Конспект занятия по литературе

Цели урока: ·        формировать умения оценивать проблему с разных сторон, понимать и принимать другую точку зрения; всесторонне обсудить тему, провести глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслить  произведение; ·        развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; ·        воспитывать культуру общения. Сегодня предметом нашего обсуждения  является роман  М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» - одно из самых неоднозначных произведений в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект занятия по литературе по теме:



« Герой романа М. А. Булгакова

« Мастер и Маргарита». Кто он? »



































Цели урока:


  • формировать умения оценивать проблему с разных сторон, понимать и принимать другую точку зрения; всесторонне обсудить тему, провести глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслить произведение;

  • развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов;

  • воспитывать культуру общения.

Оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, текст романа.

Оформление:

слайды, музыка, портрет М Булгакова












Ход урока:

I. Сегодня предметом нашего обсуждения является роман М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» - одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе. В этой книге царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Там правит великий бал Сатана и вдохновенный Мастер, современник автора, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы Москвы 20-30 годов прошлого века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни. «Мастер и Маргарита» - это лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, всегда стремится к свету и добру.

О нём спорят со дня издания романа, открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков, служителей церкви.

Точки зрения на проблематику романа различны, иногда прямо противоположны. Мы завершаем изучение романа, и у нас тоже появилась своя точка зрения , появились свои аргументы и свои ответы на вопросы:

  • Что хотел сказать своим романом величайший из писателей- философов 20 века?

  • Кто главный герой романа Булгакова?

Мастер, создавший роман - откровение о Понтии Пилате, прокураторе Иудеи, судившем Иешуа и утвердившем смертный приговор. Воланд - Князь тьмы, зло, которое явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге.

Мастер, угадавший своим романом, что величайшее из всех преступлений на земле - это трусость и предательство…

Маргарита, его возлюбленная, ради любви отказавшаяся от семьи и благополучия…

И поэтому тема нашего урока звучит так:

« Герой романа М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита». Кто он?»

Сегодня мы с вами будем размышлять, логически мыслить, читать между строк, выявить стержневую идею романа, через анализ текста, делать свои выводы и аргументировать их.

Прежде чем приступить к анализу, давайте вспомним, а какова история создания этого уникального произведения?

II. Булгаков работал над романом 12 лет ( с 1928 по 1940 ) . Вначале он хотел написать произведение о Москве 20-30 годов, обнажить все пороки того времени. Одновременно он работал над романом об Иисусе Христе. Его волновал вопрос: почему люди более 2-х тысяч лет назад обрели Христа на гибель?

В какой-то момент он решил соединить эти произведения. Так начал создаваться роман « Мастер и Маргарита» Хотя первые его названия были таковы: « Инженер с копытом», « Чёрный маг».

Работа шла трудно, напряжённо. Булгаков несколько раз переписывал роман, пытался сжечь, но его жена Елена Сергеевна успела выхватить тетрадь из печки. Именно эта женщина стала прототипом главной героини романа - Маргариты. Этот роман являлся смыслом всей жизни Михаила Афанасьевича. Он был болен , почти ослеп, и лишь благодаря стараниям жены роман был напечатан и увидел свет.

В чём необычность этого романа сточки зрения композиции? прочитает уч-ся.

Давайте вспомним, где и как начинается роман ( фильм)

Итак, первый герой - Воланд

Воланд - необычный дьявол. Он наказывает зло и несправедливость, помогает восторжествовать правде и добру.

Что говорит Воланд о себе?

« Я -часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Воланд является центром, связующим звеном романа. Он в центре как в московских главах, так и в потустороннем мире, где он хозяин. Он первопричина всех московских событий, после встречи с ним перерождается пролетарский поэт Иван Бездомный. С него начинается цепь разоблачений бездарных поэтов, критиков, взяточников, лгунов…

Воланд- дьявол, и кажется как злой дух должен только разрушать и наказывать, а он ещё и награждает.

И это одна из загадок романа. Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда и честность. Его справедливость порой бывает очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду.

Можно ли назвать Воланда героем романа ?

Можно. Он носитель зла, но зла, которое несёт справедливое наказание (кого наказывает)

Вывод: Воланд- показывает мир , который погряз во лжи предательстве. Он не абсолютное зло , а зло , которое не только наказывает за трусость и предательство, но и награждает.( в тетрадь).

Ярким представителем добра в романе является Иешуа Га Ноцри.

Кто такой Иешуа?

Иешуа- бродячий философ, из города Гамалы, он для Пилата -преступник, потому что проповедует безумные идеи. Он опасен своими утопическими идеями о царстве истины и справедливости, где не будет власти, ни кесарей, ни какой - либо власти.

Опасен он тем, что верит в преобладание доброго начала в любом человеке.

Уч-ся:

Иешуа - обычный смертный человек, наивный, мудрый, простодушный, он слаб физически, но силен духовно, ни страх , ни наказание не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. ( слайд зачитать уч-лю ).

В чём же суть доброты?

Добрый человек не тот, который не делает зла, а тот, кто творит добро. Доброта- это красота души.

Добро порождает милосердие и справедливость.

Кто же в романе поступился справедливостью, кто поступил в разрез со своей совестью?

Понтий Пилат

Понтий Пилат- это пятый прокуратор Иудеи, сын королевского звездочета, очень богат и наделён огромной властью, но подчиняется императору.

Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека. Пилат прекрасно понимал , что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако прокуратор не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошёл на поводу у толпы и казнил Иешуа. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем, ни ночью. Вот что говорит о Понтии Пилате Воланд: «Он говорит -- одно и тоже, что и при луне ему нет покоя, и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и тоже - лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноци, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удаётся и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил.

Итак, Пилат- трус, Им руководит страх, и хотя он наделен властью, но он зависит от государства. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, жестокий прокуратор Иудеи от радости смеялся и плакал во сне. Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что его действами руководили мелочные страхи.

А теперь рассмотрим образы героев, чьими именами назван роман:

Мастер

Кто такой Мастер и почему он себя так называет?

Историк по образованию, получил 100 тысяч по облигациям, ушел с работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате.

Как произошла встреча Мастера и Маргариты?

Маргарита шла по Арбату и несла в руках жёлтые цветы…

«Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится…

Словом, она была счастлива?

Ни одной минуты!.. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме…ей нужен был он, Мастер…»

«Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила…сразу обоих!»

Можно было ожидать, что такая любовь будет страстной, бурной, пылкой… А у нее оказался спокойный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартирку Мастера, «… надевала фартук… зажигала керосинку и готовила завтрак… Когда шли майские грозы… влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель… В подвальчике слышался смех…». ( зачитать)

Вот так бережно и умиротворенно ведется рассказ об этой любви.

Маргарита не могла бы расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и приходилось думать, уже не будет вообще.

Что же произошло с героями?

Мастер и Маргарита стали единым целым, они были счастливы, но роман Мастера не печатали, он хотел его сжечь, потом попал в больницу для душевно больных, и чтобы помочь ему и отомстить его врагам Маргарита готова на любое преступление.

Она готова продать душу дьяволу и становится ведьмой, королевой великого бала, бала сатаны.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера. ( записать)

И их ожидает вечный покой.

Почему Мастер и Маргарита уходят из жизни?

Мастер- художник, творец, но он беспомощен, не способен на подлость, интриги, не способен существовать в материальном мире. ( записать!)

Мастер сломлен, хочет покоя, он прекращает борьбу.

Мастер не мог выдержать борьбы на земле, поэтому он уходит в свой вечный мир, в последний приют..

Зачитать под музыку.

«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду… Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь… и кто тебя не встревожит… ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к их вечному дому…»

Итог: Сегодня мы говорили о героях романа : о Воланде, Иешуа, Понтии Пилате, Мастере, Маргарите…кто же они? Какую роль каждый из них играет в романе?

Воланд - представитель зла, но карает несправедливость

Иешуа - представитель добра и чистоты

Понтий Пилат - представитель власти, но трус.

Мастер - писатель , не способный существовать в материальном мире.

Маргарита - любящая женщина, способная ради любви пожертвовать собой.

Все эти герои несут свою мораль, свою правду, свою жизненную философию. Каждый из них прав по-своему, и мы не можем их осуждать. Но есть у них и общее качество- все они герои, герои с большой буквы великого романа « Мастер и Маргарита».

III. Работа по написанию сочинения «В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)». Отбор цитатного материала к сочинению. Работа с черновиком. Проверка, правка.

В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

История Понтия Пилата и Иешуа составляет сюжет «романа в романе» - произведения, написанного Мастером. Так сложно построен роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель дает свою версию библейских событий. Они отличаются от оригинальных: в них есть сцена допроса Иешуа - Христа - Пилатом и сцена казни. Но образ Пилата интересует Булгакова не меньше образа бродячего философа. Он раскрывается не сразу - вначале Пилат мучается тяжелой мигренью и не слишком внимателен к арестованному. Но затем мы видим, как он озадачен, как его обуревает целая гамма чувств: интерес к проповеднику, нежелание быть его палачом, страх немилости императора Тиверия. Он пытается спасти Иешуа, даже угрожает первосвященнику, утвердившему помилование другого осужденного, затем старается облегчить Иешуа муки смерти на кресте. Наконец, он приказывает Афранию убить Иуду, отомстив ему за предательство.

Для чего он это делает? Почему так важны для Пилата последние слова казненного? Он жадно читает записки Левия Матвея - разобрав слова о том, что нет большего порока, чем трусость, он вздрагивает, понимая, что это слова о нем. И тоскливая для него мысль о чьем-то непременном бессмертии не дает ему покоя. Воланд говорил Мастеру, что «рукописи не горят». Но не горят и слова, записанные Левием на пергаменте, и получается, что слова Воланда относятся и непосредственно к Пилату. Его трусость сохранена на скрижалях истории, его бессмертие - не бессмертие подвига Иешуа, а бессмертное чувство вечной вины.

Пилат пытается уйти от себя, от своей совести, убеждая себя в том, что этой «пошлой казни» не было, но теперь он неотделим от Иешуа как виновник его гибели. Путешествие с Иешуа по лунной дорожке будет сниться Пилату как освобождение от страшной реальности, но тем более жестоко возвращение в нее и осознание все того же чувства вечной вины - перед Историей.

Булгаков дает Мастеру возможность простить своего героя и завершить роман одним словом: «Свободен!», позволив Пилату пройти рядом с Иешуа по лунной дорожке. Но суд Истории не так великодушен, и имя Понтия Пилата, свирепого правителя Иудеи, осталось в ней навсегда как имя убийцы, осудившего Христа на мучительную казнь.



Использованная литература:


1. Буслакова Т.П. Русская литература 20 века: минимум для абитуриента, - М.: Высш. шк., 1999. - 414с.

2. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

3. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. М., 1991.


Крылова Н.В., МБОУ СОШ № 7, г.Сухой Лог

© 2010-2022