- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование технологии творческих мастерских на уроках литературы
Использование технологии творческих мастерских на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрова И.А. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
|
| ||||
---|---|---|---|---|---|---|
| Использование технологии творческих мастерских на уроках литературы | |||||
|
| |||||
| Александрова И.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков, Великий Новгород | |||||
Методический инструментарий | Ход занятия | |||||
Формы работы | Приемы работы | |||||
Этапы занятия, задачи этапа | ||||||
Задачи: актуализация имеющихся у учащихся знаний, пробуждение познавательного интереса, определение темы и цели урока, определение затруднений | ||||||
Индивидуальная Фронтальная | «Дарю сердечко»
«Футбольное поле»
«Творческая мастерская» Индуктор «Отгадай понятие»
«Мастерская писателя» «Давайте вспомним…» «Древо ожиданий и опасений»
| Перед тем как сесть за парты учитель предлагает выбрать сердечко того цвета, которое каждому нравится. Учитель поясняет выбранный цвет:
-Выбранные Вами цвета, я надеюсь, настроят Вас на активную деятельность. Нам на занятии сегодня необходимы качества: активность, уверенность, креативность, толерантность, быстрое принятие решений. И я уверена, вы обладаете ими. -Перед Вами лежит картинка с футбольным полем, отметьте себя(то, в каком состоянии Вы сейчас находитесь) на этом поле цифрой 1.(на футбольном поле одни игроки активно играют, другие сидят на скамье запасных, третьи- в буфете, четвертые-в душе, пятые - в комнате отдыха, шестые-на скамье удаленных, седьмые-в жюри, восьмые -активные, , девятые - равнодушные наблюдатели, десятые -злостные нарушители дисциплины и порядка, одиннадцатые - скандалисты и т.д.) Часть I Индуктор: Послушайте стихотворение Э. Асадова и ответьте на вопрос : о чем идет речь. Что же такое это? Одни говорят:- Это страсти: Карты, вино, увлеченья - Все острые ощущенья. Другие верят, что оно - В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных. Третьи считают, что все - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания. По мненью четвертых, это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Еще есть такое мнение, Что это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета! А оно, по-моему, просто Бывает …… -Обсуждение. -Закончите стихотворение своими строчками. -Сравните со строчками Асадова: А оно, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека!. -Вспомните что-нибудь, связанное с этим словом. Расскажите об этом друг другу в парах.(3-4мин.) -социализация (озвучьте то, что написали) - Мы действительно сегодня поговорим о счастье. Вспомните что-нибудь, связанное с этим словом. Перед Вами лежат яблочки (вырезанные из бумаги листочки в форме яблок), напишите на них, что Вы ожидаете от этого занятия? Прикрепите их на наше дерево ожиданий. -социализация (при необходимости) -На лимонах (вырезанные из бумаги листочки в форме лимонов), напишите, чего Вы опасаетесь или боитесь на занятии. Прикрепите на наше дерево. -социализация(при необходимости) -Если в ходе занятия Ваше ожидание оправдалось или опасение исчезло, Вы можете снять свой «фрукт» с дерева.
| ||||
Задачи: получение новых знаний и соотнесение их с полученными раннее, формулирование собственного мнения по теме в виде нового правила | ||||||
Индивидуальная и групповая
| «Творческая мастерская» Деконструкция. «Играем со словом»
«Творческая мастерская» Реконструкция. «Цех поэтов» «Футбольное поле» Притча
«Открываем неизведанное: кузница счастья»
| Часть II. Деконструкция: Напишите на листе бумаги слово «счастье» Выберите цвет ручки или карандаша 1. подберите однокоренные слова разных частей речи (1-2 мин.) - социализация: Озвучьте то, что написали (остальные могут пополнить свой список) 2. запишите ассоциации к этому слову (желательно также разные части речи, можно словосочетания, короткие предложения) (3 мин.) - социализация 3. Подберите к этому слову созвучные или рифмующиеся слова, «поиграйте» с этим словом, переставляя буквы и т.п. (2-3 мин.) - социализация 4. запишите синонимы и антонимы к слову «счастье» (2-3 мин.) - социализация 5. Сформулируйте свое определение слова «счастье» (2-3мин.) - социализация 6. Выберите одно ключевое слово, определяющее ваше понимание счастье (синоним слова «счастье») (1-2 мин.) - социализация 7. Нарисуйте счастье(3-4 минуты) -социализация 8. Выберите из всех записей одно ключевое слово, это будет название будущего текста. ЧастьIII. Реконструкция Напишите свой небольшой - несколько предложений - текст с выбранным названием, максимально используя все сделанные ранее записи (4-5 мин.) -социализация. Прочитать вслух все тексты друг другу в паре(10-15 минут.) Построение нового знания -Отметьте цифрой 2 себя на поле настроения. -Какой жанр в литературе в наибольшей степени ассоциируется у вас с темой счастья(стихи, притчи, сказки- фольклор) Почему? 1. Прослушайте небольшой рассказ . Села бабочка-однодневка на многолетнюю бруснику и начала восторгаться всем, что умела увидеть: - Солнце-то какое доброе и красивое! Роса - никакие самоцветы с ней не сравнятся! А луг-то какой зеленый, небо какое синее! А воздух? У меня даже не хватает слов, чтобы описать его! Одно только могу сказать: слава Богу - за всё! Я так счастлива! «В чем же здесь счастье. Обыкновенный день. - подумала брусника, а вслух сказала: - Ничего, завтра ты ко всему этому привыкнешь! - Завтра для меня уже не будет, - печально ответила бабочка, навсегда закрывая глаза. Брусника оглянулась, увидела прекрасный солнечный день, яркое небо, чистый воздух и подумала: «Надо же -столько лет живу, и ничего этого не замечала!» И брусника со стыдом призналась себе, что почти за сто лет она не увидела и, самое главное, не оценила всего того, что успела эта бабочка за один единственный день своей жизни. -О чем идет речь в рассказе? Чего не увидела и не оценила брусника? Согласны ли Вы с бабочкой? Каков жанр данного произведения? Почему, размышляя о счастье, мы используем притчу? 2.Сегодня я предлагаю познакомиться с разными притчами и, анализируя их, мы попытаемся понять, что народная мудрость понимает под счастьем и для всех оно разное или все-таки есть понятие «общего счастья». 3.Разделиться на группы в зависимости от выбранного цветного сердечка. Задание в группе: прочитать и проанализировать предложенные притчи и ответить на вопрос: в чем состоит счастье. Дайте свое название каждой притчи. Желающие могут выполнить задание индивидуально. (20 мин.) -социализация: каждая группа (или участник) знакомит всех с результатами своей работы | ||||
III. Рефлексия Задачи: обобщение изученного, выводы, анализ результатов деятельности на уроке | ||||||
Индивидуальная и фронтальная | «Футбольное поле»
Синквейн «Критикуем писателя»
Лестница ощущений «Поговорим по душам»
«Древо ожиданий»
«Футбольное поле» «Давайте сочиним…» | Отметьте на поле настроения цифрой 3 свое состояние на данный момент занятия. Рефлексия: фронтальная беседа. -Сделайте вывод: существует ли определение общего счастья? -Изменилось ли Ваше понимание счастья после урока? -Может ли человек быть абсолютно счастлив всегда? -Что нужно делать, чтобы быть счастливым? -Почему мы выбрали жанр притчи в разговоре о счастье? Каковы особенности притчи как жанра? -Составьте синквейн со словом СЧАСТЬЕ -Прослушайте стихотворение Э.Асадова «Аптека счастья» и выскажите свое отношение к произведению. Исчезли все болезни человека. А значит, и лекарства ни к чему! А для духовных радостей ему Открыт особый магазин-аптека. Какая б ни была у вас потребность, Он в тот же миг откликнуться готов: - Скажите, есть у вас сегодня нежность? - Да, с добавленьем самых теплых слов. - А мне бы счастья, бьющего ключом! - Какого вам: на месяц, на года? - Нет, мне хотелось б счастья навсегда! - Такого нет, но через месяц ждем! - А я для мужа верности прошу! - Мужская верность? Это, право, сложно... Но ничего. Я думаю, возможно. Не огорчайтесь, я вам подыщу. А мне бы капель трепета в крови. Я - северянин, человек арктический. - А мне - флакон пылающей любви И пол флакона просто платонической. - Мне против лжи нельзя ли витамин? - Пожалуйста, и вкусен, и активен! - А есть для женщин "Антиговорин"? - Есть. Но пока что малоэффективен.... - А покоритель сердца есть у вас? - Да, вот магнит. Его в кармашке носят. Любой красавец тут же с первых фраз Падет к ногам и женится на вас Мгновенно. Даже имени не спросит. - А есть "Антискандальная вакцина"? - Есть в комплексе для мужа и жены: Жене - компресс с горчицей, а мужчине За час до ссоры - два укола в спину Или один в сидячью часть спины... - Мне томный взгляд для глаз любого цвета! - Пожалуйста, по капле перед сном. - А мне бы страсти... - Страсти - по рецептам! Страстей и ядов так не выдаем! - А мне вон в тех коробочках хотя бы "Признание в любви"! Едва нашла! - Какое вам? Со свадьбой иль без свадьбы? - Конечно же, признание со свадьбой. Без свадьбы хватит! Я уже брала!.. Пусть шутка раздувает паруса! Но в жизни нынче всюду чудеса! Как знать, а вдруг, еще при нашем веке, Откроются счастья аптеки? Рефлексия: каждый отвечает на вопросы: • Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными • Какие этапы были наиболее трудными • На какой ступеньке Вы находитесь:
- Обращение к дереву ожиданий и опасений. При необходимости обсуждение. -Мне хочется Вам пожелать Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите Радугу, рассветы, звезды глаз - Это все для вас, родные, все - для вас. Услыхали трепетное слово - Радуйтесь. Не требуйте второго. Не гоните время. Ни к чему. Радуйтесь вот этому, всему! А для очень, очень добрых глаз Нет ни склок, ни зависти, ни муки. Счастье к вам само протянет руки, Если сердце светлое у вас. Красоту увидеть в некрасивом, Разглядеть в ручьях разливы рек! Кто умеет в буднях быть счастливым, Тот и впрям счастливый человек!Э.Асадов -Отметьте цифрой 4 свое состояние на конец урока. По желанию выскажитесь. Домашнее задание. Написать Вашу притчу о счастье |
Приложение к занятию
Притчи
Притча №1
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."
«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."
«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек.
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.
«Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста".
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» - ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда
Притча №2
Было это давно или совсем недавно, не важно. Да только пришел в одно селение путник. И остался в нем жить. Мудрый был человек. Людей любил, а особенно деток. А уж что руки золотые! Такие игрушки мастерил, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Да вот только незадача - поделки-то, слишком хрупкие. Обрадуется ребятня забаве, а она возьмет да и разобьется. Поплачут дети, а мудрец им новую игрушку смастерит. Да еще более хрупкую.
- Что же ты, мил человек, такие подарки детям нашим делаешь? Ведь ты мудр и любишь их, как родных, - спрашивали у мастера родители. - Дети стараются играть аккуратно, а подарки ломаются. Сколько слез-то!
Улыбнулся мудрец:
- Время мчится очень быстро. Совсем скоро другой человек подарит вашему сыну или дочке свое сердце. Хрупкая вещь! Думается, мои игрушки научат их бережно относиться к этому бесценному дару…
Притча №3
У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
- Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
- Неужто ты такой смиренный?
- Нет, - ответил нищий, - просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
Притча №4
Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
- Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
- Мы не летим, мы просто падаем, - грустно отвечала вторая.
- Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
- Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
- Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! - сказала первая.
- Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, - возражала ей вторая.
Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.
Притча №5
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
- Папа, можно у тебя кое-что спросить?
- Конечно, что случилось?
- Пап, а сколько ты получаешь?
- Это не твоё дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?
- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
- Ну, вообще-то, 500. А что?
- Пап… - сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
- Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он
успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
- Ты не спишь, сынок? - спросил он.
- Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик.
- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
- Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
- Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.
- Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, - ответил ребенок. - Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Притча №6
Жил-был человек, и была у него мечта - отыскать самый большой в мире алмаз. Он день и ночь рыл гору, искал камень, но никак не мог найти такой, как ему хотелось. Женился человек, но жену свою почти не видел: целые дни пропадал в пещерах. Родилась у него дочь. Но и на дочь у него не было времени.
И вот однажды нашел человек огромный алмаз - чистой воды, такой, который в стакан с водой опустишь, а его и не видно совсем. Человек берёг алмаз как зеницу ока, хранил в ларце на мягкой подушке, и с ларца того глаз не спускал. Каждую свободную минуту проводил у ларца - любовался своим сокровищем.
Но вот однажды рассматривал он свой алмаз и увидел, что в нем есть маленькая трещинка. Схватился человек за голову: он был уже немолод и знал, что второго такого камня ему не найти. Решил он тогда огранить алмаз, чтобы скрыть дефект. Стал шлифовать камень, и как появились на нем грани, как сделался он бриллиантом, то заиграл на солнце всеми цветами радуги. Человек вставил его в оправу и повесил на золотой цепочке на шею дочери, чтобы, когда она двигается, солнце играло в его любимом бриллианте.
И все, завидев дочь того человека, говорили:
- Какая красота неземная!
Но через некоторое время человек понял: люди говорили не о камне, за которым он охотился всю жизнь, а о его дочери, которая дана была ему Богом... Гоняясь за красотой, он не видел красоты в своем доме.
Притча №7
У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики. Младший красил такни. Когда светило солнце, у старшего сына никто не покупал зонтики, а когда шел дождь, у младшего сына не сохли ткани. Жизнь у женщины была печальной и беспросветной.
Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил свои ткани, а когда шел дождь, она радовалась за младшего сына, у которого все покупали зонтики. И она была счастлива, а жизнь наладилась.