Пособие по русскому языку на тему Речевые формулы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Геращенко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 49

Аннотация

Как известно, речевая деятельность осуществляется в четырех основных видах.

Два из них - слушание и чтение выполняют функцию, направленную на восприятие речи, два других - говорение и письмо - продуктивные.

Проводились исследования по изучению уровня знаний и умений и навыков учащихся, которые показали, что только 42% старшеклассников после прослушивания текста полностью справились с такими заданиями как: составить план и передать его содержание.

32% учащихся десятых классов «теряют» информации, не умеют осмысливать главное и логически выстроить сообщение на основе услышанного текста.

Основными причинами таких результатов являются:

- отсутствие целей, которые осмыслены и интересны, ведут к познанию;

- речевая деятельность не всегда сочетается с целями общения;

- не все учащиеся умеют работать с дополнительной литературой

Предлагается небольшое пособие, которое поможет обучающимся развить познавательную, читательскую и коммуникативную компетентности.

Речевые формулы

Дорогие старшеклассники!

Я надеюсь, что данное пособие поможет Вам научиться слушать и быть услышанными, творчески подходить к написанию различных видов работ.

1 часть

Научимся составлять конспект прослушанного текста, план и тезисы прослушанного

План

Тезисы

Речь, воспринимаемая на слух, - источник пополнения знаний человека

Мы слушаем собеседника в процессе диалога, лекции, доклада, выступления, радио и телепередач и т.п

Очень важно уметь слушать

Для этого нужны внимание и сосредоточенность, умение не отвлекаться, следить за ходом мысли говорящего, удержать в памяти все, что воспринимается

на слух

Чаще в процессе восприятия речи на слух составляют конспект

Этот вид записи требуют хорошей техники письма, умение записать собственные мысли

Как записать конспект, воспринимаемый на слух

Конспект ведется в отдельной тетради или на отдельных листах бумаги

а) уместно сокращение слов, словосочетаний;

а) правила требуют, чтобы слова сокращались на согласный, стоящий перед гласным {необходимость -необход.), на первый из удвоенных (русский - рус.);

б) возможно обозначение слова отдельной буквой;

б) год - г. страница - с.

?

в) повторяющиеся термины обозначаются первой буквой слов, входящих в их состав, а новые термины записываются полностью

в) СП - сложное предложение

Отсутствие ' записей приводит к значительной утрате текста

Мы слышим в основном то, что хотим услышать.

В остальных случаях, как правило, внимание снижается. Поэтому необходимо делать записи

В конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание статьи, сохранена его основная мысль и использованы ключевые слова.

В плане мысль называется (ставь всегда вопрос: о чем говорится?), в тезисах - формулируются ( что именно об этом говорится?)

Поговорим о чтении

Обращал ли ты внимание на то, что жанр произведения диктует особенности чтения.

Чтение стихотворных произведений.

В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались...

А. С. Пушкин

Под стихотворением понимается художественная речь, расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Для него характерны рифма и ритм, создающие особую гармонию и мелодичность текста. Недаром Владимир Маяковский - самый прекрасный чтец - считал ритм "основой всякой поэтической вещи".

Владение схемой ритмического строения текста позволяет исполнителю выявить красоту и неповторимость стихотворения, а игнорирование его ведет, как правило, к нарушению стиля, и даже - к искажению смысла произведения.

Сохранить ритмический рисунок произведения можно, соблюдая паузы в конце строк, которые часто не совпадают с синтаксическими паузами:

Вижу: духи собралися //

Средь белеющих равнин //

Если бы эта фраза была взята из прозы, то после слова "собралися" пауза была бы не нужна. В стихотворении же она необходима, так как продиктована интересами сохранения ритма...

Иногда ритм "захлестывает" исполнителя, тогда его чтение делается однообразным, многотонным, лишенным мысли. Сильные своей метрической организацией стихи А. Блока нередко приводит чтеца к "волнообразному" стению с троекратным ударением в строке:

Ветер принес издалека //

Песни весенней намек, //

Где-то светло и глубоко//

Неба открылся клочок //

Владимир Маяковский, зная о заложенной в стихе плавности чтения, стремился избавить чтеца от опасности и монотонного чтения, развивал строку, дробил ее на части:

Угрюмый дождь скосил глаза.

А за

Решеткой

Четкой

Железной мысли проводов - перина

И на

Нее

Встающих звезд

Легко оперлись ночи…

Особой подготовки требует чтение лирического стихотворения. "Персонажем" его оказывается по сути автор. В лирике, как в зеркале, отражены его чувства и мысли. Как правило, мы "узнаем" в этих чувствах свои собственные, а его мысли часто совпадают с мыслями лирического героя. От глубины "узнавания" зависит качество декламации.

Стихотворение И. Никитина "Лес" нельзя читать , не представляя какой - либо конкретный лес.

Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Лирика не терпит прямого обращения со слушателем. " Ты помнишь Алеша... ",

" Я вас любил... ", " Зачем это ты, матушка... ", " Не плачь, мой друг! "- предполагает вопреки тексту не прямой контакт со слушателем, а опосредственный, косвенный или даже самообщение. Слушатель как бы является свидетелем общения лирического героя с персонажем стиха... Нарушение этого правила ведет к бестактности, вызывает чувство неловкости или негодования.

Представьте, лично вам чтец обращает слова Маяковского:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир

Или:

Вот вы, женщина, на вас белило густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей…

Итак, в лирике, где чаще всего произведение написано от первого лица, прямое обращение противопоказано. Чтение обращено ко всем сразу, соблюдается дистанция между "я" и "вы".

Лирический герой - это "двойник" поэта - наделен индивидуальной судьбой, неповторимостью духовного мира.

Возможно, что 100 - процентного "влияния" не произойдет, но этого и не нужно добиваться, достаточно понять и поверить в искренность, "документальность" лирического излияния и найти аналоги в собственном "я".

Чтение прозаических произведений

Иногда говорят, что прозу легче читать, чем поэтические произведения, так как проза ближе к разговорной речи. Но это не так.

Художественная речь отличается от разговорной своей структурой, лексикой, способом выражения мыслей и чувств.

Прозу труднее заучивать наизусть, потому что нет таких «подсказок», как ритмическая организация строки и рифмы.

Эпическое произведение всегда сообщает о чем-то уже произошедшем и вспоминаемом. Организующую роль играет повествование. Оно может смениться описанием, диалогом, монологом, репликой, «несобственной» прямой речью.

Посредником между содержанием и слушателем является повествователь, а иногда рассказчик.

Диалоги, речь героев произведения требуют работы над «звуковой маской» персонажа, т.е. над постоянной звуковой характеристикой, по которой слушатель будет узнавать его. Причем «звуковая маска» должна соответствовать облику героя, его возрасту, складу характера. «Искусство рассказывания - это передача событий, освещенных живым отношением рассказчика, речь, обращенная прямо к слушателям в непосредственном общении с ним» (Г. Артоболевский)

Первым этапом подготовки к выразительному чтению прозы является подробный пересказ текста: чем ближе к тексту, чем больше авторских слов и выражений, тем лучше.

Следующим этапом является чтение по книге. И уже затем - чтение прозы наизусть.




Чтение драмы

При чтении драматического произведения доминирует речевая характеристика.

Каждые действующее лицо дано автором с полной определенностью (либо в списке действующих лиц, либо в ремарках, что помогает правильно определить речь персонажа пьесы).

Когда вы читаете пьесу, можете применять имитационные приемы, приближаться к актерской манере исполнения, но и здесь нужна мера, вкус.

Чтение драмы - не подражание театру, а наиболее точное выражение конфликта пьесы через идеалы действующих лиц.

Для того, чтобы речевая характеристика персонажей была точной и индивидуальной, нужно хорошо понять сущность каждого из них, саму идею пьесы. Чтец не допускает полного перевоплощения в образ, он делает только его набросок... На сцене речь обращена к партнеру, а чтец - один, и его речь обращена к слушателям.

2 часть

Ораторами делаются,

Поэтами рождаются

Цицерон

Выступление на собрании, семинаре

Искусство устного публичного выступления - сложное искусство, но овладеть хотя бы его основами способен каждый.

Каждый, кто захочет сделать свою речь содержательной, правильной и красивой и будет упорно над этим работать, обязательно добьется успеха. В древней легенде рассказывается о том, как знаменитый афинский оратор Демосфен, будучи от природы косноязычным, путем длительных упражнений в совершенстве овладел чистой речью и ораторским искусством. Восходя на крутые холмы, он произносил длинные тирады, старался своим голосом заглушить шум морских волн, а чтобы отучить себя от подергивания одним плечом, становился под висячий меч, так что каждое движение причиняло ему острую боль.

Многие достоинства речи объединены одним понятием - "красноречие". Говорят, что истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нежно. Украшает речь ее образность. Хороший рассказчик приводит яркие сравнения, метафоры, эпитеты. Оживляет речь и уместное применение крылатых выражений, афоризмов, пословиц остроумных и добрых шуток. Но дело не только в словах, но и в тоне, которым они произносятся.

Известный английский писатель Б. Шоу говорил, что есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет" и только один способ написать это. Хорошая речь имеет много оттенков, она выразительна.

Признаком культуры речи является ее плавность. В речи не должно быть неоправдонного повторения фраз, мычания в паузкх, резких контрастов в ритме. Наконец, нельзя забывать о дикции. Дикция - правильное, отчетливое произношение звуков. Человек с плохой дикцией шепелявит, картавит, гнусавит . у него словно каша во рту. Работая над речью, надо развивать силу и чистоту звука, гибкость и послушость голоса.

Известны трактаты о красноречии Аристотеля, Демосфена, Цицерона и других античных мыслителей.

В основу ораторского искусства древнегреческие философы положили пять последовательных этапов:

  1. Подбор необходимого материала, фактических данных и доказательств;

  2. Составление плана речи;

  3. Литературная обработка текста речи;

  4. Разучивание речи для ее свободного изложения перед слушателями;

  5. «Разыгрывание» т.е. художественное исполнение, произношение речи с соответствующей интонацией, мимикой и жестикуляцией.

Предлагаю подготовиться к выступлению, предварительно познакомиться с данным текстом:

Ответьте на вопросы;

- Какими умениями должен овладеть оратор, чтобы успешно выступать перед аудиторией?

- Какие приемы для установления контакта со слушателем используют в речи?

Познакомьтесь с планом анализа выступления:

- Содержание, его соответствие темы;

- Стройность изложения;

- Грамотность изложения (лексическая, грамматическая, стилистическая и орфоэпическая сторона);

- Манера изложения (громкость, тон, интонация, жест);

- Как использовано отпущенное время;

- Умение держаться;

- Общий вывод.

Древние справедливо полагали, что в споре рождается истина. Мысль эта подтверждается и в наши дни в дискуссиях, в политических обсуждениях разных проблем. Необычайно возрастает роль словесной формы спора, при этом вы обязаны соблюдать логические правила мышления, речевой этикет.

Давайте понаблюдаем за участниками спора, где наблюдается два типа речевого поведения.

Начало задает тон всего разговору


Вы не правы (совершенно не правы, абсолютно не правы, ошибаетесь; заблуждаетесь, вводите в заблуждение, лжете, сознательно лжете...), и я Вам сейчас это докажу!

Наши позиции не совпадают (мы расходимся во мнениях, я не могу согласиться с Вами, мне трудно, признать Вашу правоту, я придерживаюсь другого мнения…), но возможно, я ошибаюсь

Убеждает только убежденный!

- Я абсолютно убежден в том, что...

- Нет никакого сомнения...

- Не будете же вы спорить...

- Никто не станет отрицать...

- Все согласятся, только глупый человек не

поверит...

- Одни дураки станут доказывать


- Надеюсь, мы с Вами вместе

заинтересованы в том, чтобы найти

правильное решение...

- Я убежден в своей правоте, но допускаю,

что другая точка зрения имеет право на

существование.

- Каждый может ошибаться, и я хотел бы

лучше понять Ваши доводы, потому что

моя позиция представляется мне

справедливой.

Доводы должны быть приняты всеми участниками

- Ваше дело - принимать или отвергать мои

аргументы: от этого их убедительность не

страдает.

- Это вы просто из упрямства отвергаете то,

что каждый бы признал несомненно.

- Мне безразлично, что Вам мои доводы

кажутся сомнительными.

- Только недалекий человек не может

воспринять такие простые доказательства,

которые я привожу

  • Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся Вам сомнительными.

  • Я постараюсь привести еще доказательства, чтобы прояснить для Вас свою позицию.

  • Мне бы не хотелось, чтобы мы с Вами

занимали диаметрально противоположные позиции. Надеюсь, вот с этим Вы не сможете не согласиться…

Не торопись!

- Я готов поспорить, побыстрее, пожалуйста.

- Уж если Вы спорите, то не тяните резину!

- Что - то вы долго собираетесь с

мыслями!

- Скорее подбирайте слова, а то мы и к утру

не закончим наш спор!

  • Давайте вернемся к исходному положению, Вы утверждали...

  • Я хотел бы лучше разобраться в Вашей позиции.

  • Так Вы утверждаете, что... Правильно я Вас понял?

- Прошу Вас подробнее остановиться на

следующем… Мне не совсем понятно

Дайте возможность человеку сохранить его «лицо»

Ну вот, убедил же я Вас!

Сознайтесь, как Вы были неправы! Конечно, Вы и подумать не могли, что так легко сдадитесь!

Признайтесь, что я выиграл наш спор!

Надеюсь, Вы еще подумаете над тем, о чем мы с Вами говорили.

Думаю, Вы не откажетесь признать мои доводы.

Вы сами способны прийти к правильному решению.

Ты сердишься - значит, ты не прав!

Хоть кого выведет из себя Ваше упрямство!

Вы злитесь, потому что не хотите признаться, что проиграли спор!

Вам надо поучиться вести себя с противником!

Не хочу спорить с таким ослом! Всем уже давно понятно, что вы проиграли! У меня уже нет сил доказывать Вам то, что ясно любому младенцу!

Да Вы с кем спорите!?!

С Вами спорить без толку!

Я никогда не соглашусь с Вами!

Не будем превращать спор в ссору: от этого истина не выиграть.

Мне не хотелось бы, чтобы после спора мы стали врагами, потому что у нас общая цель - определить верную точку зрения.

Согласитесь, что по многим позициям мы нашли общий язык, и не стоит огорчаться, что пока не по всем.

Вам ведь не надо доказывать, что, главное для нас обоих - найти правду, поэтому личные обиды просто невозможны.


Надеюсь, Вы приняли второй вариант, хотя, согласитесь, не чужды Вам и фразы первого типа. В чем же преимущество второго типа речевого поведения? В том, что он создает общий доброжелательный тон общения, учитывает интерес собеседника, создает фундамент для совместного поиска истины.

Предлагаю основные правила общения

  • Старайтесь, чтобы общение с вами было людям полезно и приятно.

  • Будьте вежливы, приветливы и доброжелательны в общении, с уважением относитесь к своему собеседнику.

  • Умейте внимательно слушать других.

  • Помните: невежливо говорить слишком много о себе.

  • Говорите о том, что может быть интересно адресату речи. Учитывайте его возраст, характер, интересы.

  • Учитесь чувствовать настроение собеседника, его отношение к вашим словам. Старайтесь не проявлять своего плохого настроения.

  • Соблюдать эти правила не всегда легко. Чтобы научиться общению, нужно не только овладевать языком и речью, но и работать над своим характером.

Памятка об этапах работы над сочинением:

Выбор темы

Подготовительная работа
О плане

О том, что план необходим, что он по сути дела является своеобразным рабочим чертежом сочинения, определяющим его конструкцию, его композицию, не может быть двух мнений. Те. необходимо упорядоченное в логической последовательности осуществленное изложение знаний по какому - то определенному вопросу.

Об эпиграфе

Эпиграф должен быть тесно связан с содержанием сочинения, указывая на его главную мысль или на отношение автора к теме. Эпиграф вовсе не является простым украшением. Обязателен ли в сочинение эпиграф? Разумеется, нет. Конечно, удачно подобранный эпиграф придает своеобразную окраску сочинению, но не эпиграф определяет его ценность.

О цитировании

Не надо злоупотреблять цитированием: сочинение не должно быть перегружено ни большим количеством цитат, ни слишком длинными, громоздкими цитатами. И в том, и в другом случае собственные мысли автора растворяются в цитатах, и сочинение от этого сильно проигрывает.

О языке сочинения

Следует избегать витиеватости, напыщенности, искусственности в построении предложений. Это не только не украшает нашу речь, но и приводит к противоположным результатам.

Нужно тщательно продумывать структуру предложения. Язык и стиль сочинения требуют серьезной и кропотливой работы, без которой нельзя написать хорошее сочинение.

Черновик сочинений и работа над ними

По окончанию всей этой работы нужно внимательно о перечитать всю черновую рукопись, тщательно проверить ее и только после этого приступать к переписыванию набело.

Несколько слов о беловой рукописи

Тщательная проверка беловой рукописи перед ее подачей - необходимое условие успеха. При проверке нужно как следует вчитаться в содержание работы, обратить внимание на орфографию, пунктуацию, стиль и в заключение

Вам предложили быть рецензентом, предлагаю примерный план рецензии на доклад или реферат

Полнота освещения указанной темы.

Соответствие содержания раскрываемой теме.

Использование нескольких научно - популярных книг, материалов периодической печати.

Результаты работы:

  • тема раскрыта;

  • теоретические положения подтверждаются примерами;

  • уместно приведены цитаты.

Умение выделять главное, самостоятельно мыслить, делать выводы. Образность доклада (реферата), яркие сравнения, метафоры, эпитеты. Непосредственность манеры изложения.

Оформлена эстетично.

Работа заслуживает _______ оценки.

Памятка

Как составлять конспект


  1. Внимательно прочитай текст. Попутно отмечай непонятные места, незнакомые слова, новые имена, даты.

  2. Выпиши на поля значения отмеченных понятий, слов. Наведи справку о лицах, имена которых тебе неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.

  3. При первом чтении текста необходимо составить простой план его последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении текста следует отмечать, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы.

  4. Заключительный этап конспектирования состоит из прочтения ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

  5. При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.

  6. При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать настолько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения. На которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения. Вывода по тому или иному вопросу.

Учитесь рассуждать

... Для того чтобы

усовершенствовать ум,

надо больше размышлять,

чем заучивать

Р. Декарт


Греческое слово "проблема" в переводе на русский язык означает: "сложная, серьезная задача, важный вопрос, требующий решения". Отсюда следует, что в рассуждении проблемного характера ставится какая - то проблема, какой - то сложный и важный вопрос, что цель такого рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения.

Прежде чем начать писать,

Я задаю себе три вопроса:

Что хочу написать, как написать

И для чего написать

М.Горький

Напиши статью!

В статье факты и явления действительности приобретают вспомогательное значение: они являются материалом, на основе анализа которого автор делает обобщение и выводы. Изучение причин и взаимозависимости фактов (положительных или отрицательных) позволяет вам увидеть стоящую за ними проблему, поставить ее в свою статью и предложить свое решение. Факты отправной точкой для развития мысли, аргументируют ее. Сила статьи не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на анализ явлений. Ваша задача - привлечь внимание читателя к какой - то важной, злободневной проблеме, убедить его в справедливости или ошибочности какой - то идеи, мысли, поэтому часто статьи принимают дискуссионный характер.

СЛОВАРИК

Тезис - это сжато сформулированные основные положения, мысли. Каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей мысли.

Конспект - (от лат. - обзор) - краткое письменное, связанное и последовательное изложение содержания статьи, брошюры, главы книги, лекции. Существует два вида конспекта: текстуальный (в виде точных цитат) и свободный.

Реферат - (от лат. - докладывать, сообщать) - это письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ.

Доклад - один из видов монологической речи (устной). Цель доклада - передача определенной информации.

План - краткий последовательный перечень основных мыслей автора.

Дискуссия - спор, обсуждение какого - нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Выступление - речь, высказывание на собрании.

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему.

Полемика - спор при обсуждении, выяснение научных,

литературных, политических вопросов.

Статья - научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Сочинение - вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

Статья - журналистский жанр, анализирующий актуальные проблемы действительности.

Этикет - (фр. ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям. ,,

Ритм - повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей.

Рифма - (от греч. соразмерность) - повтор звуков, связывающие окончания двух и более строк.

Интервью - это предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким - либо лицом.

Репортаж - сообщается, рассказывается о событиях, очевидцем которых был автор.

Эпиграф - короткий текст ( обычно цитата откуда - нибудь, пословица, изречение), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.











Геращенко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 49

Аннотация

. Целью создания программ самореализации школьника является индивидуальная адаптация образовательного содержания к личностным потребностям и индивидуальным возможностям ученика

Программа самореализации базируется на идеях гуманистической психологии, которая предполагает :

-собственную активность ученика;

- изменение позиции учителя, который должен дать не только знания, но и в процессе обучения, подсказать ученику путь к раскрытию своих способностей

Содержание программы зависит от ;

- возрастных особенностей учащихся;

- предмета обучения;

- формы проведения занятий;

- цели обучения и содержания учебного материала;

- формы «выхода» ученической деятельности

Разделы программы предполагают целевой банк действий (постановка целей; структурно - часовая модель), банк информации (алгоритм поиска, теоретические выкладки), методическое руководство по достижению поставленных целей (система работы по рефлексии, форма, объем), параллельное оценивание учащимися предъявленных заданий через соответствующие этапы

К содержанию программы самореализации личности предъявляются следующие требования :

- организация деятельности;

- поиск дополнительной информации;

- стимулирование работы ученика

Задания программы самореализации нацелены на слияние и развитие образного и абстрактного типов мышления

Предлагаю алгоритм работы с программой самореализации учащихся

Изучи предложенный теоретический материал, используя в конце каждого нового вида работы определенные обозначения :

У - это мне известно

- это противоречит моим первоначальным представлениям

+ - это для меня новое

? - информация, которая вызывает интерес или удивление


Программа самореализации личности по теме «Словосочетание. Предложение»

Цель: формировать умение самостоятельно решать познавательные проблемы, восполнить типичные проблемы в знаниях по данной теме; создать условия для реализации возможностей

Знать: основные понятия изучаемой темы; отличия словосочетаний от предложений, способы связи, виды предложений.

Уметь: Пользоваться приемами интеллектуальных действий; переносить знания и способы действий в другие условия

Нормировать: обозначать отличия, уметь анализировать, синтезировать, составлять алгоритм и работать с ним; восстанавливать и редактировать текст; составить тезисы проделанной работы; произнести монолог

Ценить: умение рационально использовать время; развивать культуру речи;

Воспитывать: самостоятельность в решении проблем.



Мой друг!

Язык неисчерпаем в соединении слов

А.С. Пушкин


В речи каждого из нас проявляются личностные качества. Это не только средства выражения мысли, но и материал, орудие ее формирования. О внутреннем мире человека чаще всего судят по его речи, богатой, эмоциональной, грамотной, или убогой, серой, унылой. Предлагаю тебе повторить то, что является основополагающим в разделе «Синтаксис» и высказать свое отношение к тем заданиям, которые откроют тебе страницы программы самореализации


п/п

Виды заданий

Мое отношение


Угадать слово



Указать цифру



Найти отличия



Продолжить высказывание



Применить на практике



Составить алгоритм



Использовать алгоритм



Заполнить таблицу



Установить соответствие



Поискать нужные буквы



Использовать анализ и синтез



Восстановить текст



Редактировать текст



Описать (тезисы)



Произнести монолог



Уважаемый выпускник!

Приятно быть путником, который преодолел учебный курс русского языка. Поэтому
прими, пожалуйста, предложение лишь только повторить наиболее интересные разделы
словесности.

Твоему вниманию: «Словосочетание. Предложение».

Задание 1.

Представьте, что учитель химии объясняет вам, какие способы связи слов в словосочетании, конечно же пользуется близкой ему терминологией.

Тебе необходимо - назвать способ связи словосочетаний, который так похож на процессы,
происходящие в химии.

- Согласование слов подобно цельной реакции в ядерных процессах: одно слово влечет за собой другое.

- Цепная реакция должна быть максимально управляемой. Вспомните валентность.

- Механизм включения главного слова в определенную конструкцию состоит в том, что другое зависимое слово с помощью определенных средств примыкает к господствующему слову.

Задание 2.

Надеюсь, что правильные ответы на 1 задание помогут тебе определить способ связи в
словосочетаниях. Напиши пожалуйста, над способом словосочетания только цифру ( 1.2.3 -) над каждым словосочетанием:

Глубокому морю, посеять пшеницу, стал студентом, стройная береза, настойчиво учиться,
освоение космоса, упорно тренироваться.

Задание 3.

Мой друг! Если ты успешно справился с двумя предыдущими заданиями, следующий твой шаг будет рассчитан на преодоление нескольких ступеней ( от простого к сложному)

Укажите 3 отличия предложения от словосочетания.

Подумай! Какое из них главное.

Задание 4

Для успешного продвижения дальше, проверим свои знания, продолжая высказывание: Грамматической основой предложения является ...

  • Сказуемое бывает таких видов ...

  • Вид сказуемого зависит от ...

Составными называются сказуемые ...

Если сказуемое выражено личной формой глагола, то оно называется ...

  • Если сказуемое выражено не глаголом, то оно называется ...

Составное именное сказуемое отличается от составного глагольного ...

Задание 5

Верные предложения на предыдущих высказываниях помогут тебе на практике обозначить подлежащее и сказуемое в предложениях:

  1. В чистом поле метель и крутит, и мутит.

  2. Я всех расцеловать хотел бы в этот день.

  3. Ты - лепесток иранских белых лилий.

  4. Жизнь прожить - не лапти сплести.

  5. Белы, как день, земля и небеса.

  6. Осенний ветер жалостно дышал.

  7. Отныне петь ты можешь снова.

  8. Давно уж солнце закатилось,

Сквозь шторы светится луна.

Задание 6

Молодец, тебе удалось выполнить теоретический и практический блок учебного материала, поэтому я могу тебе предложить составить самостоятельно алгоритм «Как определить вид сказуемого. Справился? А теперь нужно проверить как он работает».

Задание 7

Выполняя упражнение, рассуждай о видах сказуемого, используй выработанный алгоритм:

  1. Если в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

  2. Потемнеть заря уже готова, тихо все, час ночи не далек.

  3. Еще древа обнажены, но в роще ветхий лист, как прежде, под моей ногой, и шумен, и душист.

  4. Воздух легок и чист, и замерзла река.

  5. Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста.

  6. Петух запевает. Светает. Пора.

В лесу под ногами гора серебра.

Там черных деревьев стоят батальоны,

Там елки как пики, как выстрелы - клены,

Их корни как шкворни.

Сучки как стропила.

Получилось?! Тогда можно перейти к определению видов предложений.

Виды сказуемых помогут перейти к способам выражения сказуемого в безличных предложениях.

Задание 8

Заполни, пожалуйста, таблицу примерами предложений

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

  1. Разонравилось петь и плясать и терять свою жизнь без оглядки.

  2. Много мне нужно. Много не надо.

  3. В пожарах лунных не зреть мне радостного дня

  4. Только мне не плачется, на душе светло.

  5. Так было и так будет после.

  6. Нищету твою видеть больно и березам и тополям.

  7. О свободе небывалой сладко думать о свечи.

  8. То медом повеет с соседней поляны, то тиной потянет с недальней реки.

  9. И страшно мне уснуть, и бодрствовать невмочь.

  10. От счастья влюбленному не спится

  11. Слишком вольно душе на свете.

  12. Отсюда до теремов далече.

Задание 9

Установи соответствие! ( Можно указать стрелками).

Раннее утро.

Еще долго вспоминали его рассказы.

Ее называли стройкой века.

С утра морозило.

Стемнело.

Нарядный морской вокзал.

Завтра подготовлюсь к выступлению.

Определенно - личное.

Назывное

Односоставное нераспространенное.

Односоставное.

Неопределенно - личное.

Односоставное распространенное

Безличное

Предлагаю тест - поиск

Задание 10

Найди нужные буквы.

- Сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение.

- Сложное предложение, состоящее из двух одинаковых предложений.


  1. Большая была радость, когда распустились последние деревья.

Б) Высоко проносятся прозрачные клочья туч, ронял остатки снега.

  1. Волны бились о скалы, и байдарки ударялись о камень.

Г) На небе начинало сереть, и по воде заклубился легкий парок.

Д) Чуть брезжило, когда нас разбудили.

Я усложняю задачу, но верю, что ты с ней справишься.

Продемонстрируй, пожалуйста, умение анализировать и синтезировать в следующем 11 задании.

Задание 11

Можно ли передать общий смысл, выраженный предложением: «Все шлюпки разбило вдребезги, в щепки, растрепало по небу и морю последние остатки», с помощью других видов предложения, таких как:

  • сложное,

  • двусоставное простое.

  • двусоставное сложное,

  • нераспространенное.


Вот ты и стал автором этих предложений. И как автор объясни, пожалуйста, каковы смысловые и стилистические оттенки составленных предложений? В каком случае, и с какой целью они могут быть использованы?

Я надеюсь, ты знаешь произведения А.С Пушкина, предлагаю одновременно проверить себя на знания односоставных предложений.

Задание 12

Восстанови текст, вставив пропущенные члены предложения их описанием

(Назывное нераспространенное предложение) что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами, (безличное нераспространенное предложение). Утихла ли метель?

Пороша (пр. глаг.) иль (пр. глаг.)? и можно ли постель.

(Неопределенная форма глагола) для седла, иль лучше до обеда.

(Неопределенная форма глагола) с старыми журналами соседа.

Двух зайцев потравив, (глагол, прошедшее время, 1 лицо, множ. число) домой.

Куда как весело. Вот ( имя сущ.): вьюга воет;

Свеча темно горит; стесняя сердце ноет.

По капле, медленно, (глагол наст, вр 1 лицо, ед. число) скуки яд.

(Неопр. личн. нерас. подл.); глаза

А мысли (наречие).

Замечательно!

Спасибо за знание и поэзии А. С. Пушкина, и односоставных предложений.

Задание 13.

Из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» подобрать понравившийся отрывок и адаптировать этот текст к изучаемой теме (т.е. изменить его так, чтобы в нем были простые предложения всех видов).

После стольких удач, во время работы по программе ты подошел к тому, что можешь заменить учителя.

Задание 14.

Представь, что ты учитель русского языка. Тебе необходимо подобрать предложения или текст, чтобы проиллюстрировать тему «Словосочетание. Предложение». Опиши этот текст или набор предложений. Каким он должен быть, с твоей точки зрения, для того, чтобы выполнить свое основное назначение? Каково это назначение?

Задание 15

На мини-модуле поделись как ты работал над программой оцени свою работу.


© 2010-2022