Урок литературы для 8 класса по теме «Тарас Бульба»

Данный урок проводится в 8 классе как завершающий.   Урок начинается с «мозгового штурма». Чтобы понять суть индивидуального конфликта, дети выполнили проекты дома и защитили во время урока.  Выдержка из текста: Ход урока: I. Мозговой штурм (проводит ученица) Как называется сборник, в который входит повесть «Тарас Бульба»?(«Миргород») Н.В. Гоголь сравнивает Андрия в бою на стороне поляков с (псом) Как изменяется характер Тараса после гибели Остапа? (становится беспощадным к врагам) О ком это? Уч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе в 8 классе

Две правды в повести Гоголя «Тарас Бульба»


Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы

Середкина Елена Алексеевна







Цель: разъяснить сложность идеи, неразрешимость конфликта повести. Понять, какова основная мысль, идея повести. Развивать навыки сравнительного анализа характеров героев.

Заставить задуматься над ключевыми понятиями: Отечество, товарищество, любовь.





Ход урока:

I. Мозговой штурм (проводит ученица)

  1. Как называется сборник, в который входит повесть «Тарас Бульба»?

(«Миргород»)

  1. Н.В. Гоголь сравнивает Андрия в бою на стороне поляков с (псом)

  1. Как изменяется характер Тараса после гибели Остапа? (становится беспощадным к врагам)

  1. О ком это?

Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом... (Андрий)

  1. Кому принадлежит фраза: «Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! (Тарас)

  1. Чей это портрет?

Навесил он ещё ниже на очи свои хмурые, исчерна - белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы...

(Тарас)

  1. Кто это сказал и о ком?

Нет из нас никого, равного ему в доблести.

(Бовдюг о Тарасе Бульбе)

  1. Кто это?

И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

(Остап)

Учитель: Сегодня у нас завершающий урок по повести Гоголя «Тарас Бульба». Мы уже прочитали повесть, познакомились с главными героями, с их поступками и характерами, с развитием действия, проанализировали главы, написали творческие работы. Теперь мы подведём итоги, постараемся ответить на главный вопрос.

? Какова основная мысль, идея повести.

Подумать ещё раз над такими понятиями, как отчизна, товарищество. В чём состоит правда Андрия и в чём правда Тараса? Услышать голос автора.


Учитель: своеобразие повести состоит в том, что перед нами двойной конфликт.


Словарная работа (в тетради записи)

Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие.

Идея - основная, главная мысль, определяющая содержание, замысел писателя, его отношение к изображаемым событиям.

Конфликт

Урок литературы для 8 класса по теме «Тарас Бульба»

Политический индивидуальный

Противоборствующие силы

политического конфликта

Урок литературы для 8 класса по теме «Тарас Бульба»

Запорожская Сечь, ляхи

казаки турки Тарас Бульба Андрий

татары

Как получилось, что в одной семье выросли разные дети, почему у Андрия такая судьба? Чем он отличается от своего отца? От других казаков?

Представление проекта

Давайте обратимся к творческой работе Люды, которая выполнила свои проекты- герб Тараса Бульбы и Андрия.

- Люда, что ты нарисовала и почему?

Вывод:

На гербе Тараса мы видим символы воинского дела: мечи, палицы, крест- символ веры, бутылки и чарки, символизирующие разгульную и свободную жизнь, орудия труда, трубка. Для Тараса главное- вера, товарищество, отчизна, труд.

Вывод: Андрий не такой, он отличается от Тараса.

II. Работа с карточкой. Групповая работа.

Среди предложенных слов, с помощью которых Гоголь описывает характеры героев, выберите те, которые относятся к Андрию (подчеркните их одной чертой) и Тарасу (подчеркните их двумя чертами), дополните своими примерами.

Жалостливость, верность, впечатлительность, эмоциональность, смелость, храбрость, решительность, жесткость, властолюбие, легкомыслие, преданность, хитрость, вспыльчивость, упрямство, прямота, одиночество, потребность в любви, слабость духа, стойкость духа, любовь к отчизне, предательство.

Вывод: Выполняя работу, вы второй раз убедились, что Андрия нельзя охарактеризовать однозначно. Это сложный и интересный человек. Андрий и Тарас -совершенно разные люди.

III. Работа в группах

Как же можно оценить поведение Андрия, его поступки?

1. Как автор относится к поступку Андрия?

2. Как автор относится к Тарасу, Остапу? 3. Как вы относитесь к поступку Андрия?


Вместе: Кто виноват в том, что судьба Андрия сложилась именно так? Кто или что тому виной?

  • Любовь

  • Великая власть женщины

  • Непохожесть Андрия на других казаков

  • Сам Андрий виноват

  • Злая судьба

Вывод: Действительно, вы по-разному восприняли характеры и поступки героев. В своих ответах вы снова подчеркнули непохожесть Андрия и Тараса. Но главные их разногласия связаны с пониманием слов ОТЧИЗНА и ТОВАРИЩЕСТВО.

IV. Творческая работа «Что такое отчизна и товарищество для вас?» (в тетрадях)

(Товарищество: близость, поддержка друзей, взаимопомощь, ответственность перед друзьями, желание быть вместе, взаимопонимание, ...)

(Отчизна: родина - матушка, отечество, место, где ты родился, защита от врагов, забота о чистоте, развитие отечества, самое лучшее место на земле, где тебя ждут...)

? Что такое товарищество для Тараса?

(чтение наизусть речи о товариществе)

? Что такое товарищество и отчизна для Андрия?

(подготовленное чтение отрывка из текста)

«... А что мне отец, товарищи и отчизна... И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

?Как Гоголь относится к поступку Андрия? Найдите в тексте соответствующий отрывок и постарайтесь услышать голос автора.

«И погиб казак ... породил на позор себе такого сына»

Вывод (учитель): Мы расслышали голос автора и поняли, что Гоголь очень жесток по отношению к Андрию, и его слова можно охарактеризовать как приговор?

Прав ли автор?

Какие проступки совершил Андрий?

(ушёл из стана запорожцев, унеся мешок хлеба в стан врагов. Зная о приближающейся опасности, даже не вспомнил о своих товарищах. Перешёл в войско врага. Обещал прогнать запорожцев. Отрёкся от отца, брата, друзей. Воевал против своих. Очень полюбил панночку. Уступил своему чувству, чтобы быть счастливым. Т.е. очень много проступков он совершил, но... )

? Разве можно за это убить? Согласны ли вы со словами Янкеля: «За что ж убить? Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл» и со словами Тараса: «Пропал, как подлая собака»

Выводы (учитель): Для Гоголя ответ бесспорен и однозначен. Мы же с вами должны принять собственное решение. Это трудно. С одной стороны, Андрий -свободный человек и имел право распорядиться своей судьбой. С другой стороны, во все времена предательство товарищей и родины считалось позором.

Но можно ли оправдать Андрия? Виноват ли он в том, что любовь его была сильнее долга? Верен ли его выбор: предать отчизну, чтобы защитить любовь, - или нужно было остаться верным родине и отказаться от любви.

В чем трагедия Андрия?

В чем трагедия Тараса?

На чьей же стороне Гоголь?

V. Подбор эпиграфа к повести.

Цель: Подобрать короткое высказывание (афоризм), которое поможет нам найти истину, услышать голос автора, понять главную идею повести.

  • Сам погибай, а товарища выручай

  • Один за всех, все за одного

  • Худую траву с поля вон.

Значит, основная мысль, идея повести - дружба, товарищество, приверженность своей вере, любовь к родине.

На карточках у вас цитаты знаменитых писателей. Прочитайте, задумайтесь и сделайте свой вывод, о ком это, к кому они относятся? (записать их в тетради)

  • Жизнь - долг, обязанность. Следовательно, любовь - тоже долг ... (И. Гончаров)

  • Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский)

VI. Рефлексия.

VII Д/з Подготовиться к сочинению. Темы вам даны.


© 2010-2022