Разработка урока Правописание н и нн в причастиях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кущаковская Тамара Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Уктурского сельского поселения




Приложение № 10

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 7 КЛАССЕ





























Тема урока: правописание не с причастиями.

Цели урока:

Познавательные: знакомство с правилами правописания не с причастиями; формирование навыка обозначения этой орфограммы и условий ее выбора.

Развивающие: развивать умение осуществлять основные мыслительные операции; выделять главное в познавательном объекте; развивать орфографический навык правописания не с причастиями.

Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности: активность, целеустремленность, сотрудничество.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: эвристическая беседа.

Метод обучения: проблемный.

Оборудование: таблица "Правописание не с причастиями", презентация, карточки.

ХОД УРОКА

I этап (организационный)

Цель: создать учебную ситуацию перехода ученика в пространство учебной деятельности; проверить готовность учащихся к уроку.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочу начать четверостишием стихотворения С.Маршака "Пожелание друзьям".

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет!

- Пожелайте успехов друг другу (хлопки в ладони с соседом по парте).

- Ребята, обратите внимание на эпиграф урока, записанный на доске.

Человек, (не) желающий мыслить,

закрывает вход в будущее.

Л.Н. Толстой

- Объясните смысл этого предложения.

- В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?

(Причастие)

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

Ученик:

- Нет, мы не знаем правил правописания не с причастиями.

Учитель:

- Откройте тетради и запишите тему урока "Правописание не с причастиями".

II этап (актуализация знаний)

Цель: Актуализация изученных способов действия, необходимых для построения новых знаний; выявления затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

Учитель:

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает текст с лингвистической сказкой "Фамильная ненависть". Вам необходимо раскрыть скобки. Потом каждая группа подготовит сообщение о правописании не с различными частями речи. Руководитель группы вытянет жребий, в котором указана часть речи (существительное, прилагательное, глагол).

Примеры записывайте на доске.

(На экране слайд 1. Сказка "Фамильная ненависть").

Давно это было. Никто (не) вспомнит сейчас, почему частица не была такой капризной и (не) послушной. Глаголы она отвергала с (не) годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе!

Смиряла свою гордость (не) воспитанная частица только тогда, когда глагол без не терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно. Она и с другими частями речи была далеко (не) ласковой. Вела себя по отношению к ним (не) дружелюбно. Она то дружила с ними, то старалась держаться от них подальше. Такое поведение части речи считали (не) доверчивым, а подозрительным.

(Выступление групп, "делегатов" избирают сами ученики).

Учитель:

- Вы прекрасно справились с заданием. Почему быстро и безошибочно решили поставленные задачи?

Ученик:

- Мы знаем правила правописания не с существительными, прилагательными, глаголами.

Учитель:

- Давайте еще раз вернемся к девизу нашего урока. Какой частью речи является (не) желающий?

Ученик:

- Это причастие.

Учитель:

- Как напишем это причастие с не?

Ученик:

- Мы не знаем правил правописания не с причастиями.

III этап (постановка учебной цели)

Цель: обсуждение затруднений: чего мы не знаем о правописании не с причастиями.

(Слайд 2 с формулировкой цели)

Учитель:

- Какие у вас есть версии решения данной проблемы?

IV этап (открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднения)

Ученик:

- Обратиться к учебнику и изучить правило.

Ученик:

- Понаблюдать правописание не с причастиями в различных ситуациях.

Учитель:

- Работать будем в парах.

(Слайд 3)

Найдите причастие среди следующих слов:

ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, ненавидящий, недоумевать, неряшливый, невзлюбила.

Учитель:

- Какие слова вы выписали?

Ученик:

- Негодующий, ненавидящий.

Учитель:

- Почему они пишутся слитно?

Ученик:

- Они не употребляются без не.

Учитель:

- Значит, мы можем сделать вывод об одном случае правописания не с причастиями.

Ученик:

- Причастия с не пишутся слитно, если слово без не не употребляется.

Учитель:

- А теперь посмотрим еще один случай: не сделанная, а начатая работа.

Ученик:

- Пишем раздельно, потому что есть противопоставление с союзом а.

Учитель:

- Не сделанная мною работа.

А в этом случае?

Ученик:

- Есть зависимое слово.

Учитель:

- А теперь проверьте свои наблюдения и выводы по учебнику.

(Слайд 4 - алгоритм написания не с причастиями)

V этап (первичное закрепление)

Цель: применение нового знания.

Способы: работа в парах.

Учитель:

- Так как мы напишем причастие из девиза?

Ученик: (по алгоритму). Есть зависимое слово, поэтому пишем раздельно.

(Слайд 5)

Учитель:

- А как мы напишем данные причастия?

(Не) замеченная ошибка; гласные, (не) проверяемые ударением; решение (не) продумано; (не) годующий крик; (не) обжитый строителями, а заброшенный край.

VI этап (самостоятельная работа с самопроверкой)

Цель: каждый учащийся должен сделать вывод, что он умеет.

(Письменная работа, упражнение №102).

Методы: самоконтроль, самооценка.

Учитель:

- Ребята, отгадайте загадку "Поле не меряно, овцы не считаны, месяц рогат".

Ученик:

- Небо, звезды, луна.

Учитель:

- Как напишите причастие?

Ученик:

- Раздельно, они краткие.

VII этап

Цель: осознание учениками своей учебной деятельности, самооценка.

Учитель:

- Какую задачу ставили? Удалось ли ее решить?

(Слайд 6. Незаконченные фразы)

Мы вспомнили, что...

Мы поняли, что...

Было интересно...

Вызвало затруднение...

Было сложно...

Нужно выучить...

VIII этап (домашнее задание)



© 2010-2022