- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Доклад РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рассохина Е.П. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Е.П.Рассохина
МАОУ СОШ №17
г. Белебей
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из сложных и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников интерпретации художественного текста.
Не каждое произведение вызывает желание думать, говорить о нем исследователя и тем более непрофессионального читателя. Только произведение, которое заинтересовало и нашло эмоциональный отклик, подвергается толкованию [1] И главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы помочь учащимся не только понять своеобразие литературного произведения, но и увидеть всю красоту художественного слова.
Большую роль в этом играет создание письменных творческих работ - важный этап работы с художественным текстом, позволяющий развивать умение наглядно передавать тему, идею произведения и авторскую позицию посредством написания собственных текстов на основе прочитанного. Подобная работа - попытка оценить литературные образы, понять сюжет произведения.
Творческие письменные работы - это создание собственных художественных произведений. Продолжить сказку или рассказ, сочинить басню - эти задания учащиеся выполняют с удовольствием, так как они дают возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие возможности. Задания можно усложнять: сочинение сказки по заданному заглавию или с заданными героями, подбор эпиграфов к главам прочитанного произведения, написание аннотации, отзыва и т.д. Такие виды работ позволяют учащимся глубже проникнуть в суть произведения, понять его художественные особенности.
После изучения повести А.С.Пушкина "Метель" можно предложить детям написать письмо одному из героев произведения. В письме они должны будут оценить их поступки, высказать свою точку зрения на происходящее.
После прочтения повести А.С.Пушкина "Дубровский" учащиеся получают задание: "сочинить" эпилог к произведению, в котором они должны рассказать о том, что случилось с нашими героями по прошествии 10 лет.
А вот пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" дает возможность учащимся проявить свои творческие способности в разных областях искусства: выбрать понравившийся эпизод, отрежиссировать его и поставить на "классной" сцене; нарисовать декорации к спектаклю и подобрать музыку; написать сочинение-отзыв.
При изучении темы "Родная природа и родина в стихотворениях поэтов 19 века" в 5 классе учащимся нужно выполнить ряд творческих работ: сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению, сочинить (или подобрать) музыку к произведению, составить словарик непонятных слов, используемых поэтами, отметить цветовую гамму, сочинить стихотворение (у кого есть желание и способности к этому роду деятельности).
Можно предложить поделиться на четыре группы: «Нарядная весна», «Щедрое лето», «Золотая осень», «Волшебная зима». Каждая группа должна раскрыть идею выбранного времени года посредством своих работ. В 6 классе это задание можно усложнить: предложить учащимся сделать литературно-музыкальную композицию "Времена года в музыке, живописи и литературе".
Сейчас, в век компьютерных технологий, появилось много возможностей проявить свои способности и таланты. Можно создавать презентации, видео, музыкальные композиции, которые также можно включить в интерпретационную деятельность. Творческая интерпретация позволяет проявить себя любому ученику, независимо от его способностей.
Используя на уроке приёмы интерпретации художественных произведений, учитель одновременно закрепляет с учащимися пройденный материал, развивает творческие способности ребят, формирует литературный вкус юного читателя.
Литература
-
Габбасова С.Х. Интерпретация и анализ - разграничение подходов. Каспийск,2012.