- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку по теме «Корни с чередованием букв Е-И»
Конспект по русскому языку по теме «Корни с чередованием букв Е-И»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калинина Л.И. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий урока Калининой Людмилы Ивановны учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 4 г.Асино Томской области
Урок русского языка с использованием ИКТ в 5-м классе по теме:
«Корни с чередованием букв Е-И.»
Тема: Корни с чередованием букв Е-И.
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учащийся
Класс: 5 класс
Предмет: Русский язык
Цель урока: видеть корни с чередованием, отличать их от других корней с чередованием, правильно писать, графически обозначать.
Задачи:
Образовательные: формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Развивающие: развитие наблюдательности, орфографической зоркости, умение анализировать, высказывать и доказывать свои мысли.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к русскому языку.
Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.
Познавательные УУД:
1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Попутное повторение: правописание гласных О-А в корнях с чередованием ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС; суффиксов -ова- - -ева-, -ива- - -ыва-.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Учащихся в классе: 24
Используемые учебники и учебные пособия:
М.М.Разумовская, С.И.Львова. В.И.Капинос "Русский язык". Учебник для 5 класса
Используемая методическая литература: Е.М.Сергеева «Тесты по русскому языку», «Поурочные планы по программе Разумовской».
Используемое оборудование:
учебник, компьютер, тестовые задания, сигнальные карточки, опорный конспект по теме урока, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, программа OPTIVOTE.
Ход урока
I.Организационный момент.
I I. Актуализация изученного, проверка домашнего задания.
А) орфоэпическая разминка
Каталог, мастерски, обеспечение, ворота, звонит, банты, торты.
Б) Монологический ответ по теме: «Гласные в суффиксах глаголов-ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)».
В) Взаимодиктант
1 вариант: советовать, рассказывать, рассматривать, настаивать.
2 вариант: разглядывать, беседовать, потчевать, оценивать.
Г) работа по карточкам
Задание: разобрать по составу слова
давать, советовать, рассказывать.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения
Художник Илья Репин рассказывал, как в детстве он делал фигурки из воска.
Упражнение на лексическую сочетаемость слов.
Задание:подобрать к словам подходящие по смыслу глаголы с корнем-лаг-; указать для глагола его видовую пару.
Помощь, услугу, дружбу - предлагать, предложить.
I I I. Работа по сигнальным карточкам
-
Положить
-
Расположение
-
Предполагать
-
Полагать
-
Слагаемое
-
Росток
-
Отрасль
-
Выращенный
-
Подросли
-
вырастает
IV Определение проблемы урока
Подберите к словам антонимы
-
отпереть
-
отпирался
-
отпер
-
Запереть
-
Запирался
-
запер
Чтение правила на стр.217
Весёлая рифмовка к правилу, запомни на выбор.
1. Если после корня - а,
В корне будет и всегда!
(Вот пример запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»)
2. Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал, -
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.
V Закрепление материала
-
Упражнение 611
-
Устная работа со словами на слайде.
-
Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать.
-
Работа в программе программа OPTIVOTE( тайное голосование при помощи пультов).
Выбрать вариант ответа: Е- И?
После завершения сессии ребята выставляют оценки в дневник.
-
Соб..рать ягоды
-
Бл..стит на солнце
-
Зад..рать голову
-
Ст..реть надпись
-
Бл..стает умом
-
Расст..лил коврик
-
Разж..гать костёр
-
Зап..раю дверь
-
Проб..раемся к реке
-
Ст..рать с доски
Задание для любознательных
-
Ира и Кира - неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово - собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.
VI Подведение итогов, рефлексия
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?
-
С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?
-
Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?
-
Какую вы себе оценку ставите за урок?
VII Домашнее задание.
-
Параграф 75
-
Упражнение на выбор:
-
Упр. 612 или 613, придумать словарную диктовку из пяти словосочетаний по пройденной теме.