ТЯЖЁЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (8 КЛАСС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Пояснительная записка

Обучение грамоте ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности школьника с интеллектуальными нарушениями.

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, проводится на основе тщательного звукового анализа и синтеза.

Подросток старшего школьного возраста читает печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов и газет, отрабатывает навыки глобального чтения (узнавание) распространенных знаков безопасности, вывесок и информации.

Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

ЦЕЛЬ: научить сознательному чтению и грамотному письму, доступных умственным возможностям школьника.

Задачи.

Учебные: научить читать и понимать прочитанный текст книг, журналов, газет;

- научить грамотно писать и письменно общаться.

Коррекционные: развить речевые навыки для общения и логического словесного выражения своих желаний и просьб.

Воспитательные: воспитать интерес к чтению;

-воспитать способность общаться с окружающими без навязчивости и капризов.

Содержание программы

Письмо 8 класс (68 час в год, 2 час в неделю)

Звуки и буквы

Повторение артикуляторно сходных звуков р-л, твердых, мягких согласных, буквы ь.

Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж) и аффрикат (ч-ть-щ, щ-ть-с).

Слово

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий) по вопросам, правильное употребление их.

Предлоги (над, под). Раздельное написание предлогов со словами, обозначающие предметы.

Закрепление написания имен собственных.

Предложение

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Заканчивание или дополнения предложений по вопросам кто? что? где? Запись их.

Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов.

Проведение зрительных и слуховых диктантов.

Написание по образцу заявления на работу.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Тема

Количество часов

1.

Звуки и буквы

16

2.

Слово

25

3.

Предложение

27


Итого

68ч


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2014 - 2015 г.г.

«ПИСЬМО 8»

( индивидуальное обучение на дому по

Программе для глубоко умственно отсталых детей)

68 час в год, 2 час в неделю


Тема урока

Кол - во час

Дата


Коррек-ка

I четверть (16 час)




Звуки и буквы




1.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в 7 классе по теме: «Звуки и буквы».

1

1.09


2.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в 7 классе по теме: «Слово».

1

5.09


3.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в 7 классе по теме: «Предложение».

1

8.09


4.

Согласные звуки и буквы.

1

12.09


5.

Различение звонких и глухих согласных.

1

15.09


6.

Различение артикуляторно сходных звуков Р-Л.

1

19.09


7.

Твёрдые, мягкие согласные.

1

22.09


8.

Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е, ё, и, ю, я.

1

26.09


9.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.

1

29.09


10.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

1

3.10


11.

Свистящие и шипящие (артикуляция).

1

6.10


12.

Различение свистящих и шипящих с - ш.

1

10.10


13.

Различение свистящих и шипящих з - ж.

1

13.10


14.

Различение аффрикат ч-ть-щ.

1

17.10


15.

Различение аффрикат щ-ть-с.

1

20.10


16.

Повторение пройденного материала по теме: «Звуки и буквы».

1

24.10


II четверть (16 час)




Слово.




1.

Закрепление знаний о словах, обозначающие названия предметов.

1

7.11


2.

Упражнения в определении слов в тексте, обозначающих названия предметов.

1

10.11


3.

Умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это?

1

14.11


4.

Упражнения в выделении в тексте слов, отвечающих на вопрос кто это?

1

17.11


5.

Умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос что это?

1

21.11


6.

Упражнения в выделении в тексте слов, отвечающих на вопрос что это?

1

24.11


7.

Упражнение в различии слов, отвечающие на вопросы что это? Кто это?

1

28.11


8.

Повторение пройденного материала по теме: «Слова, обозначающие предметы».

1

1.12


9.

Закрепление знаний о словах, обозначающие действия.

1

5.12


10.

Умение выделять в тексте слова, обозначающие действия.

1

8.12


11.

Упражнения в определении слов в тексте, обозначающих действие.

1

12.12


12.

Называние действий предметов по вопросу что делает?

1

15.12


13.

Называние действий предметов по вопросу что делают?

1

19.12


14.

Упражнение в различии слов, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?

1

22.12


15.

Умение составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя).

1

26.12


16.

Повторение пройденного материала по теме: «Слово».

1

29.12


III четверть (19 час).




1.

Предлоги. Предлог «над».

1

12.01

2.

Предлог «под».

1

16.01

3.

Нахождение предлогов в тексте с помощью учителя.

1

19.01

4.

Правописание предлогов со словами.

1

23.01

5.

Раздельное написание предлогов со словами, обозначающие предметы.

1

26.01

6.

Повторение пройденного материала по теме: «Предлог».

1

30.01

7.

Закрепление написания имен собственных.

1

2.02

8.

Написание имён собственных (имена, клички).

1

6.02

9.

Написание имён собственных (города, улицы, селения).

1

9.02

Предложение.

10.

Упражнения в составлении предложений по вопросу учителя на заданную тему.

1

13.02

11.

Распространение предложений по картинке.

1

16.02

12.

Распространение предложений по опорным словам.

1

20.02

13.

Повторение пройденного материала по теме «Построение предложения»

1

27.02

14.

Заканчивание предложения по вопросу кто?

1

2.03

15.

Дополнение предложения по вопросу кто?

1

6.03

16.

Заканчивание предложения по вопросу что?

1

9.03

17.

Дополнение предложения по вопросу что?

1

13.03

18.

Заканчивание предложения по вопросу где?

1

16.03

19.

Дополнение предложения по вопросу где?

1

20.03

IV четверть (17 час).




1.

Списывание письменных текстов с классной доски.

1

30.03

2.

Списывание письменных текстов с учебника.

1

3.04

3.

Списывание печатных текстов с классной доски.

1

6.04

4.

Списывание печатных текстов с учебника.

1

10.04

5.

Повторение пройденного материала по теме: «Списывание текстов».

1

13.04

6.

Написание слухового диктанта.

1

17.04

7.

Упражнения в умении заполнить адрес на конверте.

1

20.04

8.

Упражнения в умении заполнить адрес на поздравительной открытке.

1

24.04

9.

Упражнения в умении выбрать поздравление из предложенных текстов (с помощью учителя). Запись в тетради.

1

27.04

10.

Упражнение в составлении поздравительного текста. Запись в тетради.

1

4.05

11.

Упражнение в составлении поздравительного текста. Запись на открытке.

1

8.05

12.

Написание зрительного диктанта.

1

11.05

13.

Деловой текст. Списывание делового текста с образца.

1

15.05

14.

Заявление на работу. Списывание заявления с образца.

1

18.05

15.

Написание по образцу заявления на работу.

1

22.05

16.

Упражнения в написании по образцу заявления на работу

1

25.05

17.

Повторение пройденного материала по теме: «Предложение».

1

29.05


ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДВИЖЕНИЮ В ОБУЧЕНИИ.

Обучение грамоте направлено на то, чтобы научить школьника писать самостоятельно на слух различные несложные слова, по памяти - короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать без ошибок своё имя, фамилию, адрес, составить элементарный текст поздравительной открытки.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ПИСЬМО»

-знание и использование письменных букв;

-написание слогов, предлогов;

-знание и использование правил для написания сложных слов (Ь, Ч-ТЬ-Щ и др.);

-умение составить предложение;

-написание имен собственных;

-различение слов - предметов и слов - действий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1.

Учебник

З.А. Аксёнова Э.В.Якубовская

Русский язык 3 класс

Москва, «Просвещение», 2013

2.

Учебник

А.К.Аксёнова Н.Г. Галунчикова

Русский язык 4 класс

Москва, «Просвещение», 2012

Литература для учителя

составитель-НИИ дефектологии АПН СССР

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей

Москва - 1983


Содержание программы «Чтение» 8 класс

(68 час в год, 2 час в неделю)


Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений русских классиков и советских писателей.

Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.

Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.

Пересказ отрывков из произведений

Н. Калинина «Про снежный колобок»

Т. Пермяк «Для чего руки нужны»

Л. Толстой «Пожарные собаки»

М. Пришвин «Еж»

С. Михалков «Как друзья познаются»

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Тема

Количество часов

1.

Работа с текстом

27

2.

Чтение с соблюдением пауз и пунктуации

13

3.

Чтение газет и журналов

7

4.

Работа с инструкциями

8

5.

Объяснительное чтение текста

13


Итого

68ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧТЕНИЕ 8»

( индивидуальное обучение на дому по Программе для глубоко умственно отсталых детей)

68 час в год, 2 час в неделю


Тема урока

Кол - во час


дата

Коррек - ка

I четверть ( 16 час)




1.

Чтение целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения).

1

1.09


2.

Чтение небольшого текста учебника с пересказом прочитанного по вопросам учителя.

1

5.09


3.

Понятие «план пересказа». Составление плана пересказа прочитанного текста с помощью учителя.

1

8.09


4.

Биографическая справка «Детский писатель Н. Калинина».

1

12.09


5.

Чтение произведения Н. Калинина «Про снежный колобок».

1

15.09


6.

Выделение основного в тексте.

1

19.09


7.

Деление текста на части с помощью учителя.

1

22.09


8.

Составление плана пересказа и краткий пересказ отрывка из произведения Н. Калининой. «Про снежный колобок»

1

26.09


9.

Экскурсия в районную детскую библиотеку. Порядок получения книг из библиотеки.

1

29.09


10.

Экскурсия в районную детскую библиотеку. Правила пользования библиотекой.

1

3.10


11.

Детские газеты. О чём они пишут, для кого и почему. Чтение небольшой статьи.

1

6.10


12.

Деление текста на части с помощью учителя.

1

10.10


13.

Придумывание заголовков к выделенным частям.

1

13.10


14.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Краткий пересказ.

1

17.10


15.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Подробный пересказ.

1

20.10


16.

Повторение пройденного материала по теме «Работа с текстом».


24.10


II четверть ( 16 час)





1.

Чтение с соблюдением пауз.

1

7.11


2.

Чтение с соблюдением пунктуации.

1

10.11


3.

Чтение текста. Составление плана пересказа отрывка. Подробный пересказ.

1

14.11


4.

Чтение текста. Составление плана пересказа. Краткий пересказ

1

17.11


5.

Обобщение пройденного материала по теме: «Чтение с соблюдением пауз и пунктуации».

1

21.11


6.

Биографическая справка «Детский писатель Т. Пермяк».

1

24.11


7.

Чтение произведения Т. Пермяк «Для чего нужны руки ».

1

28.11


8.

Выделение основного в тексте.

1

1.12


9.

Деление текста на части с помощью учителя.

1

5.12


10.

Составление плана пересказа и краткий пересказ отрывка из произведения Т. Пермяк «Для чего нужны руки»

1

8.12


11.

Придумывание заголовков к выделенным частям.

1

12.12


12.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Краткий пересказ.

1

15.12


13.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Подробный пересказ.

1

19.12


14.

Детские журналы. О чём они пишут, для кого и почему. Чтение деловой статьи.

1

22.12


15.

Деление текста статьи на части с помощью учителя. Пересказ по вопросам учителя.

1

26.12


16.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Краткий пересказ.

1

29.12


III четверть ( 19 час)





1.

Чтение деловых статей из газет. Подробный пересказ под руководством учителя.

1

12.01


2.

Чтение деловых статей из журналов. Краткий пересказ под руководством учителя.

1

16.01


3.

Чтение рассказов из газет. Подробный пересказ под руководством учителя.

1

19.01


4.

Чтение рассказов из журналов. Краткий пересказ под руководством учителя.

1

23.01


5.

Чтение печатных инструкций, связанных с уроками труда.

1

26.01


6.

Чтение печатных инструкций, связанных с уроками труда. Подробный пересказ.

1

30.01


7.

Чтение и выполнение печатных инструкций, связанных с уроками труда, после подробного пересказа.

1

2.02


8.

Чтение и выполнение печатных инструкций, связанных с уроками труда, после краткого пересказа.

1

6.02


9.

Биографическая справка «Писатель Л.Н. Толстой».

1

9.02


10.

Чтение произведения Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

1

13.02


11.

Выделение основного в тексте.

1

16.02


12.

Деление текста на части с помощью учителя.

1

20.02


13.

Придумывание заголовков к выделенным частям.

1

27.02


14.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Краткий пересказ.

1

2.03


15.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Подробный пересказ.

1

6.03


16.

Биографическая справка «Писатель М. Пришвин».

1

9.03


17.

Чтение произведения м. Пришвин «Ёж».

1

13.03


18.

Выделение основного в тексте. Деление текста на части с помощью учителя.

1

16.03


19.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Подробный пересказ.

1

20.03


IV четверть (17 час)



1.

Объяснительное чтение художественного текста.

1

30.03


2.

Биографическая справка «Советский писатель В.В. Маяковский»

1

3.04


3.

Чтение произведения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

1

6.04


4.

Выделение главного в тексте. Деление текста на части с помощью учителя.

1

10.04


5.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Краткий пересказ.

1

13.04


6.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Подробный пересказ.

1

17.04


7.

Чтение письменных инструкций, связанных с уроками труда.

1

20.04


8.

Чтение письменных инструкций, связанных с уроками труда. Подробный пересказ.

1

24.04


9.

Чтение и выполнение письменных инструкций, связанных с уроками труда, после подробного пересказа.

1

27.04


10.

Чтение и выполнение письменных инструкций, связанных с уроками труда, после краткого пересказа.

1

4.05


11.

Биографическая справка «Писатель С. Михалков».

1

8.05


12.

Чтение произведения С. Михалкова «Как друзья познаются».

1

11.05


13.

Выделение основного в тексте.

1

15.05


14.

Деление текста на части с помощью учителя.

1

18.05


15.

Придумывание заголовков к выделенным частям.

1

22.05


16.

Составление плана пересказа отрывка под руководством учителя. Подробный пересказ.

1

25.05


17.

Урок обобщения «Объяснительное чтение художественного и делового текста. План пересказа».

1

29.05



ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДВИЖЕНИЮ В ОБУЧЕНИИ

Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы. Подросток должен понимать прочитанный текст,

должен суметь прочитать, понимать и выполнять письменную и печатную инструкцию;

различать на основе понимания глобального чтения указатели, знаки и выполнять их указания.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»

-сознательность чтения;

-выразительность чтения;

-соотнесение текста и иллюстрации;

-изложение текста по вопросам, сюжетным картинкам;

-пересказ текста по вопросам учителя, составленному плану пересказа;

-глобальное чтение, его понимание;

-чтение инструкций, их понимание и выполнение;

- заучивание стихов наизусть.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1.

Учебник

С.И.Ильина, Л.В. Матвеева - Лунёва

Чтение 3кл.

С - Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014

2.

Литература для учителя

составитель-НИИ дефектологии АПН СССР

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей

Москва - 1983


8


© 2010-2022