Программа по литературе 6 класс

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов: 1.                              Государственный стандарт   основного общего и среднего   общего образования.   Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г  № 1089. 2.                              Авторская программа: Г.В. Москвин, Н.Н Пуряева, Е.П. Ерохина. – М.: Вентана – Граф. 2013 3.                              Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.

  2. Авторская программа: Г.В. Москвин, Н.Н Пуряева, Е.П. Ерохина. - М.: Вентана - Граф. 2013

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  4. Учебный план на 2014-2015 учебный год

Программа соответствует учебнику. Москвин Г.В. Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2014

Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений в единстве формы и содержания;

- умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображённых событий, характеров;

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, инсценирование произведений;

Рабочая программа по учебному плану лицея рассчитана 2 недельных часа, т. е. на 68 часа. Авторская программа - 105 часов. Из программы исключены как ранее изученные произведения. Изменения отражены в тематическом планировании.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Содержание учебного материала

Кол-во часов по примерной (авторской) программе

Кол-во часов по рабочей программе

Литература как искусство слова

1

1

Как появилась поэзия и проза

22

14

Истоки и вершины

9

9

Классические образцы поэзии и прозы

13

5

О чем рассказывает литературное произведение

28

22

Герой литературного произведения

13

16

Тема литературного произведения

6

6

Внеклассное чтение

4


Подготовка, написание и анализ сочинения

3


Диагностическая работа

2


Литература: мир вопросов и ответов

38

36

Как человек понимает мир и себя

7

7

Как отражается таинственное в судьбе человека

6

7

Как человек относится к людям и ко всему живому

14

11

«Вечные темы». Социальная проблематика литературное произведения.

11

11

Внеклассное чтение

3


Подготовка, написание и анализ сочинения

9


Диагностическая работа

2


Контрольные работы


3

15

Резерв

2


Итого

105

68



3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема. Идея. Понятия «сюжет» и «композиция».

Как появилась поэзия и проза

Истоки и вершины

Былина «Садко».

Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герой.

Классические образцы поэзии и прозы

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа.

А.С. Пушкин. слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Парус», «Утес». Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

О чем и о ком рассказывает литературное произведение

Герой литературного произведения

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении.

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник». Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре». Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.

Тема литературного произведения.

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» (Отделкой золотой…). Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша». Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.

С. А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Там, где капустные грядки», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворение «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Литература: мир вопросов и ответов

Как человек понимает мир и себя.

Лирический герой.

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворения.

Дж. Г. Байрон. Слово о писателе. Стихотворение «Душа моя мрачна», «Прометей». Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет. Я не Байрон…». Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения. Стихотворение «Ангел». Лирическая история души. Трехстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

Как отражается таинственное в судьбе человека. Идея и проблематика литературного произведения

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь». Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

Народная баллада «Черный ворон». А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе стихотворение «Ворон». Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы». Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.

Как человек относится к людям и ко всему живому.

Нравственная проблематика литературного произведения.

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на елке». Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник». Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

В.А. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». «Послушайте!». Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения.

«Вечные темы».

Социальная проблематика литературного произведения.

Отношение к людям в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда». Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест).

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (глава 9 «Кукла»). Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.

С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.



4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы в 6-ом классе ученик должен

знать/понимать:

- содержание изученных произведений

- образную природу словесного искусства

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков

- изученные теоретико-литературные понятия.

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст

- выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

- выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать произведение (или фрагменты)

- владеть различными видами пересказа

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения











5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5.1. Список основной учебной литературы

1. Москвин Г.В. Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2014.

5.2. Список методической литературы

1.Авторская программа: Г.В. Москвин, Н.Н Пуряева, Е.П. Ерохина. - М.: Вентана - Граф. 2013.





Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

протокол №

от «_____»__________20___

Зав.кафедрой_________________



Согласовано Зам.директора по УВР

«_____»__________20___

9

© 2010-2022