Проект по русскому языку Исследуем слово

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ГБОУ РК «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
















ИССЛЕДУЕМ СЛОВО


ПРОЕКТ-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

учащихся 5 класса

Аблякимова Артура

Германсона Егора

Мигулёвой Анастасии


Руководитель проекта

Шостак Наталия Петровна


Проект по русскому языку Исследуем слово













Феодосия, 2016


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Каждый день на уроках русского языка мы сталкиваемся с различными видами языковых разборов. Азы этой работы мы начинаем постигать ещё в начальной школе, основа же её закладывается в 5 классе. И от того насколько хорошо нам удастся усвоить этот материал зависит успешность дальнейшего обучения на уроках русского языка.

Тема представляется интересной, потому что исследование проводилось на примере обычных слов, о которых нам захотелось больше узнать. Мы смогли заглянуть в прошлое жизни слов, узнали об их происхождении и объяснили их роль в современном мире.


Проект по русскому языку Исследуем слово


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель.

Рассмотреть слова с точки зрения разных разделов языкознания. Разработать пошаговую инструкцию по выполнению словообразовательного, морфологического, лексического анализа слов.

Задачи.

  1. Проанализировать выбранное слово с точки зрения фонетики, словообразования, морфологии, лексикологии, этимологии.

  2. Описать все виды разборов.

  3. Определить пошаговые действия учащихся при выполнении анализа слов.

Продукт.

Пошаговая инструкция словообразовательного, морфологического, фонетического анализа слов. Словарные статьи для исследовательского словаря.





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Обзор источников по проблеме исследования.

К проблеме исследования слов обращались такие известные лингвисты как В.И. Даль, Л.В.Щерба, С.И. Ожегов, Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. Их научные статьи и словари помогли нам проанализировать выбранные слова и разработать свою схему исследования лексики.

Этапы исследования:
1.Сбор информации с источников, предложенных учителем.
2.Систематизация и анализ полученной информации.
3.Практическая работа по отдельному плану.
4.Вывод: подведение итогов исследования, оформление результатов.
5.Демонстрация конечного продукта

1. Поиск информации в источниках, предложенных учителем.

Проект по русскому языку Исследуем слово





Для исследования нами были определены следующие слова: спорт, гроссмейстер, кепка.


Каждый из участников должен был рассмотреть слово:

1.С точки зрения фонетики.

Спорт - 1 слог. [Спорт]

С [С] - согл.,тв.,зв., парный

П [П] - согл., тж, глух., парный

О [О] - гл., удар.,

Р [Р] - согл., тв., зв., непарный

Т [Т] - согл., тв., глух., парный

5 букв, 5 звуков.

Гроссмейстер - гросс-мейс-тер - 3 слога [грасм'эйст'эр]

Г - [ Г] - согл., зв., парн., тв.

Р-[Р] - согл. зв. непарный. тв.

О-[А] - гл. безудар.

C-[C] - согл. гл. парный тв.

М-[М'] - согл. зв. непар. мягк.

Е-[Э] - гл. удар.

Й-[Й] - согл. зв. непарный мягк.

С-[С] - согл. гл. парный. тв.

Т-[Т'] - согл. гл. парный. мягк.

Е-[Э] - гл. безуд.

Р-[Р] - согл. зв. непарный тв.

12 букв, 11 звуков.

Кепка - 2 слога. [к'эпка]

К [К'] - согл.,мягк.,глух., парный

Е [Э] - гл., удар.

П [П] - согл., тв., глух., парный

К [К] - согл., тв., глух., парный

А [А] - гл., безуд.

5 букв, 5 звуков.

2. С точки зрения словообразования.

Спорт - слово состоит из одного корня.

Может образовывать слова при помощи суффиксов -ивн, -к. и др.: спорт/ивн/ый,

Спорт/смен,

Спорт/смен/к/а.

Слово пришло из английского языка (спортсмен - спортивный человек)

Гроссмейстер - состоит из одного корня.

Может образовывать слова при помощи суффиксов -ств, -ск- : гроссмейстер/ств/о, гроссмейстер/ск/ий.

Слово пришло из немецкого.

(гроссмейстер - чемпион мира)

Кепка - слово состоит из одного корня.

Может образовывать новое слово при помощи суффикса -очк: кеп/очк/а

Слово пришло из французского языка (кепи - головной убор).

3. С точки зрения морфологии.

Спорт-имя существительное, им. падеж, муж. род, ед.число (не имеет форму множественного числа).

Например: Спорт делает нас лучше и красивее.

В данном предложении слово спорт выступает подлежащим.

От существительного можно образовать прилагательное - спортивный.

Например: Рядом с нашей школой построили новый спортивный комплекс.

В данном предложении слово спортивный выступает определением.

Гроссмейстер - имя существительное, Им. падеж, един. число, (имеет форму множественного числа - гроссмейстеры).

Например: У гроссмейстера хорошо развита логика.

В данном предложении слово гроссмейстера выступает дополнением.

От существительного можно образовать прилагательное - гроссмейстерский.

Например: У этого игрока гроссмейстерские приёмы.

В данном предложении слово гроссмейстерские выступает определением.

Кепка -имя существительное, им. падеж, жен. род, ед.число

(имеет форму множественного числа - кепки).

Например: Летом я всегда гуляю в кепке.

В данном предложении слово кепке выступает дополнением.

От существительного можно образовать прилагательное - кепочный.

Например: В моду вошли шляпки, имеющие кепочный покрой.

В данном предложении слово кепочный выступает определением.

4. С точки зрения лексикологии.

Спорт- физические упражнения для развития и укрепления организма (прямое значение).

Мой любимый вид спорта - футбол.

Спорт- азартное увлечение чем-нибудь (переносное значение).

Беготня по магазинам превратилась для неё в спорт.

Гроссмейстер - логическое упражнение для развитие мозга (прямое значение).

Я увлекаюсь шахматами и хочу стать гроссмейстером.

Слово гроссмейстер - однозначное.

Кепка - мужской мягкий головной убор с козырьком (прямое значение).

Я очень люблю носить кепки.

Слово кепка - однозначное.

5. С точки зрения этимологии.

Спорт

Слово «спорт» английского происхождения, «sport», известно с начала XV столетия. Оно является сокращением от «disport». Последнее означало «развлекательная и расслабляющая деятельность, приносящая радость». Слово «disport» было известно с 1300 года. Дополнительным значением с XIV века для него стало «времяпрепровождение, игра; флирт; удовольствие, получаемое от таких действий».

Слово «disport» образовано от древнефранцузского «desport», «deport», где эти слова также значили «удовольствие, наслаждение, радость; утешение; преимущество».

На сегодняшний момент слово «sport» сохранило начальное значение исключительно в шутливом смысле. С 20-х годов XV века слово приобретает современное значение, «игра, требующая физических усилий».

Спорт - это не только сила тела, но и сила духа. Но при этом любая физическая нагрузка всегда порождает выработку эндорфинов, а, следовательно, радость, удовольствие.


Гроссмейстер

В начале XX века гроссмейстерами или вельтмейстерами (нем. Weltmeister «чемпион мира») называли наиболее выдающихся шахматистов того времени - победителей крупных международных соревнований. Среди первых турниров, где выступали только гроссмейстеры (так называемые гроссмейстерские турниры), - Остенде (1905 год вельтмейстеры), Сан-Себастьян (1911 год вельтмейстеры), Петербург - первый турнир гроссмейстеров (1914 год).

В первой половине XX века гроссмейстерами считались А. Алехин, О. Бернштейн, Е. Боголюбов, М.

В СССР звание гроссмейстера учреждено в 1927 году V Всесоюзным шахматным съездом. Первым обладателем звания стал Борис Верлинский в 1929 году, за победу в чемпионате СССР. Его можно считать первым в мире официальным гроссмейстером.

В 1931 году VII Всесоюзный шахматный съезд упразднил звание гроссмейстера, а затем оно было учреждено вновь в 1935 году.

В настоящее время в Российской Федерации существует звание «гроссмейстер России». При этом данное звание присваивается не только шахматистам, но и шашистам. Звание «международный гроссмейстер» присваивается пожизненно за выдающиеся достижения в международных соревнованиях


Кепка

Кепи - произошло от французского слова kepi, также его аналог есть в швейцарском и немецком языках - kappi.

Впервые данное слово встречается в латинском языке - cappa.

Кепка - это обычный мужской головной убор, созданный специально для солдат и спортсменов.

В наше время - это модный аксессуар, который носят не только мужчины, но и женщины.

6. Введение слова в текст.

Я выбрал слово спорт, потому что спорт делает нас сильнее и здоровее. Я занимаюсь футболом. Этот вид спорта заставляет меня логически мыслить, учит жить по правилам, развивает командный дух, дружелюбие.

Люди, которые занимаются спортом становятся ловкими, меткими, сдержанными, умеют признавать свои ошибки, проигрывать достойно и добиваться успеха.

Если вы хотите быть здоровыми, сильными, успешными, то занимайтесь спортом!

Я выбрал слово гроссмейстер, потому что я мечтаю им стать. Шахматы и шашки развивают логику человека. Игра шахматы воспитывает в человеке такие качества, как терпение и умение достойно принимать поражение. Если вы хотите быть умными и терпеливыми, играйте в шахматы, добивайтесь своего успеха и звания гроссмейстер!

Мне очень нравятся современные кепки. Их можно носить на охоту, рыбалку, на пляж и просто так.

Существует огромное количество кепок: спортивные, военные, рыбацкие, охотничьи, детские, реперки, картузы, фуражки. Всё это только небольшой перечень современных головных уборов, которые произошли от кепки.

Для выполнения этой задачи мы использовали:

- учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2014.

- учебное пособие Т.Я.Фроловой «Мы пишем без ошибок», издание 4-е, Симферополь, 2011.

- «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова

- «Толковый словарь русского языка» под редакцией В.И. Даля.

- Орфографический словарь С.И. Ожегова.

- Школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова

- Словарь иностранных слов Н.М. Шанского.

Проект по русскому языку Исследуем слово




2.Систематизация и анализ полученной информации.

Проект по русскому языку Исследуем слово



Полученную информацию мы систематизировали и составили план исследования слов.


ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВА

1. Выполнить фонетический разбор слова.

2. Выполнить морфемный анализ слова.

3. Выполнить разбор слова как части речи.

4.Определить лексическое значение слова, с примером предложения.

5. Выяснить происхождение слова.

6. Ввести слово в текст.

Проект по русскому языку Исследуем слово




3.Практическая работа по отдельному плану.

Действуя по плану, используя информацию о слове, мы выполнили все виды разборов лексической единицы и оформили эту работу в виде презентации.


Проект по русскому языку Исследуем слово




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что каждый из нас работал по одной и той же схеме, то есть проделывал одни и те же шаги. Эти шаги мы описали в виде пошаговой инструкции словообразовательного, морфологического, фонетического анализа слов.

В ходе работы, родилась идея создания своего уникального словаря исследования слов, в котором будет собрана сразу вся информация и о правописании, и о происхождении, и о жизни слова в наши дни.

Но это уже цель нашего нового проекта.

Проект по русскому языку Исследуем слово








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. : Практический справочник. - 13-е изд., стер. - М.: Русский язык - Медиа, 2005.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.В 4 т./.: М.: Олма-Пресс, 2005

3. Жуков В. П., Сидоренко М. И., Шкляров В. Т. Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка. М., 1987.

4. Ожегов, С.И.: Толковый словарь русского языка М.: Оникс 2008

5. Рыбченкова Л.М.: учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях: «Просвещение», 2014.

6. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка . М., 1995

7. Фролова Т.Я. учебное пособие «Мы пишем без ошибок», издание 4-е, Симферополь, 2011.

8. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004


Проект по русскому языку Исследуем слово








Следующая >>


© 2010-2022