• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модуль 5 Конспект учебного занятия по дисциплине «Литература» с аспектным анализом.

Преподаватель Харитонова Е.Н.

Урок 15

Тема занятия: Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Группа Э-11-12. Специальность 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет

Вид учебного занятия: интерактивная беседа.

Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие.

Цели учебного занятия:

Образовательная: дать представление об основных особенностях романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», охарактеризовать систему персонажей, определить суть теории Р. Раскольникова, сформировать представление учащихся о «Петербурге Достоевского», выявить его основные черты, рассмотреть социальные и философские корни преступления Раскольникова;

Развивающая: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность, навыки работы с текстом художественного произведения,

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.

Задачи урока:

  1. проанализировать эпизоды романа Ф.М. Достоевского «Преступление наказание»,

  2. выявить основные мотивы преступления главного героя: социальные и философские,

  3. определить главные черты «Петербурга Достоевского».

Формы организации работы на учебном занятии:

  1. начало занятия - беседа,

  2. проверка знаний - устный ответ, самостоятельная работа,

  3. усвоение нового материала - интерактивная беседа, анализ эпизодов художественного произведения,

  4. закрепление нового материала - составление опорных схем, письменный ответ на вопрос, интерактивная беседа,

  5. завершение занятия - обобщение изученного материала, устные ответы на вопросы.

Межпредметные связи: 1 курс - «История России», 2 курс - «Философия»

Учебно-методическое обеспечение: портреты Ф.М. Достоевского, тексты художественного произведения, иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», презентация, художественный фильм «Преступление и наказание».

Дидактический материал: опорный конспект студента, план анализа эпизода художественного произведения, тестовые задания для самостоятельной работы.

Технические средства, оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход учебного занятия.

  1. Организационный момент. Мотивационное начало занятия. Организация внимания.

  2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание. Ознакомление учащихся с темой урока, его целями, определение основных задач, способов и средств их решения. Раскрытие практической значимости изучаемого материала.

  3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

  • На каком приеме основывается заглавие романа Ф.М. Достоевского?

  • Где происходит действие романа?

  • Опишите пейзаж, на фоне которого разворачивается действие романа.

  • Опишите систему персонажей романа.

  • Опишите образ жизни Родиона Раскольникова, подтвердите фактами слова автора «Он был задавлен бедностью…»

  • Какие факты способствовали совершению преступления?

Ответьте на вопросы теста

  1. В каком году выходит роман «Преступление и наказание»

  2. Как зовут главного героя романа

  3. Сколько глав романа посвящены описанию подготовки и совершения преступления

  4. Сколько глав описывают путь Раскольникова к раскаянию

  5. Каково было первоначальное название романа

  6. Кто из персонажей должен был быть главным героем изначально

  7. Какова судьба мелкого чиновника Мармеладова

  8. Откуда появились деньги на похороны Мармеладова

  9. Как называлась статья Раскольникова, опубликованная в «Периодической речи»

  10. Как звали следователя, расследовавшего преступление

  11. В ком из Мармеладовых Раскольников почувствовал и обрел родственную душу

  12. Кого в романе называют «двойниками» Раскольникова

  13. Как зовут будущего мужа Дуни Раскольниковой

  14. Кто скомпрометировал Дуню в глазах общества

  15. О чем свидетельствует первый сон Раскольникова

  16. Кто принял на себя вину за убийство старухи процентщицы и ее сестры

  17. Были ли друзья у Раскольникова

  18. Кто оказался рядом с ним и оказал ему поддержку

  19. Почему Дуня отказала в замужестве Лужину

  20. Откуда у семьи Раскольниковых появилось наследство


  1. Основная часть. Знакомство с новым материалом.

Беседа по первичному восприятию романа. Постановка проблемной ситуации.

- Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

- Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

- Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

- На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

- В чем причина преступления Раскольникова?

- Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

- Каково ваше отношение к героям романа?

Комментарии преподавателя

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности... Но - силен, бес!

Л. Фадеев

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших должность насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их.

В «Петербурге Достоевского»:

- Кто главный герой романа? Каким мы видим его?

- Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы.

(Учащиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру...И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.

Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

Вот комната Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увеселительных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Анализ следующих сцен в произведении поможет полнее понять эти мысли:

  1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной.

  2. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)

  3. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)

  4. Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4)

  5. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5)

  6. Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4)

  7. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

  8. Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

Беседа по этим сценам:

- Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

- Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?

- Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

- Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

- Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

- В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?

- Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?

- Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Цель этой беседы - подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу...Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.

Вывод

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Пейзажи

Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Сцены уличной жизни

Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

Интерьеры

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи:

ч.1, гл. I («отвратительный и грустный колорит» городского дня);

ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины);

ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»);

ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург);

ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни:

ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми);

ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);

ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на ...ском мосту);

ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры:

ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова);

ч.1, гл. 2 (кабак, где. Раскольников слушает исповедь Мармеладова);

ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых);

ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов);

ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с Двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Истоки преступления героя. «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных

Цель: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, приходим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблен.

Во вступительном слове преподаватель рассказывает о Раскольникове, о его душевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герой мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он ищет выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная...В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Анализ приводит к выводам:

1. Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзении и злобного презрения к столпам общества.

2. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

3. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

Беседа.

- Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать «пробу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад.

- Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и Уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей каморки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься». Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».

- В чем же сомневался герой?

В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.

Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе-процентщице, в распивочной, после сна. («Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!... И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор...и нечем тут было смущаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове,...Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть далее нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно лее не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»)

Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад.

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2 - 4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.

- Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.

- Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

Монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать, и пользуются!...Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой: «Бедная девочка!...- сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери.

Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба - он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

История преступления и наказания Родиона Раскольникова:

  • Первый день: ч. I; гл. 1-2;

  • Второй день: ч.1, гл. 3-5;

  • Третий день: ч.1, гл. 6-7;

  • Четвертый день: ч.2, гл. 1-2;

  • Восьмой день: ч.'2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1;

  • Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч.4 , гл. 1-4;

  • Десятый день: ч. 4, гл. 5-6;

  • Тринадцатый день: ч. 4, гл. 1-6;

  • Четырнадцатый день: ч. 4, гл. 7-8;

  • Спустя полтора года - эпилог.

Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца, и Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство.

Вывод

- Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей?

- Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

Идея Раскольникова о праве сильной личности

Комментированное чтение, анализ отрывков.

- Ваши версии по поводу главной причины преступления Раскольникова?

(Нищета, желание помочь матери, сестре, другим людям; мир жесток, и жизнь, полная страданий толкает людей на преступления; Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей, большинство которых живет хуже его; у Раскольникова идея, мысль об особых людях, которые выведут остальные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.)

Вдумаемся в содержание размышлений героя накануне и в день преступления, проанализируем вторую встречу Сонечки с Раскольниковым, которая раскрывает мотивы преступления.

Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т.к. герой так и не воспользовался украденными вещами, деньгами; и сам герой говорит: «Знаешь, Соня,...что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был,...то я бы теперь...счастлив был! Знай ты это!» Следовательно, бедность - не ведущая причина.

«Не для того, чтобы матери помочь я убил - вздор! Не для того, я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!...не столько деньги мне нужны были, как другое...»

Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.

Что же привело героя к убийству? Идея, отвечающая всей истории человечества. Обратимся к размышлениям Раскольникова после письма матери и думы его во время разговора студента с офицером в трактире.

Суть этой теории была изложена героем в статье «О преступлении», которая за два месяца до преступления Раскольникова была опубликована в газете «Периодическая речь».

Перечитаем отрывок из ч. 3, где Раскольников комментирует Порфирию Петровичу содержание статьи («Это совсем как у меня...И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать»).

Беседа по отрывку:

- К какому выводу пришел герой, размышляя над историей? (Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях).

- В чем суть теории героя, в какую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

- К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на 2 категории. Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремится убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя - кто он? Убийство - своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», «переступить» через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять, и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

Вспомните ответ Раскольникова на вопрос Сони «что делать?» (1-ая встреча): «Свобода и власть, а главное власть! Нал всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Вспомните мысли Раскольникова и по поводу слов Разумихина о социалистах: «Нет, мне жизнь однажды дается и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья!» Я и сам хочу жить, а то лучше уже и не жить!»

В результате бесчеловечная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

Но в последствии совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Раскольников мучается больше, оттого что переступить-то он переступил, да на этой строке и остался, т.е. оттого, что он - обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников понимает, что он - как все - вошь, тварь дрожащая (ч.4, гл. 4, 7, 8; ч. 5, гл. 4, эпилог).

Итак, поступок Раскольникова - испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Раскольников двойственен и в преступлении, и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).

1. Вы можете согласиться с тем, что Раскольников - «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?

2. Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова - «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?


  1. Применение и закрепление новых знаний. Характеристика преступления Раскольникова

Цель: показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Беседа, пересказ эпизодов, комментирование их, составление сводных схем, запись письменного ответа на вопрос.

- Какие умозаключения Раскольникова приводят его к оправданию «крови по совести»?

Мы пришли к выводу, что сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе. И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства героя. Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновенье не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время...».

- Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное» решение (ч.1, гл. 5). («Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать» (ч. 1, гл. в).)

Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.

- Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана «проба», во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

(Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве («...вынул топор..., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя,...почти машинально опустил на голову обухом»). Ряд казусов подчеркивает стихийность действий, растерянность героя (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую Раскольников забыл сменить на фуражку; казус со временем - на часах было уже десять минут восьмого). На мгновение герою захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и. замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложные «арифметически».)

Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. (Ответить на поставленные вопросы)

  • Какие факты исторической действительности нашли свое отражение в романе «Преступление и наказание»? Каковы основные черты «Петербурга Достоевского»?

  • Почему первоначально роман назывался «Пьяненькие»?

  • Какова атмосфера, в которой живет студент Раскольников? Каково его психологическое и физическое состояние? Что на это влияет?

  • Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?


  1. Домашнее задание: анализ содержания 4-6 частей романа «Преступление и наказание».

1. Прочитать статью Раскольникова «О преступлении» (ч. 3, гл. 5); эпизод из 2-ой встречи Раскольникова и Сонечки со слов: «Ты был голоден!... - убивать, убивать-то право имеете?» (ч.5, гл. 4).

2. Ответить на вопросы:

- в чем главная причина преступления Раскольникова

- какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

3. Пересказ тезисов учебника.


  1. Выставление и объявление оценок.

Аспектный анализ учебного занятия

I. Планирование преподавателем образовательно-воспитательно-развивающих целей учебного занятия.
Преподаватель полно, комплексно и разносторонне ставит задачи учебного занятия, которые вытекают из содержания учебного материала.

Преподаватель учитывает особенности обучающихся данной группы при планировании задач и возможностей их принятия студентами, а именно, более высокий уровень речевого развития, читательской и культурологической компетенции студентов группы.

Образовательные цели: дать представление об основных особенностях романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», охарактеризовать систему персонажей, определить суть теории Р. Раскольникова, сформировать представление учащихся о «Петербурге Достоевского», выявить его основные черты, рассмотреть социальные и философские корни преступления Раскольникова;

Развивающие цели: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность, навыки работы с текстом художественного произведения,

Воспитательные цели: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.

Преподаватель целенаправленно организует познавательную деятельность студентов для развития их интересов, актуализирует современную значимость изучаемых вопросов, их морально-нравственный аспект.

На учебном занятии применяется дифференцированный подход в обучении, определяются задачи для студентов различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей.

Преподаватель правильно выделяет среди всего круга задач главные, основные, наиболее существенные в данных условиях.


Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Противоречия теории Раскольникова. «Петербург Достоевского»

12

© 2010-2022