- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Игра Умники и умницы
Игра Умники и умницы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бубуёк Т.П. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Уже не первый год в рамках программы «Одарённые дети» в техническом лицее №176 проводится каникулярная школа. Каникулярная школа ещё один путь для решения задач, стоящих перед лицеем - свободное, гармоничное развитие личности, способной и готовой к интеллектуальному труду на благо общества, умеющей адаптироваться в новых условиях, в которых должен сформироваться квалифицированный работник, профессионал в любой области, ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие.
Каникулярная школа Осень -2014 - новый формат. Занятия в два этапа: для учащихся 10-11 классов с привлечением преподавателей ведущих вузов региона и для учащихся 6-9 классов силами преподавателей лицея.
Интеллектуальная игра для учащихся 6-7, 8-9 классов «Умники и умницы» (продолжительность занятия 30 минут)
Лермонтов Михаил Юрьевич
(15 октября 1814 г. - 27 июля 1841 г.)
"... он мыслью с нашим веком слился -
Былых времён великий пленник,
И в наш творящий век явился
Как самый яркий современник..."
Молчанов И
Игра «Умники и умницы» является аналогом одноименной телевизионной игры.
Цель:
способствовать пробуждению у учеников интереса к творчеству М.Ю.Леромонтова, формированию внимательного чтения художественного текста.
Задачи:
-познакомить учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова;
- способствовать развитию внутренней культуры учащихся.
Оборудование: 3 дорожки ( красная, жёлтая, зелёная); ордена (буква «У» на ленте); дипломы золотого, серебряного и шелкового умника, презентация (bk-detstvo.narod.ru/lermontov.html).
Музыкальное оформление: позывные телевизионной игры «Умники и умницы»
В разработке использованы материалы Центральной детской библиотеки г. Большой Камень. bk-detstvo.narod.ru/index.html. Там же можно найти кроссворды, филворды, викторины по творчеству Лермонтова.
Ход игры
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас, неугомонных и активных, и в дни каникул! И сегодня для вас игра - «Умники и умницы». Посвящаем мы её жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Почему? Верно, потому что в этом году юбилей - 200 лет со дня рождения поэта!
Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе. Поэт прожил короткую и яркую жизнь, оборвавшуюся трагически. Ему, убитому на дуэли, не было и 27 лет.
-
Воспитанием юного поэта занималась в основном бабушка, очень его любившая и стремившаяся дать ему все лучшее. В семье Лермонтова говорили исключительно на французском языке, а русский язык поэт изучал при помощи английского преподавателя. Только в 15-летнем возрасте о услышит русские сказки и будет сожалеть, что не слышал раньше, насколько они мелодичны. Однако несмотря на старания бабушки, светлых воспоминаний о детстве у поэта, к сожалению, так и не осталось, хотя осталось отменное образование, которое стало основой для его таланта. Михаил рос болезненным ребенком и, не имея возможности развлекаться с другими детьми, развивал в себе способности к творчеству.
-
Лермонтов, как и Пушкин, был известен своей дерзостью и красноречием. Более того, начинал поэт именно как сатирик. За дерзкий нрав поэта недолюбливали в обществе (ему присваивали такие характеристики, как «неприятный до последней степени», «отталкивающая личность, высокомерно презирающая остальной люд» и т.д.). Мало того, новость о смерти Лермонтова по свидетельству его близкого друга петербургская публика восприняла со словами: «Туда ему и дорога…», а Николай I вообще заявил по этому поводу: «Собаке - собачья смерть».
-
Неудивительно, что остроты Лермонтова не могли остаться незамеченными: поэт за свои 26 лет успел поучаствовать в 3 дуэлях, еще несколько дуэлей удалось отменить в последний момент.
-
Внешность Лермонтова, по свидетельству современников, была не менее отталкивающая, чем его характер: невысокий рост, хромая нога, сгорбленная спина, неприятное лицо, рано начавшая проступать лысина и пр. Даже смех его был недобрым и отталкивающим, а пронзительный тяжелый взгляд поэта не могли выдержать многие мужчины.
-
Современники о поэте: "Он был среднего роста, со смуглым и загорелым лицом и с большими карими глазами... Он был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов, но это было не его призвание, и военный мундир он носил только потому, что тогда вся молодёжь лучших фамилий служила в гвардии(К.Х. Мамацев)
-
Михаил Юрьевич был необыкновенно одарённым человеком. Писать стихи он начал в отроческом возрасте. Ему также была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он мог стать художником: его живописное наследие - работы маслом, акварели, рисунки. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.
Итак, мы начинаем игру и представляем Ареопаг - Совет Старейшин, который определит наиболее активных и начитанных ребят. Именно эти ребята встанут на дорожки. Все же остальные ребята - теоретики.
Итак, члены ареопага - (называются педагоги, родители или приглашенные люди, которые будут следить за игрой).
Начинаем первый тур - каждый имеет право ответить на вопрос, подняв руку. Отвечает тот, кто успел сделать это первым! Правильный ответ - получаете орден умника. Тот кто ответит на большее количество вопросов, получит право ступить на одну из дорожек.
8-9 класс - 12 вопросов викторины по произведениям (презентация взята с сайта bk-detstvo.narod.ru/lermontov.html )
6-7 класс - дополни строчку из стихотворения «Бородино»
-
Звучал … (булат)
-
И вот нашли большое …: есть разгуляться где на воле! (поле )
-
Скажи-ка, …, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (дядя)
-
И отступили … (басурманы)
-
Ворчали … : «Что ж мы? На зимние квартиры?» (старики)
-
… с пёстрыми значками (уланы)
-
Слуга царю, … солдатам (отец)
-
Изведал … в тот день немало (враг)
-
… тряслась - как наши груди (земля)
-
Смешались в кучу …, люди (кони)
-
Сквозь дым летучий французы двинулись, как … (тучи)
-
Вот затрещали … (барабаны)
-
Недаром помнит вся … про день Бородина (Россия)
-
… визжала (картечь)
-
… с конскими хвостами (драгуны)
-
И было слышно до рассвета, как ликовал … (француз)
-
Ведь были ж … боевые? (схватки)
-
Забил … я в пушку туго (снаряд)
-
В дыму … блестел (огонь)
-
… наш рождён был хватом (полковник)
А мы переходим к жеребьёвке дорожек.
Теоретики могут дать ответ на вопрос в том случае, если участник с дорожки дал неправильный ответ или совсем не ответил. Поэтому, уважаемые теоретики, приготовьте ваши руки, а внимательный ареопаг будет внимательно смотреть: кто же будет первым.
Кто вспомнит и расскажет любое стихотворение М.Лермонтова, тому первому выбирать дорожку.
В первый тур приглашаются:… (идет жеребьевка)
Помните, что на зеленой дорожке можно ошибиться дважды, но это самый длинный путь к победе: вас могут обойти по желтой и красной. На желтой - вы имеете право на одну ошибку, на красной - ошибаться нельзя. Итак, в путь … Сегодня мы узнаем, кто из вас будет золотым, кто серебряным, а кто шелковым умником. (Если после одного или нескольких туров нет победителя - в конце игры это место может занять теоретик, получивший наибольшее количество орденов за правильный ответ)
Вопросы для "Зеленой дорожки"
6-7 класс
1. Определи стихотворение поэта по набору слов и словосочетаний: в стране далёкой, светлей лазури, одинокой (Белеет парус одинокой)
2. Стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в форме рассказа старого солдата.
3. О чём идет речь в следующем отрывке, назовите произведение: «И странник прижался у корня чинары высокой; / Приюта на время он молит с тоскою глубокой»
4. Герой из произведения Лермонтова этот предмет «точил, ворча сердито, кусая длинный ус» (Штык).
8-9 класс
-
В каком из произведений Лермонтова герой выходит биться «за святую правду - матушку» ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова")
-
Первоначально поэма «Мцыри» называлась «Бэри» (монах-груз.) Почему автор изменил название и что оно значит? (Мцыри-послушник, ещё не принявший монашество.)
-
Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?
-
У какой российской реки Лермонтов позаимствовал имя для героя своего романа? (Печора)
Вопросы для "Желтой дорожки"
6-7 класс
-
Определите жанр произведения:
Из ворот выезжают три витязя в ряд,
увы!
Из окна три красотки вослед им глядят:
прости!
Напрасно в боях они льют свою кровь -
увы!
Разлука пришла - и девичья любовь
прости!
Уж три витязя новых в ворота спешат,
увы!
И красотки печали своей говорят:
прости! (баллада)
-
Город, в котором родился М.Ю.Лермонтов.
-
Определи произведение по набору словосочетаний: Пустыня, пальмы, студёный ручей, караван («Три пальмы»)
8-9 класс
1. «Ужасная судьба отца и сына /Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт? (Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи).
2. Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я ... »? (Кавказ)
3. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Отечественной войны через сто лет? (Ребята, не Москва ль за нами?! Умрёмте ж под Москвой)
ДОП. Этот предмет, подарок Калашникова жене Алене Дмитриевне, остался в руках у Кирибеевича. (Узорный платок).
Вопросы для "Красной дорожки"
6-7 класс
1. Соотнесите историческую информацию с текстом М.Ю.Лермонтова: 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора
Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. После оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
(Мы молча долго отступали)
2. Какой полководец руководил армией России в сражении под Бородино?
8-9 класс
1. К какому литературному направлению можно отнести поэму «Мцыри»?
2. Оружие Мцыри против барса
(Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...)
Подведение итогов, награждение победителей.