Исследование на тему Живой образ моря в творчестве русских писателей и поэтов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа









Исследование по литературе на тему

«Живой образ моря

в произведениях

русских поэтов и писателей»



Доклад на школьную научно-практическую конференцию «Вода - драгоценный источник жизни»



Автор: Красюкова Карина,

МКОУ Сергеевская СОШ , 11 класс,

Руководитель: Беднякова Инга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы.


2014 год


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(Ф.И.Тютчев)

Слайд 2

Эпиграфом к нашей работе мы взяли строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева. В них поэт нам говорит о «живой» природе, о том, что она «не слепок, не бездушный лик», она «живая», «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык...». И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и многое другое может оживать в произведениях русских поэтов и писателей.

Слайд 3

Цель исследовательской работы: раскрыть и показать образ моря в художественной литературе как образ живой и одушевлённый

Слайд 4

В нашей исследовательской работе мы понаблюдали за тем, как оживает вода, в

частности море, на страницах художественной литературы.

Например, в стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам.

***

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

***

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Итак, море в стихотворении Жуковского предстает как живое существо. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Слайд 5

В стихотворении А.С.Пушкина море- символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:

***

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

***

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Итак, море в стихотворении Пушкина предстает тоже как живое существо.

Слайд 6

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» поэт также наделяет море «живой душой»:


***
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

Итак, в стихотворении Ф.И.Тютчева море также предстаёт в живом образе («ходит», «дышит», «блещет», «празднуешь»).

Слайд 7

В рассказе М.Горького «Мальва» море ярче, образнее воплощает в себе признаки живого существа. Это подтверждают многочисленные олицетворения, которые писатель использует в данном рассказе: «море смеялось», «вздрагивало», «улыбалось», «море было счастливо», «дремотно вздыхая».

Слайд 8

Ёще в одном рассказе М.Горького - «Челкаш» также раскрывается перед нами живой образ моря. Когда Горький описывает сцену кражи «товара» с парохода, море все время является действующим лицом, свидетелем и соучастником происходящего. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, присущими живому существу: «Оно[море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Итак, в данном произведении Горького море не только является живым существом(«дышало», «звучало», «плескаясь», «покачивая», «спало»), но оно также заменило главному герою дом, семью, море для него было чем-то большим

Слайд 9

Вывод

Проведя данное исследование, мы выяснили, что тема моря по-разному раскрывается в произведениях Жуковского, Пушкина, Тютчева и Горького.

У Жуковского море - это, прежде всего, психологический образ, пейзаж души лирического героя.

У Пушкина образ моря понимается шире: это и романтический идеал абсолютной свободы, и стихия творчества, и символ жизненного пути человека.

У Тютчева море - живое существо, которым поэт любуется, удивляется его великой морской стихии, которое способно очаровать и загипнотизировать человека.

У Горького море - это символ чего-то прекрасного в жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного, а также это символ вольной и свободной стихии.

Емкий и богатый красками образ моря меняется от поэта к поэту, отражая своеобразие их творчества. Но все они едины во мнении, что море - это живое существо, способное чувствовать, понимать, думать, любить, неистовствовать.

Мы доказали предполагаемую гипотезу, что образ моря в художественной литературе - это образ живой и одушевлённый.

Спасибо за внимание.

© 2010-2022