёчкам.
- Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь в себе - вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрое, приподнятое, вам хочется узнавать новое, ведь это так интересно!
- Сегодня мы будем соревноваться, вы две разные команды. За каждый правильный ответ команды получат жетоны - зайчики. В конце урока подведем итоги, победившая команда получат пятерки.
- Итак, какая команда самая быстрая? Посмотрим.
-
Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них?
( на рисунках нарисованы рожицы: грустная и веселая; человечки, изображенные на дальнем и ближнем расстоянии, маленький и большой)
- Запишите получившиеся пары слов: веселая - грустная; далеко-близко; большой - маленький
- Определите, на какие вопросы отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены? Как мы называем эти слова? Придумайте с этими словами каждая команда 1 красивое, интересное предложение, какая команда самая быстрая?
- Хорошо (жетоны)
- Таким образом, сегодня тоже будем повторять изученную тему антонимы. Это очень интересные слова в русском языке!
-
Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг (дятел)
Как столкнутся - стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет -
Тонкий что-нибудь прибьет (молоток и гвоздь)
- Хорошо, молодцы (жетоны)
- У вас на партах лежат карточки, которые написаны качества этих девушек. Первая команда будете приклеить отрицательные качества, вторая команда будут приклеить положительные качества девушек, а остальные работаем в тетрадях. Какая команда самая быстрая, посмотрим.
Качества
Положительные плохие Отрицательные
Старшая дочь (падчерица) ленивые дочь старухи
Добрая
Трудолюбивая
Злые
Глупые
Хорошая
Трусливые
Умная.
- В нашем классе есть такие ребята? С такими же качествами? Желательно, чтобы, у людей отрицательных качеств было мало.
- Хорошо, молодцы! (жетоны)
5.Физминутка.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы трубочкой перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)
Мышки дёрнули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (бег на месте)
6. Прочитайте, записанные в столбики слова. По какому признаку объединены эти слова?
Температура Цвет Размер
Зной - ….(стужа) белый - … короткий-…
Горячий - … яркий-…(бледный) высокий - …
Плюс - … блондин - …(брюнет) широкий-…
- Подберите и запишите к ним слова с противоположным значением. Придумайте предложения. Какая команда самая быстрая?
- Хорошо (жетоны)
7. Работа с картинками. С помощью антонимов охарактеризуйте названных животных. Составьте и запишите предложения с союзом а.
Подчеркните антонимы.
Лев храбрый, а заяц трусливый. Лиса умная, а ворона глупая. Слон большой, а мышка маленькая. Волк простодушный, а лиса хитрая.
- Хорошо, молодцы! (жетоны)
8. Занимательная информация.
У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.
-
Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
-
Самая большая русская книга- это сборник басен И.А.Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше.
-
Самый длинный алфавит в мире у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква.
-
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
9. Подведение итогов.
- Вот мы и повторили слова антонимы.
- Где мы встречаемся с ними? ( Они имеются в загадках, в народных сказках, пословицах, поговорках, в стихотворениях, в рассказах и т.д)
- А теперь посчитайте жетоны, у какой команды много жетонов? Победившая команда хорошо работали и получают пятерки.
10. Домашнее задание.
Запишите пословицы и поговорки, в которых встречаются антонимы.
- Солнышко по-прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки - веселые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за урок. До свидания!