Игра Умники и умницы

 Уже не первый год в рамках программы «Одарённые дети» в техническом лицее №176 проводится   каникулярная школа. Каникулярная школа ещё один путь для   решения задач, стоящих перед лицеем – свободное, гармоничное развитие личности, способной и готовой к интеллектуальному труду на благо общества, умеющей адаптироваться в новых условиях, в которых должен сформироваться квалифицированный работник, профессионал в любой области, ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие.     Каник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уже не первый год в рамках программы «Одарённые дети» в техническом лицее №176 проводится каникулярная школа. Каникулярная школа ещё один путь для решения задач, стоящих перед лицеем - свободное, гармоничное развитие личности, способной и готовой к интеллектуальному труду на благо общества, умеющей адаптироваться в новых условиях, в которых должен сформироваться квалифицированный работник, профессионал в любой области, ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие.

Каникулярная школа Осень -2014 - новый формат. Занятия в два этапа: для учащихся 10-11 классов с привлечением преподавателей ведущих вузов региона и для учащихся 6-9 классов силами преподавателей лицея.

Интеллектуальная игра для учащихся 6-7, 8-9 классов «Умники и умницы» (продолжительность занятия 30 минут)

Лермонтов Михаил Юрьевич

(15 октября 1814 г. - 27 июля 1841 г.)

"... он мыслью с нашим веком слился -

Былых времён великий пленник,

И в наш творящий век явился

Как самый яркий современник..."

Молчанов И


Игра «Умники и умницы» является аналогом одноименной телевизионной игры.

Цель:

способствовать пробуждению у учеников интереса к творчеству М.Ю.Леромонтова, формированию внимательного чтения художественного текста.


Задачи:
-познакомить учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова;
- способствовать развитию внутренней культуры учащихся.


Оборудование: 3 дорожки ( красная, жёлтая, зелёная); ордена (буква «У» на ленте); дипломы золотого, серебряного и шелкового умника, презентация (bk-detstvo.narod.ru/lermontov.html).

Музыкальное оформление: позывные телевизионной игры «Умники и умницы»

В разработке использованы материалы Центральной детской библиотеки г. Большой Камень. bk-detstvo.narod.ru/index.html. Там же можно найти кроссворды, филворды, викторины по творчеству Лермонтова.


Ход игры

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас, неугомонных и активных, и в дни каникул! И сегодня для вас игра - «Умники и умницы». Посвящаем мы её жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Почему? Верно, потому что в этом году юбилей - 200 лет со дня рождения поэта!

Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе. Поэт прожил короткую и яркую жизнь, оборвавшуюся трагически. Ему, убитому на дуэли, не было и 27 лет.

  • Воспитанием юного поэта занималась в основном бабушка, очень его любившая и стремившаяся дать ему все лучшее. В семье Лермонтова говорили исключительно на французском языке, а русский язык поэт изучал при помощи английского преподавателя. Только в 15-летнем возрасте о услышит русские сказки и будет сожалеть, что не слышал раньше, насколько они мелодичны. Однако несмотря на старания бабушки, светлых воспоминаний о детстве у поэта, к сожалению, так и не осталось, хотя осталось отменное образование, которое стало основой для его таланта. Михаил рос болезненным ребенком и, не имея возможности развлекаться с другими детьми, развивал в себе способности к творчеству.


  • Лермонтов, как и Пушкин, был известен своей дерзостью и красноречием. Более того, начинал поэт именно как сатирик. За дерзкий нрав поэта недолюбливали в обществе (ему присваивали такие характеристики, как «неприятный до последней степени», «отталкивающая личность, высокомерно презирающая остальной люд» и т.д.). Мало того, новость о смерти Лермонтова по свидетельству его близкого друга петербургская публика восприняла со словами: «Туда ему и дорога…», а Николай I вообще заявил по этому поводу: «Собаке - собачья смерть».



  • Неудивительно, что остроты Лермонтова не могли остаться незамеченными: поэт за свои 26 лет успел поучаствовать в 3 дуэлях, еще несколько дуэлей удалось отменить в последний момент.



  • Внешность Лермонтова, по свидетельству современников, была не менее отталкивающая, чем его характер: невысокий рост, хромая нога, сгорбленная спина, неприятное лицо, рано начавшая проступать лысина и пр. Даже смех его был недобрым и отталкивающим, а пронзительный тяжелый взгляд поэта не могли выдержать многие мужчины.



  • Современники о поэте: "Он был среднего роста, со смуглым и загорелым лицом и с большими карими глазами... Он был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов, но это было не его призвание, и военный мундир он носил только потому, что тогда вся молодёжь лучших фамилий служила в гвардии(К.Х. Мамацев)


  • Михаил Юрьевич был необыкновенно одарённым человеком. Писать стихи он начал в отроческом возрасте. Ему также была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он мог стать художником: его живописное наследие - работы маслом, акварели, рисунки. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.

Итак, мы начинаем игру и представляем Ареопаг - Совет Старейшин, который определит наиболее активных и начитанных ребят. Именно эти ребята встанут на дорожки. Все же остальные ребята - теоретики.

Итак, члены ареопага - (называются педагоги, родители или приглашенные люди, которые будут следить за игрой).

Начинаем первый тур - каждый имеет право ответить на вопрос, подняв руку. Отвечает тот, кто успел сделать это первым! Правильный ответ - получаете орден умника. Тот кто ответит на большее количество вопросов, получит право ступить на одну из дорожек.

8-9 класс - 12 вопросов викторины по произведениям (презентация взята с сайта bk-detstvo.narod.ru/lermontov.html )

6-7 класс - дополни строчку из стихотворения «Бородино»


  1. Звучал … (булат)

  2. И вот нашли большое …: есть разгуляться где на воле! (поле )

  3. Скажи-ка, …, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (дядя)

  4. И отступили … (басурманы)

  5. Ворчали … : «Что ж мы? На зимние квартиры?» (старики)

  6. … с пёстрыми значками (уланы)

  7. Слуга царю, … солдатам (отец)

  8. Изведал … в тот день немало (враг)

  9. … тряслась - как наши груди (земля)

  10. Смешались в кучу …, люди (кони)

  11. Сквозь дым летучий французы двинулись, как … (тучи)

  12. Вот затрещали … (барабаны)

  13. Недаром помнит вся … про день Бородина (Россия)

  14. … визжала (картечь)

  15. … с конскими хвостами (драгуны)

  16. И было слышно до рассвета, как ликовал … (француз)

  17. Ведь были ж … боевые? (схватки)

  18. Забил … я в пушку туго (снаряд)

  19. В дыму … блестел (огонь)

  20. … наш рождён был хватом (полковник)


А мы переходим к жеребьёвке дорожек.

Теоретики могут дать ответ на вопрос в том случае, если участник с дорожки дал неправильный ответ или совсем не ответил. Поэтому, уважаемые теоретики, приготовьте ваши руки, а внимательный ареопаг будет внимательно смотреть: кто же будет первым.

Кто вспомнит и расскажет любое стихотворение М.Лермонтова, тому первому выбирать дорожку.
В первый тур приглашаются:… (идет жеребьевка)
Помните, что на зеленой дорожке можно ошибиться дважды, но это самый длинный путь к победе: вас могут обойти по желтой и красной. На желтой - вы имеете право на одну ошибку, на красной - ошибаться нельзя. Итак, в путь … Сегодня мы узнаем, кто из вас будет золотым, кто серебряным, а кто шелковым умником. (Если после одного или нескольких туров нет победителя - в конце игры это место может занять теоретик, получивший наибольшее количество орденов за правильный ответ)


Вопросы для "Зеленой дорожки"

6-7 класс

1. Определи стихотворение поэта по набору слов и словосочетаний: в стране далёкой, светлей лазури, одинокой (Белеет парус одинокой)

2. Стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в форме рассказа старого солдата.

3. О чём идет речь в следующем отрывке, назовите произведение: «И странник прижался у корня чинары высокой; / Приюта на время он молит с тоскою глубокой»

4. Герой из произведения Лермонтова этот предмет «точил, ворча сердито, кусая длинный ус» (Штык).

8-9 класс

  1. В каком из произведений Лермонтова герой выходит биться «за святую правду - матушку» ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова")

  2. Первоначально поэма «Мцыри» называлась «Бэри» (монах-груз.) Почему автор изменил название и что оно значит? (Мцыри-послушник, ещё не принявший монашество.)

  3. Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?

  4. У какой российской реки Лермонтов позаимствовал имя для героя своего романа? (Печора)


Вопросы для "Желтой дорожки"

6-7 класс

  1. Определите жанр произведения:

Из ворот выезжают три витязя в ряд,

увы!

Из окна три красотки вослед им глядят:

прости!

Напрасно в боях они льют свою кровь -

увы!

Разлука пришла - и девичья любовь

прости!

Уж три витязя новых в ворота спешат,

увы!

И красотки печали своей говорят:

прости! (баллада)

  1. Город, в котором родился М.Ю.Лермонтов.

  2. Определи произведение по набору словосочетаний: Пустыня, пальмы, студёный ручей, караван («Три пальмы»)

8-9 класс

1. «Ужасная судьба отца и сына /Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт? (Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи).

2. Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я ... »? (Кавказ)

3. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Отечественной войны через сто лет? (Ребята, не Москва ль за нами?! Умрёмте ж под Москвой)

ДОП. Этот предмет, подарок Калашникова жене Алене Дмитриевне, остался в руках у Кирибеевича. (Узорный платок).

Вопросы для "Красной дорожки"

6-7 класс

1. Соотнесите историческую информацию с текстом М.Ю.Лермонтова: 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора

Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. После оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

(Мы молча долго отступали)

2. Какой полководец руководил армией России в сражении под Бородино?


8-9 класс

1. К какому литературному направлению можно отнести поэму «Мцыри»?

2. Оружие Мцыри против барса

(Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...)

Подведение итогов, награждение победителей.



© 2010-2022