Конспект по русскому языку в 3 классе. Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по русскому языку в 3 классе.

Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова».

Цель: познакомить с особенностями произношения парных согласных на конце слова;

развивать умение дифференцировать глухие и звонкие согласные;

воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: таблички с буквами, карточки с парами слов, предметные картинки, конверт со словами для игры «Путаница», учебники, тетради.

Ход урока.

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Давайте за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Пусть тепло улыбок

Согревает вас

Ведь мы добрый,

Дружный класс.

II Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем изучать звонкие и глухие согласные на конце слова. Речь на уроке пойдёт о том, что парные согласные большие озорники. - А почему, это мы попытаемся выяснить.

- Открываем тетради и записываем число, месяц, классная работа.

III Минутка чистописания.

- У вас на партах лежат таблички с буквами. Определите буквы, которые будем писать. В таблице они встречаются чаще, чем другие.

Г

О

Ж

К

Д

А

К

Ы

Ф

Г

К

Ш

Г

Ж

З

Х

Г

Щ

К

М

С

И

К

Т

Г

- Какие это буквы?

- Сколько раз встречаются? (Г и К - по 5 раз)

- Написание каких букв мы повторяем? (парные согласные)

Вы писали, волновались

И, конечно, все старались.

Вы буквы лучшие найдите,

Скорее в кружок их обведите.

IV Подготовка к восприятию нового материала.

Прочитайте вслух записанные на доске пары слов.

Бой - пой

Жар - шар

Вода - фата

Дом - том

Гол - кол

Зуб - суп

- Прочтите ещё раз первую пару слов. Чем слова схожи? Чем отличаются? (все слова начинаются с согласной).

- Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Запишите их буквами. Какие буквы записали?

- Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику данным звукам. (это звонкие согласные)

- Как произносятся звонкие согласные? ( звонкие согласные произносятся с голосом и шумом)

- Произнесите первые звуки правого столбика. Запишите соответствующие буквы. Дайте характеристику данным звукам. (это глухие согласные)

- Как произносятся глухие согласные? (глухие согласные произносятся только с шумом)

- Образуйте из записанных вами букв пары. Запишите буквы парами.

Учитель делает запись на доске.

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

- Каждый звонкий согласный с соответствующим глухим образует пару: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Сейчас мы выясним, почему парные согласные являются большими озорниками.

V Изучение нового материала.

- Ребята, на доске у нас картинки. Рассмотрите их. Прочитайте название предметов ( поезд, енот, лев, шарф, пирог, лук).

- Произнесите слово и выделите последний звук в слове. Какой это звук звонкий или глухой?

( анализируется каждое слово)

- Назовите слова, на конце которых пишутся и произносятся глухие согласные. ( енот, шарф, лук)

- Как произносятся глухие согласные на конце слов?

- Назовите слова, на конце которых пишутся звонкие согласные, а произносятся глухие?

- Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (на конце слова звонкие согласные произносятся как глухие)

Сейчас проверим, правильный ли вывод мы сделали. Откройте учебник на странице 84 и прочитайте правило.

- Как произносятся звонкие согласные на конце слов?

Физминутка.

VI Первичное закрепление изложенного.

1.Работа с книгой.

Откройте учебник на странице 84, найдите упражнение №1

- Прочитайте задание, что нужно сделать?

(Спишите названия предметов. Подчеркни последнюю букву.)

Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях.

- Прочитай первые два названия предметов (гриб - укроп). Спиши, подчеркни последнюю букву.

- В слове гриб какую последнюю букву подчеркнули? (букву Б)

- Как она произносится? (как глухой [ п])

- В слове укроп какую последнюю букву подчеркнули? (букву П)

- Как она произносится? (как глухой [п])

- Назови слово на конце которого пишется звонкий согласный, а произносится глухой. (гриб)

(Затем следующий ученик у доски анализирует следующую пару слов )

- Как произносятся звонкие согласные на конце слов?

Молодцы, вы справились с заданием.

2. Игра «Путаница».

- Ребята, что же делать? У меня в конверте все слова перепутались. Помогите разобрать. Выберите слова, на конце которых пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук.

(дети по одному подходят к учителю и выбирают слова; вешают их на доску и анализируют)

- Прочитайте выбранное слово. Какая буква пишется на конце слова, а произносится какой звук?

- Прочитайте выбранные слова. ( дуб, мороз, сапог, арбуз, ёж, сугроб, завод, пруд, нож, гараж, лев, дед)

- Как произносятся звонкие согласные на конце слова?

-Запишите слова в тетрадь и подчеркните звонкий согласный на конце слова.

VII Задание на дом.

Ребята, запишите в дневники домашнее задание: страница 84 упражнение №2.

Откройте и прочитайте дом. задание.

- Даша, прочитай задание вслух.

- Что нужно сделать в дом. задании?

1 группа - выполнить всё;

2 группа - выполнить четыре слова.

VIII Итог урока.

- Назовите парные звонкие и глухие согласные?

- Как произносятся звонкие согласные на конце слов?

Молодцы, мне понравилось, как вы работали на уроке. Все были внимательны, активны.





© 2010-2022