Обобщение опыта работы по теме Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности обучающихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение

опыта работы по теме

«Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности обучающихся»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Макеевская СОШ»

Рыльского района Курской области

Азаровой Марины

Алексеевны


Обобщение опыта работы по теме Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности обучающихся

Обобщение опыта работы по теме:

«Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности обучающихся»

1 Актуальность опыта

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречий между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем.

Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности стало основой становления моего педагогического опыта

2.Условия возникновения и становления опыта

  • внедрение новых педагогических технологий в работу;

  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопережи­вание, соучастие и т.д.;

  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые бу­дут увлекать учащихся;

  • накопление краеведческого материала;

  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;

  • наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного ин­тереса детей к изучению предметов.

3. Цель педагогического опыта:

Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

4. Описание опыта

Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания.

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3)эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лекцию, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игру, урок-КВН, урок-презентацию с использованием компьютера. Такие уроки позволяют одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.

Уроки-практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое

не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких

тестов использую мультимедиа.

Сегодня, я считаю, компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в классе, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

  1. При объяснении нового материала для максимального его усвоения.

  2. Для оптимального закрепления изученного материала.

  3. Для улучшения контроля знаний учащихся.

  4. Для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым средством в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно-различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом - рисунки, картины, фотографии, а также опорные схемы и алгоритмы. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, - они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

Другое направление - это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Роль внеклассной работы по предмету в формировании познавательной активности учащихся.

Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и законо­мерности изменений. Оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащих­ся и широком спектре содержания.

Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету по­вышает требования к учителю на уроке. Возрастающий интеллектуальный фон и эмоциональное отношение к предмету классных коллективов за счет ребят, постоянно участвующих во внеклассной работе, создает более благо­получные условия для повышения качества знаний и усиления воспитываю­щего воздействия содержания учебного предмета, а это требует от учителя постоянного обогащения своего арсенала методов и средств обучения.

Вне­классная работа, таким образом, оказывает влияние не только на развитие учащихся, но и на профессиональное становления учителя, она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Степень проявления творческой активности детей в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях достаточно большая. Так обучающиеся школы - постоянные участники предметной недели ШМО гуманитарного цикла, Всероссийских олимпиад школьников, внеклассных школьных мероприятий по русскому языку и литературе, конкурсов, проводимых на муниципальном этапе «Гренадеры, вперёд!» и «Искусство слова», где обучающиеся школы были победителями и призёрами; также обучающиеся приняли участие во Всероссийском литературном конкурсе «Дети Гоголя».

2015 год Президентом Российской Федерации В.В.Путиным был объявлен Годом литературы в России. В связи с этим в школе проводились различные мероприятия.

План проведения Года литературы

в МБОУ «Макеевская средняя общеобразовательная школа

№ п п

Тема мероприятий

Сроки

Ответственные

1.






2.

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова «Мне нужно действовать».

Оформление стенда, посвящённого Году литературы в России.

Январь





Январь

Азарова М.А.

Константинова Е.О.

Гаврилова Н.Ф.



Азарова М.А.


3.

«Фет - тонкий лирик»

(Просмотр фильма, презентация)

Февраль

Залогина О.В.

4.

М.А.Шолохов. Жизнь и творческий путь. (Презентация, беседа).

Март

Азарова М.А.

5.

Просмотр кинофильма «Судьба человека»

Март

Залогина О.В.

6.

Участие в районном конкурсе «Гренадеры, вперёд!»

Апрель

Билибина В.Н.

Азарова М.А.

7.

Участие в районном конкурсе творческих работ «Крым в творчестве курских школьников»

Май

Азарова М.А.

Билибина В.Н.

8.

Участие во Всероссийском конкурсе «Дети Гоголя»

Март - апрель

Билибина В.Н.

Залогина О.В.

Азарова М.А.

9.

Участие во Всероссийском конкурсе сочинений.

Сентябрь

Билибина В.Н.

Залогина О.В.

Азарова М.А.

10.

Участие в районном конкурсе творческих работ «Искусство слова».

Октябрь

Билибина В.Н.

Азарова М.А.

11.

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина «Россия, сердцу милый край».

Октябрь

Азарова М.А.

Константинова Е.О.

Гаврилова Н.Ф.

12.

Подведение итогов Года литературы.

Декабрь

Билибина В.Н.

Залогина О.В.

Азарова М.А.


Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус­пеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Ус­пех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления труд­ностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский.

Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная воз­можности, сильные и слабые стороны школьников стараюсь давать посиль­ные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления.

Успех в учебной и внеучебной деятельности - это эффективное средство са­моутверждения учащихся. С появлением успеха внешние стимулы - подбад­ривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутрен­нее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления.


© 2010-2022